Президентом Российской Федерации по итогам выступления на XX съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия" (перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N Пр-1249, пункт 2) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - субъект, регион) в 2022-2026 гг. надлежит обеспечить разработку программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций (школ) (далее - Программа).
Выработанные на федеральном уровне Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подходы к реализации Программы доведены до высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации совместным письмом Минпросвещения России и Минстроя России от 9 сентября 2021 г. NN СК-265/09 и 38536-ИФ/13 (далее - Совместное письмо) с дополнениями, направленными письмом Минпросвещения России от 8 октября 2021 г. N АН-2074/09.
Кроме того, разработан и направлен в субъекты (письмо от 19 октября 2021 г. N АН-2172/09) проект Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Проект правил). Кроме того, письмом Минпросвещения России от 30 сентября 2021 г. N АН-1998/09 в регионы направлены формы заявок на включение объектов общеобразовательных учреждений (школ) в Программу и информация о порядке и сроках проведения соответствующего отбора.
Проектом правил закреплен укрупненный перечень работ, софинансирование которых будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы путем предоставления бюджетам субъектов из федерального бюджета соответствующей субсидии (далее - Субсидия), который включает в себя основные 14 групп работ, входящих в состав работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - 14 видов работ), а также требование к наличию положительного заключения государственной экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ.
Минстроем России письмами от 30 сентября 2021 г. N 41954-АЛ/13, от 3 октября 2021 г. N 42377-АЛ/13 подготовлены и направлены в органы (организации) государственных экспертиз субъектов Российской Федерации и руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разъяснения и рекомендации по порядку прохождения экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости определенных видов работ по объектам образовательных учреждений (школам) подлежащим включению в Программу и софинансированию за счет средств Субсидии.
Вместе с тем, при рассмотрении поступивших к настоящему времени заявок и прилагаемых к ним заключений экспертизы и укрупненных сметных расчетов выявлены многочисленные факты игнорирования указанных рекомендаций со стороны органов (организаций) государственной экспертизы субъектов Российской Федерации путем включения в заключения экспертизы следующих не предусмотренных Проектом правил затрат:
- на производство работ, выходящих за рамки 14 видов работ;
- на производство работ, реализуемых вне периметра зданий общеобразовательных организаций (внешние сети);
- на приобретение оборудования, не предусмотренного в рамках 14 видов работ;
Кроме того, имеют место факты выдачи заключений экспертизы на несколько объектов, что исключает возможность расчета размера Субсидии в разрезе каждого здания, а также наличия иных несоответствий, не позволяющих включить соответствующие объекты в Программу.
Обращаем внимание, что подобные действия не позволяют включить соответствующие объекты в Программу, а следовательно - приводят к неисполнению органами государственной власти субъектов поручения Президента Российской Федерации.
С учетом изложенного высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо придерживаться следующего подхода:
1. Заказчикам, при формировании комплекта сметной документации на объект, предполагаемый к включению в Субсидию, необходимо учитывать, что работы, включаемые в указанную сметную документацию должны выполняться внутри предполагаемого к капитальному ремонту здания и содержать исключительно работы, вошедшие в 14 видов работ.
В случае ранее запланированных комплексных работ по объекту, включающих в себя, в том числе, работы, не вошедшие в состав 14 видов работ (например, ремонт подземных инженерных коммуникаций на территории, благоустройство территории и т.д.) и проектно-сметную документацию, разрабатываемую в целом на весь комплекс работ, в сметной документации необходимо выделять указанные работы, а также указывать их стоимость в пояснительной записке, как работы не финансируемые в рамках реализации субсидии, с обязательным указанием источника предполагаемого финансирования.
2. Органам (организациям) государственных экспертиз субъектов Российской Федерации, при рассмотрении пакетов документов, представляемых заказчиками на предмет достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ по объектам, предполагаемым к софинансированию за счет средств Субсидии, осуществлять проверочные (аналитические) мероприятия на предмет соответствия предусмотренных сметной документацией работ 14 видам работ в контуре здания объекта капитального ремонта.
При формировании положительного заключения достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ по объектам, предполагаемым к софинансированию за счет средств Субсидии, в указанных заключениях органам (организациям) государственных экспертиз субъектов Российской Федерации необходимо отдельно указывать сведения о сметной стоимости работ, входящих в состав 14 видов работ и реализуемых исключительно в контуре здания объекта капитального ремонта, и, соответственно, о сметной стоимости работ, не входящих в состав 14 видов работ с заполнением отдельной формы, прилагаемой к настоящему письму (Приложение 3).
Указанные формы подлежат заполнению органами (организациям) государственных экспертиз субъектов Российской Федерации в качестве приложений к положительным заключениям государственной экспертизы как в отношении новых заключений, выдаваемых для целей софинансирования соответствующих объектов за счет средств Субсидии, так и в отношении ранее выданных.
Сведения отраженные в вышеуказанных формах (с приведением расшифровки структуры затрат на строительно-монтажные работы, оборудование, прочие затраты и НДС) должны соответствовать сведениям отраженным в пункте "Сведения о сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на дату представления сметной документации для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости и на дату утверждения заключения экспертизы" раздела "Описание рассмотренной документации (материалов)" Положительного заключения государственной экспертизы, оформляемого по рекомендуемому образцу, утвержденному приказом Минстроя России от 8 июня 2018 г. N 341/пр "Об утверждении Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (в действующей редакции).
В случае наличия в сметной документации работ, не вошедших в 14 видов работ и не указанных в пояснительной записке как работы, не софинансируемые в рамках Субсидии (не входящие в 14 видов работ), такие комплекты документов, представляемые заказчиками на предмет достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ по объектам, предполагаемым к включению в субсидию подлежат возвращению.
Представляется необходимым обеспечение органами (организациям) государственных экспертиз субъектов Российской Федерации 14-дневного срока проведения процедуры государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, в части образовательных организаций (школ), включаемых в Программу, поскольку иной срок экспертизы не позволит субъекту Российской Федерации своевременно предоставить необходимую документацию для заявки на участие в распределении субсидий на софинансирование мероприятий Программы. В случае необходимости органы власти субъектов вправе воспользоваться правилом, предусмотренным пунктом 30 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145.
3. В заявке на предоставление Субсидии в части соответствующего объекта общеобразовательной организации и в пояснительной записке к заявке необходимо отдельно указывать сведения о сметной стоимости работ, входящих в состав 14 видов работ и реализуемых исключительно в контуре здания объекта капитального ремонта, и, соответственно, о сметной стоимости работ, не подлежащих софинансированию из федерального бюджета (не входящие в состав 14 видов работ), с обязательным указанием источника предполагаемого финансирования таких работ и гарантий их выполнения. Заявка подается по формам, согласно Приложениям 1 и 2 к настоящему письму. Пояснительная записка оформляется в произвольной форме.
Ответственность за неукоснительное исполнение Поручения Президента Российской Федерации в части достоверности и соответствия информации и сведений в подаваемых субъектами заявках на включение объектов общеобразовательных учреждений в Программу лежит на руководителях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также настоящим сообщаем о начале приема заявок субъектов по прилагаемым к настоящему письму формам на участие в распределении Субсидии на софинансирование мероприятий Программы.
Заявки необходимо представить в Минпросвещения России в установленном порядке с одновременным их предоставлением в ФГБУ "Дирекция "Школа-2025" путем направления соответствующих файлов в форматах pdf и xls, в срок до 18-00 (МСК) 25 ноября 2021 года на адреса электронной почты, указанные в Приложении 4.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Министр просвещения |
С.С. Кравцов |
Министр строительства |
И.Э. Файзуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 октября 2021 г. N СК-424/09/46862-ИФ/13 "О реализации программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций (дополнения)"
Опубликование:
-