Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 227067-8 "О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка налогообложения участников договора инвестиционного товарищества), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование налогообложения прибыли организаций от участия в инвестиционных товариществах и предусматривает следующее:
- изменениями в статью 24.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) полномочия по утверждению формы расчета финансового результата инвестиционного товарищества закрепляются за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- изменениями в статью 278.2 НК РФ уточняются особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций от участия в инвестиционном товариществе. Так, согласно пункту 3 статьи 2 законопроекта прибыль от деятельности инвестиционного товарищества будет определяться раздельно по следующим операциям:
1) по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
2) по прочим операциям инвестиционного товарищества.
Согласно действующей редакции пункта 4 статьи 278.2 НК РФ прибыль от участия в инвестиционном товариществе определяется по пяти категориям доходов:
1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
3) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
4) с долями участия в уставном капитале организаций;
5) по прочим операциям инвестиционного товарищества.
Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение приведет к упрощению налогового учета доходов и расходов от деятельности инвестиционного товарищества.
Кроме того, конкретизируется порядок налогообложения при выходе налогоплательщика из инвестиционного товарищества либо при расторжении или прекращении договора инвестиционного товарищества. В этом случае налоговая база от участия в инвестиционном товариществе определяется как полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные на прибыль, ранее учтенную при определении "соответствующей налоговой базы", скорректированные на величину ранее учтенных убытков и уменьшенные на величину вклада налогоплательщика в инвестиционное товарищество. Поскольку прибыль определяется налогоплательщиком отдельно по операциям с необращающимися ценными бумагами и производными финансовыми инструментами и прочим операциям, полагаем, что во избежание разночтений требуется уточнить о какой "советующей налоговой базе" идет речь.
Инвестиционное товарищество представляет собой форму совместной инвестиционной деятельности, осуществляемой на основании договора. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ) по договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества. Прямой запрет на участие физических лиц в инвестиционном товариществе действует с 2014 года. Вместе с тем, в статье 24.1 НК РФ сохраняется указание на то, что каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в связи с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а статьей 214.5 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества. Полагаем, нормы НК РФ должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона N 335-ФЗ.
Счетная палата Российской Федерации сообщает об отсутствии замечаний и предложений к рассматриваемому законопроекту.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 227067-8 "О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.