Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 21. Государственный надзор в сфере использования атомной энергии
1. Под государственным надзором в сфере использования атомной энергии понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в сфере использования атомной энергии юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных в соответствии с международными договорами Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики в сфере использования атомной энергии (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению выявленных нарушений, и деятельность указанного органа исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности.
2. Государственный надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах(далее для целей настоящей статьи - орган государственного регулирования безопасности) в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в сфере использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года N 76-IHC "О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей и иными законами.
4. Предметом проверки (инспекции) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в сфере использования атомной энергии обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в сфере использования атомной энергии, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.
5. Основанием для включения плановой проверки (инспекции) в план проведения плановых проверок (инспекций) является истечение одного года со дня:
1) предоставления юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере использования атомной энергии, регистрации юридического лица в соответствии со статьей 35 настоящего Закона;
2) принятия в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта объектов использования атомной энергии, в том числе используемых при эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, включая здания, помещения, сооружения, технические средства, оборудование и материалы;
3) окончания проведения последней плановой проверки (инспекции).
6. В плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного регулирования безопасности о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и местонахождение объекта использования атомной энергии, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
7. Основаниями для осуществления внеплановых мероприятий, кроме определенных Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года N 76-IHC "О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности", являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного регулирования безопасности:
а) заявления юридического лица о предоставлении разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере использования атомной энергии, переоформлении лицензии или внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 34 настоящего Закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ в соответствии с нормами и правилами в сфере использования атомной энергии;
б) официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Донецкой Народной Республики, свидетельствующих о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов использования атомной энергии;
в) обращений и заявлений граждан, в том числе физических лиц - предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного регулирования безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, в том числе условий действия разрешения (лицензии), необходимых для обеспечения безопасности в сфере использования атомной энергии, требований к обеспечению физической защиты, государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), о нарушении обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии, их элементов и систем, а также при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя органа государственного регулирования безопасности о проведении внеплановой проверки (инспекции), изданного в соответствии с поручением Главы Донецкой Народной Республики или Правительства Донецкой Народной Республики либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
8. Срок проведения проверки (инспекции) на объектах использования атомной энергии составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
9. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного регулирования безопасности, проводящих проверку (инспекцию), срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен руководителем этого органа, но не более чем на тридцать рабочих дней.
10. Орган государственного регулирования безопасности и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки (инспекции);
2) в соответствии с установленным режимом беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя органа государственного регулирования безопасности о назначении проверки посещать объекты использования атомной энергии и проводить обследования зданий, помещений, сооружений, технических средств, оборудования, материалов, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
3) выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
11. Орган государственного регулирования безопасности может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.