Коллектив авторов: Конюхова О.С., Купина Ю.А., Левицкая Н.В. Новоселов A.M., Правдина М.Б., Пономарев С.Д., Фирсова Е.П., Хатюхина А.Ю., Чебунина В.В., Чиликин А.И., Шаповалов А.В.
1. Персонал музея (кадровое обеспечение)
1.1. Структура персонала и кадровый состав музея. Квалификационные требования
При определении требований к подбору кадров, квалификации и личным качествам сотрудников муниципального краеведческого музея необходимо учитывать современные требования к персоналу музея:
- полифункциональность;
- клиентоориентированность;
- владение современными коммуникационными технологиями.
Структура штатного расписания определяется исходя из основных направлений деятельности краеведческого муниципального музея: учетно-хранительской, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительской, культурно-образовательной, научно-исследовательской, деятельности по продвижению музея и информационной деятельности.
Для обеспечения эффективной комплексной деятельности музея в его штатном расписании рекомендуется наличие не менее 4 работников, занимающих должности:
- директора музея;
- хранителя музейных ценностей;
- специалиста по учету музейных предметов;
- специалиста по просветительской работе.
При необходимости могут быть введены должности:
- научного сотрудника;
- специалиста по продвижению (специалист по SMM);
- смотрителя;
- экскурсовода;
- иные.
Для подбора персонала и работы с ним необходимо использовать утвержденные профессиональные стандарты, устанавливающие требования к квалификации сотрудников, то есть к образованию и опыту работы. Такие стандарты утверждены в отношении следующих должностей: хранитель музейных ценностей, специалист по учету музейных предметов, экскурсовод:
Наименование должности |
Приказ, которым утвержден профессиональный стандарт |
Хранитель музейных ценностей |
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 537н |
Специалист по учету музейных предметов |
Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 521н |
Экскурсовод (гид) Стандарт действует до 01.09.2022 |
Приказ Минтруда России от 10.06.2021 N 394н |
Экскурсовод (гид) |
Приказ Минтруда России от 24.12.2021 N 913н Стандарт вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 |
Указанные профессиональные стандарты обязательны для применения муниципальными музеями в части установления требований к квалификации сотрудников.
Учитывая существующую проблему муниципальных музеев в отсутствии достаточного количества профессиональных кадров, сотрудники музея должны обладать умением выполнять несколько функций, работать по разным направлениям деятельности. Допустимо использовать совмещение должностей.
В организации деятельности музеев следует использовать клиентоориентированный подход, в том числе направленность на долгосрочную работу с посетителями. Важно, чтобы сотрудник относился к посетителю как к партнеру в создании общего культурного уровня жизни региона, уважал его потребности, был готов поддержать инициативу по улучшению работы музея.
Реализация основных направлений деятельности музеев невозможна без использования новейших информационных технологий и информационных систем, поэтому сотрудники должны уметь пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает музей, владеть навыками работы в социальных сетях и с ресурсами сети Интернет.
В современных условиях постоянных общественных изменений необходимо создание системы непрерывного профессионального роста сотрудников. Для этого рекомендуется использовать онлайн-форматы образовательных и методических семинаров; участие в разноуровневых профессиональных мероприятиях; регулярное, не менее 1 раза в 3 года, повышение квалификации или проводить переподготовку сотрудников и так далее.
Учитывая ограниченный состав штатного расписания муниципальных музеев, руководителям муниципальных музеев рекомендуется использовать проектный подход в организации деятельности музея, в том числе для организации временных выставочных проектов, для организации и проведения мероприятий, приуроченных к определённому событию и т.п. Применение проектного подхода имеет следующие преимущества:
- повышение качества и эффективности работы сотрудников;
- предсказуемость сроков и результатов работ, поскольку у проекта есть план и график его выполнения;
- возможность использования привлечённых ресурсов, специалистов, обладающих соответствующей компетенцией для реализации отдельных проектов;
- повышение эффективности взаимодействия участников проекта.
Целесообразным для муниципальных музеев является использование системы аутсорсинга для таких сфер деятельности, как охрана, клининг, бухгалтерский учёт, осуществление закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, услуг по обслуживанию компьютеров и оргтехники и т.д.
При организации различных видов деятельности муниципальному музею рекомендуется использовать внешнюю экспертизу со стороны государственных музеев региона, наделенных функциями научно-методических центров по работе с муниципальными музеями. Многие федеральные музеи страны также имеют специализированные подразделения по работе с музеями и оказывают консультативную помощь коллегам из различных музеев.
Необходимо регулярно, не реже 1 раза в год, проводить оценку деятельности музея, в том числе оценку (экспертизу) работы по комплектованию коллекций музея с точки зрения культурной (исторической) ценности предметов, включенных в состав коллекции музея в течение года, экспертизы экспозиционно-выставочной и научной деятельности. Целесообразно проводить такие экспертизы с привлечением регионального музейного методического центра, чтобы обеспечить участие в ней профильных специалистов.
Эффективным инструментом для определения умения сотрудников работать с посетителями, их клиентоориентированности является мониторинг обратной связи от посетителей, анализ отзывов о посещении, размещенных не только в книгах отзывов музея, но в туристических Интернет-ресурсах, социальных сетях. Актуальным становится определение медиактивности музея, публикации о нем в СМИ и Интернет-ресурсах.
Оценка эффективности деятельности руководителя должна проводиться учредителем на основе заключений регионального Методического центра по работе с муниципальными музеями о ценности коллекции, а также наличии концепции экспозиционно-выставочной политики и концепции комплектования, прошедших экспертизу регионального Методического центра.
При оценке эффективности деятельности руководителя музея рекомендуется учитывать следующие показатели:
- положительная динамика посещаемости по сравнению с предшествующим годом;
- отсутствие (снижение числа) негативных отзывов посетителей по сравнению с предшествующим годом;
- наличие реализованных мероприятий для посетителей с ОВЗ;
- взаимодействие с туроператорами и турагентами, расширение географии принятых гостей из других регионов РФ;
- привлечение внебюджетных ресурсов, в том числе финансовых;
- привлечение волонтеров к работе музея.
2. Комплектование и учет музейных коллекций
На основе Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. N 827, муниципальные музеи должны разработать и утвердить своим локальным актом Внутримузейные правила комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов, отражающие специфику организации учетно-хранительской и научно-фондовой работы в музее.
Комплектование - механизм формирования и пополнения музейного собрания, являющегося основой деятельности музея. Комплектование коллекций муниципального музея должно быть организовано на научной основе, соответствовать миссии и концепции развития. Политика комплектования фондов разрабатывается после предварительного изучения коллекций музея и установления лакун, определения тем и сюжетов, требующих дополнительного отражения в собрании. В результате этого анализа формулируются первостепенные задачи и определяются источники пополнения фондов, темы комплектования. Решением Экспертной фондово-закупочной комиссии музея они фиксируются в специальном документе - концепции комплектования фондов или тематическом плане комплектования. В состав Экспертной фондово-закупочной комиссии рекомендуется включать сторонних экспертов, например, сотрудников государственных музеев, представителей научного сообщества.
Процесс поступления и движения музейных предметов должен быть четко регламентирован внутримузейной нормативной документацией, набор и основное содержание этих документов должны быть определены внутримузейными Едиными правилами.
С 2018 года в музеях принципиально изменилась система учета музейных коллекций. Государственный учет ныне состоит из первичного и централизованного учета. Первичный учет включает в себя:
- экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и коллекциям;
- первичную регистрацию в книгах поступлений основного фонда музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в Музейный фонд РФ.
Централизованный учет включает в себя внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях Музейного фонда РФ в Государственный каталог Музейного фонда РФ и присвоение каждому музейному предмету уникального номера. (Ст. 6 Закона о Музейном фонде РФ и музеях в РФ N 54-ФЗ от 26.05.1996 в редакции 11.06.2021). Законом регламентированы сроки регистрации музейных предметов и внесены изменения в систему учетно-хранительской документации.
Система учетно-хранительской документации, соответствующая действующему законодательству:
I. Временное хранение (пользование):
- Гарантийное письмо;
- Договор, страховой полис;
- Акт приема на временное хранение (во временное пользование);
- Акт внутримузейной передачи предметов на временное хранение (во временное пользование) в случае смены хранителя;
- Письмо-просьба о продлении сроков временного хранения (временного пользования) (см. гарантийное письмо);
- Акт возврата с временного хранения (временного пользования).
II. Прием на постоянное хранение (пользование):
- Заявление владельца;
- Акт приема на временное хранение Экспертной фондово-закупочной комиссии;
- Экспертное заключение;
- Договор дарения/пожертвования;
- Коллекционная опись (для предметов, собранных в археологических и этнографических экспедициях);
- Протокол Экспертной фондово-закупочной комиссии;
- Приказ директора о первичной регистрации музейных предметов;
- Договор купли-продажи;
- Акт приема на постоянное хранение (в постоянное пользование). Оформляется строго в течение 30 дней после утверждения Протокола Экспертной фондово-закупочной комиссии.
- Акт возврата после Экспертной фондово-закупочной комиссии на те предметы, что были отклонены;
- Акт приема на ответственное хранение.
Регистрация вновь поступивших музейных предметов и музейных коллекций осуществляется музеями в срок не позднее 60 календарных дней с даты присвоения номера по книге поступлений основного фонда и оформления акта приема на постоянное хранение (постоянное пользование). (Ст. 12.4 Положения о Государственном каталоге Музейного фонда РФ, утвержденного приказом Минкультуры России от 01.12.2017 N 2012).
III. Внутримузейная передача:
- Акт внутримузейной выдачи;
- Акт внутримузейного возврата;
- Акт внутримузейной передачи разделов хранения (при смене хранителя).
IV. Выдача во временное пользование:
- Договор, страховой полис;
- Письма Учредителю и в Министерство культуры РФ о выдаче предметов из фондов;
- Акт временной выдачи (выдачи во временное пользование);
- Акт продления сроков временной выдачи (в случае продления выставки), дополнительное соглашение к договору, страховой полис;
- Акт обратного приема (возврата после временной выдачи).
V. Исключение из учетной документации:
- Протокол Экспертной фондово-закупочной комиссии;
- Письмо-просьба о списании в Министерство культуры РФ;
- Акт исключения из учетно-хранительской документации;
- Акт выдачи в постоянное пользование в другие организации.
VI. Иные типы актов:
- Акт изменения сохранности;
- Акты сверки;
- Акты вскрытия помещений фондов и др.
Оформление сделок по разделам II, IV, V требует регистрации их в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.
Учет музейных коллекций рекомендуется вести с помощью музейных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию рабочих процедур, преемственность документооборота, эффективное взаимодействие с Госкаталогом Музейного фонда РФ, хранение в базе данных и оперативный поиск информации о музейных предметах и коллекциях.
Основная учетная документация (акты приема и движения музейных предметов, книги поступлений, инвентарные книги и специальные инвентарные книги) ведется на бумажной основе в рукописном виде или распечатывается из музейной информационной системы и подлежит вечному хранению. Доступ к ней сотрудников музея и исследователей регламентируется внутримузейными нормативными документами.
3. Хранение, безопасность и реставрация музейных предметов
Хранение музейных предметов осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на их долговременную сохранность, исключающих хищение, разрушение и повреждения, обеспечивающих поддержание в оптимальном физическом состоянии, а также создание благоприятных условий для их изучения и представления.
Все музейные предметы должны быть размещены в приспособленных помещениях, оснащенных специальным оборудованием для их хранения (стеллажи, шкафы, сейфы, коробки, папки, тележки, переносные лестницы, транспорт для перевозки). Помещения фондохранилищ музея должны быть изолированы от бытовых, производственных, складских, лабораторных помещений.
Хранение музейных предметов может быть комплексным или раздельным. В хранилищах организуется хранение либо одного вида музейных предметов, либо предметов, имеющих сходные по требованиям условия хранения. Хранение музейных предметов организуется по трем видам: основное (закрытое) хранение, открытое хранение и хранение режимного типа для хранения предметов из драгоценных металлов и камней, оружия.
Для поддержания оптимального температурно-влажностного режима фондохранилища оснащаются специальным климатическим оборудованием, обеспечивающим влажность в диапазоне 40-60% и стабильную температуру в диапазоне 16-25 градусов по Цельсию. В каждом помещении с музейными предметами необходимо регулярно проводить мониторинг температуры и влажности с фиксацией в соответствующих журналах. Для защиты музейных предметов от воздействия естественного света все окна помещений хранения и экспозиции должны быть снабжены шторами и специальными отражающими ультрафиолетовое и инфракрасное излучение пленками. Для оценки воздействия света необходимо проводить измерения освещенности.
С целью предотвращения заражения необходимо регулярно осуществлять микологический и энтомологический мониторинги музейных предметов и оборудования, контролировать состояние систем обеспечения микроклимата, сезонные осмотры хранилищ и экспозиций, применять репелленты и инсектициды, регулярно проводить санитарную уборку и профилактическое проветривание. Не рекомендуется применять репелленты и инсектицидные пластины рядом с рабочими местами сотрудников. Для защиты от проникновения насекомых в помещения музея на открытые форточки, окна, балконы устанавливаются москитные сетки. Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения заражения насекомыми. Для защиты музея от биоповреждений необходимо регулярно осуществлять комплекс профилактических, а и# при наличии биоповреждений - истребительных мероприятий.
Все фондохранилища и оборудование, в которых находятся музейные предметы, снабжаются топографическими описями, позволяющими оперативно определить местонахождение конкретного музейного предмета.
Музейные предметы передаются на ответственное хранение штатным сотрудникам музея, назначенным соответствующим приказом руководителя музея. Все перемещения музейных предметов внутри музея осуществляются по письменному распоряжению руководителя музея и сопровождаются соответствующей документацией. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности музея, включая регламент доступа в фондохранилища в отсутствие ответственного хранителя музейных предметов, каждый муниципальный музей формирует, исходя из оценки степени уязвимости музея.
Кроме того, муниципальный музей обеспечивает контроль за использованием ключей ко всем помещениям музея, а также меры, исключающие любую возможность несанкционированного доступа в хранилища и иные служебные помещения музея, где могут временно храниться музейные предметы. С этой целью в каждом музее разрабатываются и утверждаются локальными нормативными документами регламенты ведения ключевого хозяйства, в которых определяется порядок хранения и выдачи ключей от помещений, зданий и сооружений музея, а также его филиалов и обособленных помещений. Выдача ключей от помещений музея ответственным лицам осуществляется в соответствии со списком лиц, отвечающих за постановку на охрану и снятие с охраны объектов музея. Данный список утверждается руководителем музея и соответствующим письмом доводится до сведения отдела вневедомственной охраны по населенному пункту, в котором расположен музей, а также поста охраны самого музея. Ключи от хранительского и экспозиционно-выставочного оборудования (шкафы, витрины, сейфы) хранятся в служебном помещении под контролем ответственных лиц.
Все помещения с музейными предметами оснащаются системой охранно-пожарной сигнализации, а экспозиционное оборудование снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей. На дверях фондохранилищ указывается их категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны. Все здания и помещения муниципального музея должны соответствовать нормативным требованиям пожарной безопасности. Хранение в экспозиционных залах и фондохранилищах упаковочных материалов недопустимо. В этих помещениях устанавливаются огнетушители в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации. В каждом муниципальном музее должны быть разработаны, утверждены локальным нормативным документом и доведены до сведения штатного состава музея инструкции о действиях сотрудников музея в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В случае обнаружения пропажи, хищения или утраты музейных предметов музей обязан информировать правоохранительные органы незамедлительно, а Министерство культуры РФ - учредителя музея и представителя собственника музейных предметов письменным уведомлением в течение 3 календарных дней со дня установления факта пропажи, хищения или утраты.
Комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций включает в себя проведение реставрационных работ, которые осуществляются лицами, аттестованными Министерством культуры Российской Федерации. Все работы по консервации и реставрации музейных предметов осуществляются на основании решения Реставрационного совета музея. Реставрационный совет является коллегиальным совещательным органом, созданным для организации работ по консервации и реставрации музейных предметов, а также контроля за качеством и сроками их исполнения. Компетенцию, состав, обязанности, права и ответственность членов, порядок формирования и расформирования, порядок работы, взаимодействия и обеспечения деятельности Реставрационного совета, а также перечень документации, сопровождающей его работу, определяет Положение о реставрационном совете муниципального музея, которое утверждается руководителем музея. В случае отсутствия Реставрационного совета, его функции выполняет Экспертная фондово-закупочная комиссия муниципального музея. Музей обеспечивает документирование процесса реставрации музейных предметов. Работы по реставрации музейных предметов в муниципальных музеях, не имеющих своих реставрационных подразделений, производятся специализированными реставрационными учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры РФ, научно-реставрационными подразделениями ведущих российских музеев, иными организациями, имеющими реставраторов, аттестованных Министерством культуры РФ, на основании договора.
4. Организация научно-исследовательской работы в муниципальных музеях
К основным направлениям исследовательской деятельности муниципальных музеев относятся:
- разработка научной концепции муниципального музея;
- исследования в области комплектования фондов;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- научное проектирование музейных экспозиций и выставок;
- прикладные социологические и социально-психологические исследования, направленные на изучение музейной аудитории и повышение эффективности работы муниципальных музеев;
- исследования, посвящённые истории, географии, локальным культурным традициям местности, где располагается музей, и обнародование/трансляция полученных знаний через экспозиционно-выставочную деятельность, книгоиздание, публикации в СМИ и социальных сетях.
Основными документами, определяющими направление и формы научно-исследовательской работы в муниципальных музеях, являются план научно-исследовательской работы на год и научные концепции комплектования музейного собрания, научная концепция фондовой работы; научная концепция экспозиции.
Существуют особенности организации научно-исследовательской работы в различных муниципальных музеях. Муниципальные музеи, имеющие в штате сотрудников со специализированным образованием (историческим, культурологическим, гуманитарно-педагогическим и смежными), проводят научные конференции и чтения, публикуют буклеты и каталоги, посвящённые музейным коллекциям и т.п. Рекомендуется выделять ресурсы для повышения квалификации сотрудников, направлять их на различные научные конференции и семинары.
Музеям, которые ограничены в штате, следует активно вести работу со своими методическими центрами - крупными региональными краеведческими, художественными, мемориальными и этнографическими музеями. Научно-методические консультации по разработке научных концепций музеев и экспозиций, рецензирование тематико-структурных и тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок, рекомендации по созданию буклетов и каталогов музейных коллекций и т.д. могут оказывать сотрудники региональных музеев, имеющие достаточный опыт работы и соответствующее образование.
Муниципальным музеям следует активно привлекать к своей работе местную научную общественность - учителей истории, географии, биологии, библиотекарей, работников домов культуры, краеведов, архивистов. Эти специалисты из местных сообществ могут составить общественный совет музея и оказывать содействие в научных консультациях музею.
Практика работы многих муниципальных музеев показывает, что выпускники школ города или района, которые работают в учреждениях образования, культуры и науки, также могут быть привлечены к работе муниципальных музеев. Любя свою малую родину, эти специалисты становятся эффективными научными консультантами на безвозмездной основе.
Также важно использовать ресурс общественных организаций (например, советов ветеранов/пенсионеров), волонтёров из числа заинтересованных земляков, в том числе - учащихся школ, студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. Эти люди могут осуществлять вспомогательную работу для научно-краеведческих исследований, как то: изучение подшивок газет, опрос людей местных жителей методами анкетирования и интервью, сбор материала на сайтах и в социальных сетях и др.
Штатные работники музея должны постоянно повышать свой научный уровень, быть в курсе современных тенденций музейного дела, тщательно изучать разнообразные источники по истории своего района, населенного пункта, обязательно выделять время для работы в библиотеках, в т.ч. с использованием средств Интернета, знакомиться со сборниками научных статей, ежегодниками, материалами конференций федеральных и региональных музеев.
Муниципальным музеям рекомендуется разрабатывать собственные научные концепции, которые использовать как основу для планирования и проектирования своей работы, вести диалог со своим учредителем, руководством муниципальных образований, партнерами. Концепция музея должна отражать понимание того, зачем, для кого и чего работает данный конкретный музей, в чем его уникальность, неповторимость и непохожесть, почему именно без этого музея социокультурная ситуация в данном регионе станет гораздо беднее.
Разработка научной концепции развития музея на 3-5 лет позволяет выявить слабые места в работе музея: наличие или отсутствие предметов, необходимых для построения экспозиции, обоснование штатной численности и создание новых ставок в структуре музея, разработку новых мероприятий, необходимость приобретения музейного оборудования и т.п.
Научная концепция музея вместе с тематико-экспозиционным планом и художественным проектом экспозиции составляют единый комплекс музейных документов, отсутствие хотя бы одного из этих элементов существенно обедняет создаваемую экспозицию.
Основополагающим документом музея является концепция комплектования фондов. При наличии содержательных и хорошо документированных фондовых собраний, отражающих уникальность каждого музея и его важность для местного сообщества, музеи имеют возможность развивать на их основе все виды деятельности на высоком уровне. Для результативного формирования фондов музею важно сформулировать свой предмет исследования и научно обосновывать выбор предметов для пополнения коллекций. То есть музей, исходя из научной концепции, должен определить, какие предметы для него являются важными, а какие дополнительными для показа жизни своего края.
Муниципальные музеи должны вести научное изучение своих музейных предметов и коллекций. Для этого можно и нужно обращаться за содействием и консультациями в региональные методические центры или непосредственно к признанным в регионе специалистам в отдельных отраслях музейного дела. Богатую информацию о различных предметах можно получить от местных жителей, которые часто являются носителями ценного знания и информации, способствующих атрибуции музейных предметов.
Муниципальным музеям рекомендуется в годовых планах работы выделять раздел "Научно-исследовательская работа" и прописывать конкретные задачи, которые музейные сотрудники хотят решить в этом году (научное описание предметов, разработка тематико-экспозиционных планов, изучение темы по истории края и т.п.). При этом в целях самообразования и повышения профессиональной квалификации темы для научного исследования рекомендуется брать всем сотрудникам музея, а не только специалистам, имеющим профильное гуманитарное образование.
Сотрудникам муниципальных музеев рекомендуется выступать с докладами и сообщениями на региональных конференциях, где можно обменяться опытом, узнать, как работают коллеги, познакомиться с различными специалистами, с которыми возможно сотрудничать в дальнейшем.
Муниципальные музеи, понимающие важность научно-исследовательской работы, стремящиеся сделать свою работу содержательной, основанной на достоверных знаниях, становятся более востребованными посетителями и местными сообществами.
5. Экспозиционно-выставочная работа в муниципальном музее
5.1. Стационарная экспозиция
Музейная экспозиция - основная форма презентации музеем историко-культурного, природного, мемориального наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены научным и художественным замыслом.
Музейная экспозиция, являясь центральным звеном коммуникации между музеем и посетителем, в то же время выступает основным продуктом всей музейной деятельности за много лет. В экспозиции в предельно сжатом виде выражается работа музейного коллектива в комплектовании, хранении, изучении и интерпретации коллекций, а также его профильные научные исследования.
Экспозиция музея проектируется и строится "не по стандарту", а таким образом, чтобы продемонстрировать уникальность места, его историю, природу, экономику, культуру, жизнь людей, а также проявить самобытность музейных коллекций. Она может включать архитектуру, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии, но ядром ее должны быть собственные музейные предметы и коллекции. Процесс создания экспозиции - это умение расположить музейные предметы в пространстве таким образом, чтобы они сами рассказывали ту историю, которую хотят поведать посетителям авторы, а остальные материалы, в том числе художественное и дизайнерское оформление должны только помогать рассказу и дополнять образы.
Экспозиция не обязательно должна охватывать всю историю (природу) от Сотворения мира, а представлять самобытность и уникальность региона и непременно основываться на составе коллекций. Очень важно показать в экспозиции то, чем отличаются конкретно эта территория и эта музейная коллекция от соседних. Если отдельные важные для региона темы не обеспечены экспонатурой, и ее невозможно скомплектовать в ближайшее время, нужно оставить эту задачу для будущего и вообще не затрагивать тему. Если тема важна - необходимо включить ее в план комплектования и по мере появления экспонатов сделать реэкспозицию.
Экспозицию не стоит перегружать экспонатами, тем более не представлять в ней предметы только потому, что им нет места в фондохранилище. Экспозиция призвана показать необходимое и тематически важное. Не стоит бояться оставить значительную часть фонда в хранилище; с неиспользованными коллекциями потом в последующем можно и нужно работать в выставочном формате.
Подготовка экспозиции:
Экспозиция создается на основе научно-проектной документации, в которую входят материалы научного, художественного, рабочего проектирования.
Научная документация экспозиции состоит из:
1. Научной концепции, подготовленной на основе анализа фондов и тематических исследований. В ней изложена идея новой экспозиции, формулируются основные принципы и методы ее построения, определяется аудитория, разрабатываются тематическая структура и маршрут, выявляются ведущие экспонаты и комплексы.
2. Сценарного плана (сценария) экспозиции, в котором раскрываются экспозиционные темы и образы, описывается желательный процесс восприятия экспозиции посетителем.
3. Тематико-экспозиционный план, содержащий развернутый тематический план с указанием тем, подтем, тематических комплексов, всей экспонатуры, оглавительных, ведущих, пояснительных текстов, этикетажа, а также рекомендаций по группировке экспонатов и их оформлению.
Документация художественного проектирования:
1. Архитектурно-художественная концепция, в которой в образной форме представлена основная художественная идея, интерпретирующая научную концепцию, создается пространственное, цветовое и световое решения для экспозиции.
2. Дизайн-проект, в котором художественная концепция детализируется на уровне экспозиционных комплексов и экспонатов.
Рабочий проект экспозиции состоит из:
- рабочих чертежей для изменения внешнего облика помещений (при необходимости);
- комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, вспомогательных материалов, также монтажных листов с точным указанием расположения экспозиционных материалов;
- технического проекта с чертежами и документацией, необходимой для работы технических средств, мультимедиа, световой аппаратуры.
Подготовка научно-проектной документации и строительство экспозиции - сложный и многозадачный процесс. Не каждый музей имеет в своем составе необходимый штат сотрудников. Сегодня в стране есть профессиональные команды музейных проектировщиков, которые могут сделать музейную экспозицию "под ключ". Можно воспользоваться их услугами или пригласить в свою команду опытных проектировщиков или дизайнеров, но в обоих случаях необходимо учитывать, что с приглашенными специалистами необходимо работать в области отбора музейных материалов и определения идейных смыслов территории, иначе экспозиция может оказаться совершенно не такой, какой ее хотели бы видеть сотрудники музея. Оптимальным вариантом может стать создание временных научных и творческих коллективов, включающих сотрудников музея и приглашенных специалистов.
5.2. Выставки
Современный музей непременно должен делать выставки из собственных фондов. Выставка является результатом текущей деятельности музея. В ней представляются и подводятся итоги текущей деятельности по комплектованию и изучению коллекций, научно-исследовательской работы на территории. В форме выставки музей может публиковать не вошедшие в основную экспозицию фондовые коллекции, демонстрировать новые поступления, создавать тематические выставки, в том числе с привлечением коллекций партнеров. Хорошо подготовленные выставки с яркими экспонатами и оригинальным художественным решением привлекают в музей посетителей. Периодическая смена выставок и специализированной площадки позволяют формировать лояльную и преданную музею аудиторию, которая любит возвращаться в музей, считает его "своим местом".
5.3. Выставочная политика
Для создания и показа выставок в музее должен существовать отдельный зал (залы) и необходимое выставочное оборудование. Именно в расчете на условия и оборудование этого зала будут строиться выставочная политика музея, формироваться текущие выставочные планы. Выставки не обязательно устраивать часто, очень важно, чтобы они были разнообразными по содержанию и ориентировались на разные группы аудиторий.
Выставки в музее могут быть:
- из собственных фондов;
- без музейных предметов (плоскостные материалы в формате стендов и ролл-апов);
- совместные (с привлечением экспонатов и коллекций партнеров);
- внешние (привезенные из других музеев или институций);
- виртуальные (с использованием инструментов публикации онлайн-коллекций КАМИС, Артефакт (Artefact), IZI.travel и др.).
Эти выставки в годовом и перспективном планах должны логично чередоваться, в таком случае публика будет проявлять к ним постоянное внимание.
Подготовка выставки:
Выставка обычно значительно меньше по объему, чем экспозиция, ее подготовка не требует столько масштабных ресурсов и трудозатрат, как экспозиция, но для хорошей выставки все же необходимо готовить схожую научно-проектную документацию. Она состоит из: концепции (со списком экспонатов); сценарного плана; тематико-экспозиционного плана (можно заменить расширенной тематической структурой) и дизайн-проекта.
Научная подготовка выставки, ее концептуальная глубина и качество интерпретации музейных предметов имеют первостепенное значение для ее дальнейшего успеха у публики. Каждую выставку, будь она предназначена для показа в собственном музее, сделана совместно с партнерами, для показа вне музея или для виртуального пространства, необходимо тщательно готовить. Принятый сейчас во многих музеях подход "развесим красиво картинки, разложим вещи в витринах" уже не удовлетворяет интересы публики.
В сложившейся музейной практике выставки готовят и делают сами сотрудники музеев; в малых музеях при дефиците средств им приходится не только готовить научную документацию, но и выступать дизайнерами своей выставки, использовать только имеющееся оборудование и подручные средства. Это существенно ограничивает их методы и арсенал. Выставки, постоянно монтирующиеся на одном оборудовании, с использованием одних и тех же приемов, воспринимаются посетителями как одинаковые даже при показе разных коллекций. При ограниченных ресурсах, можно открывать меньше выставок, но вкладывать средства в их подготовку и оформление, в том числе привлекая сторонних специалистов.
Особого подхода требует подготовка выставок для особых категорий посетителей. Для работы с этой аудиторией необходимо привлекать профильных специалистов и учитывать при подборе тем и экспонатов особенности данных целевых групп.
5.4. Выставки вне музея
Сегодня в стране ощущается острый дефицит выездных выставок. Показ своих коллекций в других регионах - важная задача современного музея, работающая на выравнивание возможностей доступа к культурным ценностям посетителей из разных мест страны. Вообще движение выставок по стране - одна из важных задач, которую тоже можно решать в рамках работы по ведению модельного стандарта. Сделать так, чтобы выставки высокого качества, с подлинными шедеврами из музейных фондов путешествовали по стране и демонстрировались в муниципальных музеях - это отдельное направление работы. Муниципальные музеи должны научиться организовывать выездные выставки из собственных фондов.
Подготовка и эксплуатация таких выставок требует зачастую больших затрат, но и позволяет наладить полноценный обмен с соседними музеями. Если одна качественная выставка из собственного музея путешествует по стране, в ответ на это музей может получить от партнеров несколько выставок, которые практически ничего не будут стоить в производстве.
Для того, чтобы подготовить выставку для экспонирования вне музея, необходимо учитывать несколько важных факторов:
- экспортная выставка должна быть мобильной, транспортабельной, быстро возводимой;
- не все музейные экспонаты можно вывозить по соображениям сохранности или возможностям транспортировки;
- дизайн выставки должен быть адаптирован под показ в зале разных габаритов, с использованием стандартного оборудования;
- в отдельных случаях музейные предметы можно заменять высококачественными копиями (особенно это касается фондов на бумажных носителях) или при экспонировании использовать средства мультимедиа;
- производство экспортной выставки предполагает также разработать, приобрести или изготовить упаковку для экспонатов и транспортировочные ящики. Особенно это касается транспортировки коллекций из хрупких материалов;
- транспортировка, охрана в пути и страховка музейных предметов требуют немалых финансовых затрат, поэтому при подготовке выставки нужно планировать соответствующий бюджет;
- необходимо планировать затраты времени на согласование с Учредителем и оформление сделки (выдача во временное пользование) в информационно-коммуникационной системе Государственного каталога Музейного фонда РФ. Рекомендуемые сроки - не менее, чем за 30 дней до предполагаемой выдачи.
5.5. Сетевые выставочные проекты
Еще одним перспективным направлением деятельности может стать производство небольших, но ярких совместных выставок, когда разные музеи объединяют коллекции для показа интересных и важных тем, а потом поочередно демонстрируют их в каждом музее - участнике проекта. Для муниципальных музеев с небольшими собственными фондами и выставочными залами совместные или сетевые выставки могут стать перспективной формой выставочной жизни.
Сетевые проекты требуют при подготовке долгих переговорных процессов коллективной работы сотрудников, необходимости принимать сложные решения, неукоснительно выполнять обязательства и соблюдать оговоренные сроки. Обратной стороной такой работы станет возможность обмена опытом, развитие навыков и компетенций персонала, внедрение проектных методов в управлении, расширение музейных аудиторий и репутаций музеев-участников.
6. Организация научно-просветительской, культурно-образовательной деятельности в муниципальных музеях
В Этическом кодексе ИКОМ для музеев прописаны обязанности перед обществом, среди которых обеспечение доступности, популяризация и интерпретация источников, которые содержатся в музейных коллекциях. Научно-просветительская и культурно-образовательная деятельность являются важными инструментами обеспечения этих принципов.
Научно-методическая деятельность является основой для развития культурно-просветительской, культурно-образовательной, культурно-досуговой деятельности, рекреационных возможностей, "эдьютейнмента" и других видов деятельности, направленных на удовлетворение запросов посетителя, и опосредованно влияющих на гармоничное развитие личности.
Научно-методическая работа в музеях тесно связана с основными сферами деятельности музея: научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной, информационной, сферой продвижения, в которых музей находит ресурс для создания музейных продуктов для посетителя и перспективы для своего развития. Таким образом, методическое направление играет большую роль в популяризации музейных коллекций, объектов показа музея, его исторической среды и аутентичности. В сферу научно-методической деятельности входит разработка методических пособий, маршрутов, экскурсий, лекций, образовательных программ, тематических циклов и др. - создание музейных продуктов.
Муниципальные музеи в регионах РФ являются центрами по актуализации культурного и природного наследия, интерпретации материальных и нематериальных объектов наследия. Большая их часть была создана в середине 1960-х годов, музеи являются важными источником местной истории и хранителем артефактов, имеющих региональную идентичность. В настоящее время муниципальные музеи активно используют в работе как базовые традиционные формы работы с посетителями, так и новые, направленные на расширение представлений о музее. Муниципальные музеи, расположенные в малых городах и сельских поселениях, как правило, имеют следующую статистику посещаемости: 65% - организованные посетители, 35% - индивидуальные посетители; муниципальные музеи в большом городе: 60% - индивидуальные посетители, 40% - организованные. Это говорит о том, что научно-просветительская и культурно-образовательная деятельность во всех ее проявлениях является значимой для развития музея, его потенциала работы с партнерскими и образовательными организациями, а также с индивидуальными посетителями.
В основе научно-просветительской деятельности лежит передача и восприятие готового научного знания в популярных форматах, не требующих жестких учебно-академических рамок. Культурно-образовательная деятельность более ориентирована на стандарты учебного процесса и длительное развитие компетенций обучаемого, с расписанием, системным подходом в изложении материала, допускающим контрольно-измерительные мероприятия по окончании.
Культурно-образовательную деятельность следует признать эффективным инструментом в развитии музея, направлением, имеющим хорошо считываемые качественные и количественные показатели, которые могут служить дополнительными баллами к оценке деятельности руководителя музея.
Муниципальным музеям рекомендуется:
- иметь в штатном расписании сотрудников, курирующих культурно-образовательную деятельность в музее;
- составлять годовые и перспективные планы культурно-образовательной деятельности музея для целевых аудиторий (детской, юношеской, семейной, взрослой, групп людей с ОВЗ) с учетом тенденций современного образования. Формировать потребности новых тем для экскурсий, лекций, программ и др. для индивидуальных посетителей и организованных групп (в том числе туристического направления) согласно проводимым опросам. Встраивать музейно-экскурсионные маршруты в городскую среду;
- осуществлять методическое руководство в отношении экскурсий, лекций, программ и других форм работы музея с аудиторией и контролировать их качество. Проводить экспертизу базовых форм работы с посетителями;
- укреплять партнерские связи с департаментами культуры, образования, другими органами исполнительной власти, партнерами (в том числе с НКО) для продвижения и представления лучших результатов своей работы;
- осуществлять тесный контакт с учредителем музея и методическим региональным центром по вопросу повышения квалификации сотрудников (курсы, дополнительное образование на разных площадках в России и т.д.); участвовать в конференциях, осуществлять публикации в профессиональных музейных изданиях;
- формировать кросс-культурные связи и проекты: музей-библиотека, музей-клуб, музей - художественная школа и т.д.;
- заниматься социокультурным проектированием, участвовать в написании грантовых заявок, вводить в музейную практику новые формы работы с посетителем;
- в муниципальных музеях обязательно наличие материальной базы, технических средств и использование информационных технологий в научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности, в том числе для технического сопровождения музейных мероприятий и осуществления своей деятельности на современном уровне: компьютеры, планшеты, проекторы, телефоны, проводной интернет, WI-FI, акустические системы, методический материал (реплики музейных экспонатов или аутентичные предметы, специально приобретенные для проведения экскурсий, программ, праздников), костюмерная, разборные или стационарные сцены, зрительный зал, освещение территории. При проведении крупных массовых мероприятий муниципальные музеи должны иметь финансовую возможность обращаться за помощью к профессиональным режиссерам, звукооператорам, артистам и другим специалистам.
Формы культурно-образовательной деятельности
Базовые |
Рекомендуемые |
Информирование и обучение
| |
Создание музейных экскурсионных, образовательных программ, в том числе интегрированных в дошкольную/школьную/университетскую/систему обучения, имеющих в своей основе цикличность и адаптивность для целевой аудитории. Использование информационных технологий и медиаресурсов для создания музейных продуктов. Целью данных программ являются расширение музейной аудитории, востребованность со стороны образовательных учреждений и подготовка потенциального посетителя музея. Создание программ для семейной аудитории |
Музейный урок - форма музейной работы. Подлинник выступает как источник знаний, а не просто иллюстрация к знаниям; Музейные курсы; Семинары; Медиапродукты для сети Интернет (виртуальные туры, викторины, квесты), которые могут быть использованы удаленными посетителями или людьми с ОВЗ; Музейные интернет-классы; Музейные интернет-кафе: Создание чат-ботов (формы путеводителей и квестов); Создание групп в мессенджерах (общение с партнерами) |
Разработка методических пособий, маршрутов, путеводителей, экскурсий, лекций, образовательных программ, тематических циклов, сценариев праздников для индивидуальных и организованных посетителей (реализуется в музее). Целью является системность выхода музейного продукта и контроль его качества, составление необходимых документов. |
В дополнение к классическим формам работы с посетителем предлагается муниципальным музеям обратить внимание на возможность создания программ: - объединяющих образование и развлечение: "Эдьютейнмент" (edutainment) - (education - образование и entertainment- развлечение, англ.) - рассказывание историй "Сторителлинг" - квесты и викторины в музейном пространстве |
Культура участия
| |
Организация тематических олимпиад, конкурсов, викторин среди молодежи. Целью проведения данных форм деятельности является формирование ближнего круга единомышленников музея, формирование мнения о музее как интересной коммуникативной площадке. Участие во Всероссийских акциях "Ночь музеев", "Ночь искусств", "Музей для всех" |
Организация проектной деятельности; Организация КВН, исторических игр; Проведение различных акций (дар музею); Хэппенинг - импровизированное действие в музее; Медиация - главным проводником в мир музея становится посредник-медиатор, а посетители - активными участниками общения; Организация мероприятий для посетителей с ОВЗ; Организация Клуба волонтеров (помощь в организации мероприятий, соцопросы) |
Развитие творчества и общение
| |
Организация в музее исторических кружков, студий, творческих лабораторий и клубов по интересам для детской и взрослой аудиторий. В работе данных форм познавательные элементы сочетаются с творческими и дают возможность музеям в перспективе привлекать эту аудиторию для развития новых форм работы музея, а также в качестве его волонтеров. |
Фестиваль - яркое действие, способное аккумулировать достижения музейной работы в сотворчестве с партнерами и охватывать широкий круг участников. Дает возможность музею войти в событийный календарь региона; Ярмарка - традиционно привлекательная форма проведения досуга, способная объединить местное сообщество и музей; Мастер-классы - популярная форма работы, направленная на погружение в предложенную тему и активное вовлечение посетителя в процесс создания (актерское мастерство, народные промыслы, художественные техники, создание сувениров и т.д.); Историческая реконструкция - направление, позволяющее музею объединиться с потенциальной аудиторией через погружение в эпоху, посредством участия; Публичные лекции - системность их проведения мотивирует к формированию программы лояльности музея (дни бесплатного посещения, акции для социально незащищенных категорий посетителей). |
Рекреация
| |
Праздники в музее Особенностью является включение музейных экспозиций или объектов его показа в сценарий мероприятия. |
Музейная гостиная Организация тематических балов Организация празднования важных событий в жизни человека (день рождения, свадьба) Концерты Литературные вечера Театрализованные представления |
В таблице представлен незакрытый перечень мероприятий.
7. Музейное пространство (помещения и территория)
7.1. Принципы организации музейного пространства
Государственные функции, выполняемые музеями, ставят перед организацией музейного пространства совершенно противоположные задачи. Вся деятельность музеев, связанная с музейными предметами и коллекциями (комплектование, хранение, изучение), требует от музейных помещений максимальной защищенности, в то же время функция представления коллекций посетителям, напротив, рассчитана на максимальную открытость для публики.
Два разных базовых подхода к деятельности с точки зрения организации пространства решаются выделением двух самостоятельных зон: посетительской и служебной. Это задает базовый принцип организации всех музейных помещений - автономность.
Автономность предполагает четкое разделение функциональных зон. Внутренняя работа музея и организация музейного хранения должны вестись вне зоны доступа и видимости посетителей. В то же время, посетительская зона должна быть проницаема для сотрудников музея, но не являться проходной. Обычно местом, где музейные сотрудники и посетители встречаются, бывает музейный вестибюль. Здесь постоянно работают кассиры, диспетчеры, охранники; в вестибюль приходят экскурсоводы и научные сотрудники, чтобы встретить свои группы. Желательно, чтобы вестибюль музея соединял две функциональные зоны, оставаясь все же больше местом для посетителя.
Безопасность - базовый принцип музея, который применяется в двух сферах. Прежде всего, это безопасное пребывание в музее посетителей, что подразумевает наличие сервисов и условий, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества посетителей. Такие сервисы, как охраняемый гардероб и доступ к питьевой воде, в этом смысле также важны для безопасности, как наличие охраны, противопожарной и охранной сигнализации, видеонаблюдения.
Принцип безопасности также распространяется на физическую защищенность коллекций. Они должны храниться и поступать в работу сотрудникам в специально подготовленных помещениях, где созданы условия для физической защиты, и кроме стандартных охранных мер, предполагают наличие специализированного оборудования и соблюдения особого температурно-влажностного режима. Безопасность музейных коллекций предполагает учетный и технологический контроль за движением экспонатов, в том числе внутри здания, а также специальные меры их защиты в экспозиционных и выставочных залах, где они должны, с одной стороны, не создавать никаких угроз посетителям, с другой стороны, быть ограждены от возможных случайных повреждений или прямого вандализма. Для этого используются специальное оборудование и другие средства ограничения физических контактов музейных предметов и посетителей.
Доступность для любого музея предполагает открытый доступ граждан к музейным коллекциям и предметам при соблюдении определенных правил. Для любого посетителя (дети, молодежь, взрослые, престарелые, инвалиды) вход в музейное здание должен быть простым и удобным, в случае необходимости оборудованным для специальных групп посетителей. Внутренние пространства помещений для посетителей должны быть открытыми, просторными; время работы музея - удобным для посетителя; система информирования - очень мобильной и адаптированной для любого пользователя. В музее должны существовать правила доступа граждан не только в экспозиционно-выставочные пространства, но и обращаться к тем музейным предметам, которые находятся в фондохранилищах. Для этого можно организовать доступ к учетно-хранительским системам через сеть Интернет, а также разработать алгоритм доступа некоторых категорий посетителей (ученых, студентов, краеведов) с музейными коллекциями.
Выразительность - предполагает создание уникального образа музея в глазах посетителей. Каждый музей является для своей территории носителем особых исторических и культурных смыслов, выразителем самобытного духа и творческого потенциала. Внешний вид его здания, экспозиционные и выставочные залы должны отражать эту самобытность и уникальность, выглядеть совершенно самостоятельными и, что важно, непохожими на другие объекты подобного назначения. Это достигается не только средствами дизайна посетительских помещений, но приемами представления музейных коллекций в экспозиции.
Гостеприимство должно стать базовым принципом организации музейного посетительского пространства. Это целый комплекс мер, направленный на то, чтобы каждый посетитель ощущал в стенах музея себя так, как будто здесь все создано специально для него, независимо от того, пришел он в музей один или в составе большой экскурсионной группы. В гостеприимство логично включаются: физический комфорт посещения, удобство перемещения, наличие мест для отдыха, доступность и удобное расположение помещений и сервисов, понятная навигация, вежливый и радушный персонал, безопасность пребывания.
7.2. Функциональные зоны музея
Общая площадь любого музея состоит из двух обязательных функциональных зон: служебной и публичной, которые должны быть четко разграничены и соединяться только в тех местах, где сотрудники встречают посетителей. Обычно это вестибюль музея.
Публичная зона включает помещения для приема гостей, организуемые в соответствии с этой функцией, которые должны соответствовать всем принципам организации музейного пространства и обеспечивать максимальную доступность для всех категорий посетителей. Состав помещений:
- публичный вестибюль, в том числе: кассовая зона, место сбора групп, гардероб, санитарные комнаты;
- экспозиционные залы;
- выставочные залы;
- помещения для дополнительных услуг, такие как: детские комнаты или игровые площадки, кино- или лекционные залы, посетительские фойе и места отдыха, кафе, музейный магазин, классы для групповых занятий, научная библиотека (если она работает для посетителей).
Служебная зона - место для внутренней работы сотрудников и хранения музейных коллекций, куда не попадают посетители. Состав помещений:
- кабинеты сотрудников;
- научные лаборатории;
- хозяйственные и подсобные помещения;
- музейные хранилища;
- дополнительные помещения (в идеале для служебной зоны должна быть предусмотрена отдельная входная зона с гардеробом и санитарными узлами для сотрудников, столовая или помещения для приема пищи, другие помещения, необходимые для организации работы и отдыха персонала).
7.3. Распределение площадей музея
Для сбалансированной работы музея следует стремиться соблюдать необходимое соотношение служебных и публичных площадей. У музея в зависимости от его тематического профиля, состава и количества фондов, внешних условий это соотношение может быть разным. За основу расчета площадей музеев обычно принимается экспозиционно-выставочная площадь, которая, как правило, составляет половину общей площади музея (45-55%). Площади остальных помещений музея могут варьироваться в зависимости от местных условий. Оптимальное сочетание площадей различных функциональных зон выглядит так:
- музейный вестибюль со всеми сервисами - 10-15%;
- служебные помещения - 15-20%;
- фондохранилища - 20-30%;
- экспозиционно-выставочное пространство делится соответственно на экспозиционную и выставочную.
Экспозиционная площадь предназначена для показа в стационарных условиях основной коллекция музея. Ее размеры рассчитываются в соответствии с количеством экспонатуры, экспозиционным замыслом и расчетным количеством посетителей, которых можно комфортно принять в залах одновременно. Залы организуются таким образом, чтобы в них можно было легко попасть из вестибюля для посетителей, обойти, желательно не возвращаясь несколько раз в одно и то же место, и выйти снова в вестибюль.
Выставочный зал (залы) предназначен для организации временных выставок и проведения специальных мероприятий. Он должен иметь отдельный вход, желательно также из вестибюля для посетителей. Физические параметры зала должны быть достаточными для организации любой фондовой или привозной выставки. Выставочный зал в муниципальном музее должен быть полифункциональным, иметь модульное оборудование, одинаково пригодное для демонстрации выставок, содержащих объемные и плоскостные экспонаты. Выставочный зал может стать местом организации самых разных творческих событий и проектов, соответствующих музейному профилю. Желательно, чтобы он легко трансформировался, был оснащен мультимедийным оборудованием и мебелью для организации мероприятий.
Фондохранилища музея должны иметь площадь, необходимую для хранения существующих коллекций, а также иметь достаточно площадей "на вырост". В каждом музее фондохранение организуется в соответствии с принятыми музеем правилами систематизации коллекций и работы по хранению. Чаще всего для создания оптимальных условий для безопасности коллекций их хранят, систематизируя по материалам, требующим различного температурно-влажностного режима. В зависимости от этого в каждом музее создается необходимое количество отдельных помещений. Все хранилища должны быть оборудованы противопопожарной и охранной сигнализациями, системами пожаротушения, металлическими огнестойкими дверями с надежными замками. Оборудование для каждого хранилища подбирается в соответствии с хранимыми коллекциями.
В каждом музее должно быть отдельное сейфовое хранилище для оружия и драгметаллов, независимо от того, существуют ли на настоящий момент эти фонды. Кроме перечисленных мер безопасности, хранилище должно быть дополнительно укреплено в соответствии с приказом МВД России от 12.04.1999 г. N 288.
Функциональная схема организации музейного пространства
7.4. Музейное здание и прилегающая территория
Музей находится в пространстве конкретного населенного пункта и является своеобразным "ядром" исторических и культурных смыслов всей территории, поэтому желательно, чтобы здание само по себе было выразительным. Здание музея должно отражать эти смыслы, чтобы уже на подходе к нему посетитель понимал контекст. Если здание находится в центре города и является памятников истории или архитектуры, это работает на создание предварительного впечатления, своеобразной "идеи музея", если музей расположен в типовом здании или занимает его часть, над образом здания и прилегающей территории стоит работать особо.
В любом случае музейное здание, должно быть расположено в месте хорошей пешей и транспортной доступности, быть раскрыто к городу, хорошо заметно и иметь удобный вход, желательно "с земли", то есть посетитель должен, подойдя к зданию и открыв дверь, попадать сразу в музейный вестибюль. Проход в музей через помещения другого учреждения или через систему лестниц сразу делает его менее доступным и желанным для посетителя. В идеале для обеспечения всех музейных функций и принципов, музей должен располагаться в отдельно стоящем здании оригинального архитектурного облика, который соответствует музейному профилю и духу места.
8. Рекомендации по специализированному оборудованию
Важной составляющей организации музейного пространства является специализированное оборудование. При его проектировании или подборе уже готового необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
- СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия";
- НПБ 105-03 "Нормы пожарной безопасности";
- СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
- СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";
- ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования" (рекомендуемые), Госкомархитектура;
- ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Госкомархитектура, 1994;
- МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы".
Важную помощь также окажут специальные справочные и рекомендательные материалы:
- ГОСТ 7.50-2002 "Межгосударственный стандарт. Консервация документов. Общие требования";
- ВСН 45-86 "Культурно-зрелищные учреждения". Нормы проектирования. Госгражданстрой, 1988;
- "Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева, 1995;
- "Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП", 1995.
8.1. Технологические требования к экспозиционному оборудованию:
- конструкции витрин должны обеспечивать надежную защиту от несанкционированного проникновения, в то же время создавать оптимальные условия для осмотра и хранения экспонатов;
- учитывать требования к экспонированию предметов из различных материалов - металла, дерева, ткани, бумаги и пр.;
- металл, используемый в конструкциях витрин, должен иметь огнезащитное и антикоррозийное покрытие, быть химически нейтральным и не выделять химически активных элементов;
- жесткость и стабильность витрин и иных конструкций должна обеспечиваться за счет самой конструкции, без креплений к стенам и полу;
- стеклянные двери витрин должны иметь открывание 180 градусов со стопором 170 градусов. Стекло - триплекс от 8-12 мм, с защитой от ультрафиолета. Составляющая УФ радиации в световом потоке не должна превышать 75 мк Вт\люмен. Кромки стекол должны быть отполированы;
- использовать надежные механические запорные устройства, соответствующие действующим "Типовым требованиям - 2000". В то же время витрины должны легко открываться, без применения сложного специального инструмента;
- материалы, применяемые в отделке оборудования (панели, ткани и пр.), должны иметь сертификаты на использование при экспонировании предметов искусства;
- витрины должны иметь собственное освещение;
- конструкции подиумов и постаментов должны быть устойчивыми, учитывать вес экспонатов, размещаемых на них;
- оборудование должно отвечать нормам пожарной безопасности и охраны;
- используемые материалы не должны иметь запахов, наносить вред, деформировать музейные предметы или как-либо ещё влиять на них;
- в оборудовании должно быть применено безрамное остекление с отсутствием вертикальных переплетов, обеспечивающее изящность и легкость в эксплуатации;
- должна быть исключена возможность "парусности" стеклянных панелей;
- кратность воздухообмена конструкций (степень плотности) должна быть 1/10 в сутки;
- основания конструкций должны иметь скрытые ножки, позволяющие регулировать установку конструкции. В цоколе могут быть расположены системы сигнализации, пассивный климат-контроль и выдвижные секции для размещения технического оборудования;
- в комплектности конструкции витрины должны быть предусмотрены съемные, быстро регулируемые с кнопочным механизмом фиксации, на тросовой подвеске, стеклянные полки не менее 2 (двух) штук, для демонстрации экспонатов;
- должны использоваться надежные механические запорные устройства типа "засов" в количестве двух штук на одну дверь витрины, запорные устройства расположены сверху и снизу двери, несамозапирающиеся замки повышенной секретности III класса защиты в количестве дух штук должны быть расположены сверху и снизу на двери; замки должны иметь не менее 10 кодовых дисков внутри, количество кодовых комбинаций (конструкция замка должна обеспечить защиту от высверливания, сворачивания и вытягивания механизма секретности);
- предусмотреть устройства для опечатывания или опломбирования экспозиционного объема, расположение и крепление такого устройства обязаны исключить проникновение в экспозиционный объем конструкции без разрушения печати или пломбы;
- конструкция оборудования должна давать возможность максимальной защиты, удобного монтажа и замены экспонатов, проведения регулярной уборки, чистки экспозиции, без демонтажа оборудования;
- оборудование должно соответствовать современным требованиям и подтверждаться сертификатами завода-изготовителя.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9.2. Технологические требования к фондовому оборудованию:
- при разработке планировочных решений необходимо предусмотреть наиболее оптимальное размещение имеющегося в наличии современного технологического оборудования в фондовых и служебных помещениях с учетом их раздельного размещения;
- в реконструируемом здании в соответствии с перечнем хранилищ музея возможно размещение фондов хранения: металла, нумизматики, оружия, икон, дерева, деревянной скульптуры, масляной живописи, фарфора и керамики, археологии, графики, печатных изданий, ткани, фотоматериалов, а также фотолаборатории;
- должно быть предусмотрено наиболее оптимальное размещение современного технологического оборудования в фондовых и служебных помещениях с учетом их раздельного размещения, специфики хранящихся экспонатов и работы сотрудников музея;
- рекомендуется предусмотреть возможность работы в фондах специалистов, которые не являются постоянными сотрудниками музея;
- оборудование должно соответствовать характеру и размерам предметов. Необходимо учитывать, что размещение материалов в фондохранилище производится с соблюдением строгого порядка в соответствии с принятой систематизацией музейных предметов;
- шкафы и стеллажи в хранилищах расставляются вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 1,2 м, а проходы между ними не менее 0,75 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения.
Показатели по отдельным технологическим единицам выбираются по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг и оснащения технологическим оборудованием.
Оборудование фондохранилищ должно проектироваться так, чтобы обеспечивать все экспонаты коллекции, а также возможность пополнения коллекции музея в пределах 15-30% от общего количества и состава экспонатов на момент разработки проекта.
Статс-секретарь, |
А.Ю. Манилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по модернизации муниципальных музеев на основе модельного стандарта деятельности муниципального краеведческого музея [в рамках реализации Национального проекта "Культура"] (утв. Министерством культуры РФ)
Опубликование:
-