О льготах отдельным категориям граждан на транспорте
1. Действующая система социальных льгот по проезду городским и пригородным транспортом
Кризисные явления в экономике обусловили устойчивый рост числа людей, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства. Как следствие, заметно активизировалась законодательная и организационная деятельность государства по социальной защите населения. Однако многие федеральные законы и другие нормативные правовые акты принимались бессистемно, нередко заменяя собой кардинальные решения в области совершенствования оплаты, охраны труда, повышения доходов населения, улучшения пенсионного обеспечения и т.д.
Признавая социальную значимость государственных социальных льгот, в том числе по проезду на транспорте, необходимо отметить, что в период перехода к рыночным отношениям существующие льготы не только не решают социальных проблем, но и усугубляют их.
Сейчас действуют большое количество законодательных актов, предусматривающих право на льготный проезд той или иной категории граждан. В структуре пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, более 75% приходится на получивших льготу по решению федеральных органов власти. Такие льготы, например, установлены: федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих"; законами РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции" и т.д.
Поэтому за последние 10 лет доля платных пассажиров в общем объеме перевозок постепенно сократилась с 80 до 40%, а количество категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, увеличилось с 22 до 64%.
Наибольшее количество лиц, которым предоставлено право на льготы по проезду на городском и пригородном транспорте, составляют (млн. человек):
- ветераны труда 19,6;
- инвалиды 10,5;
- труженики тыла 9,2;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1,6;
- лица, подвергшиеся политическим репрессиям 0,7;
- чернобыльцы 0,25.
Общее же количество лиц, которым предоставлено право на указанные льготы, превышает 46 млн.
2. Недостатки действующей системы социальных льгот по проезду городским и пригородным транспортом
Как показывает практика предоставления населению различных мер социальной защиты, недостатками действующей системы социальных льгот, в том числе и ее составляющей - льгот по проезду городским и пригородным транспортом, являются:
- предоставление льгот по категориальному принципу, независимо от материального положения их получателей, игнорирование экономических возможностей семей по обеспечению достойного уровня жизни. Как результат - стимулирование социального иждивенчества, экономической пассивности и маргинализации общества;
- отсутствие четкого разграничения полномочий, ответственности и источников финансирования по предоставлению социальных пособий и льгот между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Это приводит к размыванию ответственности за предоставление и финансовое обеспечение социальных выплат и льгот и дисбалансу между расходными обязательствами и возможностями их финансирования. В итоге межбюджетные отношения остаются неурегулированными;
- расходы региональных и местных бюджетов перегружены социальными обязательствами, установленными федеральным законодательством (так называемыми нефинансируемыми "федеральными мандатами") в результате льготы хронически недофинансируются, а население остается недовольным;
- наличие экономически невыгодных бюджетных субсидий и дотаций производителям товаров и услуг в денежной форме конкретным целевым группам населения, что приводит к безадресному и расточительному расходованию бюджетных средств;
- отсутствие здоровой конкуренции между производителями льготных услуг и товаров по цене и качеству их предоставления населению, поскольку льготы в принципе искажают экономическую природу цен и издержек в условиях рынка.
Доходная ставка (средний тариф) одного платного пассажира на городском автомобильном и электрическом транспорте, а также метрополитене с 1997 г. стала превышать себестоимость перевозки одного пассажира, т.е. пассажир, купивший билет, возмещает не только затрату по своему проезду, но и часть затрат по проезду пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.
Если ранее дотационность общественного транспорта была связана с необходимостью поддержания социально приемлемого уровня тарифов за проезд (тариф устанавливался ниже себестоимости перевозки одного пассажира), то в настоящее время убытки, сложившиеся от перевозок, стали представлять собой сумму расходов, понесенных предприятиями общественного транспорта.
На пригородном железнодорожном транспорте происходит перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых тарифов; как следствие этого, сохраняется дополнительная тарифная нагрузка на производителей, что в конечном счете негативно сказывается на уровне потребительских цен.
До 1993 г. все расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда в общественном транспорте, компенсировались из федерального бюджета. После 1993 г. компенсация затрат на эти цели была возложена в основном на субъекты Российской Федерации. Однако сегодня такой компенсации в полном объеме не происходит.
В 2001 г. транспортом общего пользования (без учета пригородных электропоездов) было перевезено в городском и пригородном сообщении 26,2 млрд. "льготных" пассажиров. Стоимость оказанных при этом услуг составила 52,9 млрд. руб., а бюджетные дотации предприятиям транспорта общего пользования составили всего 34,0 млрд. руб. (с учетом средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О реабилитации жертв политических репрессий"). Некомпенсированные потери доходов железнодорожного транспорта от предоставляемых льгот различным категориям граждан в пригородном сообщении в 2001 г. составили 6,2 млрд. руб.
Кроме того, средства, выделяемые субъектам Федерации в виде трансфертов, не имеют целевого назначения и распределяются администрациями субъектов, исходя из региональных приоритетов, и, как правило, не доходят до местных бюджетов.
В результате недостаточного уровня финансирования текущей деятельности, отсутствия в необходимых объемах капитальных вложений даже для простого воспроизводства основных фондов транспортных предприятий ухудшается техническое состояние транспортных средств. Износ основных фондов на городском и пригородном пассажирском транспорте превысил 50%. Если до 1992 г. ежегодная закупка для транспорта общего пользования составляла более 18 тыс. автобусов, 1000 троллейбусов и 500 трамваев, то в 2001 г. было приобретено всего 4,8 тыс. автобусов, 686 троллейбусов и лишь 83 трамвая. Все это снижает безопасность перевозки пассажиров.
Такое состояние дел приводит к нарушениям прав граждан на льготный проезд. В органы исполнительной власти различного уровня идет большое количество жалоб на транспортные организации. Не являются редкостью обращения в суды. В условиях, когда государство не полностью компенсирует затраты упомянутых организаций, перевозчики вынуждены идти на поиски обходных путей, позволяющих не предоставлять льготы гражданам.
Озабоченные уже не вопросом реализации льгот, а проблемой сохранения общественного транспорта для всех граждан, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вводят ограничения прав граждан в виде "льготных дней", "льготных часов", "льготных маршрутов", закрывают глаза на отдельные нарушения со стороны перевозчиков.
Предоставление льгот малыми частными пассажирскими предприятиями и индивидуальными перевозчиками является скорее исключением, чем правилом.
Попытки воздействия на перевозчиков со стороны органов исполнительной и судебной власти не вносят изменений в ситуацию, поскольку отсутствует экономическая основа для полноценной реализации прав льготных категорий граждан. При активном применении административных санкций происходит отток перевозчиков с рынка пассажирских перевозок, возникают перебои в работе общественного транспорта.
Особенно болезненно сказывается отток перевозчиков на сельском населении. Пассажирские перевозки в сельской местности обладают меньшей коммерческой привлекательностью, и большое количество льгот, не обеспеченных финансовыми ресурсами, сказывалось прежде всего на этом секторе рынка пассажирских перевозок. Так, за период с 1991 г. на 31% сократилось количество сельских населенных пунктов, имеющих регулярное пассажирское сообщение с районными и областными центрами.
Несовершенство системы льгот создает почву в том числе и для коррупции, так как в условиях ограниченности бюджетных ресурсов чиновник получает возможность выбора - кому, в каком объеме и в какой очередности перечислять дотацию.
3. Политика в области упорядочения предоставления населению льгот по оплате проезда
В основу стратегии, направленной на совершенствование предоставления населению мер социальной защиты, Правительством РФ положен принцип адресной социальной помощи.
Пунктом 8 Плана подготовки проектов федеральных законов на 2002 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 306-р, и пунктом 29 Плана действий Правительства РФ по реализации в 2002 г. основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2002 г. N 314-р, предусмотрена работа над проектом Федерального закона "Об адресной компенсации оплаты за проезд отдельным категориям граждан".
При определении размера ежемесячной денежной компенсации предлагается учитывать:
а) количество поездок:
- для лиц, имеющих выдающиеся заслуги (Герои России и т.д.), и для лиц, пользующихся льготами по профессиональной принадлежности, - 52 поездки в месяц;
- для других лиц - 26 поездок в месяц;
б) среднюю стоимость одной поездки на городском муниципальном автобусе - 3,95 руб. в 2003 г. и 4,78 руб. в 2004 г.
Справка
Норматив транспортных услуг для работающих граждан установлен Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 201-ФЗ "О потребительской корзине в Российской Федерации" на уровне 619 поездок в год (51,6 поездки в месяц).
Для пенсионеров и других категорий неработающих граждан такой норматив федеральным законодательством не установлен. Нормативными актами субъектов Федерации устанавливается, как правило, в размере 300-380 поездок в год (25-31,6 поездки в месяц).
С целью упорядочения выплат денежных компенсаций и разграничения полномочий по их выплате между федеральным центром и субъектами Федерации предлагается их получателей разделить на две группы.
Данные обследований пассажиропотоков, проведенных в различных городах Российской Федерации
Место проведения обследования |
Подвижность населения старше трудоспособного возраста, поездок в месяц |
Подвижность населения трудоспособного возраста, поездок в месяц |
Курган | 40,8 | 56,4 |
Мурманск | 39,0 | 30,7 |
Новосибирск | 21,4 | 30,7 |
Самара | 37,7 | 51,3 |
Первая группа получателей - лица, имеющие выдающиеся заслуги, а также граждане, пользующиеся льготами по профессиональной принадлежности.
Источником выплаты денежных компенсаций являются средства федерального бюджета. Размер компенсации и порядок ее выплаты будут определяться Правительством РФ.
Общее количество лиц, входящих в данную группу, составляет 4 млн. 124 тыс. человек. Размер денежной компенсации устанавливается в размере от 102 руб. 70 коп. до 205 руб. 40 коп. в месяц в 2003 г. и от 124 руб. 28 коп. до 248 руб. 56 коп. в месяц в 2004 г.
Потребности средств федерального бюджета на выплату им компенсаций составя 8,88 млрд. руб. в 2003 г. и 10,75 млрд. руб. в 2004 г.
Перечень категорий граждан, входящих в данную группу, размеры компенсаций и расчет средств, требуемых на выплату этих компенсаций, приведены в Приложении N 1.
Вторая группа получателей - участники и инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, социальные работники, а также некоторые другие граждане.
Источником выплаты денежных компенсаций являются средства бюджетов субъектов Федерации.
Размер компенсации и порядок ее выплаты будут определяться органами государственной власти субъектов Федерации.
Общее количество лиц, входящих в данную группу, составляет 42 млн. 789 тыс. человек.
Размер денежной компенсации устанавливается в размере от 102 руб. 70 коп. до 205 руб. 40 коп. в месяц в 2003 г. и от 124 руб. 28 коп. до 248 руб. 56 коп. в месяц в 2004 г.
Потребности средств бюджетов субъектов Федерации на выплату им компенсаций составят 52,47 млрд. руб. в 2003 г. и 63,52 млрд. руб. в 2004 г. Перечень категорий граждан, входящих в данную группу, размеры компенсаций и расчет средств, требуемых на выплату этих компенсаций, приведены в Приложении N 2.
В общем же предлагаемые мероприятия коснутся более чем 46 млн. человек и потребуют на свою реализацию в 2003 г. 61,84 млрд. руб., а в 2004 г. - 74,87 млрд. руб.
Социально-экономические последствия реализации указанных предложений Реализация изложенного позволит:
- повысить денежные доходы отдельных категорий граждан;
- разграничить ответственность федерального центра и регионов на предоставление населению соответствующих социальных гарантий;
- придать большую адресность выплатам финансовых средств, так как денежные средства направляются конкретному человеку, а не производителю услуг;
- реализовать соответствие материального обеспечения перечисленных в законопроекте категорий граждан складывающимся рыночным отношениям, в которых доминирующая роль в повышении доходов граждан отводится денежным выплатам при постепенной отмене натуральных льгот;
- привести социальные обязательства государства в соответствие с финансово-экономическим возможностями их предоставления.
Приложение N 1
Справка о перечне категорий, входящих в первую группу получателей льгот, размере компенсаций и потребности в средствах на их выплату (финансирование за счет федерального бюджета)
N п/п |
Категория граждан, имеющих право на льготы |
Количество, человек |
2003 г. | 2004 г. | ||
размер компен- сации в месяц на одного челове- ка, руб. |
требуе- мые средст- ва в год, млрд. руб. |
размер компен- сации в месяц на одного челове- ка, руб. |
требуе- мые средст- ва в год, млрд. руб. |
|||
1 | Герои Советского Сою- за, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы |
1953 | 205,4 | 0,005 | 248,56 | 0,006 |
2 | Герои Социалистичес- кого Труда и полные кавалеры ордена Тру- довой Славы |
2631 | 205,4 | 0,006 | 248,56 | 0,008 |
3 | Лица, подвергшиеся политическим репрес- сиям |
468209 | 102,7 | 0,580 | 124,28 | 0,700 |
4 | Члены семей лиц, под- вергшихся политичес- ким репрессиям |
300235 | 102,7 | 0,370 | 124,28 | 0,450 |
5 | Чернобыльцы и другие граждане, подвергшие- ся воздействию радиа- ции |
250000 | 102,7 | 0,310 | 124,28 | 0,370 |
6 | Ветераны подразделе- ний особого риска |
24800 | 102,7 | 0,030 | 124,28 | 0,037 |
7 | Члены Совета Федера- ции и депутаты Госу- дарственной Думы |
628 | 205,4 | 0,002 | 248,56 | 0,002 |
8 | Работающие по трудо- вому договору (конт- ракту) помощники чле- нов Совета Федерации и депутатов Государс- твенной Думы |
3140 | 205,4 | 0,008 | 248,56 | 0,009 |
9 | Лица, пользующиеся льготами по профес- сиональной принадлеж- ности (военнослужа- щие, сотрудники пра- воохранительных орга- нов и др.) |
3072800 | 205,4 | 7,570 | 248,56 | 9,170 |
Приложение N 2
Справка о перечне категорий, входящих во вторую группу получателей льгот, размере компенсаций и потребности в средствах на их выплату (финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации)
N п/п |
Категория граждан, имеющих право на льготы |
Количество, человек |
2003 г. | 2004 г. | ||
размер компен- сации в месяц на одного челове- ка, руб. |
требуе- мые средст- ва в год, млрд. руб. |
размер компен- сации в месяц на одного челове- ка, руб. |
требуе- мые средст- ва в год, млрд. руб. |
|||
1 | Инвалиды | 9105558 | 102,7 | 11,22 | 124,28 | 13,58 |
2 | Дети-инвалиды | 675394 | 102,7 | 0,83 | 124,28 | 1,00 |
3 | Участники Великой Отечественной войны |
828 378 | 102,7 | 1,02 | 124,28 | 1,24 |
4 | Инвалиды Великой Отечественной войны |
816211 | 102,7 | 1,00 | 124,28 | 1,22 |
5 | Военнослужащие, про- ходившие военную слу- жбу в тылу |
160482 | 102,7 | 0,20 | 124,28 | 0,24 |
6 | Лица, награжденные знаком "Жителю бло- кадного Ленинграда" |
344246 | 102,7 | 0,42 | 124,28 | 0,51 |
7 | Лица, работавшие в период Великой Оте- чественной войны на оборонных объектах |
64687 | 102,7 | 0,08 | 124,28 | 0,10 |
8 | Труженики тыла | 9233817 | 102,7 | 11,38 | 124,28 | 13,77 |
9 | Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и других боевых действий |
904371 | 102,7 | 1,11 | 124,28 | 1,35 |
10 | Ветераны труда | 19573562 | 102,7 | 24,12 | 124,28 | 29,19 |
11 | Ветераны военной и государственной служ- бы |
602580 | 102,7 | 0,74 | 124,28 | 0,90 |
12 | Лица, награжденные знаком "Почетный до- нор России", и граж- дане Российской Феде- рации, награжденные знаком "Почетный до- нор СССР" |
280039 | 102,7 | 0,35 | 124,28 | 0,42 |
С.А. Поздняков,
начальник отдела общих проблем социальных выплат,
льгот и компенсаций Департамента доходов населения
и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", N 7/8 июль - август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О льготах отдельным категориям граждан на транспорте
Автор
С.А. Поздняков - начальник отдела общих проблем социальных выплат, льгот и компенсаций Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России
"Гражданин и право", 2002, N 7/8