Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной государственной политики занятости населения, осуществляемой путем подготовки и реализации федеральной и региональных программ содействия занятости населения, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда с учетом прогноза его социально-экономического развития.
Система целеполагания формируется в рамках реализации мероприятий национальных проектов (программ), предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 и Стратегией развития Ростовской области в части обеспечения экономики качественными трудовыми ресурсами.
Цели, направленные на развитие рынка труда и обеспечения занятости населения:
содействие занятости населения;
повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;
сохранение и модернизация существующих и создание новых эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, в том числе ориентированных на граждан предпенсионного возраста и молодежь;
обеспечение прав граждан на достойный труд и защиту от безработицы;
обеспечение организаций Ростовской области профессиональными, высококвалифицированными рабочими кадрами;
поддержка молодых специалистов на селе;
участие в регулировании трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест.
Региональные индикаторы в сфере занятости населения Ростовской области *
Наименование показателя |
2023 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Уровень регистрируемой безработицы (на конец периода), % |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
Численность зарегистрированных безработных (на конец периода), тыс. чел. |
21,3 |
21,3 |
16,0 |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
1 978,5 |
1 976,9 |
1 975,7 |
------------------------------
*согласно прогнозу социально-экономического развития Ростовской области
------------------------------
3.1. Для достижения целей Стороны совместно принимают меры по:
3.1.1. Организации в средствах массовой информации, информационной телекоммуникационной сети "Интернет" информирования населения, в том числе молодежи, инвалидов, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и других отдельных категорий граждан, о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
3.1.2. Проведению согласованной политики в вопросах регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в экономике региона.
3.1.3. Ежегодному рассмотрению на заседаниях межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников заявок работодателей по объемам привлечения в Ростовскую область иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
3.1.4. Закреплению в экономике Ростовской области высококвалифицированных специалистов и сокращению объемов трудовой миграции жителей области за ее пределы путем реализации мероприятий, содействующих повышению престижа рабочих профессий, привлечению молодежи на производство, в том числе при проведении мероприятий Праздника Весны и Труда, Дня молодежи, декады профориентации, областного дня профориентации молодежи "Сделай свой выбор!", областного Дня профессий и других.
3.1.5. Содействию работе координационного центра движения "Ворлдскиллс Россия" Ростовской области, организации проведения регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) Ростовской области, других областных конкурсов профессионального мастерства, в том числе для обучающихся профессиональных образовательных организаций, участию победителей областных конкурсов во всероссийских конкурсах.
3.1.6. Недопущению превышения уровня общей безработицы выше 5,4 процента от числа экономически активного населения Ростовской области, уровня регистрируемой безработицы - 3,5 процента от числа экономически активного населения Ростовской области.
3.1.7. Проведению в случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда, угрозы массовых увольнений в организациях, особенно градообразующих и определяющих статус населенных пунктов как монопрофильных, взаимных консультаций и разработке комплекса мер, направленных на содействие занятости высвобождаемых работников, социальную поддержку, повышение их конкурентоспособности посредством обучения востребованным профессиям и специальностям.
3.1.8. Организации общественных работ для граждан, предполагаемых к высвобождению, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы.
3.1.9. Соблюдению следующих критериев для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.10. Организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на различных видах профилактического учета.
3.1.11. Реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве молодежи, незанятых инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста.
3.1.12. Принятию комплексных мер по содействию в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
3.1.13. Совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации населения, а также системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, молодежи, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, незанятых пенсионеров, желающих продолжить трудовую деятельность, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, и других отдельных категорий граждан в целях сохранения их занятости, персонала организаций Ростовской области, в том числе организаций малого и среднего предпринимательства.
3.1.14. Участию в разработке системы и механизма прогнозирования потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
3.1.15. Созданию условий для трудовой адаптации лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
3.1.16. Созданию условий для развития региональной модели национальной системы квалификаций Российской Федерации, применения в организациях Ростовской области профессиональных стандартов, развития профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ организаций профессионального образования региона и системы независимой оценки профессиональных квалификаций с учетом потребностей рынка труда.
3.1.17. Сохранению и развитию занятости граждан.
3.1.18. Созданию условий для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников с целью повышения доли высококвалифицированных работников.
3.1.19. Содействию развития практико-ориентированного обучения, включая совершенствование механизма взаимодействия образовательных организаций и работодателей, а также разработку (при необходимости) соответствующих нормативных правовых актов.
3.1.20. Развитию практики стажировок обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях получения опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.
3.1.21. Содействию развития института наставничества в организациях области. Разрабатывают и реализуют любые формы стимулирования наставничества (материальное поощрение, дополнительный отпуск и др.).
3.1.22. Реализации Плана мероприятий по снижению уровня неформальной занятости и легализации трудовых отношений в Ростовской области.
3.1.23. Содействию формирования системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры, привлечению и закреплению квалифицированных специалистов в сельской местности, где наблюдается дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям, включая обеспечение выплат компенсационного характера за работу в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях.
3.1.24. Содействию повышения престижа рабочих профессий и специальностей, способствующих популяризации института трудовых династий на предприятиях Ростовской области.
3.2. Правительство:
3.2.1. Формирует государственный региональный заказ (контрольные цифры приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов в государственных профессиональных образовательных организациях и организациях, осуществляющих профессиональное обучение, с учетом заявок работодателей и потребности экономики Ростовской области.
3.2.2. Разрабатывает и осуществляет меры по поддержке субъектов малого предпринимательства и организации самозанятости граждан.
3.2.3. Содействует расширению возможностей трудоустройства молодежи, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.2.4. Организует реализацию мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов, в том числе через механизм квотирования рабочих мест в организациях Ростовской области, и обеспечению доступности профессионального образования.
3.2.5. Разрабатывает мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми женщинами, имеющими несовершеннолетних детей, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
3.2.6. Разрабатывает и организует реализацию мероприятий, направленных на обеспечение занятости женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей.
3.2.7. Содействует развитию системы профессиональной ориентации населения, в том числе обучающихся общеобразовательных организаций, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
3.2.8. Учитывает мнение сторон социального партнерства и соблюдение ими обязательств Соглашения при рассмотрении заявок на привлечение иностранных работников.
3.2.9. Содействует распространению опыта создания работодателями условий для продолжения трудовой деятельности инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости.
3.2.10. Разрабатывает и организует реализацию мер по содействию в трудоустройстве, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, признанных в установленном порядке безработными.
3.2.11. Содействует развитию региональной системы непрерывного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
3.2.12. Содействует созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
3.2.13. Формирует систему и механизм прогнозирования потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
3.2.14. Оказывает меры государственной поддержки специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе работающим в социальной сфере, в целях развития сельских территорий.
3.2.15. Осуществляет мероприятия по реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области.
3.2.16. Содействует развитию региональной модели национальной системы квалификаций Российской Федерации, применению в организациях Ростовской области профессиональных стандартов, развитию профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ организаций профессионального образования региона и системы независимой оценки профессиональных квалификаций с учетом потребностей рынка труда.
3.2.17. Разрабатывает и организует реализацию мер по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, молодежи, граждан предпенсионного возраста, граждан в возрасте 50 лет и старше, работников организаций, находящихся под риском увольнения, незанятых пенсионеров, желающих продолжить трудовую деятельность, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет и других отдельных категорий граждан в целях сохранения их занятости.
3.2.18. Организует проведение мониторингов:
- ситуации на региональном рынке труда;
- планируемом высвобождении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников.
3.2.19. Разрабатывает прогноз потребности экономики Ростовской области в кадрах в разрезе профессий и специальностей, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности.
3.2.20. Разрабатывает меры по сокращению неформальной занятости в Ростовской области.
3.2.21. Принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации по управлению трудовой миграцией, в целях оптимизации объемов и качества привлекаемой иностранной рабочей силы, а также исходя из эффективности использования иностранной рабочей силы, возможности замещения вакантных должностей российскими работниками.
3.2.22. Обеспечивает выполнение мероприятий по повышению квалификации работников бюджетной сферы в соответствии с заключенными договорами. Обеспечивает оплату курсов повышения квалификации работников бюджетной сферы, повышающих квалификацию в соответствии с заключенными с бюджетными учреждениями договорами по данному вопросу.
3.2.23. Организует с участием Профсоюзов и Работодателей проведение конкурсов профессионального мастерства в целях повышения престижа рабочих профессий и специальностей, а также повышения их квалификации.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Проводят профсоюзный мониторинг ситуации на рынке труда и имеющихся социально-экономических проблем в организациях Ростовской области.
3.3.2. Добиваются через областные отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Вносят работодателям и в органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области предложения о приостановке решений о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам трудового законодательства Российской Федерации.
3.3.5. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения всех уровней мероприятий по созданию условий для трудовой деятельности молодежи, инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, совмещающих воспитание детей с трудовой занятостью, возможности применения дистанционных и гибких форм занятости (неполный рабочий день, неделя) к данной категории работников.
3.3.6. Содействуют развитию системы наставничества, прав на участие в процедуре определения наставников, включению данного вопроса в коллективные договоры и соглашения.
3.3.7. Информируют работников организаций, осуществляющих деятельность на территории области, об изменениях трудового законодательства.
3.3.8. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.
3.3.9. Принимают участие в формировании системы профессиональных стандартов и проведения мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организациях. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением прав работников, чьи должности подлежат приведению в соответствие профессиональным стандартам.
3.3.10. Исходя из особенностей производства, рассматривают возможность включения в коллективные договоры и соглашения обязательств по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств работодателя.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Представляют в профсоюзные органы, органы службы занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений в пределах требований, установленных законодательством Российской Федерации и обязательств коллективного договора.
3.4.3. Взаимодействуют с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, организациями, осуществляющими профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в вопросах совершенствования содержания образования, качества подготовки кадров рабочих и специалистов, модернизации материально-технической базы.
3.4.4. Формируют заявки на подготовку кадров на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения практического обучения и производственной практики, способствуют развитию наставничества, применяют различные формы социальной поддержки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях их закрепления на предприятиях.
3.4.5. Совместно с отраслевыми министерствами и профсоюзами ежегодно проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников, в том числе с привлечением молодежи.
3.4.6. Принимают меры по развитию регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) Ростовской области по компетенциям, востребованным на рынке труда, повышению мотивации работников к обучению и участию в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.
3.4.7. Создают эффективные рабочие места с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
3.4.8. Участвуют в организации и проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
3.4.9. Принимают участие в развитии региональной модели национальной системы квалификаций Российской Федерации, применении в организациях профессиональных стандартов, развитии профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ организаций профессионального образования региона и системы независимой оценки профессиональных квалификаций с учетом потребностей рынка труда.
3.4.10. При наличии производственной необходимости и финансовой возможности организации направляют работников на прохождение независимой оценки квалификаций в порядке, установленном трудовым законодательством.
3.4.11. Обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Ростовской области квоты для приема на работу инвалидов.
3.4.12. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.13. С учетом специфики организации работодатели содействуют организации временных работ для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации, и оплачиваемых общественных работ.
3.4.14. Оборудуют (оснащают) рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии с действующим областным законодательством.
3.4.15. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников в соответствии с действующим законодательством с учетом соблюдения приоритетного права жителей Ростовской области на трудоустройство.
3.4.16. Формируют заявки в центры занятости населения на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан с целью комплектования рабочими кадрами и специалистами организаций, в том числе вводимых в действие в рамках реализации инвестиционных проектов.
3.4.17. Участвуют в добровольном переселении соотечественников, проживающих за рубежом, на этапе подготовки к переселению путем взаимодействия со службой занятости населения для предварительного рассмотрения кандидатуры потенциального участника о будущем трудоустройстве.
3.4.18. Проводят в организациях "Дни открытых дверей", профориентационные экскурсии с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
3.4.19. Участвуют в формировании системы и механизма прогнозирования потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
3.4.20. Принимают участие в мониторинге и прогнозировании регионального рынка труда. Вносят предложения по формированию регионального заказа (контрольных цифр приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов в профессиональных образовательных организациях, а также регионального заказа на подготовку специалистов в сфере высшего образования.
3.4.21. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации и т.д. Стремятся не допускать сокращения работников, члены семей которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка.
3.4.22. Предусматривают при заключении коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов гарантии работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, пользование ведомственными дошкольными образовательными учреждениями на срок не менее двух лет.
3.4.23. Создают условия для продолжения трудовой деятельности граждан предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости с учетом специфики организации.
3.4.24. Обобщают и распространяют лучший опыт создания работодателями условий для продолжения трудовой деятельности инвалидов, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и граждан предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости.
3.4.25. Предусматривают выплату единовременного пособия (вознаграждения) при уходе на пенсию (по возрасту или за выслугу лет) в зависимости от стажа работы в организации и трудового вклада работника, исходя из финансовых возможностей организации и в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом.
3.4.26. Содействуют трудоустройству, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию молодежи, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и других отдельных категорий граждан.
3.4.27. Содействуют трудоустройству и трудовой адаптации лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с учетом специфики организации.
3.4.28. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
3.4.29. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по созданию благоприятных условий по совмещению профессиональных и семейных обязанностей для семей с детьми, в том числе молодых семей при рождении первого ребенка, а также меры по оказанию содействия беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.
3.4.30. В целях снижения числа высвобождаемых работников в связи с сокращением численности или штата принимают меры опережающего характера, позволяющие перепрофилировать производство, исходя из технических и финансовых возможностей организации.
3.4.31. Рассматривают возможность при заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов предоставлять работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, нескольких часов в день или одного дня в неделю с сохранением заработной платы для поиска нового места работы.
3.4.32. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.
3.4.33. Включают в коллективные договоры и соглашения положения и обязательства, регулирующие особенности работы дистанционных работников: порядок их взаимодействия с работодателем, режимы рабочего времени и времени отдыха, особенности организации труда, дополнительные гарантии по оплате труда.
3.4.34. Планируют и реализуют мероприятия по адаптации вновь принятых работников в организациях области. Активно используют потенциал наставничества при проведении обучения новых работников в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством.
3.4.35. Предусматривают финансовые средства на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала согласно отраслевых и иных особенностей деятельности организации.
3.4.36. Заключают договоры о сотрудничестве с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по прохождению учебной, производственной, преддипломной практики и стажировки обучающихся, мастеров производственного обучения; предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников; развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
3.4.37. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками и не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера. Не допускают нелегальной и теневой занятости.
3.4.38. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.
3.4.39. В целях развития системы профессиональных квалификаций в Ростовской области активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, наименований квалификаций и требований к ним, оценочных средств, способствуют созданию центров оценки квалификации, экзаменационных центров и экзаменационных площадок в области.
3.4.40. В соответствии с требованиями действующего законодательства разрабатывают мероприятия по этапному переходу на профессиональные стандарты с учетом мнения представительных органов работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.