Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении Порядка установления и оценки
применения обязательных требований, содержащихся
в нормативных правовых актах Республики Хакасия,
и Порядка оценки фактического воздействия
нормативных правовых актов Республики Хакасия,
содержащих обязательные требования"
Порядок
оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Хакасия, содержащих обязательные требования
1. Общие положения
1.1. Порядок оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Хакасия, содержащих обязательные требования (далее - Порядок, оценка фактического воздействия), определяет правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Хакасия (далее - нормативные правовые акты), содержащих обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, иных форм оценок соблюдения обязательных требований (далее - обязательные требования).
1.2. Оценка фактического воздействия проводится:
1) в отношении нормативных правовых актов в случае принятия решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия в соответствии с Порядком установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденным настоящим постановлением;
2) в отношении нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, принятых с отрицательным заключением об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия (далее - оценка регулирующего воздействия) - по истечении года со дня вступления указанных нормативных правовых актов в силу.
Оценка фактического воздействия не проводится в отношении нормативных правовых актов, действующих менее года.
1.3. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
1.4. При оценке фактического воздействия нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
1.5. Процедура проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
1) подготовка исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, осуществляющими полномочия в сферах общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом и содержащимися в нем обязательными требованиями (далее - уполномоченный орган), отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - отчет), проведение публичных консультаций по отчету и направление документов, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка, в Министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - Министерство) в соответствии с разделом 2 Порядка;
2) подготовка Министерством заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - заключение) в соответствии с разделом 3 Порядка;
3) исполнение уполномоченным органом решений, предусмотренных пунктом 3.1 Порядка в порядке, установленном пунктом 3.5 или пунктом 3.6 Порядка.
1.6. В случае если обязательные требования установлены нормативным правовым актом, принятым совместно несколькими уполномоченными органами, осуществляющими полномочия в соответствующей сфере общественных отношений, оценку фактического воздействия нормативных правовых актов осуществляет уполномоченный орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) соответствующий нормативный правовой акт.
В случае если обязательные требования установлены нормативным правовым актом, разработанным совместно несколькими уполномоченными органами, осуществляющими полномочия в соответствующей сфере общественных отношений, оценку применения обязательных требований осуществляет уполномоченный орган, вносивший (подготовивший необходимые документы для внесения) проект соответствующего нормативного правового акта на рассмотрение принявшего его государственного органа Республики Хакасия.
Абзацы первый и второй настоящего пункта не применяются в случаях, если соответствующие уполномоченные органы определили и согласовали между собой (в произвольной письменной форме) уполномоченный орган, ответственный за проведение оценки фактического воздействия соответствующего нормативного правового акта.
Абзацы первый, второй и третий настоящего пункта не применяются в случаях, если проведение процедур, предусмотренных Порядком, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с принятым уполномоченным органом решением, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3.25 Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденного настоящим постановлением. В указанном случае оценку фактического воздействия проводит уполномоченный орган, ответственный за проведение оценки применения обязательных требований.
2. Подготовка и публичные консультации по отчету об оценке фактического
2.1. Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится уполномоченным органом.
2.2. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 3.25 Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденного настоящим постановлением, или истечения сроков, установленных подпунктом 2 пункта 1.2 Порядка, подготавливает отчет по форме, установленной приложением 2 к Порядку и размещает его, текст соответствующего нормативного правового акта и уведомление о проведении публичных консультаций по отчету по форме, установленной приложением 1 к Порядку на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия (www.r-19.ru) (далее - Официальный портал).
В уведомлении о проведении публичных консультаций по отчету указывается срок проведения публичных консультаций по отчету, который не может составлять менее 20 рабочих дней со дня размещения указанного уведомления и отчета на Официальном портале.
Уполномоченный орган при проведении публичных консультаций по отчету может по собственной инициативе использовать дополнительные формы публичного обсуждения, такие как открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, включая иностранных экспертов, специально сформированных фокус-групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными лицами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках, а также иные формы и источники информации.
2.3. Отчет должен содержать следующие сведения:
1) общую информацию о нормативном правовом акте (реквизиты и источники его официального опубликования, дату вступления его в силу, сведения о переходном периоде при вступлении его в силу, о внесенных в него изменениях, о наличии у государственного органа Республики Хакасия, принявшего нормативный правовой акт, полномочий на его принятие, а также сведения о прохождении проектом нормативного правового акта оценки регулирующего воздействия);
2) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых затрагиваются регулированием, установленным нормативным правовым актом, оценка количества таких субъектов на день подготовки отчета, изменение численности и состава таких групп по сравнению со сведениями, представленными разработчиком проекта нормативного правового акта при проведении оценки регулирующего воздействия (при наличии);
3) изменение доходов и расходов республиканского бюджета Республики Хакасия от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав органов государственной власти Республики Хакасия;
4) оценку фактических расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей или ограничений;
5) оценку фактических положительных и отрицательных последствий установленного нормативным правовым актом регулирования;
6) о реализации методов контроля эффективности достижения целей регулирования, установленных нормативным правовым актом, а также организационно-технических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов республиканского бюджета Республики Хакасия;
7) оценку эффективности достижения заявленных целей регулирования;
8) о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом обязательных требований в случае, если за нарушение акта установлена ответственность;
9) предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений;
10) о проведении публичных консультаций по отчету;
11) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта.
Сведения, предусмотренные подпунктом 10 настоящего пункта, вносятся в отчет уполномоченным органом после завершения публичных консультаций.
Уполномоченный орган вправе в целях формирования отчета использовать любые доступные ему на законных основаниях источники информации.
В отчете приводятся источники использованных данных.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если информация, содержащаяся в отчете, основана на данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные приводятся в приложении к отчету в полном объеме.
2.4. В течение одного рабочего дня с даты размещения уведомления о проведении оценки фактического воздействия и отчета на Официальном портале уполномоченный орган в порядке, установленном пунктом 2.6 Порядка, извещает о проведении публичных консультаций по отчету следующих лиц:
1) заинтересованные исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия;
2) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия;
3) органы и организации, действующие на территории Республики Хакасия, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
4) лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, содержащиеся в нормативном правовом акте;
5) иных заинтересованных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям по отчету, исходя из содержания проблемы, цели и предмета государственного регулирования.
2.5. В извещении о проведении публичных консультаций по отчету (далее - извещение) указываются:
1) наименование нормативного правового акта;
2) сроки проведения публичных консультаций;
3) ссылка на соответствующую страницу Официального портала, на которой размещено уведомление о проведении публичных консультаций по отчету и отчет;
4) иная информация, которую, по мнению уполномоченного органа, целесообразно включить в извещение.
2.6. Извещение оформляется служебным письмом, подготовленным в соответствии с разделом 2.5 Инструкции о порядке организации делопроизводства и контроля в Правительстве Республики Хакасия, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.11.2011 N 761, и доставляется заказным письмом, либо нарочно с отметкой о поступлении, либо в электронной форме.
2.7. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все предложения и замечания, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичных консультаций по отчету, и составить свод замечаний и предложений по форме, установленной приложением 3 к Порядку установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденному настоящим постановлением, с указанием сведений об их учете или о причинах их отклонения (далее - свод предложений и замечаний) и не позднее пяти рабочих дней со дня окончания публичных консультаций по отчету разместить свод замечаний и предложений на Официальном портале.
2.8. По результатам публичных консультаций по отчету уполномоченный орган дорабатывает отчет, дополняя его сведениями, которые ранее не вносились в отчет в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 2.3 Порядка, а также, при согласии с поступившими предложениями и замечаниями, вносит в отчет соответствующие предложениям и замечаниям изменения. Доработанный отчет размещается уполномоченным органом на Официальном портале.
2.9. Отчет, сводка замечаний и предложений, подписанные руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) уполномоченного органа, и копии извещений, предусмотренных пунктом 2.5 Порядка, направляются в Министерство для подготовки заключения в течение 10 рабочих дней с даты окончания срока публичных консультаций по отчету, определенного в соответствии с абзацем вторым пункта 2.2 Порядка.
3. Подготовка заключения об оценке фактического воздействия
3.1. Министерством в заключении приводится позиция о достижении или недостижении заявленных целей регулирования нормативного правового акта, об оценке фактических положительных или отрицательных последствий его принятия, о выявлении положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) приводящих к возникновению необоснованных расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, содержащихся в нормативном правовом акте, об обоснованности и соответствии обязательных требований принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В заключение включается один из следующих выводов:
1) о необходимости признания утратившим силу нормативного правового акта (его отдельных положений и (или) разработки нового нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, в случае, если уполномоченным органом установлено несоответствие обязательных требований принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также их необоснованность, или выявлены избыточные условия, ограничения, запреты, обязанности, или установлен факт недостижения заявленных целей регулирования нормативного правового акта, а также установлено наличие отрицательных последствий принятия нормативного правового акта;
2) о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт, его отдельные положения в случае, если уполномоченным органом подтверждено соответствие обязательных требований принципам установления и оценки применения обязательных требований, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", их обоснованность, однако выявлено наличие отрицательных фактических последствий их установления, избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей или наличие в нормативном правовом акте положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов республиканского бюджета Республики Хакасия;
3) о необходимости продления срока действия устанавливающего обязательные требования нормативного правового акта, его отдельных положений в случае отсутствия оснований для признания его утратившим силу (отмены), или внесения изменений в нормативный правовой акт, предусмотренных подпунктами 1, 2 настоящего пункта;
4) об отсутствии необходимости изменения установленного нормативным правовым актом регулирования в случае, если нормативный правовой акт в соответствии с Порядком установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденным настоящим постановлением, не должен содержать срок действия или в случае, установленном абзацем седьмым настоящего пункта, и отсутствуют основания для его признания утратившим силу (отмены), или внесения изменений в нормативный правовой акт, предусмотренные подпунктами 1, 2 настоящего пункта.
Вывод, предусмотренный подпунктом 3 настоящего пункта, не может содержаться в заключении на нормативный правовой акт, проходящий оценку фактического воздействия по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1.2 Порядка.
3.2. При подготовке заключения Министерство вправе запрашивать дополнительную информацию, копии документов у уполномоченного органа, у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и их объединений, иных лиц, органов, в том числе принимавших участие в публичных консультациях по отчету, проводить (организовывать) согласительные совещания с участием перечисленных органов, лиц.
Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия представляют запрошенную информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
3.3. В случае если Министерством сделан вывод о том, что уполномоченным органом при проведении публичных консультаций по отчету не соблюден Порядок, Министерство в письменной форме извещает об этом уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка, уполномоченный орган проводит процедуры, предусмотренные разделом 2 Порядка (начиная с невыполненной процедуры или процедуры, выполненной с замечаниями), и при необходимости дорабатывает отчет и свод предложений и замечаний по их результатам и размещает их на Официальном портале, после чего повторно направляет документы, предусмотренные пунктом 2.9 Порядка, в Министерство с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка.
В случае если Министерством сделан вывод о том, что представленные уполномоченным органом для подготовки заключения документы не соответствуют требованиям Порядка, Министерство в письменной форме извещает об этом уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка. Уполномоченный орган устраняет выявленные нарушения и повторно размещает документы, подвергшиеся изменению, на Официальном портале, после чего повторно направляет документы, предусмотренные пунктом 2.9 Порядка в Министерство, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления от Министерства извещения о нарушении Порядка.
3.4. Заключение подготавливается в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка, в Министерство и направляется Министерством в уполномоченный орган при отсутствии замечаний в части соблюдения уполномоченным органом Порядка, указанных в пункте 3.3 Порядка.
Уполномоченный орган размещает заключение на Официальном портале в течение 3 рабочих дней с момента его получения.
3.5. В случае проведения оценки фактического воздействия по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1.2 Порядка уполномоченный орган, получив заключение, осуществляет действия, предусмотренные абзацем вторым пункта 3.28 Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденного настоящим постановлением.
3.6. В случае проведения оценки фактического воздействия по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1.2 Порядка, уполномоченным органом принимается решение (в произвольной письменной форме), соответствующее выводу Министерства, содержащемуся в заключении в соответствии с подпунктами 1 - 4 пункта 3.1 Порядка, которое размещается на Официальном портале в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заключения.
Уполномоченный орган в случае принятия решения, предусмотренного подпунктами 1 - 3 пункта 3.1 Порядка, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения заключения, обеспечивает разработку соответствующего проекта нормативного правового акта и вносит его в государственный орган Республики Хакасия или на рассмотрение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, уполномоченных на принятие соответствующего нормативного правового акта, в установленном законодательством Республики Хакасия порядке, либо принимает соответствующий нормативный правовой акт (в случае если уполномоченный орган уполномочен на принятие соответствующего нормативного правового акта).
О принятом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта решении уполномоченный орган извещает Министерство в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
4. Порядок разрешения споров, вытекающих из оценки фактического воздействия
4.1. Споры, связанные с содержанием заключения на нормативный правовой акт, который проходил оценку фактического воздействия по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1.2 Порядка, разрешаются в соответствии с разделом 4 Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Хакасия, утвержденного настоящим постановлением.
Неурегулированные разногласия, не предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, вытекающие из Порядка разрешаются в соответствии с настоящим разделом.
4.2. При наличии неурегулированных разногласий уполномоченный орган организует согласительное совещание в течение 7 рабочих дней с момента получения информации, предусмотренной пунктом 3.3 Порядка, или получения заключения.
4.3. О дате, времени и месте проведения согласительного совещания уполномоченный орган уведомляет Министерство не менее чем за пять рабочих дня до дня проведения согласительного совещания.
4.4. Состав лиц, участвующих в согласительном совещании, определяется уполномоченным органом на основании предложений, поступивших от Министерства экономического развития Республики Хакасия.
4.5. Министерство не менее чем за один рабочий день до даты проведения согласительного совещания представляет в уполномоченный орган в письменном виде необходимые материалы и предложения в проект протокола согласительного совещания для обобщения, а также сообщают о лицах, приглашенных для участия в согласительном совещании.
4.6. По результатам согласительного совещания уполномоченным органом составляется протокол согласительного совещания, в котором отражаются данные об урегулировании разногласий.
4.7. Уполномоченный орган организует подписание протокола согласительного совещания руководителем уполномоченного органа или его уполномоченным заместителем, Министром экономического развития Республики Хакасия или его уполномоченным заместителем, после чего направляет копию подписанного протокола согласительного совещания всем участникам согласительного совещания в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня проведения согласительного совещания.
4.8. Если в результате проведения согласительных процедур остаются неурегулированные разногласия, связанные с содержанием заключения, они подлежат рассмотрению на согласительном совещании у заместителя Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, курирующего уполномоченный орган в соответствии с распределением обязанностей между Главой Республики Хакасия - Председателям Правительства Республики Хакасия и его заместителями. Протокол согласительного совещания, подписанный соответствующим заместителем Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, является окончательным (далее - окончательный протокол), решение, изложенное в нем, подлежит обязательному исполнению.
4.9. В случаях проведения согласительных процедур, предусмотренных настоящим разделом, срок исправления замечаний, предусмотренный пунктом 3.3 Порядка, а также срок реализации решений, предусмотренный пунктом 3.6 Порядка, исчисляются со дня подписания протокола согласительного совещания без разногласий или подписания окончательного протокола.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.