Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Методология диагностирования вентиляторов и воздуходувок по параметрам вибрации
Вентиляторы и воздуходувки относятся к числу машин довольно простой конструкции. В большинстве случаев их исполнительное устройство приводится в действие приводом через муфту или ременную передачу, однако существуют также машины с приводом от коробки передач.
Примечание - Неисправности, связанные с работой коробки передач, в настоящем стандарте не рассматриваются.
Большинство неисправностей вентиляторов и воздуходувок могут быть отнесены к одному из следующих четырех типов:
a) неисправности, связанные с установкой машины;
b) дефекты подшипников;
c) дисбаланс;
d) действие аэродинамических сил.
Методология диагностирования этих машин, показанная в виде структурной схемы на рисунках В.1 и В.2, представляет собой пошаговое руководство по процедуре диагностирования. В части неисправностей, связанных с установкой машины, эта процедура ссылается на ИСО 13373-3:2015, приложение В, а в части обнаружения дефектов подшипников - на ИСО 13373-3:2015, приложения С и D.
Вентиляторы, применяемые в ряде производств, например в производстве цемента, требуют частой балансировки ротора. Дисбаланс проявляет себя в виде повышенной первой гармоники частоты вращения вибрации в радиальном направлении без изменения фазового угла при переходе точки измерений через соединительную муфту. Для подтверждения наличия дисбаланса можно выполнить измерения горизонтальной и вертикальной вибрации в плоскости одного подшипника, для которых разность фаз обычно составляет 90°. В случае консольного ротора дисбаланс может приводить к повышению составляющей на частоте вращения в осевом направлении. Прежде чем выполнять процедуру балансировки, рекомендуется очистить лопасти вентилятора. Перед балансировкой следует также убедиться в том, что повышение уровня составляющей на частоте вращения не обусловлено другими неисправностями, такими как несоосность, ослабления в механических соединениях, увеличенный зазор в подшипниках.
У ряда машин может наблюдаться повышенная вибрация на лопастной частоте, равной произведению частоты вращения на число лопастей колеса. Такое явление обычно обусловлено действием аэродинамических сил, появление которых, в свою очередь, связано с неправильным положением воздушной заслонки вентилятора. Неисправность устраняют выбором соответствующего углового положения заслонки.
Для вентиляторов с ременным приводом (см. рисунок В.2) имеют место свои неисправности. Дефект ремня проявляет себя на частоте ниже частоты вращения. При обнаружении данной неисправности ремень следует заменить. Проблемы могут быть связаны также с натяжением ремня. Слишком слабое натяжение может вызвать резонансные колебания ремня на частоте, обычно лежащей ниже частоты вращения. Слишком сильное натяжение вызывает направленную вибрацию на частоте вращения. В обоих случаях для устранения проблемы следует соответствующим образом изменить натяжение ремня.
Кроме того, неисправности машин с ременным приводом могут быть связаны с ременными шкивами. Если плоскости шкивов не совпадают, возможно появление первой или первой и второй гармоник частоты вращения в спектре вибрации. Иногда выявить проблему со шкивами можно визуально.
Рисунок В.1 - Схема вибрационного диагностирования вентиляторов и воздуходувок
Рисунок В.2 - Схема вибрационного диагностирования ременной передачи вентиляторов и воздуходувок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.