Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Кабардино-Балкарской Республики
от 30 декабря 2021 г. N 390/ОД
Руководство
по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, требований нормативных правовых актов, необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и имеет целью оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, включая разъяснение отдельных положений настоящего руководства, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - государственный контроль (надзор)) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
ежима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления государственного контроля (надзора):
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
постановление Правительство Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. N 194-ПП "Об осуществлении некоторых видов регионального государственного контроля (надзора) на территории Кабардино-Балкарской Республики Министерством природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики".
1.2. Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим, поскольку существует ряд подзаконных актов: постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и ведомств и т.д.
2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
2.1. Юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, а также граждане, являющиеся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
2.2. Физические лица (граждане), которые временно находятся в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон.
3. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления регионального государственного контроля (надзора)
Типовым нарушением является нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (статья 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)).
3.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной, должна быть исключена.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:
государственные природные заказники регионального значения;
памятники природы регионального значения;
дендрологические парки и ботанические сады.
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий государственных природных заказников регионального значения:
на территориях государственных природных заказников постоянно или временно исключается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам;
задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника;
на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий памятников природы:
на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон исключается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы;
собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов:
на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов;
задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением об этом дендрологическом парке или ботаническом саде.
Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации подлежит государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня.
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы влечет ответственность по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет ответственность по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, несут административную ответственность (дополнительно к указанной выше административной ответственности) по следующим статьям КоАП РФ:
часть 2 статьи 7.2 КоАП РФ (в части уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, в том числе на подземных водных объектах, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования; уничтожения или повреждения на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков) - влечет наложение административного штрафа;
статья 7.4 КоАП РФ (в части не обеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами) - влечет наложение административного штрафа;
статья 7.6 КоАП РФ (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах) - влечет наложение административного штрафа;
статьи 7.7, 7.9, 7.10, часть 1 статьи 7.11, статьи 8.5 - 8.9, статьи 8.12 - 8.14, часть 1 статьи 8.16, статьи 8.17, 8.18, 8.21, статьи 8.25 - 8.36, части 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37, статьи 8.38, 8.39, 8.45.1 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах), статья 8.48 (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях регионального значения) - влекут наложение административного штрафа.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, повлекшем причинение значительного ущерба, несут уголовную ответственность по статье 262 УК РФ (нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов) Уголовного кодекса Российской Федерации, также гражданско-правовую ответственность:
вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление (пункт 3 статьи 36 Закона N 33-ФЗ);
размер ущерба, исчисленный в соответствии с утвержденными таксами, увеличивается в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях (пункт 7 Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 4), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства");
при исчислении размера вреда, причиненного особо охраняемым водным объектам в результате нарушения водного законодательства коэффициент, установленный для бассейна водного объекта, увеличивается в 1,5 раза (таблица 2 приложения N 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87);
при исчислении размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды величина показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, равна 2-м для земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, особо ценных земель, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (абзац 2 пункта 8 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.