Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
администрации
муниципального образования
Киреевский район
от 15.03.2022 г. N 151
Муниципальная программа
"Районный материнский (семейный) капитал"
Стратегические приоритеты в сфере реализации муниципальной программы
1. Оценка текущего состояния сферы рождаемости Киреевского района
По данным государственной статистики на 1 января 2022 года в муниципальном образовании Киреевский район проживает 71 289 человек (на 1 января 2021 года - 71 774 человека).
Плотность населения района - 76,57 человек на 1 кв. км.
Киреевский район относится к субъектам с высоким уровнем урбанизации населения. По состоянию на 1 января 2022 года численность городского населения муниципального образования Киреевский район снизилась на 0,76% или на 326 человек и составила 42 773 человека. Численность сельского населения снизилась соответственно на 0,55% и на 159 человека, и составила 28 516 человек.
За 2021 год число населения в муниципальном образовании уменьшилось на 485 человек.
В 2021 году на территории района родилось 504 младенца. По сравнению с прошлым годом число родившихся снизилось на 10,95%.
В 2021 году количество вторых и последующих рождений составило 353 (2020 год - 384), в том числе вторых детей - 215 (233), третьих и последующих - 138 (151). Всего вторых и последующих рождений в 2021 году составило 70,04% от общего числа детей, родившихся в Киреевском районе.
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) за 2021 год составил 9,4 (2017 год - 9,1).
Годы |
Число родившихся |
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) |
2019 |
575 |
8,0 |
2020 |
566 |
7,8 |
2021 |
504 |
7,06 |
Определяющим фактором снижения численности населения остается процесс депопуляции, т.е. превышение числа смертей над рождениями, который носит долговременный характер. За 2021 год численность населения района сократилась за счет естественной убыли на 926 человек, за 2020 год - на 774 человека.
Величина ежегодной естественной убыли в решающей степени определяется уровнем смертности. Несмотря на отмечаемые в последние годы определенные позитивные сдвиги, положение со смертностью населения в районе остается крайне неблагоприятным. Число умерших в 2021 году превысило число родившихся в 2,84 раза, что выше уровня прошлого года на 6,72%.
Для Киреевского района характерно не только сокращение численности населения, но и большое количество пожилого населения. В настоящее время 18% жителей района находится в возрасте 65 лет и более. Это во многом определяет высокий уровень смертности населения.
Динамика показателей демографического развития
муниципального образования Киреевский район
Демографические показатели |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Численность постоянного населения, человек на 31 декабря |
72028 |
71774 |
71289 |
Темпы роста (убыли) численности населения за год, % |
99,84 |
99,65 |
99,32 |
Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, % |
54,07 |
54,05 |
53,99 |
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (все население), коэффициент |
0,78 |
0,74 |
0,72 |
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения), коэффициент |
8,0 |
7,8 |
7,06 |
Доля детей, родившимися первыми, в общем числе рождений, % |
36,35 |
32,16 |
29,96 |
Доля детей, родившимися вторыми, в общем числе рождений, % |
41,56 |
41,17 |
42,6 |
Доля детей, родившимися третьими и последующими, в общем числе рождений, % |
22,09 |
26,67 |
27,44 |
Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения), коэффициент |
16,4 |
18,6 |
19,99 |
Коэффициент рождаемости в муниципальном образовании Киреевский район по итогам 2021 года (в сравнении с 2020 годом) снизился. Но благодаря введению дополнительных мер поддержки семей с детьми видно, что увеличивается доля вторых и последующих рождений. Немаловажным в вопросе повышения рождаемости является повышение мотивации семей на рождение детей, укрепление института семьи и меры морального поощрения семей, воспитывающих детей.
Анализ уровня рождаемости вторых и последующих детей в муниципальном образовании Киреевский район за последние годы свидетельствует о его увеличении, в первую очередь, благодаря введению дополнительных мер поддержки семей с детьми. Так же немаловажным в вопросе повышения рождаемости является повышение мотивации семей на рождение детей, укрепление института семьи и меры морального поощрения семей, воспитывающих детей, которым уделено особое внимание в Киреевском районе.
Реализация права на получение Районного материнского (семейного) капитала позволяет при необходимости снизить финансовое напряжение по наиболее актуальным формам семейных расходов и является существенным подспорьем для многих семей Киреевского района. Однако, резкое снижение количества детей, родившихся в 80-90-х годах 20 века, находит свое отражение в снижении общего количества рождений в настоящее время.
Направления использования Районного материнского (семейного) капитала, определенные постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 29 декабря 2013 г. N 1414 "О мерах по реализации решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 10 августа 2012 г. N 47-344 "О районном материнском (семейном) капитале" позволяет свести к минимуму возможные риски реализации программы и направить финансовые средства на действенную поддержку семей с детьми (на оплату коммунальных услуг, оплату за детский сад, получение образования, приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, санаторно-курортное лечение). Определение направлений, порядка и сроков использования районного материнского (семейного) капитала следует отнести к одному из явных преимуществ. Существенным положительным фактором, кроме прочего, является реализация Соглашения о взаимодействии между ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области" и администрацией муниципального образования Киреевский район, в соответствии с которым все действия, направленные на получение районного материнского (семейного) капитала, заявители совершают в отделе социальной защиты населения по Киреевскому району ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области" - там же, где происходит предоставление иных мер социальной поддержки семей с детьми (детские пособия, областной материнский капитал и т.п.). Мероприятия, направленные на повышение рождаемости в Киреевском районе, способствуют повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления администрации муниципального образования Киреевский район N 1414 следует читать как "от 29 декабря 2012 г."
2. Описание приоритетов и целей муниципальной политики
в сфере реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере рождаемости Киреевского района определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указом Губернатора Тульской области от 11 июля 2016 года N 102 "Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года";
распоряжением Правительства РФ от 16 сентября 2021 г. N 2580-р "О плане мероприятий по реализации в 2021 - 2025 г.г. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.";
решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.06.2020 N 33-163 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Киреевский район Тульской области на период до 2030 года";
решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 10.08.2012 N 47-344 "О районном материнском (семейном) капитале".
Основная цель и целевой показатель в сфере рождаемости, на достижение которых будет направлена реализация муниципальной программы:
- увеличение численности родившихся вторых и последующих детей с 353 2021 году до 363 в 2026 году.
Мероприятия, направленные на повышение рождаемости в Киреевском районе, способствуют повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства.
Достижение целей и целевых показателей муниципальной программы будет осуществляться в рамках реализации следующего структурного элемента муниципальной программы:
- Реализация права на получение районного материнского (семейного) капитала.
3. Задачи муниципального управления, способы их эффективного
решения в сфере повышения рождаемости в Киреевском районе
Для обеспечения выполнения целей в сфере повышения рождаемости в районе определены следующие ключевые задачи муниципального управления:
- совершенствование механизмов взаимодействия с органами и учреждениями социальной защиты населения в рамках реализации права граждан на получение районного материнского (семейного) капитала.
Мероприятия муниципальной программы направлены на решение основных задач в сфере повышения рождаемости:
- оказание меры социальной поддержки гражданам в связи с рождением второго и последующих детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.