Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы культуры Златоустовского городского округа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
1. Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.
Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация муниципальной программы финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение в муниципальном образовании - Златоустовский городской округ.
В сфере культуры в последние годы происходят важные изменения в ожиданиях и требованиях потребителей к качеству и разнообразию услуг и продуктов сферы культуры:
1) при выборе досуговых занятий растут предпочтения, направленные на повышение "личной конкурентоспособности", укрепление здоровья, создание привлекательного внешнего облика, развитие коммуникативных качеств, общего культурного уровня;
2) в связи с информатизацией жизнедеятельности человека, индивидуализацией жизни растет востребованность интерактивных услуг;
3) в связи с ускорением ритма жизни людей, уменьшением доли свободного времени, увеличением психофизической нагрузки детей и взрослых и необходимостью снятия стресса усиливаются ожидания рекреационной направленности услуг.
Получателями библиотечных услуг являются все возрастные категории населения. Сохраняется тенденция ежегодного увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием, в среднем на 0,7 процентов.
Учреждения муниципальной библиотечной сети на территории округа размещены равномерно, однако в основном библиотеки расположены в центральной части города, что затрудняет посещение библиотек жителями, проживающими в отдаленных районах города.
Данная проблема частично решается за счет использования внестационарных форм библиотечного обслуживания, которое не может предоставлять населению полный объем библиотечных услуг. Для достижения полного охвата населения округа библиотечным обслуживанием необходимо обеспечение равномерного доступа жителей к информационным услугам.
Приоритетной задачей развития муниципальных общедоступных библиотек является совершенствование ресурсной базы, прежде всего в части автоматизации и информатизации библиотечных процессов.
Библиотечная система округа обладает рядом преимуществ: обеспечивает бесплатный, свободный доступ к библиотечным фондам и справочно-поисковому аппарату; ориентирована в обслуживании на все социальные группы; предлагает разнообразный спектр услуг; гарантирует высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; укомплектована квалифицированными кадрами.
Систему дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства на территории округа представляют 6 муниципальных учреждений. По направлениям деятельности - это достаточно развитая целостная система, которая включает в себя 3 школы искусств, 3 музыкальных школы, где ведется обучение по 12 направлениям искусства. Не менее 10 процентов выпускников школ поступают в средние и в высшие профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Для дальнейшего сохранения существующего уровня требуется расширение контингента получающего дополнительное предпрофессиональное образование.
Одной из проблем по-прежнему остается приобретение оборудования и музыкальных инструментов: 35 процентов инструментария и специального оборудования, изношены и морально устарели.
Немаловажной проблемой является проведение капитального ремонта помещений школ. В связи с этим необходимо увеличение бюджетного финансирования.
Организация досуга населения связана с организацией массового отдыха и созданием условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. При формировании муниципального задания особое внимание уделяется проведению интерактивных культурно-досуговых мероприятий для всех возрастных категорий, а также организации семейного досуга, досуга старшего поколения, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел.
Систему учреждений культуры досугового типа округа составляют 7 учреждений и 3 структурных подразделений, расположенные в разных частях города.
В учреждениях культуры досугового типа функционируют клубные формирования (коллективы любительского художественного творчества, любительские объединения и клубы по интересам), в которых занимаются более 2 тысяч участников в возрасте от 3-х до 80-ти лет. Любительские формирования охватывают все жанры и направления искусства, являясь основным средством для развития местного традиционного народного художественного творчества.
Основными задачами Муниципального казённого учреждения Управление культуры Златоустовского городского округа (далее - Управление культуры) при организации массового отдыха остаются более активное участие населения, использование новых форм и современных технологий организации массовых мероприятий, с применением новейших технических средств.
Златоустовский городской округ является одним из исторических центров Урала.
Угрозами для сохранения самобытного исторического облика города являются следующие обстоятельства:
1) постоянное физическое разрушение памятников истории и культуры, особенно жилых домов исторической части города;
2) наличие транспортной перегрузки на основных улицах, которая пагубно влияет на сохранность памятников архитектуры;
3) отсутствие проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ.
Демонстрацией историко-культурного потенциала занимается Златоустовский городской краеведческий музей. Пропускная способность данного учреждения составляет ориентировочно 77 тысяч посетителей в год. Количество посетителей можно увеличить до 100 - 110 тысяч посещений в год, при увеличении выставочных площадей музея не менее чем на 150 процентов Существующие выставочные площади позволяют демонстрировать не более 25 процентов музейного фонда.
2. Сеть учреждений культуры испытывает серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к ее сокращению. Учреждениям требуется модернизация материально-технической базы и капитальный ремонт, которые замедлили свои темпы из-за недостатка финансирования. На библиотеках сказывается отсутствие современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, большинство библиотечных учреждений не имеет возможности вести электронный каталог.
Серьезной проблемой остается старение кадров. В связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы в поисках заработка, а выпускники, продолжившие обучение в высших учебных заведениях, не спешат искать работу по специальности в округе. По этой же причине учреждения культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, которая приводит к неукомплектованности кадрами. Крайне актуальным для отрасли стал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", предполагающий поэтапное доведение уровня заработной платы основного персонала в отрасли "Культура" до средней заработной платы в экономике региона.
Уровень средней заработной платы работников сферы культуры области значительно ниже средней заработной платы не только в экономике, но и в образовании, в здравоохранении.
3. Архивные документы, хранящиеся в муниципальном бюджетном учреждении Архиве Златоустовского городского округа (далее - Архив), являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации - неотъемлемой частью историко-культурного наследия, информационного и интеллектуального достояния, отражающий материальную и духовную жизнь общества и имеющий историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение.
Общий объем архивных документов, сосредоточенных в Архиве, по данным централизованного государственного учета, составляет на 1 января 2023 года 427032 единиц хранения (далее - дел). Структура архивных документов представлена управленческими документами на бумажных носителях (40 процентов). Значительный объем документов составляют документы по личному составу (60 процентов).
Источниками комплектования Архива являются 33 организации, в которых на временном хранении, до передачи на постоянное хранение в Архив находится более 14 тыс. единиц хранения документов Архивного фонда Челябинской области.
Для облегчения поиска информации в Архиве в работе каталоги и картотеки.
В систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации включено 100 процентов фондов, хранящихся в Архиве.
Документы широко используются в социальных и научно-просветительских целях.
Организовано много документальных выставок, публикаций, школьных уроков, экскурсий и других мероприятий, направленных на популяризацию архивных документов; исполняются запросы от органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. Активизировалась работа по использованию документов и пропаганде архивного дела в средствах массовой информации. Проведена работа по созданию страницы на официальном сайте Златоустовского городского округа в сети Интернет, что позволит в ближайшей перспективе обеспечить возможность оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации.
Применение современных технологий микрофильмирования и оцифровки архивных документов позволяет сохранить затухающие тексты и сделать их доступными для пользователей. С 2013 года с применением данных технологий Областным государственным объединённым архивом Челябинской области создается для Архива электронный фонд пользования на особо ценные документы, позволяющий, во-первых, ускорить процесс получения необходимой пользователю информации, во-вторых, защитить материальный носитель и текст документа от пагубного воздействия света при копировании.
4. Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Наиболее серьезные риски при реализации муниципальной программы - это финансовый и административный риски.
Финансовый риск реализации муниципальной программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых по муниципальной программе финансовых обязательств.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Минимизация рисков недофинансирования мероприятий муниципальной программы из бюджета Златоустовского городского округа осуществляется путем формирования механизмов инвестиционной привлекательности инновационных проектов в сфере культуры, развития государственного и социального партнерства.
Административный риск связан с неэффективным управлением муниципальной программой, которое может привести к невыполнению целей и задач муниципальной программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией муниципальной программы;
- формирование ежегодных планов реализации муниципальной программы;
- постоянный мониторинг выполнения показателей (индикаторов) муниципальной программы.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется Управление культуры на основе мониторинга реализации муниципальной программы и оценки её эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.