Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
муниципального образования
город Новороссийск
от 23.11.2022 г. N 6928
Программа развития
детско-юношеского спорта на территории муниципального образования город Новороссийск до 2030 года
1. Общие положения
Программа развития детско-юношеского спорта на территории муниципального образования город Новороссийск до 2030 года (далее - Программа) разработана в соответствии Программой развития детско-юношеского спорта в Краснодарском крае до 2030 года, утвержденной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 мая 2022 года N 162-р, Стратегией развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования город Новороссийск на период до 2030 года, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 13 сентября 2021 года N 5650, предусматривает комплексное развитие детско-юношеского спорта (включая подготовку спортивного резерва), ориентированную на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Укрепление здоровья молодого поколения жителей Новороссийска, приобщение его к систематическим занятиям физической культурой и спортом являются одними из приоритетных направлений развития нашего города.
Поддержку и развитие детско-юношеского спорта необходимо рассматривать как приоритетное направление в социальной политике муниципального образования город Новороссийск, способствующее увеличению продолжительности и повышению качества жизни граждан, раскрытию таланта каждого человека, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом и направлена на совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях и учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся, их воспитания.
2. Состояние системы детско-юношеского спорта
Детско-юношеский спорт является важнейшим элементом системы физической культуры и спорта в муниципальном образовании город Новороссийск, обеспечивающим вовлечение детей в систематические занятия спортом, их физическое развитие, воспитание и подготовку, формирование и укрепление их здоровья, патриотическое воспитание и формирование их гражданской идентичности.
Система детско-юношеского спорта в муниципальном образовании город Новороссийск включает в себя детей, занимающихся физической культурой и спортом в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также самостоятельно, в том числе по месту жительства и месту отдыха, и принимающих на регулярной основе участие в спортивных соревнованиях.
За период с 2018 год по 2022 год в муниципальном образовании город Новороссийск значительно модернизированы системы физического воспитания и подготовки спортивного резерва. Получили развитие материально-техническая база физической культуры и спорта, кадровое, методическое и медицинское обеспечение детско-юношеского спорта.
С 2018 год по 2022 год увеличена численность детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях, подведомственных управлению по физической культуре и спорту и управлению образования с 13 040 человек до 14 789 человек.
С 2019 года в муниципальном образовании город Новороссийск реализуется Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей, в рамках которой сведения об охвате детей выгружаются в единой федеральной автоматизированной информационной системе дополнительного образования из региональной системы - автоматизированной информационной системы "Навигатор" (далее - АИС - "Навигатор" (распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 года N 177-р "О концепции мероприятий по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование").
В соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 12 июля 2021 года N 2264 "О зачислении детей в образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы" образовательным организациям рекомендовано продолжить работу по зачислению обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы через АИС "Навигатор". Число обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, включенных в АИС "Навигатор", составляет 20 425 человек.
В 2022 году в сфере физической культуры и спорта 10 спортивных школ начали работу в автоматизированной информационной системе "Мой спорт". В системе на данный момент зарегистрированы все спортсмены, проходящие спортивную подготовку по видам спорта, а также их законные представители.
Данная система разработана для тренеров, административного персонала спортивных школ, родителей, а также позволяет Министерству физической культуры и спорта Краснодарского края проводить мониторинг эффективности работы в системе. Через данную систему родители записывают своих детей в спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва; тренеры ведут занятия (составляют план занятия, отмечают присутствующих, делают заметки, замечания в личном деле спортсмена). Родители также имеют свой личный кабинет в системе и могут в режиме онлайн отследить успехи детей или же замечания с тренировочных занятий. Кроме того, Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края проводит мониторинг работы в системе, отмечая активность и пассивность работы спортивных школ.
Необходимо отметить, что автоматизированная информационная система "Мой спорт" развивается. В скором времени будет организована работа по улучшению личного кабинета спортсмена, сведений об организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва. Также в личном кабинете будут отмечаться личные достижения спортсменов, участия в соревнованиях, присвоение разрядов.
Вся информация о спортивных секциях, тренерах и тренировках учреждений спортивной направленности, подведомственных управлению по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск, размещается на едином информационном портале https://sport-nvrsk.ru.
2.1. Дошкольные образовательные организации
В Новороссийске 58 муниципальных дошкольных организаций.
Численность воспитанников в них составляет 15 596 детей. В каждой дошкольной образовательной организации реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, которая включает, в том числе парциальные программы по формированию основ здорового образа жизни.
Работа по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области "Физическое развитие", напрямую зависит от возраста детей и реализуется в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста такими видами деятельности являются игровая и двигательная, а также музыкально-ритмические движения.
В дошкольных образовательных организациях в перерывах между видами детской деятельности проводятся: гимнастика (бодрящая, дыхательная, пальчиковая, для глаз и т.д.), физкультминутки и динамические паузы, ритмические движения, игры-имитации.
В детских садах города Новороссийска родителей знакомят с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях через родительские собрания, привлекают их к проведению спортивных праздников и мероприятий, проводят дни открытых дверей с просмотром открытых занятий по физкультуре, ритмике, утренней гимнастики, закаливающих процедур, режимных моментов (обучение культурно-гигиеническим навыкам и др.).
Проводятся консультации для педагогов по профилактике детского травматизма, беседы и консультации о формировании физической культуры личности и приобщении к здоровому образу жизни.
В родительских уголках размещаются информационные статьи, пропагандирующие здоровый образ жизни, родители детей делятся опытом семейного воспитания по физической культуре и оздоровлению малышей в семье.
2.2. Общеобразовательные организации
В настоящее время в Новороссийске осуществляет деятельность 38 образовательных организаций с общей численностью обучающихся 41 101 человек, из них:
33 - дневных муниципальных общеобразовательных организаций;
1 - государственная коррекционная общеобразовательная организация;
1 - государственная кадетская общеобразовательная организация;
3 - негосударственные общеобразовательные организации.
Согласно статистическим сведениям о состоянии физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательных организаций в первом полугодии 2021/2022 учебного года в рамках сетевого взаимодействия-30 общеобразовательных организаций предоставляют свою спортивную инфраструктуру.
Спортивно-оздоровительная инфраструктура образовательных организаций представлена многофункциональными спортивными площадками, спортивными залами и другими объектами спортивной инфраструктуры.
Учебный предмет "Физическая культура" обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления. Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально-культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Для реализации третьего часа учебного предмета "Физическая культура" и внеурочных занятий в общеобразовательных организациях муниципального образования город Новороссийск, в том числе расположенных в сельской местности, реализуются общеобразовательные программы по 2 видам спорта (самбо, шахматы).
В рамках реализации Всероссийского проекта "Самбо в школу" в 2021/2022 учебном году в 20 общеобразовательных организациях созданы условия для успешной реализации данного проекта, в том числе кадровое и материальное обеспечение.
42 педагогических работника прошли обучение по программам повышения квалификации за период реализации проекта "Самбо в школу" с 2020 года по 2022 год.
Борцовскими коврами оснащены все общеобразовательные организации, участвующие во Всероссийском проекте "Самбо в школу".
Дополнительным ресурсом развития Всероссийского проекта "Самбо в школу" является работа инструкторов по спорту во внеурочное время с обучающимися общеобразовательных организаций.
Для занятий школьников во внеурочное время в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие физической культуры и спорта" выделена субсидия бюджету муниципального образования город Новороссийск на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края в целях обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту, привлеченных к проведению занятий по виду спорта "самбо".
В 2020, 2021, 2022 году работу проводят 10 инструкторов по спорту в рамках реализации Всероссийского проекта "Самбо в школу". Общее число занимающихся - 200 школьников.
Ежегодно в образовательных организациях города проходят мероприятия, посвященные Всероссийскому дню Самбо.
В ноябре 2021 года в 33 общеобразовательных организациях были проведены различные мероприятия, посвященные Всероссийскому дню Самбо: Всероссийский урок самбо, классные часы, мастер-классы, открытые занятия, конкурсы, фотоконкурсы, викторины, просмотр фильмов и флешмобы. Численность обучающихся, принявших участие в указанных мероприятиях, составила 23 321 человек.
В 2021 году управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск и управлением образования муниципального образования город Новороссийск проведен муниципальный этап краевых соревнований среди школьников по самбо "Школьная лига самбо". В соревнованиях приняли участие 180 обучающихся общеобразовательных организаций, юноши и девушки 2007 - 2009 года рождения.
Всероссийский проект "Шахматы в школу" реализуется в муниципальном образовании город Новороссийск с 2016 года. В настоящий момент в проекте участвуют 33 общеобразовательные организации, общий охват - 14 094 обучающихся.
Проект реализуется в основном в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. В трех общеобразовательных организациях шахматы введены в качестве учебного предмета.
Ежегодно проводится краевой конкурс на лучшую организацию преподавания шахмат в школе. По итогам 2020/2021 учебного года все призовые места достались общеобразовательным организация МО город Новороссийск: 1 место - СОШ N 10, 2 место - СОШ N 34, 3 место - ООШ N 25; в 2021/2022 учебном году - 1 место заняла СОШ N 40.
2.3. Организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
В системе образования муниципального образования свою деятельность осуществляют 7 организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее - ДЮСШ), а также 2 учреждения дополнительного образования, реализующие физкультурно-спортивные программы.
Общая численность обучающихся по программам физкультурно-спортивной направленности - 8341 человек: дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы - 4033 человек; дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы - 4308 человек.
В МБУ ДО ДЮСШ "Виктория" созданы структурные подразделения по спортивной подготовке, в которых занимаются по программам спортивной подготовки 28 человек.
В детско-юношеских спортивных школах организовано 48 отделений по 33 видам спорта. Обучение осуществляют 195 тренеров-преподавателей.
2.4. Организации, осуществляющие спортивную подготовку
Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов спорта и представляет собой процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.
В настоящее время 10 физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск, реализуют программы спортивной подготовки по видам спорта.
С 1 января 2023 года организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, будут переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивные школы".
Остается высоким показатель по количеству медалей, завоеванных воспитанниками спортивных школ города Новороссийска на официальных соревнованиях различного уровня. В 2021 году новороссийскими спортсменами завоевана 1393 медаль (1056 - региональные соревнования, 332 - всероссийские, 5 - международные).
Всего в муниципальном образовании город Новороссийск открыто 42 отделения по видам спорта. Численность занимающихся на этапах спортивной подготовки всех возрастных категорий составляет 5 103 человек, в том числе 2 071 спортсмен занимается на этапе начальной подготовки, 1 150 спортсменов - на тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), 74 спортсмена - на этапе совершенствования спортивного мастерства, 2 спортсмена - на этапе высшего спортивного мастерства.
Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся по программам спортивной подготовки, в муниципальном образовании город Новороссийск составляет 3 297 человек.
Ключевым вопросом реализации Программы является кадровое обеспечение отрасли. Тренировочный процесс в спортивных организациях осуществляется под руководством 95 тренеров, осуществляющих спортивную подготовку.
Для сохранения высококвалифицированного тренерского потенциала и привлечения молодых специалистов к тренерской работе в соответствии с Законом Краснодарского края от 6 февраля 2008 г. N 1376-КЗ "О социальной поддержке отдельных категорий работников государственных и муниципальных физкультурно-спортивных организаций Краснодарского края отрасли "Физическая культура и спорт" и государственных и муниципальных организаций дополнительного образования Краснодарского края, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, отрасли "Образование" молодым и заслуженным тренерам утверждены дополнительные ежемесячные выплаты.
Качественная подготовка спортивного резерва в городе неразрывно связана с реализацией программ развития видов спорта в Краснодарском крае, большое внимание в которых уделяется соревновательной деятельности.
В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивного резерва и физического совершенствования подрастающего поколения. В 2021 году управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск в календарный план включено 498 мероприятий, в которых приняли участие более 60 тысяч спортсменов. В 2022 году в календарный план включено 528 спортивных и физкультурных мероприятий.
Благодаря выстроенной системе подготовки спортивного резерва Новороссийск входит в число лидеров в Краснодарском крае по числу спортсменов, включенных в состав спортивных сборных команд региона. В 2022 году в состав спортивных сборных команд России включено 8 спортсменов, в состав спортивных сборных команд Краснодарского края включено 185 спортсменов (2021 год - 24 спортсмена в составе сборных команд России, 246 спортсменов - в составе сборных команд Краснодарского края).
Спортсмены муниципального образования сохраняют высокую конкурентоспособность на региональной и всероссийской арене. За последние 5 лет наиболее значимыми событиями стали:
- бронзовая медаль II Европейских игр в соревнованиях по греко-римской борьбе Головина Александра;
- победа Ендовицкого Валерия на кубке Европы по дзюдо;
- Корнюшин Антон стал бронзовым призером Чемпионата Европы по Тхэквандо (ГТФ);
- Лопин Дмитрий стал победителем кубка и призером чемпионата страны по легкой атлетике;
- Попова Марина одержала победу на Чемпионате России по Ушу;
- воспитанницы спортивной школы "Победа" (9 человек) одержали победу на Первенстве России по футболу в составе сборной команды Краснодарского края;
- Головин Александр завоевал серебряную медаль на Чемпионате Европы по греко-римской борьбе;
- Котоян Тенгиза завоевал серебро на Первенстве Европы по боксу;
- Ендовицкий Валерий стал бронзовым призером Первенства Европы по дзюдо;
- Лопин Дмитрий стал серебряным призером Чемпионата и Кубка России по легкой атлетике.
Главным и самым значимым событием 2021 года стало участие новороссийских спортсменов в Паралимпийских играх в Токио.
Наиболее яркими победами стали победы воспитанников спортивных школ города на международных соревнованиях, так Ендовицкий Валерий стал победителем Первенства Европы по дзюдо, Берковский Назар одержал уверенную победу в Первенстве Европы по греко-римской борьбе.
Традиционно высоких результатов добились тхэквандисты. Решетова Екатерина, Горячева София, Багрова Дарья, Волков и Тюрикова Стефания в 2021 году неоднократно становились победителями и призерами как всероссийских, так и международных соревнований.
На региональном уровне порадовали сборные команды Новороссийска по игровым видам спорта. Сборная команда города среди юношей по баскетболу стала победителем финала V летней Спартакиады молодёжи (юниорской) Кубани 2021 года по баскетболу.
Команда спортивной школы "Черноморец" в 2021 году стала победителем Первенства Краснодарского края по футболу.
Традиционно высоких результатов добились спортсмены с ограниченными возможностями здоровья. Команда "Второе дыхание" заняла первое место в группе "А" на Чемпионате Европы по футболу среди клубных команд (B1 - тотально слепые) и третье место на Чемпионате Российской национальной лиги "Равные возможности" по мини-футболу 5x5 (категория В1 - тотально слепые).
Всего в 2021 году в соревнованиях различного уровня приняло участие 4 953 воспитанника учреждений спортивной направленности Новороссийска. Из общего числа участников 1 393 спортсмена стали призерами соревнований, в том числе завоевано 5 медалей на международных соревнованиях, 332 - на межрегиональных и всероссийских, 1056 на соревнованиях регионального уровня.
По итогам выступления на соревнованиях различного уровня в 2021 году года спортсменам-новороссийцам присвоено 3 946 спортивных разрядов и спортивных, в том числе 66 кандидатов в мастера спорта, 186 первых разрядов и 3 694 других разрядов. Присвоено 6 званий "Мастер спорта".
2.5. Адаптивная физическая культура
Внимание, уделяемое в последние годы адаптивному спорту, подтверждается увеличением систематически занимающихся физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Общее число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в муниципальном образовании город Новороссийск в 2021 году составило 17 845 человек.
По итогам 2021 года систематически занимаются физической культурой и спортом 5 068 человек указанных категорий - 28,4 процента.
Для организации работы с инвалидами в муниципальном образовании осуществляют свою деятельность 2 муниципальных учреждения: МБУ "Физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Второе дыхание" и МБУ "Центр развития детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья "Мир без границ". Развитием адаптивной физической культуры и адаптивного спорта занимаются инструкторы вышеуказанных учреждений.
Анализ ситуации в данной сфере за период с 2010 год по 2022 год показал, что на сегодняшний день происходит развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
В разрезе видов спорта отмечаются достижения в стрельбе из лука, гандболе, плавании и футболе (В-1 тотально слепые). Всего развиваются 11 видов спорта.
По итогам выступления на соревнованиях различного уровня в 2021 году года спортсменам с ограниченными возможностями здоровья присвоено 18 спортивных разрядов.
2.6. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)
В настоящее время в муниципальном образовании город Новороссийск созданы 4 Центра тестирования по выполнению видов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В общей сложности определено 8 мест тестирования: стадионы, универсальные спортивные комплексы, плавательные бассейны, спортивные площадки общеобразовательных школ и т.д.
На сайте www.gto.ru зарегистрированы 110169 жителей города Новороссийска. По данному показателю Краснодарский край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации.
Общее число участников комплекса "Готов к труду и обороне" составляет 168342 человека, из них выполнили нормативы ВФСК "ГТО" на знаки отличия 68020 человек, что составляет 40,41% от общего числа участников:
11904 человека получили золотой знак отличия (17,5% от числа выполнивших нормативы);
17481 человек - серебряный знак отличия (25,7% от числа выполнивших нормативы);
38635 человек - бронзовый знак отличия (56,8% от числа выполнивших нормативы).
Ежегодно в муниципальном образовании город Новороссийск реализуется план мероприятий, направленных на организацию массовых пропагандистских акций по продвижению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). С наиболее массовым охватом проводятся зимний и летний фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди различных групп населения, в том числе обучающихся в общеобразовательных организациях, студенческой молодежи, трудящихся.
Муниципальное образование город Новороссийск стало победителем смотра-конкурса на лучшую организацию работы по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в муниципальных образованиях Краснодарского края в 2021 году.
Кроме того, на регулярной основе проводятся торжественные вручения знаков отличия ГТО с участием официальных лиц, заслуженных работников физической культуры и спорта.
2.7. Спортивная инфраструктура
Совместными усилиями администрации муниципального образования город Новороссийск, администрации Краснодарского края, министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, а также частного бизнеса на протяжении последних лет ведется активное строительство спортивных объектов.
По состоянию на 31 декабря 2021 года спортивная база муниципального образования включает в себя 479 спортивных сооружений, среди которых:
- стадионов - 2;
- футбольных полей - 15 (муниципальных - 7);
- плоскостных спортивных сооружений - 295 (муниципальных - 221)
- спортивных залов - 70 (муниципальных - 56);
- плавательных бассейнов - 5 (муниципальных - 2);
- сооружений для стрелковых видов спорта - 8 (муниципальных - 6)
- манеж -1;
- другие сооружения (в том числе яхт-клубы, тренажерные залы и пр.) - 96 (муниципальных - 63).
Общая пропускная способность спортивных сооружений, расположенных на территории муниципального образования составляет 26 117 человек, при этом показатель загруженности составляет 68,8%.
В муниципальном образовании наблюдается резкий дефицит количества бассейнов и спортивных залов. По состоянию на 31 декабря 2021 года показатель обеспеченности спортивными сооружениями составляет 70,2% от норматива.
Анализируя территориальную расположенность спортивных сооружений следует выделить микрорайоны и округа, имеющие худшие показатели обеспеченности спортивными сооружениями, в том числе:
- Гайдукский сельский округ;
- Мысхакский сельский округ;
- Абрау-Дюрсо сельский округ;
- Глебовский сельский округ;
- Приморский внутригородской район;
- Восточный внутригородской район.
В разрезе видов спорта отмечается острый дефицит материально-технической базы для игровых, водных и технических видов спорта и спортивных единоборств. В зимний период нехватка спортивных объектов сказывается на развитии всех видов спорта.
С 2015 года создана современная инфраструктура для развития стрелковых видов спорта, конного спорта, спортивной гимнастики, спортивной акробатики и тенниса.
Так построены такие крупные объекты спортивной инфраструктуры:
- лукодром и теннисный центр (проспект Ленина, 95 к);
- спортивный центр "Надежда" (ул. Золотаревского, 6 а);
- малобюджетный спортивный комплекс "Титан" (поселок Верхнебаканский);
- крытый конноспортивный манеж (ст. Раевская)
Реконструированы футбольные поля в станице Натухаевской и поселке Верхнебаканский.
3. Характеристика проблемы
Развитие детско-юношеского спорта реализуется в муниципальном образовании достаточно успешно, являясь необходимым условием воспитания здорового гражданского общества, отказа от вредных привычек в пользу здорового образа жизни и сохранения физической активности вплоть до преклонного возраста, формирования нового мышления у населения, однако сохраняются следующие проблемы, требующие решения:
отсутствие единого физкультурно-спортивного образовательного пространства с унифицированным правовым регулированием независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности организаций, обособленность спортивной подготовки от дополнительного образования, общего и профессионального образования;
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта;
отсутствие объективных сведений об участии детей в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе вследствие отсутствия единой федеральной цифровой системы учета такой численности;
несоответствие личностных интересов детей, их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих их запросам на двигательную активность и соответствующих жизненным циклам современного человека;
несовершенство работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видом(ами) спорта, соответствующим(ими) их индивидуальным возможностям;
недостаточный уровень обеспеченности участников детско-юношеского спорта научно обоснованными программами;
несовершенство системы спортивных соревнований среди детей, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая недостаточное количество таких соревнований на муниципальном уровне;
несоответствие темпа обновления материально-технической базы детско-юношеского спорта, спортивно-образовательных программ подготовки детей, профессионального развития тренеров-преподавателей и иных специалистов, работающих в системе детско-юношеского спорта, темпам социально-экономического развития страны и потребностям общества;
отсутствие у тренеров, работающих с детьми, социальных гарантий и льгот педагогических работников, несовершенство мотивационных механизмов их закрепления в системе детско-юношеского спорта;
неравномерная территориальная, инфраструктурная, финансовая доступность занятий спортом для различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
необеспеченность должного уровня финансирования организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
4. Цели и задачи Программы
Реализация Программы направлена на достижение следующих целей:
обеспечение прав детей на физическое развитие и физическое воспитание, формирование и укрепление их здоровья, личностное самоопределение и самореализацию посредством создания подрастающему поколению доступных условий для занятий спортом;
расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90% детей;
создание надежного фундамента для повышения эффективности подготовки спортивного резерва.
Для достижения целей развития детско-юношеского спорта необходимо решить следующие задачи:
создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства для раскрытия потенциала детей;
создание условий для обеспечения соответствия личностных интересов детей с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, особенностей здоровья и доступных возможностей для занятий спортом, удовлетворяющих запросам детей на двигательную активность, соответствующих жизненным циклам современного человека;
разработка и внедрение цифровых технологий в практику детско-юношеского спорта;
повышение вариативности, качества и доступности занятий спортом для каждого, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, особенно в системе образования;
обновление содержания образовательных программ в области физической культуры и спорта в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства;
обеспечение условий для доступа детей к современным знаниям и технологиям в сфере детско-юношеского спорта, а также к современной спортивной инфраструктуре;
развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной
привлекательности;
создание механизмов финансовой поддержки участия детей в физкультурных и спортивных мероприятиях независимо от места
проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи, ведомственной подчиненности организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием детско-юношеского спорта, а также создание условий для участия семьи и общественности в таком управлении;
совершенствование кадрового обеспечения системы детско-юношеского спорта;
совершенствование системы спортивных соревнований в системе детско-юношеского спорта, в том числе среди детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для духовно-нравственного и патриотического воспитания юных спортсменов, их гражданской идентичности.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
I этап: 2022 - 2024 годы;
II этап: 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Программы планируется обеспечить: подготовку к реализации и реализацию положений Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который начинает свое действие с 1 января 2023 года и создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, объединяющего всех детей, занимающихся спортом на базе различных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы;
внедрение единой цифровой информационной системы учета детей, систематически занимающихся спортом, включающей полученные в установленном федеральным законодательством в сфере охраны здоровья случаях и порядке данные медицинского наблюдения за такими детьми, их сквозную идентификацию, а также мониторинг деятельности организаций, осуществляющих развитие детско-юношеского спорта.
На II этапе реализации Программы планируется продолжить плановую работу по ее реализации.
Начиная с 2022 года управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск и управлением образования администрации муниципального образования город Новороссийск совместно с иными заинтересованными организациями будет проводиться мониторинг реализации Программы и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного отчета в министерство физической культуры и спорта Краснодарского края и министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края).
Управление по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в организациях дополнительного образования (спортивных школах, находящихся в ведомственной подчиненности управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск), а также взаимодействует с физкультурно-спортивными и иными организациями, не являющимися образовательными, по месту жительства, работы и отдыха граждан, по вопросам выполнения мероприятий Программы, в том числе по отбору спортивно одаренных детей и их спортивной ориентации, подготовке спортивного резерва в целом.
Управление образования администрации муниципального образования город Новороссийск координирует мероприятия по развитию детско-юношеского спорта в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (в том числе по реализации такими организациями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, а также по развитию школьного спорта, включая организацию массовых спортивных соревнований школьными спортивными клубами и лигами), организациях дополнительного образования, находящихся в ведомственной подчиненности управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск по вопросам выполнения мероприятий Программы.
6. Механизмы реализации Программы
6.1. Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
В целях реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который начинает свое действие с 1 января 2023 года, в Новороссийске утвержден совместный приказ управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск и управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.01.2022 г. N 5/31 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в муниципальном образовании город Новороссийск".
Программа может быть скорректирована в части дополнения новыми мероприятиями (результатами), изменения целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется управлением по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск, управлением образования администрации муниципального образования город Новороссийск, образовательными, физкультурно-спортивными организациями, местными спортивными федерациями и иными организациями, осуществляющими деятельность в области детско-юношеского спорта в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности.
6.2. Координацию реализации Программы осуществляют управление по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск и управление образования администрации муниципального образования город Новороссийск.
6.3. Участники реализации Программы в пределах своей компетенции представляют информацию о достигнутых результатах реализации Программы по форме и в сроки, установленные или рекомендованные координаторами Программы.
6.4. Мониторинг реализации Программы осуществляется посредством комплексного анализа результатов реализации мероприятий Программы и соответствия достигнутых целевых показателей реализации Программы целевым показателям реализации Программы, предусмотренным приложением N 2 к настоящей Программе.
Данные мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений по развитию детско-юношеского спорта, внесению предложений о корректировке Программы, а также для оценки эффективности деятельности ответственных исполнителей мероприятий Программы.
7. Обоснование ресурсного обеспечения
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, бюджета муниципального образования город Новороссийск в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных управлению по физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Новороссийск, управлению образования администрации муниципального образования город Новороссийск на соответствующий финансовый год и плановый период, а также планируется привлечение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации внебюджетных источников (в том числе в рамках государственно-частного партнерства).
8. Организация управления Программой
Развитие детско-юношеского спорта и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений, разработки управленческих и экономических моделей в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех ее участников (детей, их семей и организаций).
Реализация Программы основывается на межотраслевом и межведомственном взаимодействии, координации и консолидации деятельности заинтересованных органов муниципального образования город Новороссийск, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечении единства нормативной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, образования и иных социальных сферах на территории муниципального образования город Новороссийск.
9. Результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет сформирована межведомственная и межуровневая система детско-юношеского спорта, направленная на широкое вовлечение детей в систематические занятия спортом, реализацию их права на физическое развитие, воспитание и образование, формирование и укрепление их здоровья, продление в перспективе их активного долголетия, развитие способностей и таланта детей, ориентированная на укрепление конкурентоспособности российского спорта, его устойчивое развитие.
Целевые показатели реализации Программы развития детско-юношеского спорта в муниципальном образовании город Новороссийск до 2030 года разработаны в соответствии с Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 мая 2022 года N 162-р "Об утверждении программы развития детско-юношеского спорта в Краснодарском крае до 2030 года" (приложение N 2 к настоящей Программе).
Заместитель главы |
Р.А. Бреус |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.