Что же такое "фашизм"?
От этимологии - к законодательному определению
В современном мире политическая деятельность подчас проводится в формах и при помощи методов, которые вполне можно было бы назвать экстремистскими. Она зачастую не только нарушает права и свободы граждан, но способна поставить под угрозу само существование конституционного строя. В связи с этим большинство граждан предъявляют государству обоснованные требования оградить общество от угроз политического экстремизма. Однако зачастую ярлыки экстремиста и, как наиболее одиозной его разновидности, фашиста "навешивается" безосновательно. Принятый недавно Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" в определенной мере вносит ясность в вопрос о том, что же такое экстремистская деятельность и кто же такой экстремист. Вместе с тем Закон, к сожалению, не дает определение фашизму.
Как показывает история, кризисное состояние государства и связанное с ним массовое обнищание населения способны создать благоприятную почву для возникновения расистской и фашистской идеологий. А разгул преступности и безнаказанность преступников, как правило, порождают у законопослушного населения мечты о "сильной руке", способной решительными мерами навести порядок в стране. Чрезвычайно опасным в этих условиях представляется манипулирование терминами "фашизм", "фашисты", а также основанным на традиционных цветах германских нацистов термином "красно-коричневые".
Сегодня фашизм признается крайним и одним из наиболее опасных проявлений политического экстремизма. В Федеральном законе "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" подчеркивается, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является решительная борьба с проявлениями фашизма. Однако отсутствие юридически четкого общепризнанного определения этого понятия приводит к вольному его толкованию и использованию в качестве политического ярлыка. Используя его с целью дискредитации и компрометации политических противников, некоторые политические деятели и средства массовой информации способствуют тем самым внедрению фашизма в повседневную жизнь, приучают к нему массы и как бы пропагандируют идеи фашизма, пробуждая к ним общественный интерес. По мнению германского ученого В. Виппермана, одного из самых авторитетных специалистов в области исследования проблемы фашизма и нацизма, легко поддаться искушению использовать понятие "фашизм" как простое бранное слово, которым можно обмениваться со своими противниками. При этом, как считает ученый, "теряется специфическое качество фашизма и умаляется его опасность, он представляется даже чем-то безобидным"*(1).
Таким образом, возникает потребность в принятии законодательных актов, определяющих, что такое фашизм и фашистская идеология, что представляют собой система фашистских организаций и политическая практика фашизма. При этом речь, на мой взгляд, должна идти о необходимости выработки именно юридического определения понятия "фашизм". Это задача юристов. Однако выработать такое определение они вряд ли смогут без помощи политологов, задача которых - определить четкие критерии, отделяющие фашизм от иных, схожих или идентифицируемых с ним движений и идеологий.
Термин "фашизм" появился в Италии. Латинское слово fascio - пучок, связка прутьев - символ должностных лиц, ликторов, оберегавших общественный порядок в античном Риме, обрело в итальянском языке новое понятие - союз. Существует множество определений фашизма. Но все они носят в той или иной степени неофициальный характер, и, следовательно, не могут быть неоспоримо использованы в судебной практике. Приведем некоторые из них. В 1934 году на XIII пленуме ИККИ фашизм был определен как открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала.
Известный английский философ Б. Рассел в своем "Словаре разума, материи и морали" пишет о фашизме следующее: "Фашизм - это сложное движение... Это антидемократизм, это национализм, капитализм и обращение к тем слоям среднего класса, которые страдают от современного развития и пострадают еще больше, если будет установлен социализм или коммунизм... Он считает наибольшее счастье наибольшего числа людей правильным принципом государственного устройства, но отбирает определенных индивидов, нации и классы в качестве "лучших" и единственно стоящих внимания. Остальных силой заставляет служить интересам избранных".
Приведем и такое определение: "Фашизм предстает перед нами как особая форма буржуазной диктатуры, использующая наряду с террором и насилием методы идеологического и материального воздействия на массы в целях создания широкой социальной базы, массовой опоры" (История фашизма в Западной Европе. М., 1978. С. 37).
В Большом энциклопедическом словаре, изданном в 1997 году, фашизм определяется как "социально-политическое движение и государственный режим тоталитарного типа", противопоставляющий ценностям демократии так называемый "новый порядок" и предельно жесткие средства его утверждения, опирающийся на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет "вождя" и применяющий тотальный массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид и ксенофобию по отношению к "чужим" нациям и социальным группам.
Думается, представляет интерес определение, предложенное специалистами Российской академии наук. Оно было дано во исполнение Указа Президента РФ от 23 марта 1995 г. "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти и борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации". При выработке определения фашизма ученые исходили из следующих родовых признаков и характеристик, по совокупности которых слагается наиболее распространенное определение фашизма как идеологии, политического движения и политической практики.
1. Крайний национализм (шовинизм) и утверждение принципа национальной (расовой) исключительности; признание за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка. Насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их правового статуса вплоть до физического уничтожения (геноцид).
2. Культ вождя как единственно легитимного выразителя национальной идеи и воли народа.
3. Отрицание демократии, разделения властей и плюрализма в пользу диктатуры (режима тотального господства), однопартийности (с иерархической партийной структурой), единомыслия; культ авторитета и отношений подчинения. Создание военизированных формирований. Индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника.
4. Социальная демагогия; постоянный поиск врага в целях сплочения и возрождения нации. Культ силы, апологетика войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации.
5. Оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого. Использование специфической символики, одобрение литературных источников откровенно фашистского или близкого к нему типа.
Опираясь на эти признаки, специалисты Российской академии наук определяют фашизм как идеологию и практику, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Принимая данное определение в качестве базисного, мы вместе с тем не можем не отметить, что не всем разновидностям фашизма свойственны все без исключения признаки, обозначенные в данной формулировке. Например, крайний национализм, расизм и антисемитизм не всегда были характерной особенностью итальянского и британского фашизма, а также испанских фалангистов. Муссолини и Мосли (лидер Британского союза фашистов), изначально исповедуя национализм, понимали под понятием "нация" совокупность всех граждан государства, независимо от их национальности. Позицию Муссолини по данному вопросу характеризуют следующие его слова: "Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации".
Практически такова же и практика британских фашистов. На первом этапе деятельности Британского союза фашистов (1932-1933 гг.), когда британский фашизм не только находился под заметным идеологическим влиянием идей Муссолини, но и пользовался значительной финансовой поддержкой лидера итальянских фашистов, Мосли провозглашал отсутствие в фашистском движении религиозной, национальной нетерпимости и антисемитизма. Риторика Мосли в тот период носила скорее национально-патриотический, а не расистский характер. Попытки его провозгласить антисемитизм в качестве доктринальной установки, предпринятые в 1934-1936 гг., были продиктованы желанием сближения с гитлеровской Германией в целях решения финансовых проблем английских фашистов, возникших в результате резкого снижения в тот период популярности БСФ. Однако проведение антиеврейских акций Мосли удалось организовать только в районе восточного Лондона. В региональных же отделениях БСФ политика антисемитизма не нашла поддержки. В немалой степени это было вызвано сдержанным и даже порой отрицательным отношением некоторых провинциальных руководителей БСФ к подобной политике. Многие рядовые члены БСФ также не поддержали антисемитской политики центрального руководства союза, а некоторые из них даже покинули ряды фашистов.
В послевоенные годы понятие фашизма было сильно размыто. Этим понятием зачастую характеризуются ситуации и проявления, которые имеют мало общего с традиционным ("классическим") фашизмом. Непрекращающееся размывание понятия "фашизм" привело к тому, что в последнее время различные исследователи стали критически относиться к смыслу и полезности самого названия "фашизм". Неразборчивое применение выражения "фашистский" может привести к умалению опасности "настоящего" фашизма, а также к недопустимой по научным и политическим мотивам демонизации антидемократических особенностей авторитарных режимов.
Представляется, что определение, данное специалистами РАН, охватывает весь спектр экстремистских политических движений и идеологий, которые в настоящее время принято объединять под общим термином "фашизм". Сюда относятся и национал-социализм, и фашизм как таковой. Однако, на мой взгляд, специалисты РАН, составив приведенный перечень признаков фашизма, одновременно задали юристам несколько вопросов, на которые тем предстоит найти ответ.
Во-первых, необходимо решить: всем ли из перечисленных признаков должна соответствовать организация, чтобы суд признал ее фашистской. Если мы ответим на этот вопрос утвердительно, тогда мы рискуем, что ни одну организацию юридически нельзя будет признать фашистской, поскольку достаточно велика вероятность отсутствия хотя бы одного из перечисленных признаков.
Во-вторых, если мы признаем, что для объявления организации фашистской достаточно наличия лишь части из приведенного перечня, тогда надо определить - сколько признаков из пяти перечисленных должно быть достаточно для суда, чтобы он признал организацию фашистской - четырех, трех, двух или одного. Согласитесь, задача весьма трудная, ибо, как показывает практика, из приведенных специалистами РАН признаков хотя бы одному соответствует огромное количество организаций. Например, признак "постоянный поиск врага" в полной мере наличествует в программных документах и практической деятельности "Демократического союза". В то же время, как мы показали ранее, организации итальянских и английских фашистов соответствуют не всем из перечисленных признаков.
Но задача заключается в том, чтобы попытаться дать определение именно фашизму как самостоятельному направлению или разновидности политического экстремизма. Думается, для решения поставленной задачи необходимо выделить такие признаки, которые были бы характерны только для фашизма. И именно для так называемого "классического" фашизма. Если проанализировать идеологические основы "классического" фашизма, сформулированные его основателем и главным идеологом Б. Муссолини, следует выделить два главных определяющих признака. Во-первых, абсолютный культ государства. Во-вторых, признание войны как необходимого условия существования нации и государства.
Подводя итог, можно предположить, что с точки зрения фашизма война - это необходимое условие существования нации, а значит - и фашистского государства. Поэтому фашизм и представляет из себя угрозу для всего человечества.
Таким образом, исходя из этих двух главных идеологических признаков и основываясь на признаках фашизма, данных Российской академией наук, можно предложить следующее определение.
Фашизм - это идеология, исповедующая, во-первых, тотальный приоритет государства над обществом и личностью и, во-вторых, возводящая войну в ранг необходимого условия существования общества и государства. 0
По моему мнению, два отмеченных в определении признака являются единственно определяющими для фашизма как идеологии. И для признания какой-либо идеологии в качестве фашистской необходимо наличие обоих признаков.
Если рассматривать фашизм как политический режим, следует отметить, что он является разновидностью тоталитарного режима. Существует множество определений тоталитаризма, однако все они сводятся к пониманию тоталитаризма как государственного строя или политического режима, осуществляющего абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Тем не менее не следует отождествлять всякий государственный тоталитаризм (или тоталитарный режим) с фашизмом (или фашистским режимом), ибо государственный тоталитаризм, в полной мере соответствующий первому признаку фашизма (из обозначенных в этой статье), в политической жизни общества и межгосударственных отношениях может не иметь второго признака.
Могут возразить, что под предлагаемое определение фашизма не попадают многие организации, которые часто называют фашистскими, либо эти организации сами относят себя к таковым. Ответ может быть только один: провозглашать себя фашистом и быть фашистом - не одно и то же. Например, национально-патриотический фронт "Память" открыто провозглашает свою приверженность фашизму и использует соответствующую символику. Однако в их программных документах и практической деятельности отсутствует апологетика войны. А это значит, что ни в соответствии с приведенным определением, ни в соответствии с признаками, предложенными специалистами РАН, НПФ "Память" нельзя безоговорочно причислять к фашистским организациям.
Подводя итог, можно констатировать, что отсутствие четкого научно обоснованного юридического определения фашизма приводит к словесной эквилибристике, "навешиванию" ярлыков. Обвинений в фашизме в новейшей истории России не избежал, пожалуй, ни один политик (фашистами называли и Б. Ельцина, и В. Жириновского, и А. Макашова), ни одно политическое направление ("красно-коричневые" - демократы о коммунистах, "демофашисты" - коммунисты о демократах). Подобное несет в себе угрозу, во-первых, размывания самого понятия "фашизм", во-вторых, снижение в общественном мнении уровня осознания общественной опасности фашизма. Чтобы избежать этих негативных последствий, необходимо предложить обществу и государству четкие критерии фашизма, фашистской организации, применимые как в научной дискуссии, так и в правоохранительной деятельности и судопроизводстве. Проблема состоит также и в том, что корни политического радикализма, переходящего в экстремизм, лежат в плоскости мировоззрений и во многом зависят от гражданской зрелости всего общества. Таким образом, можно с полным основанием сделать вывод, что решать проблему экстремизма следует не только на правовом поле, но также и в области гражданского воспитания и повышения демократической культуры всего общества. Можно также сделать вывод, что распространение политического экстремизма в обществе в значительной степени зависит от того, как оценивает и воспринимает данное общество насилие во всех его формах (идеологическое, психологическое, информационное, физическое), насколько оно его оправдывает или отвергает.
В. Ковалев,
юрист (г.Москва)
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982. Новосибирск, 2000. С. 161.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что же такое "фашизм"? От этимологии - к законодательному определению
Автор
В. Ковалев - юрист (г.Москва)
"Российская юстиция", 2002, N 10, стр.52