Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
вободненского района
от 13.07.2022 N 466
Положение
о системе оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Свободненского района
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Амурской области от 06.03.1997 N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Настоящее Положение определяет состав, структуру, основные задачи и порядок создания, задействования системы оповещения и информирования населения Свободненского района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Свободненского района (далее - Система оповещения).
Понятия, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными нормативными правовыми актами Российской области, Амурской области и Свободненского района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера.
Система оповещения Свободненского района включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АОТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и АОТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Границей зоны действия Системы оповещения являются административные границы Свободненского района.
Система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
Система оповещения должна технически и программно сопрягаться с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения Амурской области (далее - РАСЦО), локальными системами оповещения (далее - ЛСО), создаваемыми дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения
Система оповещения населения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения Свободненского района, органов управления и сил гражданской обороны, Свободненского районного звена АОТП РСЧС.
Основной задачей Системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
1) руководящего состава гражданской обороны и территориального звена АОТП РСЧС;
2) дежурно-диспетчерских служб организаций;
3) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории Свободненского района;
4) объектов жизнеобеспечения населения и социально значимых объектов;
5) населения Свободненского района.
В состав системы оповещения входят:
- аппаратура централизованного оповещения, установленная в единой дежурно-диспетчерской службе г. Свободного и Свободненского района;
- линии связи, используемые для управления аппаратурой централизованного оповещения;
- сети электрических сирен и мощных акустических систем;
- сети эфирного цифрового телевещания;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- радиотрансляционные сети (при наличии в населенных пунктах района);
- сети уличной радиофикации (при наличии в населенных пунктах района);
- сети кабельного телерадиовещания (при наличии в населенных пунктах района);
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети связи общего пользования;
- автоматизированная система оповещения руководящего состава ГО муниципального образования;
- мобильные и носимые средства оповещения (электромегафоны, ручные сирены);
- редакция газеты "Зейские огни".
Схема функционирования Системы оповещения приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем Положении не содержится приложение N 1
Система оповещения должна обеспечивать:
- оповещение руководящего состава ГО и территориального звена АОТП РСЧС, главы муниципального образования Свободненского района, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций с использованием аппаратуры автоматизированной системы оповещения;
- доведением до органов управления ГО и АОТП РСЧС, сил ГО, АОТП РСЧС, населения Свободненского района, сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения электросирен на территории Свободненского района;
- циркулярное и выборочное доведение до органов управления ГО и АОТП РСЧС информации и сигналов оповещения.
В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения орган, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории Свободненского района:
- разрабатывает тексты сообщений для оповещения и информирования населения муниципального образования и организует их запись на магнитные и иные носители информации;
- организует:
осуществление подготовки оперативных дежурных дежурно-диспетчерских служб и персонала ЕДДС муниципального образования по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время;
планирование и проведение совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и информации;
разработку совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядка взаимодействия дежурных дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов оповещения и информации;
- обеспечивает в случае технической неисправности элементов, составных частей Системы оповещения доведение информации и сигналов оповещения с использованием резервного алгоритма оповещения населения Свободненского района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении опасности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свободненского района в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению (далее - резервный алгоритм оповещения).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем Положении не содержится приложение N 2
3. Порядок задействования системы оповещения населения
Задействование по предназначению Системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Свободненского района, Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свободненского района, утвержденного главой Свободненского района.
Оперативный дежурный ЕДДС Свободненского района, получив в системе управления гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до главы Свободненского района, глав администраций сельских поселений, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня.
Решение на задействование системы оповещения населения принимает глава Свободненского района или лицо его замещающее.
Решением определяется порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил, ответственные за мероприятия должностные лица.
Информация и сигналы оповещения передаются оперативным дежурным ЕДДС Свободненского района незамедлительно с использованием всех имеющихся средств связи и оповещения.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматизированном, либо ручном режимах функционирования Системы оповещения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) Системы оповещения осуществляется диспетчером ЕДДС, уполномоченным на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- диспетчером ЕДДС осуществляется включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляются заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной и приоритетный режим функционирования Системы оповещения - автоматизированный.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Свободненского района осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочего места диспетчера ЕДДС.
Типовые текстовые сообщения населению о фактически и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно отделом гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Свободненского района совместно с ЕДДС Свободненского района, Главным управлением МЧС России по Амурской области.
Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических сирен и мощных акустических систем;
- сети уличной радиофикации;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения с использованием Системы оповещения, определении способов и сроков оповещения населения Свободненского района осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Свободненского района, утвержденной постановлением администрации Свободненского района от 23.08.2021 N 391 (далее - Комиссия).
Порядок действий диспетчера ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области, правовыми актами Свободненского района.
Отдел гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Свободненского района организует проведение комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности системы оповещения населения
Общее руководство поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения осуществляется отделом гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Свободненского района.
Готовность системы оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, системы оповещения населения.
С целью контроля за поддержанием в готовности системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию системы оповещения населения Свободненского района без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности Системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Свободненского района), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Комиссии могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности системы оповещения населения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности Системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности Системы оповещения, а также уточняется паспорт Системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию Системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска Системы оповещения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок Системы оповещения не допускается.
Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Вопросы эксплуатационно-технического обслуживания Системы оповещения регулируются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникации Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - Положение об ЭТО СО), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эксплуатационно-техническое обслуживание муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - МАСЦО) осуществляется в соответствии с приложением N 3 к Положению об ЭТО МАСЦО.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем Положении не содержится приложение N 3
Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств Системы оповещения осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение о выключении действующих технических средств Системы оповещения для проведения планового технического обслуживания принимает начальник ЕДДС г. Свободного и Свободненского района.
Запрещается выключать оборудование региональной автоматизированной системы оповещения из Системы оповещения без обеспечения возможности оповещения населения Амурской области с использованием резервного алгоритма оповещения.
Функционирование резервного алгоритма оповещения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.20021 N 1.
Резервные стационарные технические средства оповещения предназначаются для:
- аварийной замены отказавших стационарных технических изделий (ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования"), а также при создании, реконструкции, ремонте Системы оповещения;
- обеспечения доведения информации и сигналов оповещения в случае технической неисправности Системы оповещения и их неготовности к осуществлению задач по предназначению;
- обеспечения максимально возможного охвата населения Свободненского района, до которого доводится информация и сигналы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Свободненского района, о правилах поведения населения Свободненского района и необходимости проведения мероприятий по защите.
Для резервных технических средств оповещения в резервном алгоритме оповещения должны быть заранее подготовлены тексты сообщений (речевые, текстовые) для оповещения населения Свободненского района на магнитных, электронных и иных носителях информации.
Разрешение на задействование резервных технических средств оповещения дает начальник отдела гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Свободненского района.
Практическая отработка резервного алгоритма оповещения осуществляется заблаговременно отделом гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Свободненского района, ЕДДС г. Свободного и Свободненского района с соблюдением нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области.
5. Порядок проверки состояния Системы оповещения
Проверка состояния Системы оповещения осуществляется в порядке, определенном Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 г. N 597/366, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения.
Проверка состояния Системы оповещения осуществляется в порядке и сроки, определенные Положением об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения, согласно приложению N 3 к настоящему Положению, нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем Положении не содержится приложение N 3
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Свободненского района Амурской области от 13 июля 2022 г. N 466 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.