Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Э.В. Зятьковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Э.В. Зятькова оспаривает конституционность пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761), согласно которому среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку ставит определение среднемесячного дохода в зависимость от момента получения дохода без учета длительности периода, за который он получен, что не позволяет разделить суммы полученного пособия по беременности и родам на весь период соответствующего отпуска, в случае его окончания за пределами расчетного периода.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан, отнеся это к ведению законодателя.
Федеральный законодатель в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепил право граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из доли указанных расходов граждан в совокупном доходе семьи, наделив при этом Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка определения размера субсидий и их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 декабря 2005 года N 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установленный в данном акте порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предполагает расчет среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде, при определении которого предусматривается учет, наряду с количеством членов семьи, среднемесячного дохода каждого члена семьи, рассчитанного исходя из суммы всех доходов, полученных в течение расчетного периода, и количества месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункты 37-39).
Следовательно, оспариваемое положение, предполагающее учет доходов, полученных гражданами в течение расчетного периода, является необходимым элементом механизма реализации права на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, соотносится с принципом адресности мер социальной поддержки в жилищной сфере, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.
Разрешение же поставленного вопроса об установлении иного порядка учета пособия по беременности и родам при расчете среднемесячного дохода граждан к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зятьковой Элеоноры Валерьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2022 г. N 3042-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зятьковой Элеоноры Валерьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-