Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минцифры
Республики Мордовия
от "26".09.2022 г. N 144
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Министерстве цифрового развития Республики Мордовия
1. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве цифрового развития Республики Мордовия (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2258-р, распоряжения Главы Республики Мордовия от 4 февраля 2019 года N 76-РГ в целях:
- обеспечения соответствия деятельности Министерства цифрового развития Республики Мордовия (далее - Министерство) требованиям антимонопольного законодательства;
- осуществления мероприятий по профилактике и сокращению нарушений требований антимонопольного законодательства;
- определения порядка внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
- выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, управление рисками и их снижение.
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
антимонопольный комплаенс - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
уполномоченное подразделение - рабочая группа без образования отдельного структурного подразделения, осуществляющая внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве (далее - рабочая группа). Создается по решению Министра из числа гражданских служащих, входящих в действующую в Министерстве комиссию по противодействию коррупции, и должностных лиц, в полномочия которых входят правовая экспертиза и работа с кадрами;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве. Функции коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при Министерстве;
региональный уполномоченный орган - Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.
3. Принципы антимонопольного комплаенса в Министерстве:
заинтересованность руководства Министерства в эффективности антимонопольного комплаенса;
достаточность полномочий и ресурсов для выполнения задач уполномоченным подразделением;
подотчетность уполномоченного подразделения непосредственно руководству Министерства;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
информационная открытость функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
4. Общий контроль организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве осуществляется Министром цифрового развития Республики Мордовия (далее - Министр), который:
принимает приказы и положения, регулирующие антимонопольный комплаенс Министерства, изменения в них, иные внутренние документы, регламентирующие реализацию мероприятий антимонопольного комплаенса;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение гражданскими служащими Министерства правил антимонопольного комплаенса;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом.
5. Полномочия рабочей группы:
внедрение антимонопольного комплаенса в Министерстве, разработка мер контроля и осуществление контроля за его исполнением, инициация его рассмотрения на Общественном совете при Министерстве;
подготовка и представление на утверждение Министру Положения об антимонопольном комплаенсе (изменений в него), плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, иных внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
организация взаимодействия с антимонопольным органом;
консультирование государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
координация взаимодействия с коллегиальным органом;
мониторинг исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") антимонопольного комплаенса и подготовка документов для проведения оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
выявление комплаенс-рисков с присвоением им уровней согласно таблице 1, оценкой причин, условий и вероятности их возникновения;
подготовка и внесение на утверждение Министру карты комплаенс-рисков, ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
проведение (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) с составлением перечня, в который включаются классифицированные по сферам деятельности сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях: нарушенная норма антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, его последствия, результат рассмотрения нарушения антимонопольным органом, позиция антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения и недопущению повторного нарушения;
мониторинг исполнения мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, разработка предложений по их исключению;
подготовка аналитической справки по итогам мониторинга и анализа практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
проведение не реже 1 (одного) раза в год рабочих совещаний по обсуждению результатов правоприменительной практики с приглашением представителей антимонопольного органа;
подготовка для утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе, который подписывается руководителем рабочей группы и согласовывается с Министром;
взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
участие в разработке и организации процедуры внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса;
консультирование государственных гражданских служащих Министерства по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
инициация и организация внутренних проверок и расследований, связанных с фактами нарушений антимонопольного законодательства, участие в них, а также разработка методики таких расследований;
информирование ответственного лица и Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
проведение мониторинга и анализа проектов и действующих (не реже I раза в год) нормативных правовых актов;
ознакомление государственных гражданских служащих и граждан Российской Федерации при поступлении на государственную гражданскую службу с приказом Министерства об антимонопольном комплаенсе и настоящим Положением, основами антимонопольного законодательства;
выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению в рамках работы Комиссии по служебному поведению и противодействию коррупции.
6. Проведение мониторинга и анализа проектов и действующих (не реже 1 раза в год) нормативных правовых актов осуществляется посредством размещения на официальном сайте в сети "Интернет" действующих нормативных правовых актов (не реже одного раза в год) и проектов нормативных актов Министерства (за исключением содержащих сведения, отнесенные к охраняемой законом тайне) и уведомлений о начале сбора замечаний организаций и граждан в целях проведения публичных консультаций сроками: по действующим - не менее 30 (тридцати) рабочих дней, по проектам - не менее 7 (семи) рабочих дней со дня размещения.
О начале сбора замечаний рабочая группа посредством электронной почты или иным доступным способом извещает заинтересованные исполнительные органы государственной власти, организации, которые целесообразно привлечь к публичным консультациям.
По итогам рассмотрения полученных замечаний и предложений, с учетом позиции антимонопольного органа, Министру подготавливаются и представляются заключение о целесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты (представляются в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока публичных консультаций) или экспертное заключение о соответствии положений проекта нормативного акта требованиям антимонопольного законодательства.
Информация о вышеуказанных мероприятиях включается в доклад об антимонопольном комплаенсе и аналитическую справку, которая подписывается Министром и представляется в региональный уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 ноября отчетного года;
7. Функции коллегиального органа:
оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
рассмотрение и оценка плана мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
8. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) осуществляется рабочей группой по следующим критериям:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствует |
Незначительный |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения |
Существенный |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
9. По результатам проведенной оценки рисков, выявленных в ходе мероприятий антимонопольного комплаенса, рабочей группой совместно с другими подразделениями Министерства составляется карта комплаенс-рисков по приведенной ниже форме.
10. Карта комплаенс-рисков составляется ежегодно, утверждается Министром и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 октября отчетного года.
Карта комплаенс-рисков (форма)
N п/п |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
4. Проведение мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
11. В целях снижения комплаенс-рисков рабочая группа Министерства в срок до 1 декабря года, предшествующего отчетному, составляет и представляет на утверждение Министру план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (далее - План мероприятий). План мероприятий актуализируется в срок до 5 (пяти) рабочих дней после внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
12. Мониторинг исполнения Плана мероприятий осуществляет рабочая группа.
5. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
13. Определение и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса являются частью системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
14. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются ежегодно на очередной год рабочей группой и представляют собой количественные характеристики работы системы антимонопольного комплаенса, могут выражаться в абсолютных (единицы, штуки) или относительных значениях (проценты, коэффициенты).
15. Перечень и методика расчета ключевых показателей разрабатываются региональным уполномоченным органом на основании методических материалов Федеральной антимонопольной службы.
16. Рабочая группа не реже одного раза в год проводят оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации антимонопольного комплаенса в Министерстве и отражают итоги в докладе об антимонопольном комплаенсе.
17. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
18. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию о проведении мероприятий по выявлению и оценке комплаенс-рисков, об утверждении и исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков, о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, о проведении процедур ознакомления с антимонопольным комплаенсом, обучающих мероприятий.
19. Доклад об антимонопольном комплаенсе составляется рабочей группой, подписывается Министром и утверждается коллегиальным органом.
20. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе в Министерстве не позднее 1 декабря отчетного года представляется в региональный уполномоченный орган для включения информации в региональный доклад о функционировании в исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия антимонопольного комплаенса.
21. Утвержденный коллегиальным органом доклад об антимонопольном комплаенсе в Министерстве не позднее 20 января года, следующего за отчетным, направляется в региональный уполномоченный орган и размещается на официальном сайте (странице) Министерства в сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.