Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 24 июня 2022 г. N 1100-пр
"Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 30 июня 2020 г. N 736-пр
Концепция
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края
I. Общие положения
1. Современный этап развития образовательных систем (локальных, муниципальных, региональных) характеризуется серьезными инновационными изменениями их составляющих: образовательных, обеспечивающих и управленческих процессов, реализуемых различными типами и видами образовательных организаций. Вектор этих изменений определяет современная государственная образовательная политика, положения которой сформулированы в следующих актах Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
"Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. N Пр-271;
"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 г. N Пр-82;
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2016 г. N 134 "Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей";
Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. N 3;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года;
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года".
На федеральном уровне четко прослеживается, что одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, создание условий и формирование единой образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях - это забота о будущем науки, спорта, культуры и экономики Российской Федерации.
Опираясь на ключевые идеи вышеперечисленных документов в осуществлении работы с одаренными и талантливыми детьми, отражение особенностей реализации ряда направлений применительно к специфике социально-культурных, спортивных, образовательных и экономических условий развития территории в Ставропольском крае, разработана настоящая Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи Ставропольского края (далее - Концепция).
Концепция учитывает совокупность факторов, ведущими из которых являются следующие:
экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Ставропольском крае, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на рынке труда;
формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся творческие личности, умеющие видеть, ставить и свободно решать возникающие перед обществом задачи;
максимально эффективное развитие и использование интеллектуально-творческих способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности.
Концепция нацелена на создание единой открытой краевой системы выявления, поддержки и развития одаренных (талантливых) детей и молодежи; на разработку региональных муниципальных и локальных (на уровне образовательной организации) нормативных правовых актов, регламентирующих содержание деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей в системе образования Ставропольского края; на организацию взаимодействия всех субъектов выявления и сопровождения развития одаренных детей.
В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности на уровне края.
Концепция разработана с учетом задач, определенных нормативными правовыми актами Ставропольского края:
Закон Ставропольского края от 24 июля 2014 г. N 72-кз "О некоторых вопросах по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи";
Постановление Губернатора Ставропольского края от 10 ноября 2000 г. N 772 "Об учреждении стипендии Губернатора Ставропольского края студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ставропольского края";
Постановление Губернатора Ставропольского края от 26 января 2015 г. N 37 "Об учреждении премии Губернатора Ставропольского края в области науки и инноваций молодым ученым и специалистам";
Постановление Губернатора Ставропольского края от 22 февраля 1999 г. N 101 "Об учреждении именных стипендий Губернатора Ставропольского края наиболее одаренным учащимся и студентам образовательных организаций культуры и искусства";
Постановление Губернатора Ставропольского края от 18 июля 2001 г. N 423 "Об учреждении стипендии Губернатора Ставропольского края юным спортсменам Ставропольского края";
постановление Правительства Ставропольского края от 05 февраля 2015 г. N 45-п "О координационном совете по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи", а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.
Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации потенциала детей и молодежи Ставропольского края. Ключевую роль в этом выполняет объединение в этих целях на принципах социального партнерства представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления.
Раскрытие способностей и талантов детей и молодежи осуществляется посредством развития и реализации самых различных проявлений одаренности (и их сочетаний), ведущими из которых выступают интеллектуальное, творческое и художественное, спортивное, социальное. Концепция ориентирована на развитие детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения. Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых одаренных детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, придаст последовательный и системный характер формированию интеллектуальной, творческой, спортивной элиты региона, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Ставропольского края.
II. Понятия, используемые в Концепции
В Концепции применяются следующие основные термины и понятия:
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление способностей и талантов детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности.
Развитие способностей и талантов детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их интеллектуальных и индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентаций и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации одаренного ребенка, молодого человека, достижения им социально значимых результатов.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Дополнительное образование - образование, направленное на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
III. Состояние системы работы с одаренными детьми в Ставропольском крае
Задача сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала, формирования будущей профессиональной элиты является актуальной для Ставропольского края. Одним из ключевых факторов ее решения является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
На протяжении многих лет в крае целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию одаренности детей и подростков, функционирует сеть образовательных организаций, реализующих программы работы с одаренными детьми.
На территории края реализуется Межведомственный план развития дополнительного образования детей в Ставропольском крае по отраслям "Образование", "Культура", "Физическая культура и спорт".
В системе работы с одаренными детьми Ставропольского края функционирует организации дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности по отраслям "Образование", "Культура", "Спорт".
Центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи в крае является министерство образования Ставропольского края, которое организует совместную деятельность с министерством физической культуры и спорта Ставропольского края и министерством культуры Ставропольского края.
Работа с одаренными детьми на Ставрополье строится на основе структурной модели, включающей совокупность образовательных организаций общего дополнительного и дополнительного профессионального образования, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", представленной на рисунке 1.
См. данную форму в редакторе Adobe Reader
"Рисунок 1. Структурная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края"
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Итогом реализации дополнительных общеобразовательных программ являются достижения обучающихся в муниципальных, краевых, всероссийских и международных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает повышение квалификации педагогических работников, руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов, осуществляющих работу по развитию детской одаренности.
IV. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является создание региональной инновационной, отвечающей современным требованиям системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей, через формирование единого информационного и научно-методического пространства Ставропольского края по работе с одаренными детьми и молодежью в области науки, искусства и спорта.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
выявление способностей и талантов у детей и молодежи;
поддержка способностей и талантов у детей и молодежи;
развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием;
создание условий для индивидуализации обучения;
осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи;
осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия;
осуществлении государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей.
Концепция основывается на следующих принципах:
индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающая учет потребностей, запросов, а также индивидуального уровня развития одаренного обучающегося;
учет возрастных возможностей обучающихся, обеспечивающий соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах;
доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей, для всех детей, независимо от их места жительства и состояния здоровья, социального положения и финансовых возможностей семьи;
приоритет интересов личности, оказание образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
многоуровневость и многофункциональность организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
сетевое внутриведомственное и межведомственное взаимодействие организаций, занимающихся вопросами выявления и поддержки одаренных детей;
непрерывность и преемственность в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей;
открытость системы и информированность образовательного сообщества о содержании, формах и результатах работы с одаренными детьми.
V. Основные цели и направления реализации Концепции
Целевой адресат Концепции - дети и молодежь. Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи ориентировано на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний), основными из которых являются:
интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности);
творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности);
спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта);
социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями).
Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения:
1. Выявление задатков и способностей у детей и молодежи.
Цель процедуры выявления - определение потенциала учащихся в различных видах проявления склонностей, способностей, одаренности.
При реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
выявление видов проявления склонностей, способностей, одаренности у учащихся;
определение уровня проявления склонностей, способностей, одаренности;
создание банка данных одаренных обучающихся;
совершенствование методов ранней диагностики выявления одаренных детей и молодежи.
В рамках реализации данной цели предусмотрена организация ряда работ по следующим направлениям:
разработка и совершенствование методик и технологий диагностирования одаренных (талантливых) детей и молодежи по типам одаренности, в том числе интеграция дистанционных, очных, очно-заочных форм обучения с одаренными детьми и молодежью;
организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностирование талантливых детей и молодежи по типам таланта.
2. Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи связана с организацией работы (создание образовательных программ), направленной на понимание и закрепление имеющегося у школьников потенциала путем:
создания механизмов индивидуализации образовательных траекторий развития одаренных (талантливых) детей;
создания образовательных, развивающих модулей по направлениям одаренности и группам компетенций;
разработки и реализации региональной и муниципальных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, направленных на интеграцию усилий и консолидацию ресурсов для обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей;
организации профильных смен для талантливых детей с различными видами одаренности на базе загородных оздоровительных лагерей, образовательных и досуговых центров и др.;
выработки и актуализация мер материальной поддержки одаренной молодежи.
3. Развитие способностей и талантов у детей и молодежи достигается путем организации "правильной" работы с данной категорией обучающихся, направленной на повышение мотивации к обучению.
Данная работа ведется посредством:
целевой подготовки и обеспечения участия одаренных детей в краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях;
актуализацией перечня конкурсных мероприятий для выявления одаренных детей по разным типам одаренности и развитие механизмов вовлечения их в конкурсные мероприятия;
создание и поддержка сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта, проведение интернет-форумов, выставок, конкурсов;
осуществления мониторинга продвижения одаренных детей и талантливой молодежи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях образовательных систем;
совершенствования системы работы с родителями (законными представителями) одаренных детей.
4. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья так же, как и здоровые дети, обладают способностями и талантом. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь, заключающаяся в организации работы по следующим направлениям:
вовлечение детей с ОВЗ в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей - создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы;
создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник;
психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Увеличения охвата обучающихся дополнительным образованием.
Интеграция общего и дополнительного образования является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства. Такая интеграция осуществляется как в урочной деятельности, так и на базе центров дополнительного образования и центров по работе с одаренными детьми. Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для опережающего обновления содержания образования в соответствии с задачами перспективного развития страны, становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.
Увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием достигается за счет разработки и внедрения новых неординарных специализированных образовательных программ, разделенных педагогами на три группы:
общеразвивающие, направленные на решение задач по формированию общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе;
специализированные, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;
профессионально-ориентированные, позволяющие детям знакомиться с различными профессиональными сферами жизнедеятельности, выявить свои личные притязания и определиться в выборе профессии.
Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи организациями Ставропольского края осуществляется по следующим направлениям:
1) Проектирование программ сопровождения, на их основе выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий одаренных детей в региональной образовательной системе, в том числе с участием сетевых и социальных партнеров общеобразовательных учреждений:
проектирование педагогических программ сопровождения развития одаренных детей в соответствии с разными видами детской одаренности на разных уровнях образования;
разработка и реализация различных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых учреждениями общего и дополнительного образования, предполагающих реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей;
разработка и реализация культурно-досуговых программ в условиях клубных форм работы;
разработка тематических (профильных) каникулярных досуговых программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха одаренных детей в соответствии с различными видами их одаренности;
создание и реализация различных образовательных и социальных проектов, в том числе и интегрированных (информационных, социальных, творческих, исследовательских);
разработка краткосрочных тематических программ по обеспечению подготовки одаренных детей к участию в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях;
2) Формирование очно-заочных программ обучения одаренных детей с дистанционной поддержкой.
6. Создание условий для индивидуализации обучения.
Одной из основных задач образования выступает развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности. Суть индивидуально и практико-ориентированного образования - обоснованный выбор направления образовательной траектории и максимальное использование различных ресурсов для построения индивидуальной образовательной деятельности. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса, а также реализацией комплекса мероприятий региональной системы выявления, развития и поддержки талантливых детей и молодежи.
По данному направлению предусматривается планомерная работа в части:
формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучения, индивидуальных учебных планов для талантливых обучающихся;
оказания содействия и организации участия педагогов образовательных организаций в мероприятиях, направленных на изучение перспективных педагогических практик индивидуализации обучения в реализации предметных концепций.
7. Осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. Реализация данной задачи осуществляется по следующим направлениям:
подготовка педагогических и управленческих кадров к работе с одаренными обучающимися на основе комплексных учебных программ, построенных по модульному принципу;
организация работы творческих групп, формирование для них тематики проблемных семинаров по вопросам сопровождения одаренных и талантливых обучающихся;
разработка методических пособий, методических рекомендаций для организации работы с одаренными обучающимися;
проведение научно-практических конференций по проблемам детской одаренности, особенностям работы с этой категорией обучающихся;
консультирование педагогов по вопросам проектирования учебных и образовательных программ для одаренных детей, создания тематических программ, проектов, подготовки исследовательских работ;
экспертиза и рецензирование учебных материалов, подготовленных педагогами для работы с одаренными детьми.
8. Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Психолого-педагогическое сопровождение способных и талантливых детей и молодежи представляет собой структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы образовательной организации по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей, а также включающий работу по следующим направлениям:
1) Диагностическое направление. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Основными задачами данного направления являются: составление банка психо-диагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление одаренных и мотивированных учащихся, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
2) Коррекционно-развивающее направление. Основной смысл развивающей работы с одаренными и мотивированными детьми - это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы должны быть направлены на:
формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, обучение методам релаксации и визуализации.
3) Просветительское (информационное) направление. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера, Учителя и Наставника.
4) Консультационное направление: оказание психологической помощи способным и одаренным детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем.
5) Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, организация психологически благоприятной атмосферы в учреждении, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого ребенка, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счет других.
6) Аналитическое (экспертное) направление: экспертиза индивидуальных образовательных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей и молодежи представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
9. Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
Современные тенденции в сфере образовании обусловливают изменение воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. Важнейшими качествами личности детей и молодежи становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Данные качества свойственны в большей мере способным и талантливым детям.
Особая роль в организации профориентационной работы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Именно в организациях дополнительного образования есть возможность самостоятельной разработки специализированных программ с учетом запросов детей и молодежи; педагогические работники могут сами разрабатывать авторские программы, имеют право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков детей при проведении профессиональной ориентации; родители и дети имеют право свободного выбора деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда.
Основные направления деятельности в крае по реализации данной задачи:
создание системы многоаспектной профессиональной ориентации одаренных обучающихся, включая реализацию комплекса мер по информированию талантливых детей и молодежи о возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в Ставропольском крае;
организация участия одаренных (талантливых) детей в работе бизнес-инкубаторов, стартапов и т.п.;
развитие взаимодействия с образовательными организациями профессионального образования и высшего образования;
развитие договорных отношений "школа-вуз-производство" по сопровождению одаренных выпускников.
10. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия.
В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи можно выделить следующие уровни:
региональный;
муниципальный и институциональный;
индивидуальный.
Региональный уровень включает в себя:
разработку и совершенствование нормативной базы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми;
анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии дополнительного образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности;
организацию научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми;
развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей;
финансовое обеспечение дополнительного образования одаренных детей.
Муниципальный и институциональный уровни предполагают следующее:
разработку и реализацию муниципальных составляющих развития дополнительного образования, нацеленного на одаренных детей;
создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования, ориентированных на поддержку талантливых детей;
развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей;
стимулирование образовательной и педагогической деятельности.
Образовательные организации проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей, которая строится с учетом основных составляющих образовательного процесса (институциональный уровень):
организация и осуществление образовательной деятельности;
ресурсное обеспечение реализации основных образовательных программ;
достижение планируемых результатов освоения разработанных образовательных программ.
Индивидуальный уровень предусматривает:
проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;
проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений, на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных достижений и причин невысоких образовательных результатов (при наличии).
Основной задачей межведомственного взаимодействия по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи является обеспечение системного подхода к участию детей, подростков, молодежи в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление одаренных и способных детей и расширение возможностей для их самореализации.
Учреждения науки, культуры и спорта Ставропольского края принимают участие в следующих направлениях и видах деятельности учреждений образования по выявлению и развитию одаренных детей:
создание и пополнение краевого банка данных одаренных детей;
организация краевых научных, творческих, спортивных мероприятий для одаренных детей: профильных лагерных смен, слетов, фестивалей и др.;
участие в повышении квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, посредством проведения стажировок, мастер-классов и других форм обучения.
11. Осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей.
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства выступает одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р и предполагает:
обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
совершенствование лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
В интересах устойчивого развития дополнительного образования детей в качестве сторон партнерства должны выступать:
государственный сектор;
частный сектор;
гражданское общество.
Направлением реализации Концепции по данной задачи выступает поиск и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в региональную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края.
VI. Организационная структура региональной системы выявления и развития одаренных детей
В деятельности по выявлению и развитию одаренных детей принимают участие образовательные организации, расположенные на территории Ставропольского края.
Деятельностью по определению приоритетных направлений выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в системе образования Ставропольского края руководит Координационный совет, созданный в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05 февраля 2015 года N 45-п в Ставропольском крае (далее - Координационный совет).
Организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по выявлению и развитию одаренных детей осуществляют:
по направлению "Наука":
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр для одаренных детей "Поиск" г. Ставрополя (далее - Центр "Поиск"), на базе которого в 2023 году начнет функционировать структурное подразделение - Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи ставропольского края, объединив направления "Наука", "Искусство", "Спорт";
по направлению "Искусство":
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевой Центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина";
по направлению "Спорт":
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)".
За подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов в Ставропольском крае ответственным выступает государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования".
Образовательные организации Ставропольского края, работающие по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края по направлениям деятельности "Наука", "Искусство" и "Спорт", а также с организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов выступают операторами и партнерами реализации Концепции. Перечень таких организаций определяется министерством образования Ставропольского края.
Важным механизмом реализации Концепции должна стать web-страница на сайте министерства образования Ставропольского края, который отразит многогранную работу всех субъектов, участвующих в реализации Концепции, создаст удобные и эффективные интерфейсы по основным направлениям Концепции, будет интересным и актуальным для детей, молодежи и родителей.
VII. Показатели эффективности и мониторинг реализации Концепции
С целью проведения мониторинга региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края, Концепцией определяется ряд показателей эффективности, а также методы сбора информации, необходимые для их получения.
1). Выявление способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
1.1. Общее количество:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся образовательных организаций всех типов/ из них обучающиеся организаций дополнительного образования.
1.2. Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие в:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях.
Из них обучающихся организаций дополнительного образования.
Качественные показатели:
1.3. Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий (в разрезе каждого конкретного мероприятия), из них обучающихся организаций дополнительного образования:
1.3.1. Наименование мероприятия.
1.3.2. Количество участников.
1.3.3. Количество победителей.
1.3.4. Количество призеров.
1.4. Наличие муниципального банка об одаренных детях и молодежи.
1.1) Охват обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей.
Количественный показатель:
1.1.1. Количество обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей.
Качественный показатель:
1.2.1. Доля обучающихся удовлетворенных дополнительным образованием на основе учета их потребностей.
2). Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
2.1. Количество профильных смен для талантливых детей на базе загородных оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др.:
наименование и направление смены;
описание, продолжительность;
кем реализуются;
источники и объем финансирования.
2.2. Количество детей, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей.
2.3. Количество одаренных детей, получивших стипендии, гранты, иные материальные поощрения.
2.4. Доля выпускников образовательных организаций всех типов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по направлениям: наука, искусство, спорт, от общей численности выпускников / из них в организациях дополнительного образования.
Качественные показатели:
2.5. Наличие и реализация в образовательных организациях всех типов индивидуальных образовательных траекторий для талантливых детей.
2.6. Наличие выстроенной системы ранней профориентации школьников, направленной на формирование навыков профессионального самоопределения обучающихся.
3). Создание условий для развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
3.1. Количество организаций дополнительного образования по отраслям:
"Образование";
"Культура";
"Спорт".
3.2. Численность детей, посещающих организации дополнительного образования по отраслям:
"Образование";
"Культура";
"Спорт";
частные организации, студии и др.
3.3. Количество иных форм организации работы с талантливыми детьми (консультационные центры, дистанционные программы, мастер-классы лучших педагогов и др.:
наименование;
компетенции;
направления деятельности;
количество обучаемых, в том числе по направлениям;
количество педагогов;
ссылка на информационные ресурсы в открытых источниках сети Интернет.
Качественные показатели:
3.4. Улучшение материально-технической базы организаций дополнительного образования, открытие новых организаций.
3.5. Увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования различной направленности.
3.6. Увеличение численности организаций, объединений, обучающихся по научно-техническому направлению.
4). Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ.
Количественные показатели:
4.1. Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов с ОВЗ, принявших участие в:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях.
4.2. Охват детей с ОВЗ, обучающихся в организациях дополнительного образования по направлениям:
"Наука";
"Искусство";
"Спорт".
Качественные показатели:
4.3. Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий (в разрезе каждого конкретного мероприятия), из них обучающихся организаций дополнительного образования.
5). Учет участников этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Количественные показатели:
5.1. Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие во Всероссийской олимпиаде школьников по этапам:
школьном этапе;
муниципальном этапе;
региональном этапе;
заключительном этапе.
Качественные показатели:
5.2. Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников в разрезе каждого этапа по разным направлениям.
6). Учет иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников).
Количественные показатели:
6.1. Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие в:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях за исключением Всероссийской олимпиады школьников.
Качественные показатели:
6.2. Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий (за исключением Всероссийской олимпиады школьников).
7). Охват обучающихся дополнительным образованием.
Количественные показатели:
7.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием.
8). Охват обучающихся по индивидуальным учебным планам.
Количественные показатели:
8.1. Количество обучающихся общеобразовательных организаций, проявивших выдающиеся способности, обучение которых ведется по индивидуальному плану.
8.2. Количество обучающихся организаций дополнительного образования, проявивших выдающиеся способности, обучение которых ведется по индивидуальному плану.
8.3. Доля обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, проявивших выдающиеся способности, от общего числа обучающихся, обучение которых ведется по индивидуальному плану.
8.4. Количество педагогов, принявших участие в мероприятиях, направленных на изучение перспективных педагогических практик индивидуализации обучения в реализации предметных концепций.
9). Развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах.
Количественные показатели:
9.1. Общее число классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классов по направлениям: "Наука"; "Искусство"; "Спорт".
9.2. Охват обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах, в том числе обучающихся с ОВЗ.
10). Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов.
Количественные показатели:
10.1. Численность педагогических работников, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус".
10.2. Численность педагогических работников, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми.
10.3. Количество межкурсовых мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов (вебинары, семинары).
10.4. Количество проведенных конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью, количество участников.
10.5. Доля педагогических работников, имеющих подготовку и сопровождение одаренных детей и молодежи.
Качественные показатели:
10.6. Реализация программ повышения квалификации для педагогов, работающих с одаренными детьми:
наименование и направление программ;
кем реализуются программы;
объем финансирования программ;
источники финансирования программ;
количество педагогов, охваченных программами с разбивкой по организациям;
новые профессиональные результаты педагогов в их работе с одаренными детьми после завершения обучения по программам повышения квалификации (разработка и проведение новых факультативов, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных программ одаренных детей и другое);
ссылки в сети Интернет на программы повышения квалификации для педагогов по работе с одаренными детьми.
10.7. Повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей в вопросах детской одаренности и создания благоприятных условий для развития личности детей и молодежи, и наиболее полного раскрытия их способностей.
11). Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
Количественные показатели:
11.1. Количество проведенных обучающих мероприятий (семинары, вебинары, конференции и др.) по вопросам осуществления психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
11.2. Количество педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации, направленным на приобретение профессиональных компетенций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи.
В качестве методов сбора информации по показателям Концепции используются: анкетирование, опрос, анализ отчетов и статистических данных.
VIII. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в II этапа:
I этап - 2020 - 2022 годы;
II этап - 2023 - 2025 годы.
I этап предусматривает создание основных механизмов и принятие сопутствующих нормативных правовых актов Ставропольского края реализации Концепции, а также отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края.
II этап нацелен на выстраивание целостной системы работы по развитию и реализации потенциала детей и молодежи по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", а также подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа министерством образования Ставропольского края и органами исполнительной власти Ставропольского края будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, а также будет организована реализация других компонентов управленческого цикла системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.
IX. Ожидаемые результаты деятельности по реализации Концепции
Основным результатом реализации данной Концепции станет создание эффективной региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которая обеспечит:
полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях (образовательного учреждения, муниципальном, краевом);
увеличение количества одаренных детей, результативно участвующих в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях краевого, российского и международного уровней;
увеличение количества педагогов, эффективно работающих с одаренными детьми;
наличие информационной базы данных об одаренных детях и базы данных об образовательных ресурсах для одаренных детей;
наличие комплекта диагностических материалов для выявления одаренных детей;
наличие адресного мониторинга и ведение статистики (базы данных) состояния работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в регионе;
создание новых и развитие имеющихся форм, методов, технологий по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
наличие ежегодного плана краевых конкурсных мероприятий, учитывающего новейшие идеи, разработки и тенденции развития образования и работы с одаренными детьми;
рост качества дополнительного образования в крае.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IX. Методы сбора и обработки информации
Объект мониторинга - городские и муниципальные округа Ставропольского края.
Предмет мониторинга - вклад городских и муниципальных округов Ставропольского края в развитие региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в части охвата обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей.
Принципы проведения мониторинга:
открытость мероприятий, проводимых в области мониторинговых исследований, с учетом соблюдения требований действующего законодательства;
точность и достоверность информации;
сопоставимость методов измерений (наблюдений), сбора, хранения, оценки, анализа данных мониторинга;
системность и комплексный подход к осуществлению мониторинга.
Генеральная совокупность - 33 городских и муниципальных округа Ставропольского края (100%).
Выборка - 33 городских и муниципальных округа Ставропольского края (100%).
Методы сбора/мониторинга: сбор информации, анкетирование, статистическая обработка данных, анализ данных мониторинга, защищенные таблицы Excel с автоматизированной обработкой данных.
Сбор данных для осуществления мониторинга проводился посредством:
изучение материалов, размещенных в открытых источниках данных о результатах участия обучающихся и их родителей (законных представителей) в онлайн-опросах, проводимых Центром "Поиск";
статистических данных - информационной системы "Навигатор дополнительного образования Ставропольского края" (далее - ИС "Навигатор СК"), государственного информационного ресурса о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР) по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт";
запроса в городские и муниципальные округа Ставропольского края.
Методы сбора и обработки информации по целевым показателям
Показатели |
Показатель |
Методы сбора |
Методы обработки информации |
1. Охват обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей | |||
Количество обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей |
Количественный |
Анкетирование, экспертиза, отчет ИС "Навигатор СК" |
Анкетирование, аналитическая справка |
Удовлетворенность обучающихся дополнительным образованием на основе учета их потребностей |
Качественный |
Анкетирование, экспертиза, отчет ИС "Навигатор СК" |
Анкетирование, аналитическая справка |
2. Выявление способностей и талантов у детей и молодежи | |||
Общее количество |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Общее количество обучающихся в образовательных организациях всех типов |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Наличие муниципального банка об одаренных детях и молодежи |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
3. Поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи | |||
Количество профильных смен для талантливых детей на базе загородных оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием и др. |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество детей, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество одаренных детей, получивших стипендии, гранты, иные материальные поощрения |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Доля выпускников образовательных организаций всех типов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по направлениям: наука, искусство, спорт, от общей численности выпускников/из них в организациях дополнительного образования |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Наличие и реализация в образовательных организациях всех типов индивидуальных образовательных траекторий для талантливых детей |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Наличие выстроенной системы ранней профориентации школьников, направленной на формирование навыков профессионального самоопределения обучающихся |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
4. Создание условий для развития способностей и талантов у детей и молодежи | |||
Количество организаций дополнительного образования |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Численность детей, посещающих организации дополнительного образования |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество иных форм организации работы с талантливыми детьми (консультационные центры и др.) |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Улучшение материально-технической базы организаций дополнительного образования, открытие новых организаций |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования различной направленности |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Увеличение численности организаций, объединений, обучающихся по научно-техническому направлению |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
5. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ | |||
Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов с ОВЗ |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Охват детей с ОВЗ, обучающихся в организациях дополнительного образования |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий (в разрезе каждого конкретного мероприятия), из них обучающихся организаций дополнительного образования |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
6. Учет участников этапов Всероссийской олимпиады школьников | |||
Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Победители и призеры в разрезе каждого этапа по разным направлениям |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
7. Учет иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников) | |||
Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие в международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
8. Охват обучающихся дополнительным образованием | |||
Общее количество обучающихся в крае/количество обучающихся в организациях дополнительного образования |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
9. Учет обучающихся по индивидуальным учебным планам | |||
Количество обучающихся общеобразовательных организаций, проявивших способности, обучение которых ведется по индивидуальному плану |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество обучающихся организаций дополнительного образования, проявивших выдающиеся способности, обучение которых ведется по индивидуальному плану |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Доля обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, проявивших выдающиеся способности, от общего числа обучающихся, обучение которых ведется по индивидуальному плану |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество педагогов, принявших участие в мероприятиях, направленных на изучение перспективных педагогических практик индивидуализации обучения в реализации предметных концепций |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
10. Развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах | |||
Общее количество классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах по направлениям: "Наука"; "Искусство"; "Спорт" |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Охват обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов профильных (предпрофильных) классах, в том числе обучающихся с ОВЗ |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
11. Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов | |||
Численность педагогических работников, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус" |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Численность педагогических работников, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество межкурсовых мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов (вебинары, семинары) |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество проведенных конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью, количество участников |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Доля педагогических работников, имеющих подготовку и сопровождение одаренных детей и молодежи |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Реализация программ повышения квалификации для педагогов, работающих с одаренными детьми |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Аналитическая справка |
Повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей в вопросах детской одаренности и создания благоприятных условий для развития личности детей и молодежи, и наиболее полного раскрытия их способностей |
Качественный |
Анализ статистических данных |
Аналитическая справка |
12. Осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи | |||
Количество проведенных обучающих мероприятий (семинары, вебинары, конференции и др.) по вопросам осуществления психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
Количество педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации, направленным на приобретение профессиональных компетенций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи |
Количественный |
Анализ статистических данных |
Статистический анализ, аналитическая справка |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Ставропольского края от 24 июня 2022 г. N 1100-пр "О внесении изменения в Концепцию выявления,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.