Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Структурный подход к анализу вибрации газовых и паровых турбин с гидравлическими подшипниками
А.1 Таблица неисправностей
Структурный подход к анализу вибрации газовых и паровых турбин с гидравлическими подшипниками включает в себя применение таблицы неисправностей (таблица А.1) и таблицы признаков неисправностей (таблица А.2). Перечень возможных неисправностей, включенных в таблицу А.1, не является исчерпывающим, но включает наиболее характерные и часто встречающиеся на практике неисправности машин данного вида.
Таблица А.1 - Таблица неисправностей для анализа вибрации газовых и паровых турбин с гидравлическими подшипниками
Неисправность/явление |
Режим, в котором наблюдают изменения вибрации |
Начальная скорость изменения вибрации |
Частотные составляющие, на которых проявляется изменение вибрации |
Поведение вибрации после изменения |
Изменение критической скорости вращения |
Вибрация при медленном вращении вала |
Повторяемость |
Особенности неисправности |
Дисбаланс вала |
Стационарный |
Быстрое изменение |
1-я гармоника частоты вращения |
Стабильное |
Отсутствует |
Не влияет |
Высокая |
- |
Дисбаланс вала из-за износа и потери массы элементов ротора |
Стационарный, но может быть переходным |
Одно или несколько скачкообразных изменений |
1-я гармоника частоты вращения |
Стабильное до следующего скачка |
Существенное изменение уровня вибрации |
Задевание может восприниматься на слух |
Отсутствует |
У турбин с сочлененными роторами изменения выше на подшипниках ротора с потерей массы. Может быть вызвана эрозией лопастей турбины |
Изменение взаимного положения подшипников по высоте подъема |
После переходного режима |
Медленное изменение (при условии, что данная неисправность не привела к появлению автоколебаний на масляной пленке) |
Преимущественно 1-я гармоника частоты вращения; может наблюдаться субгармоническая вибрация (см. автоколебания на масляной пленке) |
При выходе на стационарный режим стабилизируется на новом уровне |
Повышается или уменьшается в зависимости от направления изменения высоты подъема, на сочлененных роторах эффект противоположный |
Не проявляется |
При схожих условиях изменения могут не повторяться |
Обратное изменение переходного режима не приводит к незамедлительному обратному изменению вибрации, которая зависит также от давлений в масляном клине и от температур металлических поверхностей. Обычно встречается у турбин с двумя подшипниковыми опорами на ротор и реже у турбин с одной опорой на ротор |
Остаточный прогиб вала |
Во время или после переходного режима, при большом падении температуры или изменении положения ротора относительно корпуса |
Быстрое, часто значительное изменение |
1-я гармоника частоты вращения |
Уменьшается с уменьшением скорости (за исключением прохождения через резонанс), стабилизируется на новом уровне |
Существенное изменение уровня вибрации |
Рост механических биений |
Есть |
Сильный изгиб не позволяет запустить пусковой двигатель |
Временный изгиб вала без задевания |
При изменении температуры |
Следует за изменением температуры и зависит от конструкции ротора |
1-я гармоника частоты вращения |
Возвращается к прежнему уровню после стабилизации температуры |
Изменение уровня вибрации может быть существенным |
Механические биения со временем уменьшаются |
Есть |
Может быть связана с биметаллическим эффектом и дифференциальной теплоизлучающей способностью материалов вала |
Временный изгиб вала с задеванием |
Изменения скорости или нагрузки с контактом между вращающимися и невращающимися элементами |
Может быть разной. Быстрые изменения почти всегда сопровождаются появлением постоянного изгиба |
1-я гармоника частоты вращения, могут наблюдаться высшие гармоники и отклик на резонансе при значительном задевании и изменении формы орбиты вала |
Периодическое изменение амплитуды с вращающейся фазой или нестационарное |
Изменение уровня вибрации может быть существенным |
Повышенная сразу после выбега, уменьшается со временем |
Может не наблюдаться |
Обратное изменение скорости или нагрузки быстро восстанавливает предыдущий уровень вибрации. Вектор вибрации вращается с периодом обычно от 1/2 до 3 ч. Зависит от конструкции |
Спиральная вибрация, небольшое задевание (эффекты Мортона и Ньюкирка) |
При постоянной частоте вращения |
Медленное изменение |
Периодические изменения (с периодом от нескольких минут до часов) амплитуды и фазы 1-й гармоники. Период зависит от степени задевания |
Обычно стремится к предельному циклу, возможны временное ослабление эффекта с последующим возобновлением |
Изменение уровня вибрации может быть существенным |
Повышенная сразу после выбега, уменьшается со временем |
Обычно высокая |
Для предотвращения задевания увеличивают зазор (например, выравниванием осей роторов). Эффект уменьшается с понижением уровня вибрации. Может потребоваться балансировка и уменьшение консольных масс (при наличии). Решением может быть также изменение конструкции подшипника |
Автоколебания на масляной пленке 1) |
При изменениях частоты вращения или разгрузке подшипников |
Быстрое изменение |
Обычно несколько ниже 1/2 частоты вращения, вибрация масляного клина появляется при приближении частоты вращения к резонансу и зависит от конструкции ротора (гибкий или жесткий) |
Непостоянная вибрация повышенного уровня |
Отсутствует |
Нехарактерна |
Есть |
Для снижения уровня вибрации требуется значительное уменьшение частоты вращения |
Паровое возбуждение |
Повышение расхода пара под нагрузкой. Может иметь место при изменении высоты подъема подшипника. Наблюдается в цилиндрах высокого и среднего давления |
Обычно быстрое изменение |
1-я гармоника частоты вращения. Если вибрация связана с неконцентрическим расположением вала, то зависит от нагрузки |
- |
Отсутствует |
Нехарактерна |
Есть |
Зависит от нагрузки. Устраняется регулировкой устройств, влияющих на распределение давления пара |
Вихревое течение пара |
Повышение расхода пара под нагрузкой. Может иметь место при изменении высоты подъема подшипника. Наблюдается в цилиндрах высокого и среднего давления |
Обычно быстрое изменение |
Субгармоническая вибрация обычно на критической частоте вращения ротора ступени |
- |
Отсутствует |
Нехарактерна |
Есть |
Снижение расхода пара ведет к понижению вибрации, но при этом может наблюдаться эффект гистерезиса, что приводит к необходимости существенного снижения расхода |
Вращающийся срыв в компрессоре газовой турбины (отрыв потока газа от лопаток компрессора) |
Изменение условий потока газа |
Внезапное и очень быстрое изменение |
Субгармоническая вибрация |
Остается высокой до изменения скорости или положения направляющих лопаток |
Отсутствует |
Нехарактерна |
Есть |
Возвращение к нормальным условиям потока сразу снижает уровень вибрации |
Помпаж компрессора газовой турбины (резкие колебания напора и расхода газа) |
Изменение условий потока газа |
Внезапное и очень быстрое изменение |
Распределенный спектр в области субгармонических частот |
Остается высокой до изменения скорости или положения направляющих лопаток |
Отсутствует |
Нехарактерна |
Есть |
Возвращение к нормальным условиям потока сразу снижает уровень вибрации |
Ползучесть материала ротора (для высокотемпературных роторов) |
При постоянной нагрузке |
Очень медленная (развивается в течение нескольких лет) |
1-я гармоника частоты вращения |
Линейно нарастает со временем под нагрузкой |
Отсутствует |
Изменяется одновременно с изменением общего уровня вибрации и не зависит от периода вращения |
Условия невоспроизводимы |
- |
Трещина в роторе |
Обычно при постоянной нагрузке |
Медленная |
1-я, 2-я и возможно высшие гармоники частоты вращения в зависимости от типа трещины. Постоянные изменения амплитуды и фазы |
Экспоненциальный рост при нагрузке |
Может наблюдаться при совпадении 1-й и 2-й гармоник с резонансами. Собственная частота уменьшается и разделяется на два пика с ростом трещины |
Нехарактерна |
Вибрация не уменьшается после проведения балансировки |
Изменения вибрации в установившемся режиме могут быть незначительными. Большие вибрации ожидаются при прохождении резонанса во время выбега, что ускоряет рост повреждения. Наблюдается тренды для гармоник частоты вращения |
Ослабление соединений элементов подшипниковой опоры |
Обычно при постоянной нагрузке |
Быстрое изменение вслед за появлением неисправности |
Комбинация 1/2 гармоники, 1-й и высших гармоник частоты вращения. Изменения формы орбиты вала |
Постоянная в установившемся режиме, изменяется в переходных режимах |
Изменение динамических характеристик опоры ведет к изменению частоты резонанса |
Нехарактерна |
- |
Рекомендуется проверить затяжку крепящих болтов |
Уменьшение жесткости подшипниковой опоры |
Обычно при постоянной нагрузке |
Медленная |
- |
Постепенный рост |
Уменьшение жесткости опоры ведет к изменению частоты резонанса |
Нехарактерна |
Условия невоспроизводимы |
- |
1) Для машин других видов данные явления описывают с использованием терминов "масляный вихрь" и "масляные биения".
Примечания 1 Небольшое задевание обычно наблюдают между вращающимся валом и вкладышем подшипника при малом конструктивном зазоре в подшипнике и принятых в соответствии с этим мерами изготовителя по минимизации влияния задеваний, например благодаря использованию подпружиненных сегментных вкладышей или вкладышей с антифрикционным покрытием. 2 Сильное задевание обычно имеет место в точках, где оно изначально не предполагалось, и потому превентивные меры приняты не были. 3 Спиральная вибрация (эффект Мортона) связана с несимметричным (в окружном направлении) нагревом вала в гидравлическом подшипнике, приводящем к появлению временного температурного изгиба вала. |
Таблица A.2 - Типичные признаки неисправностей
Неисправность/явление |
Гармоники с повышенной вибрацией |
Изменение вибрации |
Изменение критической скорости |
Проворачивание вала |
Изменение с нагрузкой |
Повторяемость |
Особенности неисправности |
||||||||
субгармоники |
1-я |
2-я |
высшие |
нерегулярное |
внезапное появление |
постепенный рост |
устойчивое |
Слышимые задевания |
Рост вибрации |
Невозможно |
|||||
Дисбаланс вала (общей природы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заметна при появлении |
Дисбаланс вала из-за потери материала |
|
|
|
|
° |
|
° |
|
|
° |
|
|
|
|
Изменения выше на подшипниках ротора с потерей массы |
Изменение взаимного положения подшипников по высоте подъема |
° |
|
|
|
° |
° |
|
|
° |
|
|
|
|
° |
Проявляется по завершении переходного режима |
Остаточный прогиб вала |
|
|
|
|
|
° |
|
|
|
|
|
° |
|
|
|
Временный изгиб вала без задевания |
|
|
|
|
|
° |
|
|
° |
|
° |
|
|
° |
Может быть вызвана изменением температуры |
Временный изгиб вала с задеванием |
|
|
° |
° |
|
|
|
|
° |
|
° |
|
|
|
Проявляется при изменении частоты вращения или нагрузки |
Автоколебания на масляной пленке |
|
|
|
|
° |
° |
|
|
|
|
|
|
|
° |
Вибрация масляного клина появляется при достижении ротором 1-й критической скорости |
Паровое возбуждение |
|
|
|
|
° |
° |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависит от нагрузки. Устраняется регулировкой устройств, влияющих на распределение давления пара |
Вихревое течение пара |
|
|
|
|
° |
° |
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение расхода пара ведет к быстрому понижению вибрации |
Вращающийся срыв в компрессоре газовой турбины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возвращение к нормальным условиям потока сразу снижает уровень вибрации |
Ползучесть материала ротора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трещина в роторе |
|
|
° |
|
|
|
|
|
° |
|
|
|
|
|
Частота резонанса может уменьшиться, а сам резонанс разделиться на два пика |
Ослабление соединений элементов подшипниковой опоры |
|
|
|
° |
|
|
|
|
° |
|
|
|
|
|
|
Спиральная вибрация, небольшое задевание (эффекты Мортона и Ньюкирка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
° |
Циклическое изменение амплитуды с периодом от 30 до 120 мин |
° - данный признак может присутствовать или не присутствовать при наличии данной неисправности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.