Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Мценского района
от 26 октября 2022 г. N 692
Паспорт
муниципальной программы "Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района" (далее по тексту - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 30.12.2015 N 398 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Орловской области"; решение Мценского районного Совета народных депутатов от 29.04.2015 N 477 "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Мценского района"; Административный регламент предоставления муниципальной услуги от 28.09.2016 N 274 "Выдача разрешений на захоронения на муниципальных кладбищах Мценского района" |
Заказчик Программы |
Администрация Мценского района |
Основные разработчики Программы |
Отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района |
Исполнители мероприятий Программы |
Отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района |
Основные цели Программы |
- совершенствование системы организации похоронного дела в Мценском районе; - улучшение качества содержания мест погребений; - повышение уровня развития и качества услуг |
Основные задачи Программы |
- повышение уровня благоустройства и санитарного содержания кладбищ; - развитие видов и высокого уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг в сфере похоронного дела; - организация строительства новых кладбищ |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2025 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
При реализации комплекса программных мероприятий будут улучшены услуги в сфере похоронного дела за счет: - повышения уровня благоустройства кладбищ; - предоставления услуг по транспортировке тел на вскрытие и комплекса мероприятий, связанных с подготовкой к похоронам и погребением умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; - организация погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки. Реализация Программы позволит существенно улучшить качество, оперативность и доступность обслуживания в сфере похоронного дела, улучшить санитарное состояние территорий кладбищ |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 2386650 рублей 00 копеек, в том числе: 2021 год - 503290 рублей 00 копеек; 2022 год - 574160 рублей 00 копеек; 2023 год - 610000 рублей 00 копеек; 2024 год - 349600 рублей 00 копеек; 2025 год - 349600 рублей 00 копеек |
Организация контроля за реализацией Программы |
Первый заместитель главы администрации Мценского района |
1. Общие положения
Муниципальная программа "Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района" (далее по тексту - Программа) направлена на повышение качества предоставления ритуальных услуг на основе обеспечения целевой направленности решения ключевых проблем по обеспечению современного уровня похоронного дела в сельских поселениях Мценского района и повышение эффективности и оперативности работы отдела коммунального хозяйства администрации Мценского района в оказании муниципальной услуги "Выдача разрешений на захоронения на муниципальных кладбищах Мценского района Орловской области" и содержании мест захоронения на территории Мценского района.
2. Обоснование необходимости разработки программы
2.1. Необходимость разработки Программы
Похоронное дело представляет исключительную социально-экономическую и историко-культурную значимость данной сферы деятельности. Его нормативное правовое и экономическое обеспечение, безусловно, являются приоритетными государственными задачами. Право гражданина на достойное отношение к его останкам и памяти после смерти должно восприниматься в качестве одного из основополагающих гражданских прав. Похоронное дело рассматривается не только как важнейшая составляющая гуманитарного сервиса, но и как важнейшая составляющая национальной духовной культуры.
Похоронное дело затрагивает интересы всего населения Мценского района. Практически все население района каждый год посещает кладбища почтить память умерших родных и близких им людей.
По состоянию на 01.08.2021 на территории Мценского района насчитывается 50 общественных кладбищ. Из общего количества кладбищ одно кладбище необходимо закрыть ввиду отсутствия мест под новые захоронения, д. Ядрино Подберезовское сельское поселение. Все кладбища старые, требуют реконструкции ограждений, обваловки. Некоторые кладбища требуют расширения, например, кладбище в д. Высокое, Высокинское сельское поселение Мценского района. Все работы по благоустройству могил ведутся силами населения.
В районе отсутствует специализированная служба по оказанию услуг похоронного назначения, но их в достаточном количестве находится в городе Мценске и услуги населению Мценского района оказываются в полном объеме.
Законодательные акты, регламентирующие организацию похоронного дела, были приняты в середине 90-х годов, в первую очередь Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Федеральный Закон), указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших". Фактически, похоронное обслуживание населения регламентируется этими документами уже более 20 лет, а также Санитарными правилами и нормами 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84.
Администрации Мценского района не хватает финансовых средств для решения вопросов организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Наряду с этим Федеральный Закон возлагает обеспечение социальных гарантий по погребению на органы местного самоуправления. Все это приводит к жалобам от населения, неприглядному состоянию большинства кладбищ.
В силу статей 12, 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" при отсутствии родственников либо законного представителя умершего погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Создают такие службы и определяют порядок их деятельности органы местного самоуправления. Организационно-правовая форма специализированных служб Федеральным Законом не определена.
Федеральным законодательством органам местного самоуправления предоставлено право быть учредителями муниципальных предприятий, муниципальных автономных и бюджетных учреждений, участвовать в создании открытых акционерных обществ, межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Представляется правомерным наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела организации, созданной в любой организационно-правовой форме.
Таким образом, существует острейшая необходимость принятия комплекса мер на всех уровнях по стабилизации и координации развития похоронного дела.
2.2. Основные проблемы в сфере похоронного дела
Одной из ключевых проблем остается нехватка земельных участков под кладбища.
Это особенно ощущается при создании новых кладбищ. Для создания новых кладбищ орган местного самоуправления в случае отсутствия необходимого для размещения общественного кладбища участка земли должен выкупить землю, вывести ее из состава лесного (или сельскохозяйственного) фонда, возместить потери, связанные со сменой назначения земли, пройти различные согласования и экспертизы, представить проекты и т.д. В то же время согласно статье 7 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ, государство гарантирует бесплатное предоставление земельных участков всем гражданам для погребения.
Кладбище как объект, расположенный на обособленном участке земли нуждается в постоянном уходе, благоустройстве. Оно должно постоянно поддерживаться в виде, удобном для посещения гражданами и одновременно удобном для проведения новых захоронений. При размещении, устройстве, для поддержания мест захоронений в надлежащем состоянии и содержании кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения должны соблюдаться требования СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Исполнение государственных гарантий при погребении умерших граждан.
Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусматривается согласование органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Но, как правило, на практике этих средств недостаточно. Это относится и к возмещению за оказанные услуги по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Фактическая стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в Мценском районе по состоянию на 01.02.2022 составляет 6964,68 и 6360,91 рублей.
3. Цели и задачи
Целями Программы являются совершенствование системы организации похоронного дела в Мценском районе, улучшение условий для развития муниципальной услуги в сфере похоронного дела, повышение уровня развития и качества предоставляемых услуг. Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
1) повышение уровня благоустройства и санитарного содержания кладбищ;
2) развитие видов и высокого уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг в сфере похоронного дела;
3) организация строительства новых кладбищ.
3.1. Повышение уровня благоустройства и санитарного содержания кладбищ
Благоустройство территорий кладбищ является важным показателем эффективности их использования. Основными причинами неудовлетворительного состояния территорий кладбищ района являются неэффективная организация работы на кладбищах, отсутствие специализированной организации, занимающейся содержанием кладбищ, и рост брошенных захоронений.
Для поддержания в надлежащем виде кладбищ в Мценском районе ежегодно необходимо проводить следующие виды работ:
Летом: санитарная уборка территорий между могилами, дренажных канав, площадок для транспорта, вывоз ТБО и крупногабаритного мусора, вырубка, опиловка, вывоз аварийных и сухостойных деревьев, вырубка кустарника, опиловка (обрезка) живой изгороди, окос травы на территориях кладбищ и санитарных зон, завоз песка и грунта для опавших могил.
Зимой: санитарная уборка и вывоз мусора, вывоз ТБО и крупногабаритного мусора, расчистка дорожек и площадок с твердым покрытием от снега, вывоз снега, при гололеде - посыпка центральных дорожек песком.
У сельских кладбищ ограждения в виде живой изгороди сильно разросшиеся или повалены, в лучшем случае частично отсутствуют, что дает возможность произвести посадку многолетних низкорастущих кустарников и деревьев. Не определены места входа на кладбище (ворота кладбища). Отсутствуют площадки для мусорных контейнеров, автотранспорта, информационные стенды, указатели о местонахождении кладбищ.
Должного содержания кладбищ не удается обеспечить на протяжении многих лет. Мусор скапливается годами (старые срубленные ветки, брошенные венки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты), по его ликвидации проводятся только разовые акции (субботники), объем кладбищенского мусора настолько велик, что для его тотальной ликвидации необходимо дополнительное финансирование.
В программных мероприятиях предусмотрено осуществление благоустройства всех кладбищ в соответствии с требованиями строительных, санитарно-гигиенических норм и правил.
3.1.2. Развитие видов и высокого уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг в сфере похоронного дела
Одним из наиболее перспективных направлений деятельности в сфере похоронного дела является создание мест для семейных (родовых) захоронений.
Мероприятиями Программы предусмотрено формирование семейных (родовых) захоронений.
В настоящее время данная услуга востребована населением. Кроме того, развитие этого вида услуг способствует преодолению и устранению намечающегося дефицита земли.
Опыт европейских стран показывает, что на одном родственном (семейном, фамильном) участке, в одной родственной ограде или в одном фамильном склепе производится захоронение умерших представителей 3 - 5 и более поколений одной семьи. Такие примеры есть и в регионах Российской Федерации.
Такие места захоронений, как правило, содержатся очень аккуратно. Наличие таких участков резко сокращает потребность в захоронениях на новых местах.
При организации семейных, родовых захоронений в родственную ограду и могилу может быть произведено несколько захоронений гробом, а число захоронения урной не ограничено. Наиболее оптимальный вариант, когда на первое захоронение дается одно место для могилы и одновременно два (или три) резервных места для будущих захоронений родственников умершего. Тогда в родственную ограду можно производить два новых захоронения без ограничения срока минерализации.
При создании специализированной организации станет возможным предоставление муниципальной услуги по транспортировке тел на вскрытие и комплекса мероприятий, связанных с подготовкой к похоронам и погребением умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
3.1.3. Организация строительства новых кладбищ
Важным является обеспечение наличия свободных территорий под захоронения умерших.
В существующих условиях резерв земель для захоронений должен быть создан за счет расширения существующих и строительства новых кладбищ в районе.
Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки с оформлением санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора или его территориальными отделами.
В Подберезовском сельском поселении д. Ядрино в связи с дефицитом мест под захоронение существует острая необходимость строительства кладбища.
4. Сроки и этапы реализации
Срок реализации Программы - 2021 - 2025 год. Допускается корректировка мероприятий Программы по срокам и объемам финансирования.
Общий объем финансирования Программы составляет 2386650 рублей 00 копеек, в том числе:
2021 год - 503290 рублей 00 копеек;
2022 год - 574160 рублей 00 копеек;
2023 год - 610000 рублей 00 копеек;
2024 год - 349600 рублей 00 копеек;
2025 год - 349600 рублей 00 копеек.
5. Управление программой и механизм ее реализации
Координацию реализации мероприятий Программы осуществляет отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района.
Отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района в ходе выполнения Программы:
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- по итогам первого полугодия и за год формирует отчеты (мониторинг) о ходе реализации Программы.
Отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района в ходе выполнения Программы:
- предусматривает средства в проекте районного бюджета на исполнение плана мероприятий Программы;
- осуществляет финансирование мероприятий Программы в соответствии с районным бюджетом;
- готовит сводный отчет о финансировании, итогах и эффективности реализации мероприятий Программы и направляет главе администрации Мценского района.
Мероприятия и финансирование муниципальной программы "Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района" представлено в приложении 2.
6. Оценка эффективности реализации программы
Реализация Программы позволит существенно улучшить качество, оперативность и доступность обслуживания в сфере похоронного дела, улучшить санитарное состояние территорий кладбищ.
Большинство мероприятий Программы носит затратный характер и не направлены на получение прибыли как главного показателя. Приоритеты данной Программы направлены на решение в большей степени социально-нравственных задач, направленных на улучшение обслуживания в сфере похоронного дела и на значительное уменьшение негативных явлений при организации и проведении похорон умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных бюджетных средств обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств.
При этом предполагается достижение следующих социально-экономических показателей:
1. Количество обвалованных существующих кладбищ.
2. Количество вновь построенных кладбищ.
3. Количество существующих расширенных кладбищ.
4. Установленных аншлагов.
5. Устройство площадок под контейнеры.
6. Вывоз отходов с кладбищ.
7. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению
К возможным внешним факторам относятся:
- отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
- изменение федерального законодательства;
- форс-мажорные обстоятельства.
8. Ожидаемые результаты реализации программы
При реализации комплекса программных мероприятий к 2025 году будут улучшены услуги в сфере похоронного дела за счет:
- рационального использования земель мест захоронений;
- строительства нового кладбища в Подберезовском сельском поселении;
- повышения качества обслуживания, расширения ассортимента услуг;
- повышения уровня благоустройства кладбищ;
- выполнения гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя.
Реализация Программы позволит существенно улучшить качество, оперативность и доступность обслуживания в сфере похоронного дела, улучшить санитарное состояние территорий кладбищ.
Приложение N 1
к муниципальной программе
от 26 октября 2022 г. N 692
Целевые индикаторы
муниципальной программы
Наименование показателя (индикатора) |
Единицы измерения |
базовое значение |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1. Количество обвалованных существующих кладбищ |
ед. |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
|
50 |
|
50 |
|
2. Количество вновь построенных кладбищ |
ед. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
|
1 |
|
3. Количество существующих расширенных кладбищ |
ед. |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
4. Установленных аншлагов |
ед. |
0 |
6 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
4 |
|
5. Устройство площадок под контейнеры |
ед. |
4 |
7 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
|
4 |
|
6. Вывоз отходов с кладбищ |
ед. |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
14 |
|
16 |
|
20 |
|
Приложение N 2
к муниципальной программе
от 26 октября 2022 г. N 692
Мероприятия и финансирование МП
"Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района"
Статус |
Наименование |
Объем финансирования |
в том числе на плановый период, тыс. руб. |
||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
Муниципальная программа |
"Развитие услуг в сфере похоронного дела на территории Мценского района" |
2386,65 |
503,29 |
574,16 |
610,00 |
349,60 |
349,60 |
в т.ч. |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
2386,65 |
503,29 |
574,16 |
610,00 |
349,60 |
349,60 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие 1 |
Организация вывоза отходов с территории кладбищ |
899,91 |
137,71 |
242,20 |
240,00 |
140,00 |
140,00 |
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
899,91 |
137,71 |
242,20 |
240,00 |
140,00 |
140,00 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
1.1. |
Вывоз отходов с территории кладбищ (0,75 куб. м) |
0,00 |
|
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
59,20 |
|
39,20 |
20,00 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Вывоз отходов с территории кладбищ (8 куб. м) |
0,00 |
|
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
218,00 |
|
98,00 |
120,00 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Размещение отходов с территории кладбищ |
0,00 |
|
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
205,00 |
|
105,00 |
100,00 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 2 |
Опиловка деревьев, кустарника, окос сорной травы на территории кладбищ |
290,64 |
17,44 |
84,00 |
90,00 |
49,60 |
49,60 |
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
290,64 |
17,44 |
84,00 |
90,00 |
49,60 |
49,60 |
|
внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие 3 |
Устройство контейнерных площадок на территории кладбищ с. Отрадинское, д. Второй Воин |
22,14 |
22,14 |
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
22,14 |
22,14 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 4 |
Ликвидация несанкционированных свалок (наем техники) |
324,00 |
124,00 |
|
|
100,00 |
100,00 |
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
423,00 |
124,00 |
60,00 |
39,00 |
100,00 |
100,00 |
|
Мероприятие 5 |
Содержание кладбищ, доставка песка (наем техники) |
322,00 |
202,00 |
|
|
60,00 |
60,00 |
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
429,96 |
202,00 |
67,96 |
40,00 |
60,00 |
60,00 |
|
Мероприятие 6 |
Приобретение бункеров для отходов |
0,00 |
|
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
260,00 |
|
120,00 |
140,00 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 7 |
Межевание кладбищ с. Черемошны, д. Гантюрево |
0,00 |
|
|
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 8 |
Резервный фонд |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
|
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
61,00 |
|
|
61,00 |
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 9 |
Ремонт, изготовление и монтаж информационных аншлагов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
из них |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
районный бюджет |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
0,00 |
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Мценского района Орловской области от 26 октября 2022 г. N 692 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.