Наше предприятие является экспортером. По договорам поставки сначала производится отгрузка. Оплата иностранным контрагентом - в течение 90 дней с момента отметки в ГТД.
Налоговая инспекция в течение года провела три камеральные проверки, в ходе которых подтвердила применение налоговой ставки 0% и не указывала на наличие ошибок в предъявленных документах. Однако в ходе выездной налоговой проверки нам начислили авансовые платежи, а также на них еще пени и штрафы. По мнению проверяющих, до подтверждения пакета документов по применению налоговой ставки 0% все экспортные платежи согласно п.1 ст.162 и п.9 ст.167 НК РФ считаются авансовыми.
Мы же считаем, что у нас авансовые платежи не возникают, поскольку из п.1 ст.162 НК РФ следует, что аванс - это платеж в счет предстоящих поставок. А "предстоящих" поставок у нас не было.
Кто же прав: мы или налоговая инспекция?
По мнению автора, права организация, а не налоговая инспекция.
Налоговая база по НДС, определенная в соответствии со ст.153-158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (подп.1 п.1 ст.162 НК РФ). Из этого положения следует, что в целях главы 21 НК РФ авансовым признается платеж покупателя, сделанный до поставки.
Камнем преткновения для налоговой инспекции явилось понятие "поставка". По мнению налоговиков, поставка на экспорт признается таковой только после проверки и подтверждения пакета экспортных документов. Однако если такую точку зрения взять за отправную, то потеряли бы всякий смысл п.9 ст.165 и п.9 ст.167 НК РФ. И тогда по экспортным операциям нужно было бы начислять налог по обычным ставкам 20 и 10%, а после подтверждения документов производить восстановление и возмещение уплаченных сумм налога. Не было бы смысла до подтверждения документов подавать специальную налоговую декларацию для ставки 0%.
Напомним, что документы (их копии), указанные в п.1-5 ст.165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов). Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил эти документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 или 20%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях ст.176 НК РФ (п.9 ст.165 НК РФ в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ).
При реализации товаров (работ, услуг) на экспорт моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. В случае если этот пакет не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) соответствует моменту отгрузки (п.9 ст.167 НК РФ в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ).
Следует обратить внимание: когда говорится "собран полный пакет документов", имеется в виду, что документы есть в наличии у предприятия, а не проверены налоговым органом.
Анализ норм НК РФ не позволяет считать, что под поставкой экспортных товаров понимается момент принятия налоговым органом каких-либо документов. Напротив, под поставкой в налоговом законодательстве, как правило, понимается определенный процесс, включающий отгрузку товара и завершающийся переходом права собственности. Передача права собственности на товар согласно ст.39 НК РФ признается его реализацией. Под моментом поставки товаров на экспорт, по мнению автора, следует понимать момент их выпуска в режиме экспорта таможенными органами. В подтверждение вышесказанного приведем цитату из Письма УМНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 02-14/46484 "О НДС":
"В целях применения статьи 162 по подпункту 1 пункта 1 сообщаем, что МНС РФ Письмом от 14.08.2001 N 03-5-09/2418/Ч6-4742 разъяснило, что денежные средства, поступившие от инопокупателя по экспортным операциям на счет экспортера или его комиссионера после даты оформления региональными таможенными органами грузовой декларации на вывоз груза в режиме экспорта, не включаются в налоговую базу по НДС до истечения 180 дней с указанной даты...".
Таким образом, главный налоговый орган г. Москвы на стороне автора вопроса. В то же время нам не удалось отыскать Письмо МНС РФ, на которое ссылаются московские налоговики. Поэтому не исключено, что свою позицию вам придется отстаивать в арбитражном суде.
И. Макалкин,
эксперт "БП"
1 сентября 2002 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 38, сентябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.