В целях реализации общественного проекта Приволжского федерального округа "Ментальное здоровье" на территории Саратовской области Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Саратовской области руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации муниципальных планов мероприятий по организации комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
3. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Саратовской области |
Р.В.Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Саратовской области
от 25 ноября 2022 года N 1138-П
Концепция
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы
1. Общие положения
1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы (далее - Концепция) направлена на создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для решения проблем социализации указанной категории граждан, проживающих в Саратовской области.
1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее - РАС и ДМН соответственно) в Саратовской области, направленной на обеспечение прав граждан целевой группы на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе, обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов.
1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Дети с ментальными нарушениями отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение таких детей способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
1.4. Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.
1.5. Необходимость постоянного ухода за гражданами целевой группы значительно снижает возможность трудоустройства членов их семей.
Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС с самого раннего возраста позволит родителям и иным законным представителям заниматься трудовой деятельностью.
1.6. По данным министерства здравоохранения области число несовершеннолетних с РАС, состоящих под наблюдением в 2021 году, составило 1014 человек, в том числе:
в возрасте от 1 до 7 лет - 51 человек;
от 7 до 17 лет - 963 человека;
имеют инвалидность - 377 человек;
впервые установлен диагноз РАС в отчетном году - 126 детям.
1.7. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков заболевания у детей, а также проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до 3 лет. Однако в большинстве случаев диагноз устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет, что снижает эффективность абилитационных мероприятий.
1.8. Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Саратовской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные некоммерческие и коммерческие организации.
1.9. В Саратовской области медицинская реабилитация детей с РАС на ранних этапах осуществляется в рамках "неврологического случая" в поликлиниках по месту жительства. Для детей целевой группы систематически проводятся курсы медикаментозной терапии, физиолечения, массажа, лечебной физкультуры, психотерапии, медицинской психологии.
По профилю "медицинская реабилитация" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в области развернуто 85 круглосуточных коек и 10 коек дневного стационара в 2 смены, 1800 амбулаторных случаев реабилитации, 288 случаев медицинской реабилитации в условиях дневного стационара для детей с расстройствами психики и поведения (бюджетные ассигнования) в 5 учреждениях здравоохранения, где ежегодно получают реабилитационное лечение более 4000 несовершеннолетних.
Медицинское обслуживание детей с ментальными нарушениями осуществляют 93 специалиста, из них 75 неврологов и 18 психиатров.
Стационарная помощь детям с ментальными нарушениями оказывается в ГУЗ "Энгельсская детская клиническая больница", ГУЗ "Саратовская городская детская больница N 7", ГУЗ СО "Вольская РБ". В условиях дневного стационара - на базе ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации", АО "Санаторий "Октябрьское ущелье".
Консультативно-информационная помощь семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, по проблемам медицинского аспекта оказывает "Детский лечебно-диагностический центр" филиал ГУЗ "Саратовская областная психиатрическая больница Святой Софии", где осуществляется амбулаторный прием пациентов с ментальными нарушениями. Детское амбулаторно-поликлиническое отделение рассчитано на 10 посещений в смену с дневным стационаром на 20 коек для госпитализации детей в возрасте от 3 до 15 лет. На базе ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации" работает психоневрологическое отделение в условиях дневного стационара, рассчитанное на 9 посещений в смену, проводятся амбулаторные консультации врача-психиатра, медицинского психолога и дефектолога.
В целях организации работы по комплексному сопровождению людей с РАС и ДМН в системе здравоохранения Саратовской области необходимо обеспечение условий доступности услуг ранней диагностики и медицинской помощи детям в отдаленных районах области. Учитывая дефицит врачей-психиатров, преимущественно в сельских районах области, необходима организация работы по совершенствованию кадровых ресурсов.
1.10. В системе образования Саратовской области дети с ментальными нарушениями и РАС получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и внедряющих инклюзивную практику, в организациях профессионального образования.
Особые условия для получения детьми с ментальными нарушениями дошкольного образования созданы в 45 муниципальных дошкольных учреждениях, где действуют 18 групп компенсирующей направленности и 27 групп комбинированной направленности. В 4 государственных школах-интернатах Саратова и Энгельса созданы отделения, реализующие программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушением речи, слуха, зрения, интеллектуальными нарушениями.
В 382 муниципальных общеобразовательных организациях функционируют 165 интегрированных классов и 512 классов, в которых организовано инклюзивное обучение детей по общеобразовательным программам начального общего и основного общего образования, а также по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.
Сохранена сеть отдельных государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. В настоящее время функционируют 20 учреждений, в том числе для детей с интеллектуальными нарушениями - 8 школ-интернатов и 7 школ, в которых в отчетном году обучалось 1952 человека, в том числе 1006 детей-инвалидов.
По данным министерства образования области 601 ребенок с РАС охвачен образовательными услугами на разных уровнях образования, в том числе 83 ребенка посещают дошкольные образовательные организации, 516 детей обучаются в общеобразовательных организациях, 2 человека - в организациях профессионального образования.
Кроме того, 5 граждан с РАС в 2021/2022 году обучались основам рабочих профессий в ГАПОУ СО "Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья", подведомственном министерству труда и социальной защиты области.
Психолого-педагогическую, консультативную помощь семьям с детьми с РАС, а также комплексное диагностическое обследование и определение специальных условий для получения образования детьми с РАС на территории Саратовской области обеспечивают центральная и 7 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.
Полномочия по разработке программы психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида возложены на ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г. Саратова.
1.11. Система социального обслуживания граждан с ментальными нарушениями включает 56 учреждений социального обслуживания населения:
41 учреждение социального обслуживания семьи и детей и 15 реабилитационных учреждений: 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, ГАУ СО "Центр адаптации и реабилитации инвалидов" трудоспособного возраста, 3 специальных реабилитационных дома-интерната для детей, ГАПОУ СО "Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ", ГБУ СО ДО "Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Реабилитация и Физкультура" с сетью филиалов в 14 муниципальных районах области.
1.12. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Саратовской области отсутствуют адаптивные разработанные программы и секции для людей с РАС. В настоящее время мероприятия социокультурной реабилитации людей с РАС и ДМН реализуются в учреждениях социального обслуживания населения. Занятия адаптивной физической культурой и спортом для лиц с интеллектуальными нарушениями организованы в спортивно-адаптивной школе "Реабилитация и Физкультура".
В 2021 году занятия в школе посещали 417 человек с интеллектуальными нарушениями, в том числе 288 детей, из них 88 детей с РАС.
С целью развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в текущем году в рамках мероприятий государственной программы по формированию региональной системы реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в государственные и муниципальные учреждения культуры и спорта будет приобретено реабилитационное оборудование и спортивный инвентарь для организации и проведения реабилитационных мероприятий.
1.13. Услуги гражданам с ментальными нарушениями на территории Саратовской области также оказывают общественные организации.
1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи лицам с ментальными нарушениями указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения граждан целевой группы.
2. Термины и определения, используемые в Концепции
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
2.2. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.
2.3. Группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
2.4. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с ментальными нарушениями к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
2.5. Инклюзивное обучение - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных и других особенностей предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и другие.
2.6. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.
2.7. Комплексное сопровождение - содействие гражданам с ментальными нарушениями в получении социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с законными представителями граждан с ментальными нарушениями, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение социальной активности данных семей.
2.8. Ментальные нарушения - умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг для детей до 3 лет и их родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.
2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - это глубокие нарушения развития, которые, помимо прочего, характеризуются сниженным интересом к социальным контактам и пониженным пониманием социальных ситуаций. Кроме того, существуют языковые особенности и ограничения, прежде всего в языковом развитии, но также и в прагматическом использовании языка.
2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.
2.12. Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с отклонениями в развитии в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.
2.13. Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.
3. Перечень правовых актов, регулирующих комплексное сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области
3.1. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года;
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 31н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение)";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 32н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)";
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации, от 19 декабря 2017 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 24 августа 2015 года N 1110 "Об организации работы по оказанию медицинской помощи детям с расстройствами психологического развития (аутистического спектра) в Саратовской области".
4. Цель, задачи и приоритетные направления Концепции
4.1. Целью настоящей Концепции является создание организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для региональной системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.
4.2. Задачи Концепции:
создание условий для людей с РАС и ДМН на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих задачи настоящей Концепции;
разработка нормативной правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
повышение квалификации и обучение специалистов организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи людям с РАС и ДМН;
создание условий для развития деятельности учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций в сфере оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН и их семьям;
создание доступной среды для людей с РАС и ДМН;
развитие механизмов всесторонней поддержки семей граждан с ментальными нарушениями;
формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС и ДМН.
4.3. Приоритетные направления Концепции:
создание регионального регистра людей с РАС и ДМН для их последующего включения в программу комплексного сопровождения;
определение перечня организаций различных форм собственности - поставщиков услуг гражданам целевой группы;
создание механизма своевременного выявления и ранней диагностики детей с РАС;
обеспечение своевременной абилитации и реабилитации детей с РАС;
обеспечение доступности дошкольного, общего, дополнительного, а также профессионального образования для людей с РАС и ДМН;
создание дифференцированных условий и подходов к комплексному сопровождению людей с РАС и ДМН с учетом степени тяжести их заболеваний;
обучение родителей или иных законных представителей, воспитывающих детей с РАС и ДМН, эффективным технологиям и методикам помощи особенным детям;
организация информационной, правовой, психологической, материальной, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с РАС и ДМН;
организация трудоустройства людей с РАС и ДМН с учетом их возможностей и функциональности;
обеспечение сопровождаемым проживанием людей с РАС и ДМН;
проведение информационной кампании для формирования толерантного отношения к лицам с особенностями развития, в том числе с ментальными нарушениями.
5. Целевые группы
К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:
дети раннего возраста (до 3 лет), определенные к группе риска по наличию ментальных нарушений и РАС по результатам общего скрининга;
дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с ментальными нарушениями;
дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с ментальными нарушениями;
граждане с ментальными нарушениями старше 18 лет;
семьи граждан с ментальными нарушениями.
6. Участники системы комплексного сопровождения граждан с ментальными нарушениями в Саратовской области
6.1. В систему взаимодействия в рамках реализации Концепции включены исполнительные органы Саратовской области, а также (по согласованию) органы местного самоуправления Саратовской области, центральная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, организации социальной сферы, социально ориентированные некоммерческие организации, коммерческие организации, родительские объединения.
6.2. Комплексное сопровождение граждан с ментальными нарушениями осуществляется с учетом методологии, разработанной федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (г. Москва), Фондом социальной поддержки семьи и детства "Океан", ГАУ СО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", ГАУ СО "Центр адаптации и реабилитации инвалидов", ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования", ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г. Саратова.
7. Система комплексного сопровождения граждан с ментальными нарушениями в Саратовской области
7.1. Системный характер и многообразие проблем, обусловленных ментальными нарушениями, предполагает консолидацию межведомственных и междисциплинарных усилий для осуществления комплексного сопровождения граждан целевой группы в следующих системообразующих аспектах.
7.1.1. Медицинский аспект включает:
создание системы раннего выявления признаков РАС и нарушений развития ребенка;
предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения детей и взрослых с РАС И ДМН;
статистический учет пациентов с РАС.
Механизм реализации медицинского аспекта:
наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной и медицинской реабилитации детям с ментальными нарушениями, в том числе ранней помощи, на базе ГУЗ "ОКПБ", ГУЗ СО "Детский центр медицинской реабилитации";
проведение скрининга, выявление детей с РАС и ДМН на базе медицинских организаций, оказывающих помощь детям;
организация работы по ранней помощи детям целевой группы на базе медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области;
исполнение медицинских стандартов специальной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра);
обеспечение деятельности координационного звена реализации Концепции в системе медицинского сопровождения семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями.
7.1.2. Образовательный аспект включает:
развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося;
сохранение сети общеобразовательных организаций для обучающихся по адаптированным основным образовательным программам;
создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования лицами с ментальными нарушениями;
создание условий для дополнительного образования детей с ментальными нарушениями, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся целевой группы;
создание условий для повышения квалификации специалистов системы здравоохранения, социального обслуживания, образования, спорта и культуры;
организацию работы с родителями или иными законными представителями детей с ментальными нарушениями и РАС в системе образования;
организацию работы ресурсного центра по сопровождению образования детей с РАС, включая услугу по раннему комплексному обследованию детей психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Механизм реализации образовательного аспекта:
обеспечение детям с РАС и ДМН права на получение образования с соблюдением требований федеральных и областных нормативных правовых актов;
работа центра координации реализации Концепции и методического сопровождения образования детей с РАС на базе ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования", ГБУ СО "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" г. Саратова;
совершенствование работы консультативных центров по развитию инклюзивных практик, созданных на базе ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования";
мониторинг условий получения дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования гражданами целевой группы.
7.1.3. Социальный аспект включает:
оказание людям с РАС и ДМН специализированных услуг по абилитации и реабилитации;
вовлечение граждан целевой группы (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы;
организацию ранней, в том числе консультационной, помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, на базе учреждений, подведомственных министерству труда и социальной защиты области;
организацию и развитие системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов с ментальными нарушениями;
повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы.
развитие стационарозамещающих технологий и технологий сопровождаемого проживания граждан с ментальными нарушениями;
создание условий для занятости людей с РАС и ДМН в соответствии с уровнем их функциональности.
Механизм реализации социального аспекта:
предоставление социальных услуг людям с РАС и ДМН;
обеспечение социальной поддержки граждан целевой группы;
наличие координационного звена и методического сопровождения оказания услуг по социальной реабилитации детям с РАС, в том числе ранней помощи, на базе ГАУ СО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
7.1.4. Профессиональный аспект включает создание условий людям с РАС и ДМН для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной).
Механизм реализации профессионального аспекта:
сопровождение граждан с ментальными нарушениями, обратившихся в службу занятости за предоставлением им государственных услуг по организации профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
взаимодействие с работодателями по вопросам создания рабочих мест для граждан целевой группы с учетом степени их функциональности.
8. Ожидаемые результаты
8.1. В результате реализации Концепции планируется:
создание межведомственной системы взаимодействия между учреждениями и организациями по вопросам комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
повышение мотивации родителей или иных законных представителей к включению детей с РАС в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
создание системы раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС;
обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам;
обеспечение доступности дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования для лиц с ментальными нарушениями с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей.
8.2. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов планируется определять на основании сопоставления организуемой системы комплексного сопровождения граждан целевой группы с целевыми показателями (индикаторами), определенными приложением к настоящей Концепции.
Приложение
к Концепции комплексного сопровождения людей
с расстройством аутистического спектра
и другими ментальными нарушениями
в Саратовской области на 2022-2024 годы
Перечень
целевых индикаторов реализации Концепции
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
Ответственный исполнитель |
||
2022 |
2023 |
2024 |
||||
1. |
Доля детей в возрасте до 3 лет, прошедших скрининг, от общей численности детей данного возраста |
процентов |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
министерство здравоохранения области |
2. |
Доля детей с РАС, находящихся под наблюдением врача-психиатра, в возрасте до 3 лет от общего числа детей с установленным диагнозом |
процентов |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
министерство здравоохранения области |
3. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших медицинскую помощь, медицинское сопровождение, от общего количества детей с установленным диагнозом |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство здравоохранения области |
4. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся в образовательных организациях, от общего количества выявленных обучающихся с ментальными нарушениями и РАС, в том числе: |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
4.1. |
в дошкольных образовательных организациях (от числа обратившихся) |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
4.2. |
в общеобразовательных организациях |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
5. |
Количество интегрированных классов в муниципальных общеобразовательных организациях |
единиц |
165 |
165 |
165 |
министерство образования области |
5.1. |
Количество классов с инклюзивным обучением |
единиц |
512 |
512 |
512 |
министерство образования области |
6. |
Доля детей с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет, получивших медицинскую, психолого-педагогическую, коррекционную, социальную помощь, от общего числа обратившихся |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство труда и социальной защиты области, министерство культуры области, министерство молодежной политики и спорта области, НКО (по согласованию) |
7. |
Доля детей с РАС и ДМН, получивших психолого-педагогическую, коррекционную помощь, от общего числа детей с РАС и ДНМ |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
8. |
Доля обучающихся с РАС и ДМН, прошедших профессиональную ориентацию, от общего количества обучающихся с РАС и ДМН |
процентов |
70 |
70 |
70 |
министерство образования области |
9. |
Доля детей с РАС и ДМН, обучающихся по программам дополнительного образования, от общего количества детей целевой группы, в том числе: |
процентов |
53 |
65 |
73 |
|
9.1. |
в сфере образования |
процентов |
25 |
35 |
40 |
министерство образования области |
9.2. |
в сфере физической культуры и спорта |
процентов |
1 |
1,5 |
2 |
министерство молодежной политики и спорта области |
27 |
28 |
30 |
министерство труда и социальной защиты области |
|||
10. |
Доля детей с РАС и ДМН, продемонстрировавших положительную динамику развития, от общего количества обучающихся целевой группы, в том числе на уровнях: |
процентов |
100 |
100 |
100 |
|
10.1. |
дошкольного образования |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
10.2. |
начального общего образования |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
10.3. |
основного общего образования |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство образования области |
11. |
Численность граждан с ментальными нарушениями, прошедших профессиональное обучение |
человек |
2 |
4 |
6 |
министерство образования области |
5 |
7 |
9 |
министерство труда и социальной защиты области |
|||
12. |
Численность специалистов из числа включенных в систему оказания комплексной помощи гражданам с ментальными нарушениями, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации, в том числе: |
человек |
670 |
990 |
|
|
12.1. |
в учреждениях социального обслуживания |
человек |
110 |
165 |
|
министерство труда и социальной защиты области |
12.2. |
в образовательных организациях, в том числе: |
человек |
490 |
735 |
|
министерство образования области |
12.2.1. |
педагогические работники |
человек |
471 |
711 |
|
министерство образования области |
12.2.2. |
специалисты сопровождения |
человек |
19 |
24 |
|
министерство образования области |
12.3. |
в медицинских организациях |
человек |
32 |
43 |
|
министерство здравоохранения области |
12.4. |
в учреждениях культуры |
человек |
16 |
21 |
|
министерство культуры области |
12.5. |
в учреждениях спорта |
человек |
2 |
3 |
|
министерство молодежной политики и спорта области |
12.6. |
в НКО |
человек |
20 |
23 |
|
|
13. |
Доля семей с детьми с ментальными нарушениями и РАС, получивших социальные услуги, от количества семей с детьми целевой группы, обратившихся в организации социального обслуживания и признанных нуждающимися в предоставлении социальных услуг |
процентов |
100 |
100 |
100 |
министерство труда и социальной защиты области |
14. |
Количество некоммерческих организаций, принимающих участие в системе комплексного сопровождения граждан с ментальными нарушениями |
единиц |
6 |
6 |
7 |
министерство труда и социальной защиты области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Саратовской области разработана концепция комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Концепция разработана в целях создания организационно-правовых, методических и инфраструктурных условий для решения проблем социализации указанной категории граждан.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Саратовской области от 25 ноября 2022 г. N 1138-П "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Саратовской области на 2022-2024 годы"
Вступает в силу с 25 ноября 2022 г.
Опубликование:
сайт электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 28 ноября 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 2 декабря 2022 г. N 6400202212020003