Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2022 г. N 3а-507/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Галимова Б.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые указанной организацией с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2021 года за N 8557, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
В приложении 1 к указанному постановлению в муниципальном образовании города Казани приведены показатели одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция"), для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022 в постановление от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 (с изменениями, внесенными постановлением от 16 декабря 2021 года N 648-126/тэ-2021) внесены изменения. Наименование постановления после слов "Смежная сетевая компания "Интеграция" дополнено словами "на территории Технополиса "Химград" в системе теплоснабжения N 1.6 г. Казань, определенной схемой теплоснабжения муниципального образования город Казань, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 1543". Словами аналогичного содержания дополнен пункт 1 этого же постановления после слов "(далее - ООО "ССК "Интеграция")". Приложения 1 и 2 изложены в новой редакции. При этом приведены показатели одноставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Интеграция" на территории Технополиса "Химград" города Казани, для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808.
Кроме того, административный истец полагает, что соответствует всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям. Поэтому административный ответчик не вправе отказать в принятии затрат в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) по всем иным, кроме расположенных на территории Технополиса "Химград" города Казани, сетям теплоснабжения протяженностью менее 7 км, находящимся во владении ООО "Интеграция" в пределах границ города Казани, и не устанавливать (отменять ранее установленные) тарифы по этим сетям.
В судебном заседании представители ООО "Интеграция" Горюнова К.С., Горячих В.В., Евсеев А.А. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Биккинина Ч.А. административный иск не признали.
Представители акционерного общества (далее - АО) "Татэнерго" Мифтахов А.Р., Савинова О.Н. административному иску возражали.
Министерство юстиции Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы определения цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" о соответствии всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям и, как следствие, неправомерном отказе Госкомитетом в принятии затрат в НВВ по всем иным, кроме расположенных на территории Технополиса "Химград" города Казани, сетям теплоснабжения протяженностью менее 7 км, находящимся во владении ООО "Интеграция" в пределах границ города Казани, неустановлении тарифа по этим сетям, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.
Из материалов дела следует, что ООО "Интеграция", владея тепловыми сетями и являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, обратилось в орган регулирования - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2025 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "Интеграция" просило установить тарифы с применением метода индексации установленных тарифов.
По результатам рассмотрения на заседании Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам 17 августа 2022 года заявления ООО "Интеграция" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии административным ответчиком принято постановление от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022.
Правительством Российской Федерации 25 ноября 2021 года принято постановление, которым внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, в том числе в части определения критериев отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Этим же постановлением установлено, что указанные критерии, предусмотренные Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2021 года N 808, (далее - Правила организации теплоснабжения) применяются с 1 сентября 2022 года (пункт 2), а до 31 августа 2022 года собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, в отношении которых в установленном порядке утверждены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, признаются теплосетевыми организациями (пункт 3).
На дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) одним из совокупных критериев, предусмотренных пунктом 56(1) Правил организации теплоснабжения для отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев тепловыми сетями, используемыми для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной системы теплоснабжения составляет для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения более 1 миллион человек не менее 7 километров в двухтрубном исчислении (подпункт "а").
Из материалов дела следует, что согласно актуализированной схеме теплоснабжения города Казани, утвержденной приказом Минэнерго от 30 декабря 2021 года N 1543, в зоне деятельности ЕТО-1 АО "Татэнерго" существуют 6 систем теплоснабжения.
На основании представленных ООО "Интеграция" при подаче тарифной заявки документов установлено, что данной организацией эксплуатируют на основании договоров аренды, а также принадлежащие ей на праве собственности тепловые сети, расположенные в следующих системах теплоснабжения города Казани:
1) Система теплоснабжения N 1.1 (с источником теплоснабжения - Казанская ТЭЦ-1, тепловыми сетями АО "Татэнерго"): участки тепловых сетей в двухтрубном исчислении на территории ЖК "Сокольники" (585 м), ЖК "Симфония" (288 м), которые технологически не связаны друг с другом;
2) Система теплоснабжения N 1.2. (с источником теплоснабжения - Казанская ТЭЦ-2, тепловыми сетями АО "Татэнерго"): участки тепловых сетей на территории ООО "УК Веста" (904 м), ЖК "Взлетная полоса" - улица Лукина, 50 (238 м), которые технологически не связаны друг с другом;
3) Система теплоснабжения N 1.3 (с источником теплоснабжения - РК Горки, тепловыми сетями АО "Татэнерго"): участок тепловой сети в двухтрубном исчислении на территории ЖК "Родина" (1135 м - неразрывный);
4) Система теплоснабжения N 1.4 (с источником теплоснабжения - РК Азино, тепловыми сетями АО "Татэнерго"): участки тепловых сетей в двухтрубном исчислении на территории ЖК "Изумрудный город" (2922 м), ЖК "Экопарк Дубрава" (4484 м), ЖК "Оазис-2" (296 м), к жилому дому по улице Дубравная, 38а (497,2 м), которые технологически не связаны друг с другом;
5) Система теплоснабжения N 1.5 (с источником теплоснабжения - РК Савиново, тепловыми сетями АО "Татэнерго"): участок тепловой сети в двухтрубном исчислении на территории ТСЖ "Ривьера 71/5" по улице Чистопольская, 75 (40 м - неразрывный);
6) Система теплоснабжения N 1.6 (с источником теплоснабжения АО "ТГК-16" - Казанская ТЭЦ-3, тепловыми сетями АО "Татэнерго") участки тепловых сетей на территории АО "Химград" (Технополис "Химград") по улице Восстания, 100. ООО "Интеграция" эксплуатирует на основании договоров аренды с АО "Химград" (9833,55 м).
Следовательно, неразрывная протяженность участков тепловых сетей в двухтрубном исчислении, используемых ООО "Интеграция" для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в пределах 5 систем теплоснабжения: N 1.1, N 1.2, N 1.3, N 1.4, N 1.5 города Казани, составляет менее 7 км, что исключает признание административного истца теплосетевой организацией в указанных системах теплоснабжения, а потому с 1 сентября 2022 года в отношении данного Общества не могут быть утверждены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Вместе с тем в пределах системы теплоснабжения 1.6 города Казани - участки тепловых сетей на территории Технополис "Химград" (источник теплоснабжения АО "ТГК-16" - Казанская ТЭЦ-3) подлежат регулированию с установлением цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, поскольку их неразрывная протяженность составляет более 7 км в двухтрубном исчислении.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что системы 1.2, 1.5, 1.6 технологически связаны между собой, образуют одну общую систему теплоснабжения, поскольку согласно актуализированной схеме теплоснабжения города Казани, утвержденной приказом Минэнерго от 30 декабря 2021 года N 1543, все системы теплоснабжения (N 1.1, N 1.2, N 1.3, N 1.4, N 1.5, N 1.6) самостоятельны. Данный документ не оспорен, является действующим.
Суд полагает несостоятельными доводы заинтересованного лица - АО "Татэнерго" и административного истца о несогласии с величиной протяженности тепловых сетей, эксплуатируемых ООО "Интеграция" на основании договоров аренды с АО "Химград", учтенной Госкомитетом при установлении оспариваемых тарифов (9833,55 м).
Протяженность указанных тепловых сетей была определена административным ответчиком на основании договоров аренды, предоставленных ООО "Интеграция" при подаче тарифных заявок, неоднократно проверена, а также была предметом обсуждения при рассмотрении Верховным Судом Республики Татарстан аналогичных административных дел с участием тех же организаций. Отсутствие государственной регистрации и кадастрового учета спорных тепловых сетей само по себе не может служить основанием для отказа в их учете для целей определения тарифов при доказанности факта использования в регулируемой деятельности.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании не действующим в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 августа 2022 года N 130-16/тэ-2022 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2021 года N 529-116/тэ-2021 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция", на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 516-94/тэ-2020", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2022 г. N 3а-507/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 г. N 66а-222/2023 настоящий документ отменен