Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 17.11.2022 N 554-Пр
План
мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года
1. Общие положения
Настоящий план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года (далее - план) разработан в целях формирования бюджетной политики Астраханской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создание условий для эффективного управления государственными финансами Астраханской области и устойчивости бюджетной системы Астраханской области.
План определяет основные направления деятельности исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.
2. Характеристика текущего состояния государственных финансов Астраханской области
Современное состояние бюджетной системы Астраханской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, оказания социальной помощи исходя из принципов адресности и нуждаемости, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса в Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста региона, выполнение Астраханской областью всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.
Структура экономики Астраханской области такова, что нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона. Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории Астраханской области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение Великое. В связи с наличием в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, углеводородов экономическое значение Астраханской области с каждым годом возрастает. Крупнейшими из открытых месторождений на море являются нефтяное месторождение им. В. Филановского и Хвалынское газоконденсатное месторождение. Уникальное экономико-географическое положение Астра-ханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.
В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Российскую Федерацию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловую на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области. Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овощебахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов Российской Федерации, показывает устойчивую положительную динамику - с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 191,7 млрд рублей в 2021 году.
При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,5% в 2021 году.
Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:
- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;
- проведением "налогового маневра";
- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;
- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2021 год составило 52,0 млрд рублей или 100,6% от прогнозных назначений.
Доходы консолидированного бюджета Астраханской области формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых на протяжении многих лет составляет более 90% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Поступление налоговых доходов обеспечено за счет трех крупнейших источников: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.
Наполнение доходной части бюджета Астраханской области существенно зависит от результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков региона, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой нефте- и газопродуктов, доля платежей которых в консолидированный бюджет региона в 2021 году составила 38,3% в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области.
Вышеуказанные предприятия в большей степени являются экспортно ориентированными, на их деятельность существенное влияние оказывают такие экономические факторы мирового характера, как волатильность курса национальной валюты, изменение конъюнктуры рынков сбыта и снижение цен на производимую продукцию.
Работа по мобилизации источников доходов и повышению эффективности бюджетных расходов Астраханской области проводится на постоянной основе.
В целях создания условий для результативного управления государственными финансами Астраханской области и эффективного использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Астраханской области с 2016 года реализовывалась программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Астраханской области на 2016-2019 годы, утвержденная распоряжением Правительства Астраханской области от 26.08.2016 N 347-Пр.
С 2016 года и по настоящее время на территории Астраханской области продолжает действовать режим экономии бюджетных средств, реализуемый Правительством Астраханской области. Комплексная реализация всех мероприятий позволит выполнить социальные обязательства перед населением, не допустить социального взрыва и банкротства региона, значительно сократить кредиторскую задолженность.
В целях сокращения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации в 2017, 2020 годах осуществило реструктуризацию бюджетных кредитов, ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, продлив срок погашения задолженности до 01.12.2029.
За период 2017-2021 годов Астраханской области удалось значительно сократить долговую нагрузку в абсолютном и относительном выражении. Государственный долг Астраханской области за указанный период сокращен с 29 499,5 до 14 828,1 млн рублей (на 01.01.2022), с 135,4% от собственных доходов бюджета, полученных за 2016 год, до 34,8% от собственных доходов бюджета, полученных за 2021 год.
Основные параметры консолидированного бюджета Астраханской области в 2018-2024 годах характеризуются следующими показателями (таблица 1):
Таблица 1. Основные параметры консолидированного бюджета Астраханской области в 2018-2024 годах, млн рублей
Наименование показателя |
Фактическое исполнение |
Бюджетные назначения |
|||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Доходы |
55 981,8 |
59 107,9 |
64 462,6 |
76 267,7 |
76 685,6 |
66 031,3 |
66 839,4 |
Расходы |
48 789,9 |
54 195,4 |
66 273,5 |
73 148,2 |
80 787,7 |
65 788,8 |
64 384,6 |
Дефицит/ Профицит |
7 191,9 |
4 912,5 |
-1 810,9 |
3 119,5 |
-4 102,1 |
242,5 |
2 454,8 |
Пик расходов приходится на 2021 год и составляет 73,1 млрд рублей. Расходы направлены на исполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, предусматривающих повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, формирование расходов дорожного фонда в объеме, соответствующем его доходной части, реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей национальных проектов, в частности таких, как переселение граждан из аварийного жилищного фонда, увеличение мест в дошкольных и общеобразовательных организациях, обеспечение ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, реализацию мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также других социально значимых мероприятий.
Основные параметры бюджета Астраханской области в 2018-2024 годах сложились следующим образом (таблица 2):
Таблица 2. Основные параметры бюджета Астраханской области в 2018-2024 годах, млн рублей
Наименование показателя |
Фактическое исполнение |
Бюджетные назначения |
|||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Доходы |
47 351,3 |
49 864,0 |
55 575,0 |
66 859,7 |
67 672,5 |
56 870,7 |
57 728,6 |
Расходы |
40 089,2 |
45 237,7 |
58 088,7 |
63 511,8 |
71 561,0 |
56 460,5 |
55 102,4 |
Дефицит/ Профицит |
7 262,1 |
4 626,3 |
-2 513,7 |
3 347,9 |
-3 888,5 |
410,2 |
2 626,2 |
Ситуация с бюджетом Астраханской области в целом имеет те же тенденции, что и с консолидированным бюджетом Астраханской области, - разнонаправленный тренд роста/снижения расходов в исследуемом периоде времени.
В настоящее время параметры бюджета Астраханской области сформированы со снижением в 2023 году относительно поступлений по налоговым доходам 2022 года в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации в части отмены института консолидированных групп налогоплательщиков.
В связи с этим мероприятия, направленные на обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений, повышение уровня собираемости платежей в бюджет Астраханской области и достижение уровня доходов 2021-2022 годов, являются приоритетными.
В 2020 году начала свою работу комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Астраханской области, созданная постановлением Правительства Астраханской области от 17.03.2020 N 106-П.
Основной задачей комиссии является определение основных направлений по совершенствованию мероприятий по мобилизации доходов в бюджет Астраханской области и консолидированный бюджет Астраханской области.
В целях повышения эффективности использования механизма предоставления налоговых льгот в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 16.10.2019 N 383-П "О порядке осуществления оценки налоговых расходов Астраханской области" в регионе ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот.
В результате проведения последовательной работы по инвентаризации региональных налоговых льгот общий объем выпадающих (недополученных) доходов консолидированного бюджета Астраханской области в связи с предоставлением региональных налоговых льгот в 2020 году сократился на 7,3% по сравнению с 2019 годом и составил 3,326 млрд рублей.
В условиях текущей экономической ситуации, оцениваемой на основе прогноза социально-экономического развития Астраханской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, реализация мероприятий по увеличению доходов приведет к росту налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области в среднесрочной перспективе.
3. Цели и условия реализации плана
Целями реализации плана являются оздоровление государственных финансов Астраханской области, сохранение устойчивости бюджетной системы, обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Астраханской области, увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области, повышение эффективности расходов бюджета Астраханской области.
Для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов реализация плана будет осуществляться по следующим направлениям (приложение N 3 к плану):
1. Мобилизация доходов бюджета Астраханской области.
2. Мероприятия по повышению эффективности расходов бюджета Астраханской области.
3. Мероприятия в сфере управления государственным долгом Астраханской области.
4. Социально-экономическое развитие Астраханской области.
4. Мероприятия плана
План предусматривает планомерную и последовательную реализацию мероприятий по улучшению состояния бюджетной системы, оздоровлению государственных и муниципальных финансов Астраханской области исполнительными органами Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
5. Механизм реализации плана и способы оценки достижения целевых показателей, ожидаемые результаты и возможные риски
В целях реализации настоящего плана предусматривается ежеквартальное представление в министерство финансов Астраханской области отчетов об исполнении мероприятий плана ответственными исполнителями. Отчеты должны содержать информацию о проводимых мероприятиях, причинах перевыполнения (неисполнения) целевых показателей, перспективах улучшения (корректировки) и необходимых действиях со стороны ответственных исполнителей (приложения N 1 и 2 к плану).
Информация по форме отчета представляется в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
Министерство финансов Астраханской области:
- осуществляет координацию и контроль над выполнением мероприятий, направленных на рост доходов консолидированного бюджета и бюджета Астраханской области;
- разрабатывает рекомендации ответственным исполнителям по достижению целевых показателей;
- готовит проект распоряжения Правительства Астраханской области об исполнении плана и направляет его на заседание Правительства Астраханской области по итогам полугодия до 1 октября текущего года, по итогам года - до 20 мая года, следующего за отчетным.
Планомерная и последовательная реализация мероприятий, предусмотренных настоящим планом, позволит достичь следующих результатов (таблицы 3-5):
Таблица 3. Эффект по мероприятиям, направленным на увеличение доходов консолидированного бюджета Астраханской области, млн рублей
Наименование показателя |
Плановое значение |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Проведение работы по сокращению недоимки по налоговым платежам, поступающим в консолидированный бюджет Астраханской области |
40 |
40 |
40 |
Мероприятия по мобилизации налога на прибыль организаций |
50 |
50 |
50 |
Мероприятия по мобилизации налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) |
50 |
50 |
50 |
Мероприятие по мобилизации налога на имущество организаций |
10 |
10 |
10 |
Мероприятия по мобилизации транспортного налога |
8 |
8 |
8 |
Развитие специальных налоговых режимов |
25 |
25 |
25 |
Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального образования "Наримановский район" |
8 |
8 |
12,6 |
Направление хозяйственными обществами, более 50% акций которых находятся в государственной собственности Астраханской области, средств на выплату дивидендов от чистой прибыли в бюджет Астраханской области |
41,6 |
34,6 |
34,6 |
Проведение инвентаризации государственного и муниципального имущества Астраханской области, в том числе на предмет избыточности |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Совершенствование взаимодействия с органами УГИБДД УМВД России по Астраханской области и УФССП России по Астраханской области |
130 |
130 |
130 |
Мероприятия по мобилизации поступлений налога на имущество физических лиц |
0,55 |
0,55 |
0,55 |
Мероприятия по мобилизации поступлений земельного налога |
5 |
5 |
5 |
Работа по оптимизации действующих налоговых льгот, установленных муниципальными правовыми актами |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Проведение работы по сокращению задолженности по арендной плате за использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, и земельных участков |
16 |
16 |
16 |
Проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество |
5 |
5 |
5 |
Мобилизация дополнительных источников увеличения доходов бюджета Астраханской области |
872 |
300 |
500 |
Уровень собираемости налоговых доходов, % |
> 93 |
> 93 |
> 93 |
Итого: |
1261,7 |
682,7 |
887,3 |
Таблица 4. Эффект по мероприятиям, направленным на сокращение расходов бюджета Астраханской области, млн рублей
Мероприятия |
Плановое значение |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|
Мероприятия, направленные на эффективное расходование средств бюджета Астраханской области, в том числе деятельность межведомственной рабочей группы по оптимизации структур и штатной численности государственных учреждений Астраханской области, по оптимизации системы оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области, по созданию государственных учреждений Астраханской области, в том числе путем изменения типа существующих государственных учреждений Астраханской области (реорганизации государственных учреждений Астраханской области) |
38,0 |
36,0 |
34,0 |
Организация закупок товаров, работ, услуг для нужд Астраханской области |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
Эффективность бюджетных расходов за счет увеличения объемов доходов, получаемых государственными бюджетными и автономными учреждениями Астраханской области от оказания платных услуг |
> 0 |
> 0 |
> 0 |
Осуществление контрольных мероприятий в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Астраханской области |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Мероприятия по передаче непрофильных функций исполнительных органов Астраханской области в подведомственные учреждения |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
Итого: |
118,0 |
116,6 |
114,0 |
Таблица 5. Эффект по мероприятиям, направленным на сокращение объема государственного долга Астраханской области
N п/п |
Наименование показателя |
2022 |
2023 |
2024 |
1 |
Доля доходов, полученных при исполнении бюджета Астраханской области сверх утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области, направленная на замещение государственных заимствований и/или погашение долговых обязательств Астраханской области по кредитам кредитных организаций (рассчитывается по итогам года), % |
> 10 |
> 10 |
> 10 |
2 |
Объем государственного долга Астраханской области к сумме доходов без учета безвозмездных поступлений, % |
< 64 |
< 55 |
< 45 |
6. Риски реализации плана
Риски реализации плана обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Астраханской области в условиях финансово-экономической нестабильности.
Формируя классификацию рисков, влияющих на уровень достижения установленных планом показателей и обуславливающих их недостижение, можно выделить следующие группы:
- в сфере формирования доходов консолидированного бюджета Астраханской области:
изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
изменение законодательства Астраханской области в части предоставления налоговых льгот и преференций налогоплательщикам в целях реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Астраханской области;
сокрытие налоговой базы, в том числе по налогу на доходы физических лиц, в связи с возможным ростом неофициальной (теневой) заработной платы;
неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;
риски, обусловленные сокращением финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- в сфере формирования расходов консолидированного бюджета Астраханской области:
риски, вызванные инфляционным давлением на текущие расходы;
риски, связанные с принятием на федеральном уровне решений, влияющих на увеличение расходных обязательств Астраханской области;
риски, связанные с возникновением непредвиденных ситуаций форс-мажорного характера и т.п.
- в сфере управления государственным долгом:
риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств Астраханской областью;
риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) - риск, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.
Приложение N 3
к плану
План
мероприятий и ожидаемые результаты его реализации до 2024 года
*В связи с тем, что реализация показателя в 2020 году была приостановлена в условиях ухудшающихся макроэкономических показателей ввиду распространения на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции COVID-19, оценка достижения показателя по итогам 2021 года в сопоставимых условиях не представляется возможной.
**В каждом финансовом году учитывается только сумма 1 и 2 разделов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.