Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города Мурманска
от 23.11.2022 N 3665
Изменения
в План мероприятий ("дорожную карту") по содействию развитию конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск до 2025 года
1. Пункты 1, 9, 10 таблицы "Перечень рынков товаров, работ, услуг для целей содействия развитию конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск с плановыми значениями ключевых показателей развития конкуренции до 2025 года" раздела I "Перечень рынков товаров, работ, услуг для целей содействия развитию конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск с плановыми значениями ключевых показателей развития конкуренции до 2025 года" изложить в следующей редакции:
2. Пункты 1, 2, 3, подпункт 6.1 пункта 6, пункт 9 таблицы раздела II "План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ, услуг муниципального образования город Мурманск" изложить в следующей редакции:
9. |
Рынок внутреннего и въездного туризма
I. Исходная информация в отношении ситуации и проблематики на рынке В соответствии с Федеральным реестром туроператоров на территории муниципального образования город Мурманск в 2021 году (по состоянию на 10.01.2022) осуществляли деятельность 38 туроператоров (код ОКВЭД 79.12), которые формируют турпродукт на территории города и региона и реализуют его потребителям. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по коду ОКВЭД 79.11, в 2021 году (по состоянию на 10.01.2022) на территории муниципального образования город Мурманск осуществляли деятельность 103 туристических агентства, реализующих туристские продукты. По состоянию на 10.10.2022 их количество составляет 107 ед. Государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной (муниципальной) собственности, на указанном рынке отсутствуют. Сегменты рынка, на которых в силу нормативных требований или объективных причин могут осуществлять деятельность только государственные и (или) муниципальные организации, отсутствуют. Анализ состояния сферы внутреннего и въездного туризма позволяет сделать выводы о положительной динамике в развитии этой сферы: число размещенных туристов в коллективных средствах размещения за 2016 год - 68 тыс. чел.; 2017 год - 119,8 тыс. чел.; 2018 год - 135,4 тыс. чел.; 2019 год - 144,9 тыс. чел.; 2020 год - 96,46 тыс. чел. (снижение турпотока обусловлено ограничительными мерами в связи с пандемией); 2021 год - 174,7 тыс. чел.; за 9 месяцев 2022 года - 135,5 тыс. чел. В целях поддержки и увеличения туристского потока администрацией города Мурманска в рамках программных мероприятий проводится системная работа по развитию туристской инфраструктуры, созданию информационной системы для населения и гостей города. С 2014 года работает туристический портал города Мурманска (https://tour.murman.ru) (далее - Портал). Портал содержит информацию для жителей и гостей города, включающую сведения о событиях и достопримечательностях города, туристических и транспортных маршрутах, контакты коллективных средств размещения, объектов общественного питания, транспорте и прочее. В 2021 году на Портале количество посетителей составило 12 530 человек, просмотров - 25 514; за 9 месяцев 2022 года Портал посетили 11 775 человек, количество просмотров составило 19 317. Также функционируют туристские информационные терминалы, которые размещены в АО "Отель "Арктика" и ГДЦ "Меридиан", в отеле "Park Inn Полярные Зори", в универмаге "Волна", в аэропорту, торгово-развлекательном комплексе "Мурманск Молл", железнодорожном и морском вокзалах. В рамках повышения туристской привлекательности города Мурманска администрацией города Мурманска совместно с АО "Электротранспорт" в 2019 году были реализованы проекты по разработке макетов для оформления транспортной декадной карты (проездного билета) с использованием бренда города и местной айдентики с целью ее распространения среди туристов и гостей города, а также для тематического оформления троллейбуса "Города-побратимы города Мурманска". В ноябре 2017 года между Министерством развития промышленности и предпринимательства Мурманской области и администрацией города Мурманска подписан меморандум о взаимодействии и сотрудничестве в области развития внутреннего и въездного туризма на территории муниципального образования город Мурманск, в рамках которого осуществляется взаимодействие с региональными структурными подразделениями: Центром кластерного развития Мурманской области, региональным туристским информационным центром Мурманской области. В рамках муниципальной программы города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2018 - 2024 годы ежегодно проводятся конкурсы финансовой поддержки для начинающих и действующих предпринимателей, участие в которых могут принять и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в области внутреннего и въездного туризма. Туристический бизнес Мурманска в большей степени ориентирован на внешнего потребителя, что соответствует понятию въездного туризма в регион. Жители города не выступают активными потребителями рынка услуг внутреннего туризма, однако указанный рынок представляет особый интерес с позиции территориального маркетинга, ориентированного на внутреннюю целевую аудиторию. Развитие рынка услуг внутреннего туризма может рассматриваться как необходимое условие формирования северной идентичности и даже возможного решения вопроса отрицательной миграции населения в регионе, в связи с чем разработка туристских предложений, ориентированных на жителей города и региона, представляется целесообразной. В результате проведенного мониторинга можно выделить следующие особенности развития рынка внутреннего и въездного туризма в городе Мурманске: - растущая конкуренция туроператоров в последние годы; - развитие неформальной (нелегальной) практики туризма, которая нарушает конкурентный механизм рынка; - организационные, экономические и правовые ограничения на развитие круизного, экологического и этнографического туризма; - недостаточное развитие туристской инфраструктуры; - недостаточный уровень информированности населения города Мурманска о возможностях внутреннего туризма в регионе и, как результат, низкий уровень потребления услуг данного рынка внутренней целевой аудиторией. Справочно: - туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; - турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом); - туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором). II. Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности на рынке Показатель по городу Мурманску составляет 100%. III. Оценка состояния конкурентной среды бизнес-объединениями и потребителями Состояние конкурентной среды оценивается хозяйствующими субъектами следующим образом: 20% хозяйствующих субъектов отмечают отсутствие конкуренции на рынке, 40% опрошенных считают, что конкуренция на указанном рынке слабая либо умеренная, 40% отмечают высокий уровень конкуренции. Оценка числа конкурентов показала, что 60% опрошенных отмечают наличие на рынке Мурманской области большого количества конкурентов, 20% - наличие от четырех до восьми конкурентов, 20% - от одного до трех конкурентов. Наиболее значимыми барьерами, препятствующими ведению полноценной предпринимательской деятельности на данном рынке услуг, являются сложность получения доступа к земельным участкам (40%), нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (40%), высокие налоги (20%), ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий (20%). Мерами, предпринимаемыми хозяйствующими субъектами на рынке в части повышения конкурентоспособности, являются обучение и переподготовка персонала (80%), новые способы продвижения продукции (маркетинговые стратегии) (60%), приобретение технического оборудования (60%), разработка новых модификаций и форм производимой продукции, расширение ассортимента (60%), самостоятельное проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (20%). Удовлетворенность предпринимателей действиями органов власти региона составляет 20%, 60% опрошенных скорее не удовлетворены. IV. Характерные особенности рынка В последнее время придается большое значение развитию Арктической зоны и в частности развитию арктического туризма. На фоне пандемии, политических и экономических санкций внутренний туризм получает дополнительный импульс к развитию. При анализе особенностей рынка внутреннего арктического туризма в регионе следует особенно отметить следующие факторы: - сильная зависимость от климатических факторов и сезонности ряда туристических маршрутов; - труднодоступность привлекательных с точки зрения развития туризма мест и объектов показа; - слабо развитая туристская инфраструктура; - высокая стоимость туристских продуктов. Вместе с тем, основой туристской привлекательности Арктической зоны как раз и являются особенности географического положения, труднодоступность, природно-климатическая специфика, уникальные явления природы (полярный день и полярная ночь, северное сияние) и северная экзотика (низкие температуры, незамерзающий Кольский залив, снег в июле). Город Мурманск является заполярной столицей и служит точкой для отправления в туристические маршруты по Мурманской области. В городе Мурманске находится большое количество туристических компаний, средств коллективного размещения от комфортабельных гостиниц до хостелов различной ценовой категории, объектов общественного питания с разнообразным меню, включая блюда северной кухни. В муниципальном образовании город Мурманск проблематику развития туризма следует рассматривать с точки зрения видов туризма, реализуемых на территории города: культурно-познавательный туризм, событийный и деловой туризм, патриотический туризм, морской туризм, спортивный туризм, гастрономический туризм. V. Меры по развитию рынка С учетом перспектив развития рынка туризма на территории города Мурманска в качестве мер по развитию туризма следует в первую очередь стимулировать развитие современной инфраструктуры, создание интерактивных объектов показа, развитие событийного и патриотического туризма. Для развития морского туризма (морские прогулки по Кольскому заливу) в первую очередь требуется наличие специально оборудованного с целью осуществления безопасной посадки пассажиров причала в черте города, с учетом обеспечения транспортной и пешеходной доступности к причалу. Для стимулирования и поддержки судовладельцев, осуществляющих деятельность в правовом поле, следует рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий и компенсаций части затрат (например, возмещение части затрат при предоставлении скидок туристам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, многодетным семьям и т.п.). Для разработки, продвижения и реализации туристических программ и маршрутов патриотической направленности, в том числе в рамках реализации проекта "Парк Победы", необходимо предусмотреть в региональном и муниципальном бюджетах финансовые средства. VI. Перспективы развития рынка Перспективными направлениями туризма в городе Мурманске являются событийный и деловой туризм, патриотический туризм, спортивный туризм, морской туризм, гастрономический туризм. В рамках событийного туризма могут проводиться массовые городские мероприятия, связанные с местными праздниками, традициями, промыслами, климатическими особенностями и уникальными явлениями природы региона. Мурманская область является регионом, где одной из точек притяжения для туристов является уникальный полярный день. Летний период является для города Мурманска высоким туристическим сезоном. Используя это явление, можно создать традиционный ежегодный фестиваль полярного дня. Такой событийный фестиваль в городе Мурманске может включать мероприятия различной направленности: гастрономический фестиваль, ярмарки туристических программ и маршрутов (презентации турпродуктов, созданных туркомпаниями города Мурманска и Мурманской области), церемонии награждений и посвящений в гиды, карнавал костюмов (авторы - северные дизайнеры, при создании костюмов должны быть использованы традиционные материалы Севера), концертные площадки, площадки северной поэзии (стихотворения о Севере, стихотворения поэтов Мурманской области), творческие мастерские (коллективы театров Мурманской области, ДК и пр.), мастер-классы по северным ремеслам, квесты и т.п.; спортивные состязания народов Севера. Необходимо возобновить традиционный для города Мурманска День Рыбака, площадкой его проведения может стать территория у Морского вокзала. В программы событийных мероприятий хорошо встраивается гастрономическая составляющая, посвященная северной кухне. Морские прогулки по Кольскому заливу - это еще один потенциал города Мурманска. В настоящее время данное направление стало бы очень востребованным в случае появления такого туристического продукта. Развитию спортивного туризма будет способствовать проведение таких зрелищных мероприятий, как "Ледовое плавание", "Парусная регата", соревнования по сноукайтингу |
3. Пп. "а" п. 30 и пп. "к" п. 30 таблицы раздела III "Ключевые показатели эффективности реализации системных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск" изложить в следующей редакции:
4. Дополнить пункт 2 таблицы раздела IV "План мероприятий ("дорожная карта") по реализации системных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск" новыми подпунктами 2.2 и 2.3 следующего содержания:
5. Подпункты 2.1, 8.1, 8.2 таблицы раздела IV "План мероприятий ("дорожная карта") по реализации системных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на территории муниципального образования город Мурманск" изложить в следующей редакции:
6. Таблицу раздела V "Перечень документов стратегического планирования города Мурманска, включающих мероприятия, реализация которых оказывает влияние на состояние конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг муниципального образования город Мурманск" изложить в следующей редакции:
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Мурманска от 23 ноября 2022 г. N 3665 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.