Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу комитета государственного
регулирования тарифов
Саратовской области
от 16 ноября 2022 г. N 83-П
Методика
расчета критерия ценовой доступности услуг общественного транспорта для населения Саратовской области
Настоящая Методика разработана в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и в соответствии с распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Методика предназначена для использования Комитетом в рамках реализации полномочий, закрепленных за Комитетом, с целью определения доступности транспортных услуг при перевозке пассажиров общественным транспортом для определения максимально возможного уровня тарифов на перевозки пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, превышение которых отрицательно отразится на социальном положении населения.
Методика не распространяется на деятельность иных органов в области организации транспортного обслуживания и создания условий для предоставления транспортных услуг населению при установлении стоимости разового проезда в общественном транспорте по нерегулируемым тарифам.
При расчете критерия доступности услуг общественного транспорта применяются официальные статистические данные по состоянию на последнюю отчетную дату, предоставляемые или распространяемые субъектами официального статистического учета для соответствующего муниципального образования (района).
Критерий доступности услуг общественного транспорта для населения Саратовской области, учитывающий его платежеспособный спрос, характеризуется способностью населения оплатить социально значимую транспортную услугу и включает в себя следующие показатели:
- индекс транспортной подвижности населения, показывающий обеспеченность населения транспортными услугами по отношению к нормативной величине и в то же время способность населения воспользоваться предлагаемыми транспортными услугами при существующем уровне тарифа;
- индекс доступности транспортных услуг (далее - транспортной доступности), отражающий способность населения оплатить социально значимую транспортную услугу при соответствующем среднедушевом денежном доходе.
1. Расчет индекса транспортной подвижности населения
Транспортная подвижность населения является одной из важнейших характеристик, знание которой позволяет обоснованно оценивать и рассчитывать потребность в транспортных средствах, обеспеченность населения услугами общественного транспорта, а также осуществлять мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения. Величина транспортной подвижности населения измеряется количеством поездок на душу населения в год.
К социально значимым относятся повседневные транспортные услуги:
проезд на работу и обратно;
учебные поездки;
бытовые поездки;
поездки на культурные и спортивные мероприятия;
проезд к местам отдыха.
Характеристикой социально значимой потребности в транспортных услугах для населения Саратовской области является транспортная подвижность населения.
Величина нормативной транспортной подвижности () определяется по формуле:
, где:
- количество трудоспособного населения на территории области без учета населения, имеющего среднедушевые денежные доходы, не учитываемые при расчете нормативной доли затрат на транспортные услуги в структуре среднедушевого денежного дохода населения, человек;
- количество пенсионеров на территории области, человек;
- количество детей на территории области, человек;
Численность населения определяется согласно отчету Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области "Численность населения Саратовской области по основным возрастным группам" на последнюю отчетную дату, публикуемому в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- количество поездок в год трудоспособного населения;
- количество поездок в год пенсионеров;
- количество поездок в год детей;
Количество поездок по основным возрастным группам определяется в соответствии с экспертными данными таблицы 1 приказа Росстата от 22.07.2019 N 418 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики".
Среднемесячное нормативное количество поездок () определяется по формуле:
,
где: - количество месяцев в году.
Отношение количества поездок одного пассажира к среднемесячной нормативной величине количества поездок () характеризует индекс транспортной подвижности (
):
2. Расчет критерия ценовой доступности транспортных услуг
Платежеспособный спрос населения определяется как доля затрат на повседневные услуги городского пассажирского транспорта в среднедушевом денежном доходе населения. Уровень максимально возможных транспортных расходов в доходах населения целесообразно принимать в размере до 7 процентов согласно распоряжению Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
Плановый месячный среднедушевой доход населения, проживающего на территории Саратовской области, устанавливается на основании данных официального статистического наблюдения в отчетном (базовом) периоде, с учетом прогнозного индекса потребительских цен, установленного Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующий период установления максимального размера регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа транспортными средствами.
Месячный среднедушевой доход определяется как средневзвешенная величина удельного веса распределения жителей по получаемым доходам. Жители с высокими доходами (соответствующими последнему диапазону среднедушевых денежных доходов), в соответствии со статистическими данными о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, в расчет не принимаются.
, где:
- ежемесячные расходы населения на оплату транспортных услуг, руб.;
- среднедушевой доход населения, руб.
Ежемесячные расходы населения на оплату транспортных услуг рассчитываются как стоимость количества поездок, осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в соответствии с формулой:
, где:
- средняя стоимость разового проезда на автомобильном транспорте или городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в рублях;
- среднее нормативное количество поездок, осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в зависимости от численности населения муниципального образования, в соответствии с социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р.
Для муниципальных образований с численностью населения более 500 тыс. чел. среднее нормативное количество поездок определяется с учетом экспертных данных таблицы 1 приказа Росстата от 22.07.2019 N 418 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики".
Средняя стоимость разового проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок рассчитывается по формуле:
, где:
- количество рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам;
- стоимость разового проезда на автомобильном транспорте или городском наземном электрическом транспорте при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Для расчета средней стоимости разового проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте применяется плата за перевозку одного пассажира общественным транспортом регулярных перевозок, за исключением маршрутов, стоимость разового проезда на которых утверждена за каждый километр пути.
3. Расчет индекса транспортной доступности
Индекс транспортной доступности () рассчитывается по формуле:
, где:
- уровень максимально возможных транспортных расходов в доходах населения, принимается в размере 7 процентов.
Оптимальным считается индекс транспортной доступности, когда .
4. Применение индекса транспортной доступности
Максимально возможный уровень тарифа на перевозки пассажиров общественным транспортом, который не приведет к завышению уровня максимально возможных транспортных расходов в доходах населения, определяется методом индексации действующих тарифов на все виды общественного транспорта.
, где:
Тмакс - максимальный возможный размер тарифа на перевозки пассажиров городским общественным транспортом;
- действующий тариф на отдельный вид общественного транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.