Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Паспорт муниципальной программы
"Повышение эффективности муниципального управления в городе Орске на 2019 - 2024 годы"
(далее - Программа)
I. Характеристика текущего состояния проблемы
Создание условий для повышения эффективности муниципального управления в городе Орске является ключевой целью деятельности отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Орска. Повышение эффективности муниципального управления является одним из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития города Орска на период до 2024 года. Ключевым фактором успешного развития муниципального образования "Город Орск" является качество муниципального управления. В настоящее время предъявляются высокие требования к эффективности муниципальной власти. Для создания современного успешного муниципального управления важно оптимизировать организацию работы на местах, быть восприимчивым к прогрессивным информационным технологиям, а главное - отвечать потребностям населения. Для создания социально ориентированного муниципального управления необходимо продолжить работу по снижению административных издержек, барьеров при оказании государственных и муниципальных услуг, в том числе для бизнеса, повысить доступность государственных и муниципальных услуг. Необходимо контролировать качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, формулировать требования к государственным и муниципальным услугам исходя из интересов населения муниципального образования "Город Орск".
Эффективность муниципального управления - это индикатор качества муниципальных услуг и уровня доверия к органам местного самоуправления.
Работа по реализации административной реформы и повышению качества муниципального управления ведётся в городе Орске с 2006 года. Результатом этой работы стали систематизация полномочий органов администрации города, упорядочение административных процедур и регламентация муниципальных услуг.
В период с 2013 по 2018 годы в городе действовала муниципальная программа "Повышение эффективности муниципального управления в городе Орске в 2014 - 2020 годах". Реализация мероприятий вышеуказанной программы позволила упорядочить процесс предоставления муниципальных услуг, сформировать перечни муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, и организовать предоставление муниципальных услуг в электронном виде, продолжить процесс регламентации муниципальных услуг, организовать предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", обеспечить регистрацию и подтверждение граждан на Портале государственных услуг с целью обеспечения доступа граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Результатом работы по регламентации муниципальных услуг в период реализации Программы стало утверждение более 40 административных регламентов. В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 15 июля 2016 г. N 525-п "О переводе в электронный вид государственных услуг и типовых муниципальных услуг, предоставляемых в Оренбургской области" необходимо завершить работу по регламентации типовых муниципальных услуг и организовать предоставление их в электронном виде. В настоящее время проводится работа по приведению действующих административных регламентов в соответствие с требованиями действующего законодательства и вносимыми в него изменениями. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
В целях развития конкуренции, снижения административных барьеров и устранения избыточного государственного и муниципального регулирования постановлением администрации города Орска от 27 января 2020 года N 151-п утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании "Город Орск", в соответствии с которым осуществляется работа по сокращению сроков оказания муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности, переводу муниципальных услуг в электронный вид.
В целях выполнения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в г. Орске создано и функционирует МАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г. Орска" (далее - МАУ "МФЦ г. Орска"), обеспечивающее оказание государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". В настоящее время муниципальные и государственные услуги по принципу "одного окна" оказываются в трёх районах города в соответствующих подразделениях МАУ "МФЦ г. Орска". Организована работа 56 окон обслуживания заявителей, соответствующих требованиям правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376, в которых организовано предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 797.
Развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг создало предпосылки для сокращения административных издержек, расширения и облегчения доступа граждан к востребованной ими информации, увеличения степени их удовлетворенности государственными и муниципальными услугами, улучшения делового климата.
В рамках пилотного проекта Минэкономразвития России в г. Орске с конца 2016 г. стартовал проект по созданию в МАУ "МФЦ г. Орска" окон для оказания государственных и муниципальных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, который продолжает свою деятельность и в настоящее время. На базе МАУ "МФЦ г. Орска" действуют два "бизнес-окна". Результатом реализации проекта по функционированию "бизнес-окон" на базе МАУ "МФЦ г. Орска" в 2017 году стало существенное увеличение количества обращений субъектов предпринимательской деятельности за услугами для бизнеса с 3320 (в 2016 г.) до 13253 (в 2017 г.), повышение удовлетворенности качеством их предоставления, которая составила 97,35%, а также расширение перечня государственных и муниципальных услуг МАУ "МФЦ г. Орска" в соответствии с потребностями предпринимателей (с 83 до 89). Реализация указанных мероприятий в дальнейшем позволит улучшить условия для ведения бизнеса, а также урегулировать взаимодействие между администрацией города Орска и предпринимательским сообществом.
В ходе реализации программы "Повышение эффективности муниципального управления в городе Орске на 2014 - 2020 годы" был также расширен перечень муниципальных услуг, предоставляемых МАУ "МФЦ г. Орска" населению в целом. Таким образом, количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг МФЦ на конец 2021 года составило 296 услуг (из них государственных - 196 услуг, муниципальных - 41 услуга, 55 услуги некоммерческой организации, 2 услуги муниципального предприятия (МУП "ОПТС"), 2 услуги МФЦ) количество предоставляемых государственных и муниципальных услуг в МАУ "МФЦ г. Орска" в ходе реализации Программы планируется увеличить. Ежегодно в МАУ "МФЦ г. Орска" оказывается более 100 тысяч государственных и муниципальных услуг населению. Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" обеспечивает более качественное предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг и существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, МАУ "МФЦ г. Орска" обеспечивает снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счёт отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими государственные и муниципальные услуги государственными и муниципальными служащими, что позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения заявителями государственных и муниципальных услуг.
В целях оценки качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также оценки результатов проводимых преобразований в органах администрации города ежегодно проводится мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. В ходе реализации Программы необходимо продолжать практику мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг путем проведения опроса (анкетирования) населения и анализа текущей практики предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также ежегодно в органах администрации города проводятся внутренние проверки системы соблюдения стандартов администрации города Орска, направленные на выявление несоответствий деятельности органов администрации города требованиям стандартов по вопросам порядка оформления документации, планирования и контроля их деятельности, в том числе при предоставлении муниципальных услуг.
С целью оптимизации процесса и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг с 01 июня 2016 года администрация г. Орска подключена к информационной системе оказания государственных и муниципальных услуг Оренбургской области (СОЗ "ПОЛТАВА"), посредством которой осуществляется направление межведомственных запросов в иные органы с целью получения документов и сведений, необходимых для оказания муниципальных услуг. В органах администрации города назначены ответственные специалисты за направление и подготовку информации по межведомственным запросам, а также назначен специалист, ответственный за мониторинг входящих и исходящих запросов в системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Результаты проведенных мониторингов показали, что количество входящих и исходящих запросов в СМЭВ ежемесячно увеличивается, а это, в свою очередь, свидетельствует о положительной динамике работы специалистов органов администрации города в части оптимизации процесса оказания муниципальных услуг. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Повышение информационной открытости деятельности органов местного самоуправления является важнейшим направлением деятельности муниципального образования "Город Орск", направленной на повышение качества предоставления муниципальных услуг населению и эффективности муниципального управления. Так, в рамках популяризации Портала государственных услуг администрация города Орска совместно с МАУ "МФЦ г. Орска" организует просветительскую и информационную работу с населением путем распространения буклетов, проведения брифингов, бесплатных курсов повышения информационной грамотности, акций, встреч с жителями города. Целью этой работы является доведение до населения информации о преимуществах работы Портала государственных услуг, обучение навыкам работы на Портале государственных услуг.
Проведение данной работы непосредственно связано с достижением значения показателя "Доля граждан, получивших доступ к получению услуг в электронной форме через Портал государственных услуг". С апреля 2015 года администрация города Орска является оператором Единой системы идентификации и аутентификации по подтверждению личностей заявителей на Портале государственных услуг (далее - ЕСИА). По состоянию на декабрь 2021 года 125810 человек в городе имеют подтверждённую учётную запись в ЕСИА и, соответственно, доступ к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
По состоянию на 30.12.2021 года доля зарегистрированных подтвержденных учетных записей в ЕСИА за всё время составила 67,09%. Работу в данном направлении необходимо продолжить в рамках реализации Программы.
Кроме того, в целях обеспечения доступности граждан к информации о муниципальных услугах, оказываемых администрацией города, на официальном сайте администрации города создана и ежеквартально актуализируется электронная версия "Каталога услуг" для населения.
Еще одним инструментом, способствующим повышению эффективности муниципального управления, является внедрение проектного управления в органах власти. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 года N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", постановлением Правительства Оренбургской области от 27.04.2020 года N 333-пп "Об организации проектной деятельности в Оренбургской области", Указом Губернатора Оренбургской области от 17.09.2018 года N 512-ука "О мерах по реализации национальных проектов в Оренбургской области" администрация города Орска с 2017 года приступила к работе по внедрению проектного управления в органах администрации, которое позволило за период с 2018 по 2020 годы успешно реализовать 6 приоритетных проектов на территории муниципального образования "Город Орск". В целях определения порядка организации проектной деятельности в администрации города сформирована соответствующая нормативная база - утверждено положение об организации проектной деятельности в администрации города (постановление администрации г. Орска от 28.12.2017 года N 7258-п "Об организации проектной деятельности в администрации г. Орска"), назначен ответственный за организацию проектной деятельности в администрации города (постановление администрации г. Орска от 16.06.2017 года N 3519-п "О назначении ответственного за внедрение проектной деятельности в муниципальном образовании "Город Орск"), назначены ответственные за реализацию региональных проектов на территории города лица (постановление администрации г. Орска от 20.06.2019 года N 2456-п "О назначении ответственных лиц"), разработаны и утверждены методические рекомендации по подготовке рабочих документов проектного управления".
В период 2017 - 2018 гг. в рамках реализации данного направления было проведено обучение руководящего состава и сотрудников органов администрации города основам проектного управления в виде выездных обучающих семинаров, курсов повышения квалификации с участием приглашенных специалистов, а также в рамках проведения обучения аппарата администрации города силами обученных специалистов. Всего прошли обучение более 40 муниципальных служащих.
Работа по внедрению проектного управления в органах администрации города в рамках реализации Программы будет продолжена.
Кроме того, в рамках реализации Программы предполагается дальнейшее формирование и совершенствование муниципальной нормативной правовой, методической базы, позволяющей повысить эффективность муниципального управления, обеспечить единое правовое регулирование деятельности администрации города в сфере оказания муниципальных услуг населению, в том числе в электронном виде, сформировать единый подход к повышению уровня информированности граждан о преимуществах получения муниципальных услуг в электронной форме.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, включающая мероприятия по обеспечению процесса повышения качества муниципальных и государственных услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учётом возможности финансирования, согласовать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы.
Правовую основу реализации Программы составляют Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 года N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", постановление Правительства Оренбургской области от 27.04.2020 г. N 333-пп "Об организации проектной деятельности в Оренбургской области", методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденные протоколом заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 14 октября 2015 г., и иные документы.
В Оренбургской области реализуется программа "Экономическое развитие Оренбургской области", которая направлена на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области, организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
Учитывая положительные результаты проведения мероприятий по административной реформе, повышению эффективности организации муниципального управления и предоставления муниципальных услуг населению, администрация города Орска продолжит реформирование муниципального управления с целью формирования новых механизмов работы органов местного самоуправления и обеспечения повышения качества и доступности предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, снижения административных барьеров и повышения эффективности муниципального управления. Решение указанных задач направлено, в том числе, на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и общества, повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления, совершенствование механизмов обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления и их эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества, снижение коррупционных составляющих.
Современное муниципальное образование "Город Орск", в первую очередь, должно быть ориентировано на потребителя и на стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения. Достижению этой цели способствует поиск оптимальной модели взаимодействия местной власти и населения, в первую очередь, при предоставлении качественных и доступных муниципальных услуг. Немаловажную роль в достижении поставленной цели имеет и ресурсное обеспечение деятельности администрации города.
Таким образом, реализация Программы в 2019 - 2024 годах позволит повысить эффективность деятельности органов администрации города, расширить практику применения программно-целевых механизмов, обеспечит возможность получения государственных и муниципальных услуг и по принципу "одного окна", а также позволит внедрить новые методы и формы управления.
Результатами реализации Программы будут:
1. Снижение организационных, временных и финансовых издержек при предоставлении муниципальных услуг населению.
2. Повышение эффективности муниципального управления в г. Орске и профессионального уровня муниципальных служащих.
3. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых по принципу "одного окна".
4. Устранение административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг.
5. Оптимизация административных процедур при предоставлении муниципальных услуг.
6. Обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
7. Внедрение новых методов управления.
II. Приоритеты политики города Орска в сфере реализации Программы
В соответствии с Концепцией развития города Орска до 2030 года и Стратегией города Орска до 2020 года приоритеты политики города Орска в сфере реализации Программы соответствуют таким приоритетным направлениям развития города, как "Благополучное общество и развитая социальная сфера" и "Динамичная диверсифицированная экономика", а также таким стратегическим целям, как создание возможности для физического, духовно-нравственного и культурного развития, самореализации и раскрытия творческого потенциала личности, повышение уровня конкурентоспособности экономики и обеспечение динамичного устойчивого роста объемов производства.
Достижение цели Программы будет способствовать достижению главной стратегической цели: стабильному улучшению качества жизни всех слоев населения города.
Основными приоритетными направлениями в сфере реализации Программы являются:
1. Организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде.
Приоритетными задачами по переводу муниципальных услуг в электронный вид в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 25 января 2016 года N 37-п "Об информационной системе оказания государственных и муниципальных услуг Оренбургской области" являются:
- внесение изменений в действующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствии с типовыми административными регламентами;
- оказание муниципальных услуг, включенных в перечень электронных услуг, в электронном виде;
- использование информационной системы оказания государственных и муниципальных услуг Оренбургской области при оказании муниципальных услуг администрацией города Орска и подведомственными учреждениями;
- организация работы органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг населению с использованием межведомственных запросов и ответов при оказании муниципальных услуг, с использованием информационной системы оказания государственных и муниципальных услуг Оренбургской области;
- реализация возможности информирования граждан о ходе исполнения и результатах оказания муниципальных услуг через Портал государственных и муниципальных услуг;
- информирование граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Ожидаемый результат по переводу муниципальных услуг в электронный вид:
- доля граждан, получивших доступ к получению услуг в электронной форме через Портал государственных услуг, - не менее 70 процентов.
2. Актуализация и внесение изменений в действующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг, в том числе по приведению их в соответствие с типовыми административными регламентами для перевода типовых муниципальных услуг в электронный вид.
3. Оптимизация и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг путем предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе МАУ "МФЦ г. Орска".
В целях реализации данного направления необходимо расширение перечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых по принципу "одного окна", а также сокращение времени ожидания в очереди.
4. Дальнейшая оптимизация системы реализации полномочий предоставления муниципальных услуг, в том числе:
- повышение эффективности финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг в соответствии с постановлением администрации города Орска от 13 февраля 2019 года N 552-п "Об утверждении бюджетного прогноза города Орска на долгосрочный период до 2024 года";
- создание правовых механизмов, способствующих эффективному муниципальному управлению;
- устранение административных барьеров при предоставлении муниципальных услуг;
- минимизация количества административных процедур при предоставлении муниципальных услуг в отношении граждан и бизнеса.
5. Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг - не менее 90 процентов, что соответствует постановлению администрации города Орска от 13 февраля 2019 года N 552-п "Об утверждении бюджетного прогноза города Орска на долгосрочный период до 2024 года".
6. Сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган местного самоуправления для получения муниципальных услуг до 15 минут.
III. План реализации Программы
План реализации Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
IV. Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы
Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
V. Перечень основных мероприятий Программы
Основное мероприятие Программы с указанием ответственных исполнителей и ожидаемых непосредственных результатов приведено в приложении N 3 к Программе.
VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы представлено в приложении N 4 к Программе.
VII. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками
Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками представлены в приложении N 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.