Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Модельный стандарт деятельности муниципального краеведческого музея Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации органам муниципальной власти
1. Общие положения
Настоящий Модельный стандарт деятельности муниципального краеведческого музея (далее - Модельный стандарт) разработан на основе правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов и рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.
Модельный стандарт включает вопросы реализации основных направлений и оценки эффективности их деятельности и ресурсного обеспечения. Модельный стандарт содержит минимально необходимые нормативы, позволяющие обеспечить оптимальное функционирование музеев в современных условиях.
Модельный стандарт описывает основные характеристики, обеспечивающие соответствие услуг и видов работ по обеспечению доступа граждан к музейным собраниям и проведению учетно-хранительских, информационных, экспозиционно-выставочных, культурно-просветительских, музейно-образовательных программ и мероприятий, а также основные положения, определяющие качество услуги и работы, требования к качеству их предоставления.
Муниципальные краеведческие музеи - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (области, района, города, села). Краеведческие музеи - самая многочисленная группа музеев в России (около 40%), не имеющих прямых аналогов за рубежом.
Деятельность муниципальных краеведческих музеев основывается на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им доступа к культурному наследию, одним из способов получения которого является посещение музеев, а результатом - повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.
Деятельность большинства современных муниципальных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, решении социально значимых проблем.
Актуальность разработки Модельного стандарта обусловлена динамичными изменениями в современном обществе, актуализацией роли краеведческого знания в общероссийском и общемировом контекстах на основе хранимого и комплектуемого историко-культурного и природного наследия.
Целью настоящего Модельного стандарта является развитие отечественного музейного дела, модернизация и оптимизация деятельности муниципальных краеведческих музеев в условиях постоянных общественных изменений.
Существующие системные проблемы, связанные с функционированием муниципальных краеведческих музеев: недостаточное финансирование, отсутствие необходимых профессиональных кадров, неактуализированные экспозиции и публикации, недостаточное использование новых технологий для обеспечения сохранности, безопасности, интерпретации и публичного представления музейных собраний. Применение модельного стандарта позволит преодолеть неравномерность развития музеев России, когда наряду с ведущими музеями, работающими на уровне лучших мировых практик, имеется множество музеев, не соответствующих современным потребностям общества и не имеющих возможностей модернизации и внедрения инноваций в свою деятельность. Стандарт учитывает разнообразие музеев и нацелен на сохранение их индивидуальности.
Муниципальный краеведческий музей в результате применения стандарта должен представлять собой музей, оснащенный специализированным оборудованием, соответствующим основным видам деятельности - фондовой, экспозиционной и выставочной; световое оборудование согласно стандартам по музейному освещению, климатическое оборудование для контроля и обеспечения температурно-влажностного режима хранения и экспонирования музейных предметов; имеющий высокоскоростной широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; использующий в своей работе новейшие информационные технологии и информационные системы; имеющий достаточный штат сотрудников с необходимым кругом компетенций и навыков; функционирующий как открытое общественное, культурное, информационное, просветительное пространство, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Муниципальные краеведческие музеи должны стать центрами по актуализации и комплексному освоению культурного и природного наследия, интерпретации материальных и нематериальных объектов наследия, центрами исторической памяти и формирования на этой основе локальной идентичности, должны внести вклад в формирование привлекательного образа своих территорий и поселений, необходимого в том числе для экономического и социокультурного развития регионов.
Настоящий модельный стандарт рекомендуется для использования органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в качестве методических указаний по обеспечению конституционного права доступа граждан к культурному наследию народов Российской Федерации, хранимого в музеях, а также организации эффективной системы музейной деятельности и расходных обязательств местных бюджетов.
2. Используемые термины
В настоящем Модельном стандарте нижеперечисленные термины используются в следующих значениях:
Модельный стандарт - документ, носящий рекомендательный характер, определяющий основные положения, цели, виды, принципы, минимально необходимые параметры, обеспечивающие эффективную реализацию деятельности муниципального краеведческого музея.
Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных федеральным законом.
Музейная деятельность - общественно-полезные действия, связанные с выявлением, собиранием, хранением, изучением и публичным представлением музейных предметов и музейных коллекций.
Музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения либо видового родства, либо по иным признакам.
Музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают ее сохранение, изучение и публичное представление необходимыми для общества.
Музейный фонд Российской Федерации - совокупность принадлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством.
Публикация - один из основных видов деятельности музея, предполагающий все способы представления обществу музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Посетитель музея - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами и результатами работ музея.
Удаленный посетитель - пользователь услугами музея, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.
Хранение - один из основных видов деятельности музея, в результате которого создаются материальные и юридические условия для обеспечения сохранности музейного предмета и музейных коллекций.
3. Деятельность муниципального краеведческого музея: задачи, виды и принципы
3.1. Основные задачи муниципальных краеведческих музеев:
3.1.1. Документирование истории, экономики, природы, культуры и социума региона;
3.1.2. Обеспечение сохранности и безопасности музейного фонда;
3.1.3. Публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, обеспечение доступа граждан к материальному и нематериальному наследию;
3.1.4. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан;
3.1.5. Обеспечение свободного, комфортного, правомерного доступа граждан к музейному фонду через информационно-коммуникационные системы.
3.2. Основные виды деятельности муниципальных краеведческих музеев
3.2.1. Учетно-хранительская деятельность:
- комплектование и хранение музейных фондов;
- реализация комплекса мероприятий по обеспечению сохранности и безопасности музейных фондов;
- реставрация музейных предметов;
- организация учета музейных фондов;
- внедрение современных технологий в учетно-хранительскую деятельность музея, автоматизированных систем учета музейных предметов и музейных коллекций, перевод в электронный вид музейного фонда, оцифровка музейных предметов и т.д.
3.2.2. Экспозиционно-выставочная деятельность:
- подготовка и организация постоянной экспозиции музея, отражающей историю, экономику, природу, культуру и социум региона;
- подготовка и организация временных тематических выставок в музее и вне музея;
- подготовка виртуальных выставок;
- подготовка и организация выставок для особых категорий посетителей с возможностью тактильного восприятия и т.д.
3.2.3. Научно-просветительная, культурно-образовательная деятельность:
- разработка и проведение экскурсий, лекций, массовых тематических мероприятий, занятий по музейным образовательным программам, праздников, фестивалей, театрализованных представлений, встреч, публичных дискуссий и др.;
- разработка методических пособий для проведения экскурсий, лекций, массовых тематических мероприятий, занятий по образовательным программам, праздников, фестивалей и др.;
- организация в музее любительских объединений по интересам, а также иная музейно-педагогическая деятельность;
- организация и проведение мероприятий для социально незащищенных слоев населения;
- использование новейших информационных технологий в научно-просветительной и культурно-образовательной видах деятельности.
3.2.4. Научно-исследовательская деятельность:
- организация работ по изучению и каталогизации предметов музейного фонда;
- организация и проведение исследований с целью пополнения музейных фондов;
- разработка концепций и планов развития музея, комплектования и сохранения фондов, экспозиционно-выставочной работы и т.д.;
- подготовка и публикация результатов научно-исследовательской деятельности.
3.2.5. Деятельность по продвижению музея и информационная деятельность:
- разработка и проведение PR-акций, сопровождающих деятельность музея;
- создание и обеспечение работы музейного сайта в актуальном режиме;
- разработка форм представлений музейных предметов и коллекций для представления в сети Интернет;
- размещение цифровых копий и описаний музейных предметов и музейных коллекций в сети Интернет;
- размещение информации о музейных предметах и коллекциях, выставках на различных ресурсах в сети Интернет.
3.4. Принципы деятельности муниципальных краеведческих музеев:
Муниципальные краеведческие музеи в своей деятельности исходят из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности муниципальных краеведческих музеев и осуществления ими коммуникации с различными целевыми аудиториями и партнерами по всем возможным информационным каналам.
Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) муниципальными краеведческими музеями должны базироваться на следующих принципах:
- работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества и профессионального сообщества в частности;
- соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;
- учитывать и анализировать потребности посетителей при предоставлении услуг и выполнении работ для использования данной информации для улучшения работы музея;
- учитывать специфику и возможности особых групп посетителей - детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. Условия работы муниципальных краеведческих музеев с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основные требования к муниципальным краеведческим музеям, работающим с людьми с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к публичным пространствам муниципальных краеведческих музеев с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
Прием особых групп посетителей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (специализированные элементы экспозиций для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).
Целями деятельности муниципальных краеведческих музеев, работающих с людьми с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:
- создание равных условий доступа к культурному и природному наследию, знаниям и информации о нем;
- содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
- социокультурная абилитация, реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.
3.6. Обеспечение модернизации муниципальных краеведческих музеев за счет внедрения модельного стандарта включает:
- технологическое развитие, материально-техническое обеспечение, внедрение информационных технологий и систем в работу с коллекциями и посетителями, внедрение маркетинговых технологий, технологий продвижения и информационного обеспечения;
- приспособление пространства муниципальных краеведческих музеев к современным потребностям пользователей, создание условий для широкого доступа к культурным ценностям и социальной коммуникации;
- обеспечение муниципальных краеведческих музеев персоналом, достаточным для выполнения текущей работы и развития музеев, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров. Расчет предельной штатной численности работников музеев утвержден актами Министерства культуры Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.7. Создание модельных муниципальных краеведческих музеев включает следующие мероприятия:
3.7.1. Для реализации цели - осуществления просветительной, туристско-просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- оснащение экспозиций муниципальных краеведческих музеев мультимедийным оборудованием;
- оснащение муниципальных краеведческих музеев высокоскоростным широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);
- оснащение муниципальных краеведческих музеев аудиогидами (при необходимости на нескольких языках);
- создание современного музейного пространства, включая зону гостеприимства (входные группы, гардероб, санитарные комнаты), внутреннюю навигацию, электронную билетную систему;
3.7.2. для реализации цели - хранения музейных предметов и музейных коллекций:
- оснащение муниципальных краеведческих музеев специализированным оборудованием для хранения музейных предметов и музейных коллекций;
- оснащение муниципальных краеведческих музеев климатическим оборудованием для обеспечения температурно-влажностного режима (далее - ТВР) хранения и экспонирования музейных предметов и музейных коллекций;
- приобретение специальных информационных систем учета музейных предметов и музейных коллекций;
3.7.3. для реализации цели - публикации музейных предметов и музейных коллекций:
- создание проектов художественного оформления постоянной экспозиции (дизайн-проектов);
- оснащение муниципальных краеведческих музеев специализированным экспозиционным и выставочным (стационарным) оборудованием;
- оснащение экспозиций муниципальных краеведческих музеев световым оборудованием согласно стандартам по музейному освещению.
4. Перечень основных показателей объема и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ муниципального краеведческого музея
Объемы оказываемых услуг и выполняемых работ должны устанавливаться учредителем для каждого муниципального краеведческого музея индивидуально.
Заказчиками услуг музея могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений.
4.1. Общие требования к услугам музея и их характеристики:
4.1.1. Соответствие целевому назначению музея. Должно быть направлено на удовлетворение духовных, интеллектуальных, эстетических, информационных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, просвещения, свободного участия граждан в культурной жизни общества, приобщения их к культурным ценностям.
4.1.3. Социальная адресность. Должна быть доступна для потребителей разных социально значимых категорий, соответствовать ожиданиям, финансовым и физическим возможностям разных групп потребителей, включая методы и формы обслуживания, профессиональный уровень обслуживающего персонала и содержание оказываемой услуги.
4.1.3. Комплексность. Должна обеспечивать возможность не только присутствия или участия потребителя, но и получения потребителем сопутствующих услуг, создающих условия для более полного удовлетворения потребностей (организация работы точек питания, пунктов реализации тематической и сувенирной продукции, гардеробов, туалетов и др.).
4.1.4. Эргономичность и комфортность. Должны обеспечивать комфортные и качественные условия для потребителя в процессе обслуживания (удобство места проведения мероприятия, оснащение необходимым оборудованием и аппаратурой и др.).
4.1.5. Эстетичность. Должна обеспечиваться соответствием планировочных решений и оформления мест проведения мероприятий их функциональным требованиям и композиционной, архитектурной целостностью, гармоничностью оформления пространства, чистотой помещения, аккуратностью и опрятностью внешнего вида сотрудников, занятых в оказании услуги.
4.1.6. Точность и своевременность предоставления. Должны соответствовать установленному режиму работы музея, срокам подготовки и проведения мероприятия, согласованным условиям договора о предоставлении услуги.
4.1.7. Информативность. Должна предусматривать полное, достоверное, своевременное, необходимое и наглядное информирование потребителя о предоставляемой услуге, дающее возможность правильного и свободного выбора, и происходящее или расположенное непосредственно в помещениях музея (стенды, афиши, программки, громкие оповещения через радиорубку и др.) либо носящее внешний характер (растяжки на фасаде здания, уличные плакаты, сайты в сети Интернет, телефонные оповещения, аниматоры и др.). Информация об услуге в обязательном порядке должна содержать наименование тематического мероприятия, сведения об имеющихся противопоказаниях для получения услуги, дату(-ы) и время оказания услуг, цену в рублях, правила и условия оказания услуги, сервисную информацию (номера справочных телефонов, адреса официальных сайтов, электронной почты, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (по необходимости), адрес (место нахождения), полное официальное название учреждения, оказывающего данную услугу, график работы исполнителя услуг и др.).
4.1.8. Безопасность для жизни и здоровья обслуживаемого населения и персонала музея, сохранность имущества обслуживаемого населения должны обеспечиваться безопасностью помещений, зданий, конструкций, оборудования, инвентаря, условий обслуживания потребителей и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.
4.2. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для муниципальных краеведческих музеев:
4.2.1. Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций (в стационарных условиях).
Основные показатели: обьем - число посетителей, человек.
Критерии качества: количество музейных предметов основного музейного фонда учреждения, опубликованных на экспозициях и выставках за отчетный период, единиц.
4.2.2. Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций (удаленно через сеть Интернет).
Основные показатели: объем - число посетителей, человек.
Критерии качества: количество предметов музейного собрания учреждения, опубликованных удаленно (через сеть Интернет, публикации) за отчетный период, единица.
4.2.3. Комплектование, учет, обеспечение безопасности и сохранности музейных предметов и музейных коллекций.
Основные показатели: объем - количество музейных предметов и музейных коллекций, единица.
Критерии качества: количество предметов музейного фонда учреждения, внесенных в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации за отчетный период, единица.
4.2.4. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия.
Основные показатели: объем - площадь территории, квадратный метр.
Критерии качества: отсутствие замечаний и/или устранение в срок замечаний от проверяющих органов по вопросу обеспечения сохранности и целостности историко-архитектурного комплекса, исторической среды и ландшафтов, входящих в состав музеев-заповедников, единица.
4.2.5. Проведение реставрационных работ в отношении музейных предметов и музейных коллекций.
Основные показатели: объем - количество предметов, единица.
Критерии качества: доля отреставрированных музейных предметов за отчетный период от числа предметов основного музейного фонда учреждения, требующих реставрации, процент.
4.2.6. Обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям (в стационарных условиях).
Основные показатели: объем - количество экспозиций (выставок), единица.
Критерии качества: число экскурсий, единица.
4.2.7. Обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям (вне стационара).
Основные показатели: объем: количество экспозиций (выставок), единица.
Критерии качества: количество выездных выставок в других регионах Российской Федерации, единица.
4.2.8. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий и иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности на территории Российской Федерации.
Основные показатели: объем: количество проведенных мероприятий, единица.
Критерии качества: количество участников, человек.
5. Законодательная и нормативная правовая база
- Конституция Российской Федерации, устанавливающая права граждан страны на беспрепятственный доступ к информации (ст. 29) и права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44), что гарантирует гражданам страны свободный доступ к информационным ресурсам музеев, удовлетворение информационных потребностей пользователей, распространение информации любым законным способом;
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющий права и свободы человека в области культуры, обязанности государства по обеспечению доступности сферы культуры для граждан;
- Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция), регулирующий общие вопросы организации библиотечного дела, государственную политику в области музейного дела (ст. 14 и др.), а также устанавливающий принципы деятельности музеев, которые гарантируют гражданам страны права на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность (ст. 5 и др.);
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в котором уточняется право на доступ к информации и подчеркивается, что государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными (ст. 8);
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг", определяющий основные принципы и положения предоставления государственных и муниципальных услуг;
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", определяющий формы и направления образовательной и просветительной деятельности;
- Федеральный закон от 02.07.2013 N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", уточняющий вопросы защиты авторских и интеллектуальных прав на произведения и другие продукты творческой, интеллектуальной деятельности;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р "Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р "Об утверждении плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры";
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1076 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации" (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации");
- Приказ Минкультуры России от 18.12.2015 N 3141 (ред. от 03.04.2017) "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых музеями, подведомственными Министерству культуры России, и осуществляемых в течение переходного периода";
- Приказ Минкультуры России от 16.11.2015 N 2803 (ред. от 30.08.2021) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40061);
- Приказ Министерства культуры России от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2019 N 54410);
- Приказ Министерства культуры России от 23.07.2020 N 827 (ред. от 24.11.2020.) "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2020 N 60748. Приказ Министерства культуры России от 30.12.2014 N 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 N 37153);
- Приказ Министерства культуры России от 17.12.2015 N 3119 "Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимся по основным профессиональным образовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41472).
<< Приложение N 1. Этический кодекс ИКОМ для музеев |
||
Содержание Методические рекомендации по модернизации муниципальных музеев на основе модельного стандарта деятельности муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.