В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", законами Республики Дагестан от 19 октября 2001 г. N 34 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 ноября 2018 г. N 72 "О гражданской обороне в Республике Дагестан" Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Дагестан.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Республики Дагестан, городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов, за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить положения о муниципальных автоматизированных системах централизованного оповещения населения и локальных системах оповещения.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 26 мая 2017 г. N 113 "Об утверждении Порядка оповещения и информирования населения Республики Дагестан об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 31 мая, N 0500201705310015);
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Республики Дагестан, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 июня 2021 г. N 142 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 15 июня, N 05002007300).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
Р. Алиев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 22 ноября 2022 г. N 396
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Дагестан
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Дагестан (далее - региональная система оповещения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных в соответствии с Законом Республики Дагестан от 19 октября 2001 г. N 34 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и региональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Дагестан (далее - региональная подсистема РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по региональной системе оповещения.
4. Региональная система оповещения включается в систему управления гражданской обороной и региональной подсистемой РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и региональной подсистемы РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, технических средств муниципальных систем оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Системы оповещения создаются на следующих уровнях:
на региональном уровне - региональная система оповещения;
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения на территории муниципального района, городского округа Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала") (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональная система оповещения создается Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан (далее - МЧС Дагестана).
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала").
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
6. Границами зон действия региональной системы оповещения являются административные границы Республики Дагестан.
Границами зон действия муниципальных систем оповещения являются административные границы муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала").
Границами зон действия локальных систем оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления - на расстоянии до 6 км от объектов).
7. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны,
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения).
На региональную систему оповещения оформляется паспорт в соответствии с приложением N 2 к Положению о системах оповещения населения.
II. Назначение и основные задачи региональной системы оповещения
10. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны Республики Дагестан и региональной подсистемы РСЧС;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан (далее - ГУ МЧС России по РД);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала");
сил гражданской обороны Республики Дагестан и сил региональной подсистемы РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения;
людей, находящихся на территории Республики Дагестан.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления региональной подсистемы РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования региональной системы оповещения
12. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения Республики Дагестан и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Дагестан.
13. Оперативная дежурная смена Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по РД), получив в системе управления гражданской обороной и региональной подсистемы РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят ее до Главы Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала"), организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны Республики Дагестан и региональной подсистемы РСЧС соответствующего уровня.
14. Решение на задействование региональной системы оповещения принимается Главой Республики Дагестан.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (в том числе городского округа с внутригородским делением "город Махачкала") и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Республики Дагестан.
15. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования региональная система оповещения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения населения осуществляется с автоматизированных рабочих мест оперативной дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по РД, при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации в зоне своей ответственности на передачу сигналов оповещений и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.
Основным и приоритетным режимом функционирования региональной системы оповещения является автоматизированный.
16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация по региональной системе оповещения передаются непосредственно с рабочего места оперативной дежурной смены ЦУКС ГУ МЧС России по РД.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно ГУ МЧС России по РД и МЧС
Дагестана.
Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
17. Рассмотрение вопросов организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения в рамках региональной системы оповещения осуществляется Комиссией при Главе Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
18. Порядок действий ЦУКС ГУ МЧС России по РД, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Дагестан.
19. МЧС Дагестана, в ведении которого находятся элементы региональной системы оповещения, а также ГУ МЧС России по РД, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности региональной системы оповещения
20. Поддержание региональной системы оповещения и КСЭОН в готовности организуется и осуществляется МЧС Дагестана.
21. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
22. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная система оповещения, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной системы оповещения, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей ГУ МЧС России по РД, МЧС Дагестана и органов повседневного управления региональной подсистемы РСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению Комиссии при Главе Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки региональной системы оповещения, муниципальных систем оповещениям и КСЭОН возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения, муниципальных систем оповещения и КСЭОН оформляется акт, в котором отражаются проверенные показатели готовности, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по РД путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи, а также выпуск в эфир редакциями средств массовой информации проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
23. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств региональной системы оповещения устанавливается МЧС Дагестана.
24. Требования, изложенные в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, должны быть выполнены в ходе планирования и строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 22 ноября 2022 г. N 396 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Дагестан и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан"
Вступает в силу с 22 ноября 2022 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 25 ноября 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2022 г. N 0500202211280016