Взимание платежей от использования лесного фонда
В текущем году существенное изменение претерпел порядок взимания платежей, связанных с использованием лесного фонда. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.12.01 г. N 194-ФЗ (в ред. от 25.07.02 г.) "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002 г., наряду с другими источниками формируются также за счет доходов от использования лесного фонда - в размере 100% доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством.
В ст.17 Закона N 194-ФЗ конкретизирован состав этих доходов. Установлено, что зачисление в федеральный бюджет указанных средств осуществляется за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда.
Приложение 4 к Закону N 194-ФЗ содержит перечень доходов в федеральный бюджет в 2002 г. и соответствующие им объемы поступлений. Предусмотрено отнесение доходов от использования лесного фонда к неналоговым доходам с присвоением им кода 2020000 бюджетной классификации Российской Федерации. Это потребовало внесения соответствующего дополнения в Федеральный закон от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". Поступление в федеральный бюджет доходов от использования лесного фонда предусмотрено Законом N 194-ФЗ в сумме 1 950 млн руб.
Таким образом, в текущем году установлен принципиально новый источник федерального бюджета. Ранее получателем этих средств являлись лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством. С учетом существенной специфики представляет интерес более подробное рассмотрение второго из названных доходов от использования лесного фонда - платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда (далее - плата).
В п.28 приложения 17 к Закону N 194-ФЗ предусмотрено приостановление с 1 января по 31 декабря 2002 г. действия ст.63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.97 г. N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс) в части установления размера платы органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимых и (или) изымаемых участков лесного фонда и направления ее лесхозам на возмещение потерь лесного хозяйства.
В ст.17 Закона N 194-ФЗ установлено также, что в 2002 г. размер платы, порядок ее взимания и учета определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.02 г. N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году" утверждены Правила взимания и учета платы и ее базовые размеры.
Базовые размеры платы
Базовые размеры платы, исчисленные в тыс. руб. за гектар, составляют основу для расчета платы по конкретным участкам лесного фонда. Они установлены по каждому субъекту Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) для резервных лесов III группы и включают размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и имеющие более высокое стоимостное значение размеры платы за изъятие земель лесного фонда.
Дифференциация базовых размеров платы проведена по двум наиболее важным лесоводственным характеристикам участков лесного фонда - группам древесных пород (хвойные, твердолиственные и мягколиственные) и классам бонитета (IБ - IА, I - II, III - IV, V и ниже), являющимся основными показателями продуктивности лесов.
При исчислении базовых размеров платы разработчиками осуществлена стоимостная оценка ликвидной древесины в насаждениях целевых лесообразующих пород и лесных земель для условий резервных лесов III группы. Исчисление базовых размеров платы выполнено на основе стоимостных показателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.01.93 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" (в уточненной редакции).
Если ранее при исчислении размеров платы в субъектах Российской Федерации использовались различные методические подходы, то теперь для определения базовых размеров платы принята единая методическая основа. Выбранный разработчиками порядок исчисления базовых размеров платы исходил из требований Методики экономической оценки лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 10.03.2000 г. N 43. Это позволило не только повысить уровень утвержденных постановлением N 278 размеров платы, но и более полно учесть их межрегиональную дифференциацию.
Порядок применения коэффициентов
В связи с тем что перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах всех групп, базовые размеры платы применяются в расчетах с повышающими коэффициентами, учитывающими соответствующие условия.
Для уяснения необходимости применения повышающих коэффициентов приведем краткую характеристику лесов I, II и III групп в ред. ст.56, 57 и 58 Лесного кодекса.
К I группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса разделяются на ряд категорий защитности.
К лесам II группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
И наконец, III группа включает леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса III группы разделяются на освоенные и резервные леса.
Из приведенных определений следует, что наиболее ценными в экологическом отношении являются леса I группы. Далее соответственно от II к III группе экологическая ценность лесов снижается.
Для лесов I группы коэффициенты, учитывающие экологическую составляющую оценки земель лесного фонда, в зависимости от категорий защитности установлены в размере от 3,5 до 10. Для лесов II группы и освоенных лесов III группы значения коэффициентов составляют соответственно 2 и 1,5. Для особо защитных участков леса установлены единые коэффициенты во всех группах лесов. Для таких участков леса с разрешенными рубками главного пользования коэффициент составляет 3,5 и для участков леса с запрещенными рубками главного пользования - 6. Следует также иметь в виду, что если для одного и того же участка лесного фонда может быть установлено несколько коэффициентов, то в расчетах используется наибольший из них.
Кроме того, в расчетах учитывается и рельеф местности, а именно для участков лесных земель с крутизной склона свыше 20? коэффициент экологической составляющей оценки земель лесного фонда удваивается.
На размер платы влияет и состояние участков лесного фонда, структура которого в ред. ст.8 Лесного кодекса определяется следующим образом. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие не удобные для использования земли).
Ниже показано, как производится корректировка размера платы в зависимости от состояния участков лесного фонда.
Для участков лесных земель, занятых питомниками, применяется коэффициент 1,3, для участков лесных земель, не покрытых лесной растительностью (гари, вырубки, прогалины, пустыри, погибшие древостои и иные), - коэффициент 0,9 и для участков лесных земель, покрытых лесной растительностью, на которых в силу естественных географических условий не могут произрастать древесные породы, а также занятых рединами, - коэффициент 0,75.
В тех случаях, когда перевод лесных земель в нелесные осуществляется на определенный срок (без их изъятия из лесного фонда), плата исчисляется с учетом понижающих коэффициентов. В зависимости от сроков перевода лесных земель в нелесные величина коэффициентов составляет: до 5 лет включительно - 0,4; от 6 до 10 лет - 0,5; от 11 до 15 лет - 0,65 и от 16 до 20 лет - 0,85.
Порядок расчета платы
В соответствии с Правилами взимания и учета платы ее сумма по конкретным участкам с учетом приведенных выше коэффициентов определяется следующим образом.
1. При переводе лесных земель в нелесные плата (Ппз) составляет:
Ппз = Кэс х Ксл х Ксп х Рпз х Sул.
2. При изъятии лесных земель из лесного фонда плата (Пиз) составляет:
Пиз = Кэс х Ксл х (Рпз + Риз) х Sул.
Принятые обозначения:
Кэс - коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда;
Ксл - коэффициент, учитывающий состояние участков лесного фонда;
Ксп - коэффициент, учитывающий срок перевода лесных земель в нелесные;
Рпз - базовый размер платы за перевод лесных земель в нелесные, тыс.руб./га;
Риз - базовый размер платы за изъятие земель лесного фонда, тыс.руб./га;
Sул - площадь переводимого или изымаемого участка лесного фонда, га.
На практике возможно изъятие из лесного фонда и нелесных земель. В этих случаях размер платы определяется равным половине минимального размера платы за изъятие лесных земель лесного фонда в административном районе субъекта Российской Федерации, где происходит изъятие.
В Правилах взимания и учета платы определен конкретный федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит расчет сумм платы. Таким органом является МПР России. На местах соответствующую работу проводят территориальные органы Министерства.
В п.п.49 п.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726, определено, что указанное Министерство в соответствии с возложенными задачами наряду с другими функциями рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.
Из указанного следует, что именно это Министерство, располагающее всей необходимой ведомственной информацией, в состоянии решать как технические вопросы, связанные с пересмотром статуса земель лесного фонда, так и финансовые проблемы, определяющие взаимоотношения с бюджетом.
Порядок взимания и учета платы
Исчисленные территориальными органами МПР России суммы платы сообщаются юридическим и физическим лицам, в интересах которых осуществляются перевод лесных земель в нелесные и (или) изъятие земель лесного фонда. После этого указанные лица перечисляют плату на лицевые счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органами федерального казначейства.
Согласно письму Минфина России от 23.01.02 г. N 06-07-02/2, направленному в адрес МПР России, суммы платы перечисляются на балансовый счет 40102 "Доходы федерального бюджета" с указанием в платежном поручении в поле "Назначение платежа" кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2020000 "Доходы от использования лесного фонда".
В Правилах взимания и учета платы предусмотрено, что ее перечисление производится в сроки, устанавливаемые территориальными органами МПР России. Предельным сроком внесения в федеральный бюджет платы является календарная дата, наступающая не позднее двух месяцев со дня вступления в силу соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
Поступления в федеральный бюджет сумм платы учитываются как органами федерального казначейства, так и территориальными органами МПР России, использующими в этих целях получаемые ими выписки со счетов органов федерального казначейства.
В связи с тем что плата является неналоговым доходом, налоговые органы с учетом их полномочий, предусмотренных НК РФ, не должны осуществлять ее учет, а также не могут проводить по ней контрольную работу, включая взыскание недоимки и пеней.
Е. Юдин,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета", N 41, октябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71