Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 238666-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (об особенностях наследования имущества на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 238666-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (об особенностях наследования имущества на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области) предусматривает особенности применения части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к отношениям по наследованию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
Необходимость разработки законопроекта вызвана имеющимися различиями в правовом регулировании отношений по наследованию между законодательством Российской Федерации и законодательством, действовавшим на указанных территориях. При этом в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике действовали соответственно Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (книга третья) и Гражданский кодекс Луганской Народной Республики, на территориях Запорожской области и Херсонской области - Гражданский кодекс Украины (книга шестая). На каждой из указанных территорий различны способы распоряжения на случай смерти, есть отличия в наследниках по закону и т.д.
Законопроектом предлагается правило, что завещания (в том числе совместные завещания супругов), наследственные договоры, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем на указанных территориях до 30 сентября 2022 года, сохраняют силу вне зависимости от момента открытия наследства.
При этом законопроектом устанавливаются специальные правила наследования для тех случаев, когда применение общего правила не позволяет в полной мере обеспечить права наследников и гарантировать соблюдение воли наследодателя.
Законодательство Украины в части совместных завещаний супругов отличается от законодательства Российской Федерации. В целях обеспечения предсказуемости правовых последствий юридически значимых действий и унификации законодательства и правоприменения по данному вопросу законопроектом закрепляются особенности наследования по совместным завещаниям супругов, совершенным до 30 сентября 2022 года на территориях Херсонской области и Запорожской области. Указанные правила также применимы к совместным завещаниям, совершенным на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики по законодательству Украины, действовавшему на момент совершения таких завещаний.
Устанавливается, что после смерти одного из супругов, составивших совместное завещание, доля в праве общей совместной собственности на имущество, нажитое супругами во время брака, переходит пережившему супругу. После смерти пережившего супруга право наследования имеют лица, определенные супругами в совместном завещании. Совместные завещания супругов, совершенные до 30 сентября 2022 года на территориях Запорожской области и Херсонской области, утрачивают силу при расторжении брака, а также при признании брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Согласно правилам, предложенным законопроектом, со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов супруги, совершившие совместное завещание в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 30 сентября 2022 года, вправе изменять или отменять указанное совместное завещание, как при жизни супругов, так и после смерти одного из супругов, наступившей 30 сентября 2022 года и позднее. После смерти одного из супругов, наступившей 30 сентября 2022 года и позднее, переживший супруг вправе отменить завещание полностью или изменить завещание в части не нарушающей волеизъявление умершего супруга, а также интересы его наследников.
Ранее на территориях Запорожской области и Херсонской области в соответствии с законодательством, действовавшим до 30 сентября 2022 года, лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до открытия наследства, на основании решения суда, подтверждающего факт проживания одной семьей, могли быть признаны наследниками четвертой очереди по закону. Под такими лицами в судебной практике Украины понимались разнополые сожители - мужчина и женщина, проживающие одной семьей без регистрации брака, при этом не состоящие в браке с другими лицами, а также иные лица, связанные семейными правами и обязанностями и общим бытом, например, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, лица, взявшие ребенка на воспитание как члена семьи, кроме детей, устроенных в приемные семьи или детские дома семейного типа. Законопроект исходит из того, что если добросовестный гражданин основывает свое поведение на законе, в силу которого он может быть призван к наследованию, необходимо обеспечить его право наследования. В связи с этим законопроектом гарантируется право наследования лиц, проживающих более пяти лет одной семьей с наследодателем, если наследство открылось не только до 30 сентября 2022 г., но и в течение последующих пяти лет.
Однако с целью недопущения ограничения прав лиц, относящихся к наследникам четвертой очереди по праву Российской Федерации, законопроектом предусматривается, что граждане, относящиеся к наследникам четвертой очереди по закону в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Херсонской области и Запорожской области до 30 сентября 2022 г., если обстоятельства, влекущие призвание их к наследованию в соответствии с указанным законодательством, подтверждены судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, могут быть призваны к наследованию, если нет наследников первой, второй, третьей, четвертой очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации, но до наследников пятой очереди и наследство открылось в течение пяти лет после 30 сентября 2022 г.
В целях недопущения ухудшения положения наследников по сравнению с ранее действовавшим на территориях Запорожской области и Херсонской области законодательством законопроектом предлагается установить, что при открытии наследства на территориях Запорожской области и Херсонской области в течение пяти лет после 30 сентября 2022 г. лицо, являющееся наследником по закону последующих очередей, может наследовать по закону вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию, если судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, установлено, что такое лицо в течение длительного времени заботилось, материально обеспечивало, оказывало другую помощь наследодателю, который вследствие преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья был в беспомощном состоянии.
Концепция законопроекта основана на принципах поддержания стабильности и предсказуемости регулирования гражданского оборота, приоритета воли наследодателя и направлена на установление единого правового поля в отношении вопросов наследования для всех четырех субъектов Российской Федерации.
Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 238666-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (об особенностях наследования имущества на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области), внесенный сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.