Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 10 ноября 2020 г. N 191
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан"
21 ноября 2022 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в целях организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, приказываю:
1. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство), согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 6 мая 2020 года N 79 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан".
3. Обеспечить размещение настоящего Приказа на официальном сайте Министерства.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Заместитель Премьер-министра |
И.И. Фазрахманов |
Утверждено
приказом
Министерства сельского хозяйства
Республики Башкортостан
от 10 ноября 2020 года N 191
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан
21 ноября 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Положение) определяет правила внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство).
1.2. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Министерством;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - подразделение Министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерств;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министр), который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственным гражданским служащим Республики Башкортостан, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве (далее - служащие Министерства), правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
Пункт 2.2 изменен с 21 ноября 2022 г. - Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 г. N 379
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет отдел правовой работы и противодействия коррупции Министерства (далее - юридическая служба).
2.3. К компетенции юридической службы относятся:
2.3.1. подготовка и представление Министру изменений в настоящее Положение, а также подготовка внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.3.2. выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения и информирование руководства Министерства об обстоятельствах и документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
2.3.3. консультирование служащих Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
2.3.4. организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
2.3.5. проведение проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства, и функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2.3.6. разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
2.3.7. организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
2.3.8. подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
2.3.9. взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
2.3.10. информирование Министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
2.3.11. выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
2.3.12. координация взаимодействия с коллегиальном органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса.
2.3.13. иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.4. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве, возлагаются на Общественный совет при Министерстве, образованный в соответствии с приказом Министерства (далее - коллегиальный орган).
2.5. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства юридической службой на регулярной основе проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) юридической службой анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства), сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) юридической службой анализа нормативных правовых актов Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Министерства исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
Замечания и предложения принимаются в течение 7 дней со дня размещения на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений по перечню актов;
в) совместно со структурными подразделениями Министерства осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
г) представление Министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов юридической службой и структурными подразделениями Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) размещение структурным подразделением Министерства, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, на официальном информационном портале органов государственной власти Республики Башкортостан (www.bashkortostan.ru) (далее - единый портал) проекта нормативного правового акта, а также проекта нормативного правового акта, затрагивающего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, на интернет портале (www.regulation.bashkortostan.ru) (далее - интернет портал) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение юридической службой совместно со структурными подразделениями Министерства оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве юридической службой совместно со структурными подразделениями Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.6. Структурными подразделениями Министерства ежегодно в срок до 10 ноября отчетного периода направляется в юридическую службу информация о возникших (выявленных) негативных последствиях, их характере и причинах, принятых мер по устранению указанных негативных последствий и недопущению их возникновения в дальнейшем по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению.
3.7. Структурные подразделения Министерства:
а) принимают все необходимые меры по поддержанию приемлемого уровня риска нарушения антимонопольного законодательства, в том числе по контролю и (или) минимизации такого риска;
б) несут персональную ответственность за поддержание риска нарушения антимонопольного законодательства на уровне приемлемого;
в) в случае выявления нарушения антимонопольного законодательства (поступления сведения, документов, свидетельствующих о возможности возникновения негативны последствий) незамедлительно доводит данную информацию до юридической службы с приложением копий соответствующих документов.
3.8. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства юридической службой проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.9. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются юридической службой по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.10. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства юридической службой составляется описание рисков (карта комплаенс-рисков), в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению).
3.11. Информация о выявлении и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства юридической службой разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Юридическая служба совместно со структурными подразделениями Министерства осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Ключевые показатели эффективности и порядок оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве
5.1. Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для Министерства являются:
а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства (по сравнению с годом предшествующем двумя годами ранее);
б) доля проектов нормативных правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
в) доля нормативных правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
5.2. Ключевым показателем эффективности антимонопольного комплаенса для уполномоченного подразделения (должностного лица) является доля сотрудников Министерства, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
5.3. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и расчет ключевых показателей оценки эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве производится в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы России от 5 февраля 2019 года N 133/19.
Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве проводится юридической службой не реже 1 раза в год.
5.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве включается в доклад об антимонопольном комплаенсе (согласно приложению N 4 к настоящему Положению).
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется юридической службой на подпись Министру, а подписанный доклад ежегодно в срок, не позднее 25 ноября представляется на утверждение коллегиальному органу.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства и направляется в Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике в срок до 1 декабря отчетного года.
7. Порядок ознакомления служащих Министерства с настоящим Положением
7.1. Юридическая служба осуществляет ознакомление служащих Министерства, в том числе при приеме на работу, с настоящим Положением.
7.2. В случае внесения изменений в настоящее Положение юридическая служба осуществляет ознакомление служащих Министерства с данными изменениями в течение 10 дней со дня внесения изменений.
Приложение N 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного
законодательства в Министерстве
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность Министерству предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Приложение N 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного
законодательства в Министерстве
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
Информация
о возникших (выявленных) негативных последствиях, их характере и причинах, принятых мер по устранению указанных негативных последствий и недопущению их возникновения в дальнейшем
N |
Описание риска |
Причины и условия возникновения риска и его оценка |
Мероприятия по минимизации и устранению риска |
Наличие (отсутствие) остаточного риска и управление им |
Вероятность повторного возникновения риска |
1. |
Информация от нарушении антимонопольного законодательства |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Информация о замечаниях и предложениях граждан и организаций по нормативному правовому акту (его проекту) на соответствие его антимонопольному законодательству и результатах их рассмотрения |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Сведения о правоприменительной практики антимонопольного законодательства в Министерстве |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного
законодательства в Министерстве
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
Карта рисков
нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан
N |
Административная процедура |
Описание риска |
Возможные причины и условия возникновения риска |
Уровень риска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного
законодательства в Министерстве
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
Ключевые показатели
эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса
N |
Наименование показателя |
Значение показателя к 20 ___ году |
1 |
Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства (по сравнению с годом предшествующем двумя годами ранее), % |
0 |
2 |
Доля проектов нормативных правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, % |
0 |
3 |
Доля нормативных правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, % |
0 |
4 |
Доля сотрудников Министерства, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, % |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 10 ноября 2020 г. N 191 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан"
Вступает в силу после опубликования
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 1 августа 2024 г. N 194
Изменения вступают в силу с 19 ноября 2024 г.
Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 21 ноября 2022 г. N 379
Изменения вступают в силу с 21 ноября 2022 г.