Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 29 ноября 2022 г. N 575-р
(приложение)
План
социального развития центров экономического роста Республики Коми
I. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития Республики Коми
План социального развития центров экономического роста Республики Коми (далее - План) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 21 октября 2022 г. N 130 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации".
План подготовлен с учетом:
национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития АЗРФ);
Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185;
Федерального закона "О транспортной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта";
Поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 19 октября 2021 г. N Пр-2154ГС п. 5б;
Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262;
Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации отнесены территории муниципальных образований Республики Коми: городского округа "Воркута", городского округа "Инта", городского округа "Усинск", муниципального района "Усть-Цилемский".
Население Республики Коми в настоящее время составляет 813,6 тыс. человек (по данным на 1 января 2021 г.). Общая площадь региона - 416 тыс. кв. км. Столица Республики Коми - г. Сыктывкар.
Республика Коми входит в состав Северо-Западного федерального округа. С запада и севера Республика Коми граничит с Архангельской областью и Ненецким автономным округом, на юге - с Кировской и Пермской областями, на востоке - с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, на юго-востоке - со Свердловской областью.
В перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р) в зависимости от рисков ухудшения социально-экономического положения входят:
Воркута, Инта, Жешарт, отнесенные к категории 2 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения";
Емва - категория 1 "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций".
Основа экономики Республики Коми - топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс. Сырьевые запасы в ее Арктической части - нефть, газ, уголь, золото, бокситы, марганцевые руды и кварцевое сырье, в южных и центральных районах - древесина, сырье для строительных материалов, минеральные и пресные подземные воды.
Наиболее значимыми являются топливно-энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на территории Республики Коми значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, крупного Печорского угольного бассейна и трех бассейнов горючих сланцев.
Объемы запасов и добычи горючих полезных ископаемых характеризуют республику как основную топливную базу Европейского Севера России. Печорский угольный бассейн является третьим в России бассейном по запасам и крупной, обеспеченной на длительную перспективу, сырьевой базой для развития коксохимии и энергетики. В структуре промышленного производства наибольший удельный вес приходится на нефтедобывающую и угольную промышленность.
Стратегией развития АЗРФ в отношении Республики Коми (раздел 25 "Основные направления реализации Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Коми") предусмотрено развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии, формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа.
Особо ценные марки углей расположены в Воркутинском районе Печорского угольного бассейна. Наиболее перспективными месторождениями каменного угля Печорского бассейна для ввода в эксплуатацию являются Усинское и Сейдинское месторождения. При этом необходимо поддержание угледобычи на действующих месторождениях - Воркутском, Воргашорском и Юньягинском.
Следует отметить, что основными проблемами освоения Печорского угольного бассейна являются сложные горно-геологические и климатические условия, отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры, большие расстояния до промышленных центров, в результате чего освоение месторождений каменного угля Печорского угольного бассейна становится низкорентабельным либо нерентабельным.
Основными проблемами, препятствующими развитию нефтяной промышленности на территории Тимано-Печорской газоносной провинции, являются разработка месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти. Методы, используемые при разработке месторождений высоковязкой и сверхвязкой нефти, являются одними из наиболее технологически сложных методов разработки месторождений углеводородного сырья и требуют значительных капитальных вложений.
Кроме того, для Республики Коми в условиях Арктики и отсутствия круглогодичного устойчивого наземного транспортного сообщения жизненно важное значение имеют авиационные перевозки.
Авиация осуществляет значительный объем социально значимых функций, обеспечивая транспортную доступность в периоды межсезонной распутицы, выполняя санитарные задания по экстренной эвакуации тяжело больных, престарелых и детей, в том числе в паводковый период, осуществляя лесное авиационное противопожарное патрулирование и поисково-спасательные работы.
Вместе с тем в соответствии с ежегодно ужесточающимися требованиями транспортной безопасности для посадочных площадок и аэропортов необходимо приобретение оборудования и спецтехники, обеспечивающих исполнение этих требований.
Это обусловлено подготовкой аэродромов для приема и выпуска воздушных судов, подготовкой и обслуживанием воздушных судов к полетам, поддержанием готовности служб аэродромов к ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасению и эвакуации пассажиров, воздушных судов.
Эксплуатация транспортных средств в условиях Арктической зоны приводит к их быстрому физическому износу. Требуется обновление подвижного состава с целью сохранения регулярного транспортного сообщения. Частые поломки автобусов приводят к срыву перевозок и приводят к росту социальной напряженности.
Кроме того, в современных геополитических условиях произошел значительный рост стоимости как запасных частей, так и самих автобусов.
Валовой региональный продукт Республики Коми (далее - ВРП) по итогам 2020 года составил 612,1 млрд рублей, индекс физического объема ВРП (в сопоставимых ценах) - 93,8% к уровню 2019 года. По итогам 2021 года ВРП оценивается на уровне 748,9 млрд рублей. 1
Традиционно наиболее значимый вклад в формирование ВРП обеспечивается за счет организаций, занятых в сфере промышленности, на который приходится порядка 50%. Основными значимыми отраслями экономики являются добыча нефти и природного газа, добыча угля, производство кокса и нефтепродуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, производство бумаги и бумажных изделий.
Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на общий объем валового регионального продукта, его доля составляет 47,2%.
Положительный результат в промышленности в 2021 г. (рост 101,4%) обусловлен увеличением объемов производства в нефте- и газодобыче, целлюлозно-бумажном производстве, нефтепереработке, секторе энергетики, в водоснабжении и водоотведении.
Отмечается увеличение добычи сырой нефти и природного газа, производства текстильных изделий, одежды, продукции деревообработки, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, работ по ремонту и монтажу машин и оборудования, а также в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений.
Вместе с тем отмечается снижение в добыче угля, металлических руд, прочих полезных ископаемых, в предоставлении услуг в области добычи полезных ископаемых, в производстве пищевых продуктов и напитков, кожи и изделий из кожи, прочей неметаллической минеральной продукции, в металлургическом производстве, производстве электрического оборудования.
Добыча полезных ископаемых является одним из ведущих видов деятельности в экономике Республики Коми. Удельный вес добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженной продукции (товары, работы, услуги) собственного производства за 2021 год составил 67,1%.
В 2021 году индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составил 99,2% к аналогичному периоду 2020 года.
Незначительное сокращение по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2021 году на 0,8% обусловлено снижением в добыче угля, металлических руд, прочих полезных ископаемых, в предоставлении услуг в области добычи полезных ископаемых.
Наибольшую долю в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в добыче полезных ископаемых занимает добыча сырой нефти и природного газа.
Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме отгруженной продукции (товары, работы, услуги) собственного промышленного производства составил 25,4%.
Наибольшую долю в обрабатывающих производствах занимают следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов (43,7% от общего объема отгрузки продукции в обработке), производство бумаги и бумажных изделий (36,7%), обработка древесины и производство изделий из дерева (24,8%).
Индекс промышленного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" за 2021 год составил 108,3% к уровню 2020 года.
Рост обрабатывающих производств в 2021 году на 8,3% обусловлен увеличением в производстве продукции деревообработки, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, работ по ремонту и монтажу машин и оборудования, текстильных изделий, одежды.
По итогам 2021 года инвестиции в экономику региона (по полному кругу организаций) составили 119,8 млрд рублей, что на 16,0% меньше (в сопоставимых ценах), чем за аналогичный период предыдущего года.
Более половины общего объема инвестиций были направлены на развитие добычи нефти и трубопроводного транспорта.
Основной рост инвестиций наблюдался по таким видам деятельности, как "Лесоводство и лесозаготовки" (на 31,3%), "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов плетения" (на 40,5%), "Деятельность трубопроводного транспорта" (на 27,4%), "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (в 5 раз).
Доля инвестиций в основной капитал муниципальных образований в Республике Коми, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации, в 2021 году составила 36,4% от общего объема инвестиций в основной капитал республики.
В Арктической зоне Республики Коми используются и эффективно внедряются новые механизмы привлечения инвестиций.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для запуска новых инвестиционных проектов в Арктике, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" принят Закон Республики Коми от 29 октября 2020 г. N 75-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в связи с установлением налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации", устанавливающий налоговые льготы для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми, среди которых - снижение налога на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество организаций, установление пониженных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения.
Муниципальными образованиями городских округов "Воркута", "Инта", "Усинск" и муниципального района "Усть-Цилемский" внесены изменения в нормативные правовые акты муниципального уровня (решениями советов МО), предусматривающие освобождение от уплаты земельного налога для резидентов Арктической зоны Российской Федерации.
С 2020 года ведется активная работа по формированию реестра потенциальных резидентов и проектов Арктической зоны в Республике Коми для их дальнейшей проработки и запуска, в том числе уже размещенных на Инвестиционном портале Арктической зоны Российской Федерации (www.arctic-russia.ru.).
По состоянию на 21 октября 2022 г. на Инвестиционном портале Арктической зоны Российской Федерации от Арктической зоны в Республике Коми зарегистрировано 67 организаций с общим объемом заявленных инвестиций по проектам 6416,64 млн рублей. Планируется к созданию 1500 новых рабочих мест.
Из них статус резидента Арктической зоны Российской Федерации получили 23 предприятия (объем заявленных инвестиций - 1967,35 млн руб., новые рабочие места - 685).
Основными вызовами развития как Республики Коми в целом, так и Арктической зоны Республики Коми являются:
1) негативные демографические тенденции: старение населения (в большей степени в сельской местности), снижение рождаемости, сохранение существенных объемов миграционной убыли населения, что влечет сокращение численности населения республики, отток перспективных молодых кадров и обезлюдение сельских территорий, рост демографической нагрузки на население трудоспособного возраста;
2) недостаточно диверсифицированная структура экономики: преимущественно добывающая (сырьевая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологичных промышленных производств, технико-технологическое отставание сельского хозяйства от других секторов экономики, отраслевые диспропорции инвестиционных вложений, профессиональные диспропорции спроса и предложения на рынках труда городов и районов республики, дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
3) инфраструктурные ограничения развития жизнедеятельности, в первую очередь, в дорожно-транспортной инфраструктуре: низкая плотность автомобильных дорог, ограниченная транспортная доступность отдельных населенных пунктов Республики Коми, несоответствие транспортной сети потребностям населения и организаций республики, значительная дифференциация по уровню обеспеченности транспортной инфраструктурой муниципальных образований:
отсутствие выходов к портам Северного морского пути как сдерживающий фактор социально-экономического развития республики;
ограниченность и недостаточность существующих железнодорожных магистралей для полномасштабного развития экономики Республики Коми;
отсутствие промышленных и технологических парков для размещения производственных и иных объектов в рамках реализации инвестиционных проектов, недостаточное развитие инфраструктуры промышленных площадок;
высокий износ жилищного фонда и инженерных сетей;
недостаточное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры: низкий охват покрытия мобильной связью территории республики, отсутствие доступа к сети "Интернет" на территории целого ряда сельских населенных пунктов (особенно малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов);
4) значительные территориальные диспропорции: низкая плотность населения и неравномерность расселения по территории Республики Коми, меж- и внутримуниципальные разрывы связанности территории, несопоставимость уровня и качества жизни в городе и селе, сокращение и измельчение сельских населенных пунктов;
5) наличие нарушенных земель - некультивированных, неиспользуемых, нерационально используемых и не вовлеченных в хозяйственный оборот; запустение сельских территорий, сопровождающееся выбытием из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения. Это приводит в том числе к росту безработицы на территории сельских населенных пунктов, оттоку населения с сельских территорий;
6) неблагоприятные природно-климатические особенности территории, обусловленные этим неравные условия хозяйствования товаропроизводителей и жизнедеятельности населения, функционирования производственной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры в сравнении с регионами центральных и южных районов Российской Федерации. Это влечет повышенный уровень затрат на ведение хозяйственной деятельности в северных климатических условиях (рост затрат на оплату труда в связи с начислением "северных" и районных надбавок к заработной плате, повышенные транспортные расходы за счет территориальной удаленности и транспортной изолированности отдельных территорий, повышенные коммунальные расходы, применение энергоемких технологий и другое), что в итоге также выражается в снижении инвестиционной привлекательности территории для потенциальных инвесторов.
II. Центры экономического роста Республики Коми
Формирование центров экономического роста Республики Коми осуществлялось с учетом:
1) Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185;
2) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на период до 2035 года, утвержденной решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 22 июня 2020 г. N 764;
3) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта" на период до 2035 года, утвержденной решением Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 25 декабря 2020 г. N IV-4/1;
4) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Усинск" на период до 2035 года, утвержденной решением Совета муниципального образования городского округа "Усинск" от 13 октября 2020 г. N 79;
5) Стратегии социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" на период до 2035 года, утвержденной решением Совета муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 24 декабря 2020 г. N 06-03/22;
6) территорий, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации;
7) территорий земельных участков в рамках программы "Гектар в Арктике".
Программа "Гектар в Арктике" в Республике Коми реализуется на территориях МО ГО "Воркута", "Инта", "Усинск" и МО МР "Усть-Цилемский".
В результате проведенного анализа определены 4 центра экономического развития Республики Коми (далее - Центр развития):
1. Транспортно-логистический и промышленный центр (МО ГО "Воркута").
2. Нефтегазовый центр (МО ГО "Усинск").
3. Центр развития добычи минеральных ресурсов и горного туризма (МО ГО "Инта").
4. Центр развития горнорудной промышленности и событийного туризма (МО МР "Усть-Цилемский").
1. Транспортно-логистический и промышленный центр
МО ГО "Воркута" занимает территорию площадью 24,2 тыс. кв. км и расположено на крайнем северо-востоке Республики Коми, граничит с Архангельской и Тюменской областями и МО ГО "Инта" Республики Коми, включает город республиканского значения Воркута, 8 поселков городского типа и 7 сельских населенных пунктов.
Расстояние от г. Воркута до столицы республики г. Сыктывкар - 1030 км. Автомобильное сообщение между Воркутой и другими городами России отсутствует, в связи с этим перевозки осуществляются железнодорожным (магистраль Москва - Котлас - Воркута с ветками в северном и восточном направлении) и авиа- (аэропорт класса В, военный аэродром "Советский") транспортом.
Воркута - арктический моногород, расположенный на Крайнем Севере России за 67 параллелью. Численность постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января 2022 года составила 71,3 тыс. человек. За последние 10 лет численность населения сократилась на 16,7 тыс. человек, или 19% (с 88,0 тыс. человек в 2013 году до 71,3 тыс. человек в 2022 году). В 2021 году численные потери населения обусловлены как естественной убылью (-328 человек), так и миграционным оттоком (-816 человек).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р МО ГО "Воркута" имеет статус моногорода с рисками ухудшения социально-экономического положения (2 категория).
С 2014 года МО ГО "Воркута" отнесено к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.
Воркутинский район является зоной стратегических интересов России, имеет потенциал дальнейшего развития на основе созданной в городском округе промышленной (угольной), транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры.
Перспективы развития Воркуты определяются ее высоким ресурсным потенциалом для развития угольной и горнодобывающей промышленности, формирования научно-исследовательской базы для изучения и освоения природных ресурсов, а также создания транспортно-распределительного узла.
МО ГО "Воркута" не имеет прямого выхода к Северному морскому пути, однако выступает как один из стратегически выгодных, опорных транспортно-логистических и промышленных узлов с точки зрения развития транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и социально-экономического развития Арктики. Воркута как транспортный узел обеспечивает логистику воркутинской угольной продукции, доставку промышленных грузов и других полезных ископаемых в соседние регионы.
Воркутинский район имеет огромный потенциал и возможности разработки расположенных на ее территории новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, широкого комплекса месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца и цинка, а также кварц-каолинового сырья.
Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими в Европе запасами угля (порядка 4 млрд тонн) и обладает высоким промышленным потенциалом.
В настоящее время градообразующее предприятие акционерное общество "Воркутауголь" состоит из основного производства в виде 4 шахт (Воргашорская, Воркутинская, Заполярная, Комсомольская), разреза Юньягинский и центральной обогатительной фабрики Печорская, а также сервисного предприятия Воркутинский механический завод и Воркутинского транспортного предприятия. Выпускаемая продукция: каменный уголь, бурый уголь, древесный уголь, в том числе коксующиеся угли марок "Ж", "К" и "ГЖО".
Основными видами экономической специализации являются топливная, пищевая, легкая промышленность, электроэнергетика. Лидирующей отраслью в экономике является добывающая промышленность.
Пищевая промышленность представлена следующими отраслями: хлебопекарная, кондитерская, производство полуфабрикатов. Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности является МУП "Воркутинский хлебокомбинат". Легкую промышленность представляет ООО "Воркутинская швейная фабрика".
В сфере агропромышленного комплекса осуществляют деятельность три организации (из них одна в сельском хозяйстве - ПСК "Оленевод"), сельскохозяйственную деятельность осуществляет одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
На территории Воркуты функционирует Воркутинский цех северного филиала ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", осуществляющий поставку автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-93, АИ-95. ООО "Воркутагаз-Инвест" поставляет дизельное топливо, газ.
Электроснабжение городского округа обеспечивают ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Центральная водогрейная котельная (ЦВК). Услуги водоснабжения предоставляет ООО "Водоканал".
Объем отгруженных товаров собственного производства организаций города за 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличился на 36,2% и составил 59 284 400 тыс. рублей, в том числе:
добыча полезных ископаемых - 155,1% к аналогичному периоду 2020 г.;
обрабатывающие производства - 413 800 тыс. рублей, или 100,1%;
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 8 578 900 тыс. рублей, или 108,1%;
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 842 600 тыс. рублей, или 115%.
Оборот организаций по сравнению с 2020 годом увеличился на 32,8% и составил 68 189 700 тыс. рублей.
Количество юридических лиц за 2020 год сократилось на 10% и составило 809 единиц.
Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год по сравнению с 2020 годом уменьшился на 5,9% и составил 8 476 500 тыс. рублей (за 2020 год - 9 003 300 тыс. рублей).
На территории МО ГО "Воркута" зарегистрировано 10 резидентов Арктической зоны Российской Федерации:
1) АО "Северная территория" с проектом "Разведка и добыча золота и минерального сырья на месторождении Естошорское" (объем инвестиций - 306 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 57);
2) индивидуальный предприниматель Симирняк Ирина Андреевна с проектом "Кафе Кондитерская" (объем инвестиций - 2,8 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 10);
3) ООО "Элита" с проектом "Создание и открытие семейного досугово-развлекательного комплекса "Нетландия" (объем инвестиций - 30 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 22);
4) индивидуальный предприниматель Новиков Сергей Николаевич с проектом "Семейный ресторан" (объем инвестиций - 3,13 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 17);
5) ООО "Лайм" с проектом "Строительство кафе" (объем инвестиций - 2 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 34);
6) ООО "Сервис" с проектом "Модернизация помещения под кафе" (объем инвестиций - 2,57 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 10);
7) ООО "Межмуниципальная дорожная служба" с проектом "Приобретение спецтехники для содержания автомобильных дорог и создание площадки для ее хранения" (объем инвестиций - 10 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 12);
8) индивидуальный предприниматель Герб Андрей Федорович с проектом "Служба доставки. Открытие розничных магазинов, направленных на реализацию изделий из натурального дерева и кальянной продукции" (объем инвестиций - 3,45 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 8);
9) ООО "Унивекс-Экология" с проектом "Сбор, транспортировка, обезвреживание, утилизация отходов 1-5 кл." (объем инвестиций - 1,7 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 3);
10) ООО "ФАКТОРИАЛ" с проектом "Бар с организацией интеллектуальных игр" (объем инвестиций - 1,5 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 10).
Для социального развития данного центра требуется приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, пожарной техники для территориальных подразделений противопожарной службы Республики Коми, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, 5 автобусов ПАЗ, парка коммунальной и снегоочистительной техники.
2. Нефтегазовый центр
МО ГО "Усинск" занимает территорию площадью 30,6 тыс. кв. км, что составляет 7,34% от площади Республики Коми, и расположен на северо-востоке Европейской части России, северо-восточной части Республики Коми. Включает город республиканского значения Усинск, 1 поселок городского типа, 5 поселков сельского типа и 13 сельских населенных пунктов.
Расстояние от Усинска до столицы Республики Коми г. Сыктывкара - 756 км. Автомобильное сообщение между Усинском и другими городами России отсутствует, в связи с этим перевозки осуществляются железнодорожным и авиатранспортом. В зимнее время существует зимняя временная автодорога.
Численность постоянного населения на 1 января 2022 года составила 42381 человек, что на 1% ниже уровня 2021 года.
С 2020 года МО ГО "Усинск" отнесено к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.
Сегодня Усинск - центр нефтедобывающей промышленности Республики Коми.
На территории городского округа находятся крупные промышленные предприятия - ООО "ЛУКОЙЛ - Коми", ООО "ННК-Северная нефть", ООО "СК "РУСВЬЕТПЕТРО", АО "ННК - Печоранефть", которые выступают крупнейшими налогоплательщиками и обеспечивают стабильный рост занятых в отрасли.
На долю местных предприятий приходится более трех четвертей всей добываемой в республике нефти, примерно в той же пропорции - число занятого населения в этой отрасли и смежных с ней отраслях.
Основными видами экономической специализации являются:
добыча полезных ископаемых;
обрабатывающие производства.
За 2021 год оборот организаций, включая территориально-обособленные подразделения (без субъектов малого предпринимательства, по организациям со средней численностью работников свыше 15 человек), по сравнению с 2020 годом (в фактически действующих ценах) увеличился на 58,2% и составил 325,8 млрд рублей.
Инвестиции в основной капитал в 2021 году составили 34,4 млрд рублей.
На 1 января 2022 года в муниципальном образовании зарегистрировано 975 ед. юридических лиц (по формам собственности: государственная - 12, муниципальная - частная - 837, другие - 63).
Наибольшее количество предприятий и индивидуальных предпринимателей в муниципальном образовании занято в отраслях: "Транспортировка и хранение", "Торговля оптовая и розничная", "Ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "Строительство".
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по Республике Коми, количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО "Усинск" на 10 января 2022 года составило 2155 единиц, в том числе 1468 индивидуальных предпринимателей.
На территории МО ГО "Усинск" зарегистрировано 10 резидентов Арктической зоны Российской Федерации:
1) ООО "Арктика 2020" с проектом "Строительство завода по производству строительных материалов для развития Арктических территорий" (объем инвестиций - 211,5 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 12);
2) ООО "ШАРК" с проектом "Строительство технопарка в Республике Коми" (объем инвестиций - 500,9 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест - 53);
3) ООО "Арктика сервис" с проектом "Строительство и функционирование семейного кафе" (объем инвестиций - 44,2 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 25);
4) ООО "Арктика Сервис" с проектом "Организация придорожного сервиса, питания и проживания в отдаленном месте в Республике Коми" (объем инвестиций - 9,2 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 15);
5) ООО "КУРГАН-СЕРВИС ЦЕНТР" (ООО "КСЦ") с проектом "Строительство Ремонтно-механических мастерских (Строительство РММ) в г. Усинске Республики Коми" (объем инвестиций - 85 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 20);
6) индивидуальный предприниматель Вихрицкий Виталий Петрович с проектом "Центр обслуживания машин" (объем инвестиций - 7,56 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 3);
7) индивидуальный предприниматель Курьязов Алишер Исмаилович с проектом "Строительство кафе" (объем инвестиций - 15 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 9);
8) ООО "Спецмонтаж" с проектом "Деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности" (объем инвестиций - 150,22 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 19);
9) ООО "Геостройтехнология" с проектом "Модернизация дробильно-сортировочного завода по производству щебня, ПГС и песка" (объем инвестиций - 100 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 44);
10) ООО "ВЕКТОР БЕЗОПАСНОСТИ" с проектом "Разработка программного обеспечения по автоматизации производственного контроля за соблюдением требований промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды на производственных объектах" (объем инвестиций - 5,36 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 4).
Перечень основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие МО ГО "Усинск":
низкая активность инвесторов, а также недостаточное финансирование для реализации инвестиционных проектов;
миграционный отток граждан, в том числе трудоспособного населения, за пределы города;
низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий;
нехватка квалифицированных кадров во всех отраслях экономики;
отсутствие автомобильного сообщения с другими муниципалитетами республики и регионами России, что обуславливает формирование ценовой политики.
Для социального развития данного центра требуется приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, пожарной техники для территориальных подразделений противопожарной службы Республики Коми, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, 5 автобусов ПАЗ, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения и улиц в населенных пунктах, строительство фельдшерско-акушерского пункта с жилым помещением для медицинского работника в с. Колва МО ГО "Усинск".
3. Центр развития добычи минеральных ресурсов и горного туризма
МО ГО "Инта" занимает территорию площадью 30,1 тыс. кв. км и расположено на северо-востоке Республики Коми, в 740 км от столицы Республики Коми г. Сыктывкар.
На севере МО ГО "Инта" граничит с МО ГО "Воркута", на юге - с МО МР "Печора", на западе - с МО ГО "Усинск" Республики Коми, на востоке - с Тюменской областью. Включает город республиканского значения Инта, 2 поселка городского типа и 20 сельских населенных пунктов.
С севера на юг округ пересекает железнодорожная магистраль "Воркута - Котлас", на территории города расположены 2 железнодорожные станции: "Инта-1" и "Инта-2". С 2013 года возобновилось воздушное сообщение со столицей республики г. Сыктывкар.
Автодорожная сеть Инты не входит в единую республиканскую автотранспортную сеть (автомобильное сообщение между Интой и другими городами России и Республики Коми отсутствует).
По состоянию на 1 января 2022 года в МО ГО "Инта" зарегистрировано 25,8 тыс. человек (в 1992 году - более 60,7 тыс. человек). Основным фактором сокращения численности населения является миграционный отток, вызванный отсутствием достаточного количества рабочих мест.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р МО ГО "Инта" имеет статус моногорода с рисками ухудшения социально-экономического положения (2 категория).
С 2020 года МО ГО "Инта" отнесено к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.
МО ГО "Инта" является специфической территорией, имеющей обширную минерально-сырьевую базу. Муниципалитет располагает значительными запасами угля, нефти, газа, марганца, кварца, золота, цветных и редкоземельных металлов, самоцветного сырья, известняков, глин, строительного и облицовочного камня, иных полезных ископаемых.
На территории МО ГО "Инта" находится Национальный природный парк "Югыд-Ва" - один из крупнейших природных резерватов мира, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, располагающий уникальными природными, геологическими и археологическими памятниками, редкими животными и растениями, что делает его перспективным в плане развития всех видов туризма.
На территории Национального парка расположен Кожимский горнорудный узел, который охватывает северную часть западного склона Приполярного Урала. Здесь известны многочисленные месторождения и проявления высококачественного жильного кварца и горного хрусталя, образующие крупнейшую в России Приполярноуральскую кварцевожильно-хрусталеносную провинцию.
К числу основных месторождений относятся Желанное, Пелингичей, Сураиз, Николай-Шор, Гранитное, Скалистое и другие.
В Кожимском узле находятся основные россыпные и коренные месторождения и проявления золота: Таврота, Пелингичей, Санавож, Синильга, Караванное, Чудное, Амфитеатр, Нестеровское и другие. Есть возможность прироста запасов металла за счет доразведки месторождений Чудного и Нестеровского, а также других перспективных проявлений.
Кроме месторождений кварца, горного хрусталя, золота и марганца, в Кожимском узле имеются Косьюнское месторождение медистых песчаников с ресурсами более 2,5 млн тонн и Кожимское свинцово-цинковое месторождение с ресурсами в несколько сот тысяч тонн.
В связи с организацией Национального парка и введением запрета на любую хозяйственную деятельность добычные и геологические работы были прекращены.
К Кожимскому узлу отнесено также Парнокское марганцевое месторождение, расположенное в долине р. Лемва, в 80 км восточнее Инты.
Железомарганцевые руды Парнокского месторождения отличаются высоким качеством и содержанием марганца более 40%. Вместе с марганцевыми находятся магнетитовые (железные) руды, отличающиеся высоким содержанием германия.
Всего за время эксплуатации месторождения добыто 129,9 тыс. тонн руды, которая поставлялась на Алапаевский завод ферросплавов и Челябинский цинковый завод. С 2005 года добычные работы приостановлены.
Также на территории округа находится 6 месторождений нефти и газа (Интинское, Усинокушшорское, Романъельское, Салюкинское, Кожимское, Кочмесское), однако их разработка осложнена в силу особого строения и геотектонического положения.
В настоящее время основными видами экономической специализации являются производство пищевых продуктов, строительных материалов, электро- и тепловой энергии.
Объем отгруженных товаров собственного производства организаций города за 2021 год по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличился на 98,4% и составил 4 833 600 тыс. рублей, в том числе:
по добыче полезных ископаемых - в 4,8 р.;
по обрабатывающим производствам - 495 200 тыс. рублей, или в 2,6 р.;
по обеспечению электроэнергией, газом, паром и кондиционированием воздуха - 944 800 тыс. рублей, или 136,3%;
по водоснабжению и водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 92,1%.
Оборот организаций в 2021 году составил 6 243 900 тыс. рублей (в фактически действовавших ценах), или 174% к уровню 2020 г.
Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 561 800 тыс. рублей, что в 2,2 р. больше уровня 2020 года (2020 г. - 252 800 тыс. рублей).
В городском округе в сфере агропромышленного комплекса занято пять организаций (из них четыре в сельском хозяйстве - ООО "Агрокомплекс "Инта Приполярная", ООО "Абезь", ООО "Петруньское", ООО "Интинское"), осуществляют сельскохозяйственную деятельность 3 крестьянских (фермерских) хозяйства, с которыми заключены соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства.
Городской округ специализируется на разведении северных оленей и крупного рогатого скота, на производстве и переработке молока и мяса.
В МО ГО "Инта" в настоящее время отсутствует дефицит учреждений социальной сферы, однако часть имеющихся учреждений характеризуется высокой степенью износа.
Кроме этого, социально-экономическое развитие городского округа невозможно без поддержания имеющейся городской инфраструктуры, улучшения качества городской среды и обеспечения безопасных условий для жизни и здоровья населения.
На территории МО ГО "Инта" зарегистрировано 3 резидента Арктической зоны Российской Федерации:
1) ООО "Завод карбидов и ферросплавов" с проектом "Завод по производству карбида кальция и ферросплавов" (объем инвестиций - 289 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 66);
2) ООО "Интинское" с проектом "Осуществление оленеводства и производство мясной продукции на территории городского округа Инта" (объем инвестиций - 6,03 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 153);
3) ООО "ЗЖБИ "Арктика" с проектом "Реконструкция завода ЗЖБИ" (объем инвестиций - 180,13 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 79).
Для социального развития данного центра требуется приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, пожарной техники для территориальных подразделений противопожарной службы Республики Коми, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, 5 автобусов ПАЗ, парка коммунальной и снегоочистительной техники.
4. Центр развития горнорудной промышленности и событийного туризма
МО МР "Усть-Цилемский" расположено в северо-западной части Республики Коми. На западе имеет протяженную границу с Архангельской областью, на севере - с Ненецким автономным округом, на востоке граничит с Усинском и Ижемским районом, на юге - с Княжпогостским и Удорскими районами, включает 37 населенных пунктов, из них 5 поселков сельского типа, 10 сел и 22 деревни.
Усть-Цилемский район в настоящих границах образован 15 июля 1929 года. Это самый большой по территории и самый слабозаселенный район республики. Административным центром является с. Усть-Цильма, в котором проживают 44% населения от общего числа жителей района.
Площадь составляет 42,5 тыс. кв. км, или 10,2% в общей земельной площади Республики Коми. Плотность населения 0,3 человека на 1 кв. км (при плотности 2,1 по Республике Коми).
Усть-Цилемский район находится на значительном расстоянии как от столицы республики, так и от других крупных населенных пунктов. Расстояние по автомобильной дороге от с. Усть-Цильма до г. Сыктывкара составляет 678 км, до ближайшей ж/д станции "Ираель" - 225 км, по реке до ближайшего речного порта г. Печора - 460 км, морского порта г. Нарьян-Мара - 418 км.
Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2022 года составила 10,8 тыс. человек. За последние 10 лет численность населения сократилась на 1,6 тыс. человек, или 13% (с 12,4 тыс. человек в 2013 году до 10,8 тыс. человек в 2022 году). В 2021 году численные потери населения обусловлены как естественной убылью (-79 человек), так и миграционным оттоком (-59 человек).
С 2020 года МО МР "Усть-Цилемский" отнесено к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, работающих на территории района, в 2021 году составил 923 000 тыс. рублей, что на 13% больше, чем в 2020 году, но в 2 раза меньше, чем в предыдущие годы, что связано с приостановкой с 2020 года добычи нефти на территории района, на которую приходилось 60% от общего объема отгруженной промышленной продукции.
Оборот организаций по сравнению с 2020 годом увеличился на 15,4% и составил 14 206 00 тыс. рублей.
Количество юридических лиц за 2020 год сократилось на 0,9% и составило 110 единиц.
По итогам 2021 года инвестиции, вложенные в экономику района за счет всех источников финансирования, составили 188 500,00 тыс. рублей (на 13% меньше, чем в 2020 году).
Суровые условия севера, отсутствие дорог, оторванность от промышленных центров не позволяют развивать крупный бизнес на территории района.
Экономика муниципального района представлена в основном малым бизнесом в таких сферах, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, пассажирские перевозки, хлебопечение, рыболовство, заготовка и переработка леса, строительство, обеспечение населения широким ассортиментом продуктовых и промышленных товаров, предоставление бытовых услуг и туризм.
На территории района по состоянию на 1 января 2022 года осуществляли свою деятельность 262 субъекта малого предпринимательства (на 01.01.2021 - 257), из них индивидуальных предпринимателей (включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств) - 226, юридических лиц - 36.
Основные виды продукции, производимые в районе, - цельномолочная продукция, масло животное, хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и субпродукты, рыба, лесоматериалы, пиломатериалы, деловая древесина.
В районе функционируют 166 объектов розничной торговли. 29 населенных пунктов обеспечиваются товарами через стационарные торговые объекты и объекты выездной торговли.
Также на территории района расположены 26 объектов бытового обслуживания (швейные мастерские, парикмахерские, косметические салоны, автосервисы, баня, салоны по ремонту радиоэлектронной аппаратуры) и 8 предприятий общественного питания (кафе, бары).
Все населенные пункты МО МР "Усть-Цилемский" отдаленные и достаточно труднодоступные. Между административным центром муниципалитета и большинством населенных пунктов регулярное автомобильное сообщение устанавливается только в зимний период, в связи с чем возникает потребность привлечения воздушного и водного видов транспорта.
Действующая на реке Печора судоходная обстановка позволяет осуществлять перевозки пассажиров и грузов речным транспортом до населенных пунктов, расположенных вдоль р. Печора. В периоды весенне-осеннего бездорожья организовывается воздушная связь между населенными пунктами района посредством вертолета.
Ключевым инвестиционным проектом, планируемым к реализации на территории МО МР "Усть-Цилемский", является создание горнометаллургического кластера на базе Пижемского месторождения титана со строительством железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига.
В контуре горно-металлургического комплекса планируется производить концентраты высокопористого рутила и циркона, игольчатого волластонита, оксида железа, прокаленный кварцевый песок, стекольный песок, диоксид титана, титановые порошки для 3D печати, специальную керамику и полимеры, а также различные строительные материалы с высокими экологическими характеристиками.
Для функционирования горно-металлургического комплекса необходимо создание транспортной инфраструктуры, основу которой составит строительство железнодорожной магистрали Сосногорск - Индига, которая соединит Северную железную дорогу и глубоководный морской порт Индига.
В зоне прохождения проектируемой ветки Сосногорск - Индига расположены месторождения титана, кварца, бокситов, марганца, меди, никеля, молибдена, золота, редкоземельных металлов, алмазов, фосфоритов, гипса, каолина.
На сегодняшний день на территории МО МР "Усть-Цилемский" зарегистрированные резиденты Арктической зоны Российской Федерации отсутствуют.
Для социального развития данного центра требуется приобретение средств подготовки и обслуживания аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, пожарной техники для территориальных подразделений противопожарной службы Республики Коми, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, 5 автобусов ПАЗ, автомобилей для перевозки пассажиров МБУ "ЦЖРЛиС" ГАЗ - A65R23 (NEXT) - 2 шт.
III. Обоснование выбора планируемых к реализации мероприятий Плана
План разработан с учетом имеющихся механизмов финансирования: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, государственные программы Российской Федерации, государственные программы Республики Коми и муниципальные программы муниципальных образований.
В целом Планом предусмотрена реализация 28 инвестиционных проектов на сумму 885 958,50 млн рублей и 53 объекта и мероприятия по развитию социальной и городской среды на сумму 2 256,60 млн рублей.
В качестве мероприятий с подтвержденным финансированием, реализуемых в рамках государственных программ Республики Коми, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, отобраны 36 мероприятий стоимостью порядка 1 500,00 млн рублей как наиболее значимые для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Республики Коми.
За счет иных межбюджетных трансфертов на общую сумму 772,3 млн рублей одобрена реализация 17 приоритетных мероприятий в центрах экономического роста Арктической зоны Республики Коми, в том числе: в транспортно-логистическом и промышленном центре (МО ГО "Воркута"), нефтегазовом центре (МО ГО "Усинск"), центре развития добычи минеральных ресурсов и горного туризма (МО ГО "Инта"), центре развития горнорудной промышленности и событийного туризма (МО МР "Усть-Цилемский").
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составят 5,2 тыс. рублей на 1 жителя Арктической зоны Республики Коми.
На 1 рубль привлеченных бюджетных средств будет вложено 1147,2 рублей частных инвестиций.
Перечни мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Коми, приоритетных инвестиционных проектов и индикаторов (показателей) их реализации представлены в приложении к настоящему Плану.
IV. Обоснование состава и значений индикаторов и показателей реализации мероприятий Плана
Система индикаторов социально-экономического развития центров экономического развития Республики Коми выстроена с учетом реализации мероприятий, предусмотренных в рамках Плана.
Реализация мероприятий Плана позволит достичь к 2025 году следующих основных показателей социально-экономического развития:
оснащение аэропортов (посадочных площадок) Арктической зоны Республики Коми аэропортовой техникой и оборудованием, обеспечивающим содержание и обслуживание аэродромов, средств наземного обеспечения полетов, окажет влияние на следующий показатель: сохранение возможности обеспечивать готовность аэропортов к приему воздушных судов не менее чем на 95% по сравнению к исходному уровню;
обновление парка пожарных автомобилей, выработавших свой ресурс, путем приобретения 6 единиц пожарной техники для пожарной части N 204 ГКУ Республики Коми "Управление ППС и ГЗ" МО ГО "Воркута" (1 ед.), N 202 ГКУ Республики Коми "Управление ППС и ГЗ" МО ГО "Инта" (1 ед.), N 203 ГКУ Республики Коми "Управление ППС и ГЗ" МО ГО "Усинск" (1 ед.) и N 151 ГКУ Республики Коми "Управление ППС и ГЗ" МО МР "Усть-Цилемский" (3 ед.) позволит повысить уровень боеготовности подразделений к проведению действий по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ;
приобретение муниципальными образованиями Арктической зоны Республики Коми новых автобусов окажет влияние на следующий показатель: сохранение уровня выполнения регулярных автобусных рейсов не менее чем на 90% от установленных расписанием;
приобретение парка коммунальной и снегоочистительной техники для МО ГО "Воркута" позволит обеспечить транспортное сообщение с населенными пунктами и улучшить транспортную доступность улично-дорожной сети в городе и в населенных пунктах, обеспечить качественное содержание дорог и повысить безопасность дорожного движения, снизить количество дорожно-транспортных происшествий с 23 единиц до 14 единиц, снизить число пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий с 27 единиц до 10 единиц;
приобретение коммунальной и снегоуборочной техники позволит своевременно и качественно восстанавливать и обслуживать сети уличного освещения на территории МО ГО "Инта", а также улучшить качество работ по уборке улично-дорожной сети города. С помощью приобретенных транспортных средств ежегодно будет осуществлено не менее 20 рейсов и организована уборка улично-дорожной сети в объеме не менее 3,2 кв. км;
доля протяженности улиц МО ГО "Усинск", отвечающих нормативным требованиям, увеличится с 24,67% до 27,8%;
строительство и введение в эксплуатацию нового здания фельдшерско-акушерского пункта с жилым помещением для медицинского работника в с. Колва МО ГО "Усинск" (195,27 кв. м) позволит привести условия оказания медицинской помощи населению к нормативным требованиям законодательства, обеспечить медицинских работников жилым помещением, повысит уровень качества и доступности оказываемой медицинской помощи, улучшит условия труда медицинского персонала;
приобретение автомобилей для перевозки пассажиров МБУ "ЦЖРЛиС" (ГАЗ - A65R23 (NEXT) - 2 шт.), являющегося муниципальным перевозчиком на 9 из 14 муниципальных маршрутах муниципального района "Усть-Цилемский", позволит повысить удовлетворенность населения качеством оказания транспортных услуг (до 55%) и повысить транспортную безопасность.
------------------------------
1Статистические данные представлены по Республике Коми в целом, информация по Арктической зоне Республики Коми отсутствует.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.