Согласно официальной статистической отчетности (форма ОО-2) на 1 января 2021 г. в пользовании 39,2 тысячи государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений находятся 67 412 зданий и обособленных помещений, из которых 7 211 (10,7%) требуют капитального ремонта.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам выступления на XX съезде Всероссийской политической партии "Единая Россия" (перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N Пр-1249, п. 2) Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и субъектами Российской Федерации (далее - субъект, регион) в 2022-2026 гг. будет реализована программа по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций (далее - Программа).
1. Подходы к формированию и реализации Программы
По результатам заседания Государственного Совета Российской Федерации 25 августа 2021 г. и детальной проработки Программы как на федеральном уровне с участием Минстроя России, Минфина России, Минсельхоза России, Комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению "Образование", Всероссийской политической партии "Единая Россия", ОНФ, так и на региональном уровне принято решение при реализации Программы исходить из следующих подходов:
1.1. Реализовывать Программу через доведение до регионов межбюджетных субсидий на софинансирование соответствующих региональных программ по капремонту зданий общеобразовательных организаций (далее - объекты), исходя из общего предельного уровня софинансирования расходов из федерального бюджета.
1.2. Включать в Программу исключительно объекты, внесенные в официальную статистическую отчетность (форма ОО-2).
1.3. Исходить из целесообразности равномерного охвата Программой в течение всех лет ее реализации всех заинтересованных регионов.
1.4. Определить исчерпывающий перечень видов работ, подлежащих софинансированию в рамках Программы из федерального бюджета.
1.5. Включать в Программу только объекты, имеющие положительное заключение государственной экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ.
1.6. Предусмотреть в рамках Программы, наряду с расходами непосредственно на работы по капитальному ремонту, бюджетные ассигнования на оснащение отремонтированных объектов средствами обучения и воспитания (в основном мебелью и учебным оборудованием из соответствующего перечня, утвержденного Минпросвещения России).
1.7. Предусмотреть при реализации Программы ряд следующих встречных обязательств субъектов:
- не уменьшение достигнутых в 2020-2021 гг. объемов расходов регионального бюджета на осуществление капитального ремонта в общеобразовательных организациях путем направления соответствующих объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ субъектов по модернизации школьных систем школьного образования, указанных в пункте 1.1 настоящего письма;
- обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006;
- обеспечение повышения квалификации/профессиональной переподготовки учителей, осуществляющих учебный процесс в объектах капитального ремонта, сверх минимальных требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и (или) обучения управленческих команд, состоящих из представителей администраций и педагогических работников объектов капитального ремонта;
- обновление в объектах капитального ремонта 100% учебников и учебных пособий, не позволяющих их дальнейшее использование в образовательном процессе по причинам ветхости и дефектности;
- привлечение учащихся, учителей и родительского сообщества к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки к проведению и приемки работ по капитальному ремонту.
2. Пояснения и комментарии к подходам по формированию и реализации Программы
2.1. В части п. 1.1. Субъектом должно быть обеспечено принятие и утверждение отдельной государственной программы субъекта, содержащей перечень мероприятий по капитальному ремонту и оснащению региональных и муниципальных общеобразовательных организаций, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета, а также перечень встречных обязательств, указанный в п. 1.7 настоящего письма (далее - региональная программа).
При этом данная программа перед ее утверждением должна пройти согласование в Минпросвещения России. Порядок такого согласования будет доведен до субъектов до 1 октября 2021 г.
Предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов в рамках соответствующих субсидий на реализацию Программы устанавливается распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2021 г. N 2364-р.
2.2. В части п. 1.2. Софинансирование из средств федерального бюджета в рамках реализации Программы на очередной год будет осуществляться исключительно в отношении объектов, включенных в официальную статистическую отчетность (форма ОО-2) на 1 января текущего года (т.е. в 2022 году могут софинансироваться объекты, включенные в форму ОО-2 по состоянию на 1 января 2021 г.).
2.3. В части п. 1.3. Исходя из общих параметров Программы (охват в 2022-2026 гг. не менее 7 300 объектов) предполагается ежегодный охват капитальным ремонтом примерно 1 500 объектов, т.е. около 20% от общей потребности.
В целях равномерного охвата Программой всех заинтересованных регионов в течение всех лет ее реализации субъектам рекомендуется в части 2022 года подготовить заявки на включение в Программу не менее 20% объектов, отраженных в графе требующих капитального ремонта формы ОО-2 по состоянию на 1 января 2021 г. При этом региональным органам исполнительной власти рекомендуется заявить для включения в Программу превышающее 20% количество объектов (при условии их наличия в указанном разделе формы ОО-2), что позволит рассмотреть данные "дополнительные" объекты для целей софинансирования из средств федерального бюджета в случае, если другие субъекты заявят меньшее (относительно своей "квоты") количество объектов или вообще не представят заявку на участие в Программе.
Включенные в заявку объекты необходимо расположить в порядке приоритетности.
2.4. В части п. 1.4. В целях установления единых подходов по проведению капитального ремонта объектов в рамках реализации Программы и проведения экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости определенных видов работ (для исключения возможности оплаты работ по текущему ремонту и реконструкции объектов) за счет средств, софинансируемых из федерального бюджета, обеспечения повышения эффективности реализации Программы в целом, а также учитывая имеющийся аналогичный успешный опыт на региональном уровне (в частности, в Республике Татарстан), Минпросвещения России совместно с Минстроем России, с учетом специфики общеобразовательных организаций и обеспечения соответствия работ по капитальному ремонту пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовлен и согласован следующий исчерпывающий укрупненный перечень работ, софинансирование которых будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Программы:
1. Ремонт фундамента, цоколя и отмостки.
2. Ремонт кровли.
3. Ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов.
4. Ремонт окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных зданий.
5. Ремонт входных групп, лестниц и крылец.
6. Внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы.
7. Ремонт фасадов.
8. Ремонт системы отопления.
9. Ремонт системы вентиляции.
10. Ремонт системы горячего и холодного водоснабжения.
11. Ремонт системы канализации.
12. Электромонтажные работы.
13. Ремонт слаботочных сетей.
14. Ремонт систем пожаротушения.
Реализация данных работ предполагается во всех помещениях, расположенных непосредственно в объектах, включая ремонты санитарных узлов, пищеблоков, подвальных помещений и коммуникаций, внутри объектовых спортивных сооружений, в том числе плавательных бассейнов, расположенных непосредственно в контуре объекта.
2.5. В части п. 1.5. В целях обеспечения максимальной достоверности, объективности и прозрачности определения стоимости соответствующих ремонтных работ и минимизации возможностей для различных злоупотреблений принято решение о софинансировании из средств федерального бюджета в рамках Программы только объектов, имеющих заключение государственной экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ.
В этой связи данное требование будет закреплено в правилах предоставления и распределения соответствующей межбюджетной субсидии на реализацию Программы.
Вместе с тем, с целью максимального упрощения и повышения оперативности прохождения государственной экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ в рамках Программы такая государственная экспертиза будет проводиться органами (организациями) государственной экспертизы соответствующих субъектов исключительно на основании представления сметного расчета и дефектной ведомости в срок не превышающий 14 дней.
Соответствующие разъяснения уже направлены Минстроем России совместно с ФАУ "Главгосэкспертиза России" региональным органам государственной экспертизы.
Кроме того, для определения размера выделяемых субсидий в разрезе субъектов и упрощения механизма расчета стоимости Минстроем России совместно с ФАУ "Главгосэкспертиза России" ведется работа по разработке нормативов предельной стоимости капитального ремонта объектов из расчета на 1 общей площади объекта в зависимости от величины физического износа объекта, которые после согласования в федеральных органах исполнительной власти и регистрации в Минюсте России будут направлены в регионы для использования в работе.
2.6. В части п. 1.6. В целях повышения результативности Программы и модернизации инфраструктуры общеобразовательных организаций в Программе предусмотрено оснащение объектов недостающими или нуждающимися в замене средствами обучения и воспитания. Выбор конкретных наименований оборудования, мебели и инвентаря может осуществляться из Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения и необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, утвержденного Минпросвещения России в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Перечень). В настоящее время действует редакция Перечня, утвержденная приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 465.
Оснащение объектов средствами обучения и воспитания должно осуществляться применительно к помещениям, в которых осуществляется капитальный ремонт.
Распределение средств субсидии регионам на капремонт и оснащение будет соотноситься между собой в примерной пропорции 85% на 15%.
2.7. В части п. 1.7. В рамках перечня встречных обязательств субъектов критерии по обеспечению антитеррористической защищенности, повышению квалификации и обновлению в объектах учебников и учебных пособий достаточно четко указаны в п. 1.7 настоящего письма.
В отношении не уменьшения достигнутых в 2020-2021 гг. объемов расходов регионального бюджета на осуществление капитального ремонта объектов путем направления соответствующих объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ субъектов по модернизации школьных систем школьного образования необходимо отметить следующее. По данным осуществленного Минпросвещения России мониторинга затрат субъектов на осуществление капитального ремонта объектов установлено, что ежегодно на данные цели регионами совокупно расходуется 31-33 млрд рублей. Исходя из оценок расходов на реализацию новой Программы от регионов потребуется ежегодно порядка 17 млрд рублей на региональную долю ее финансирования. Соответственно высвобождающиеся значимые средства (до 15 млрд рублей в масштабе страны ежегодно) не должны уходить не только из отрасли, но и из вложений в школьную инфраструктуру. Их необходимо максимально эффективно использовать преимущественно в рамках встречных обязательств, предусмотренных Программой, которая в этой связи приобретет черты проекта по модернизации школьной инфраструктуры, что значительно усилит эффект от ее реализации.
В отношении привлечения учащихся, учителей и родительского сообщества к обсуждению дизайнерских и иных решений в рамках подготовки к проведению и к приемке работ по капитальному ремонту следует отметить, что при должной организации такой работы тема капитального ремонта может стать дополнительной возможностью вовлечения детей в творческий процесс и повышения уровня их самосознания, создания в контексте проекта по модернизации школьной инфраструктуры еще одной точки консолидации школьников, их родителей и учителей вокруг школы и школьного пространства. Минпросвещения России до начала реализации программы отработает модельные методические подходы по организации такой работы.
3. Рекомендации органам исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации по подготовке к участию в Программе
На основании вышеизложенного в целях эффективного участия регионов в реализации Программы соответствующим органам исполнительной власти заинтересованных субъектов в кратчайшие сроки необходимо:
3.1. Определить приоритетные объекты, из числа внесенных в официальное статистическое наблюдение, которые регион планирует включить в Программу на 2022 год с учетом рекомендуемых количественных характеристик, указанных в п. 2.3 настоящего письма. Одновременно рекомендуется подготовить и утвердить на региональном уровне в установленном порядке реестр объектов, требующих проведения капитального ремонта с определением приоритетности выполнения мероприятий по годам реализации Программы.
3.2. На основании утвержденного реестра разработать в соответствии с рекомендациями, содержащимися в п. 2.1 настоящего письма, государственную программу субъекта, содержащую перечень мероприятий по капитальному ремонту и оснащению региональных и муниципальных объектов, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета, а также перечень встречных обязательств, указанный в п. 1.7 настоящего письма, отразив информацию по видам и типам планируемых работ (в соответствии с указанным в п. 2.4 настоящего письма перечнем видов работ), а также реализации мероприятия по разработке сметной (проектно-сметной) документации на объекты, предусмотрев в бюджете региона и (или) бюджетах соответствующих муниципальных образований необходимые бюджетные ассигнования.
3.3. Параллельно с реализацией мероприятий, указанных в п. 3.2 настоящего письма, обеспечить по всем приоритетным объектам, заявляемым для включения в Программу на 2022 год, процесс разработки документации (дефектных ведомостей и сметных расчетов) для прохождения государственной экспертизы в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ. При этом необходимо строго придерживаться определений капитального ремонта, содержащихся в нормативно-правовых актах с учетом укрупненного перечня работ, включаемых в Программу, и не допуская включения в мероприятия работ, не относящихся к капитальному ремонту.
3.4. Организовать направление указанной в п. 3.3 настоящего письма документацию на государственную экспертизу в региональные органы (организации) по проведению государственной экспертизы, которые должны обеспечить рассмотрение представленной документации в 14-дневный срок и выдать заключения о достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ.
3.5. После получения заключения о достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ сформировать соответствующие заявки на участие в Программе и направить их в Минпросвещения России в срок не позднее 10 октября. Процедура подачи указанных заявок будет своевременно отрегулирована Министерством.
Министр просвещения |
С.С. Кравцов |
Министр строительства и жилищно- |
И.Э. Файзуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 сентября 2021 г. N СК-265/09/38536-ИФ/13 "О реализации программы по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций"
Опубликование:
-