Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
к проекту федерального закона N 232773-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 232773-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект направлен на совершенствование уголовного судопроизводства в части использования систем видео-конференц-связи и электронных документов.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации положениями, предусматривающими порядок проведения судебного заседания суда первой инстанции посредством систем видео-конференц-связи в отношении подсудимого, в том числе содержащегося под стражей, других участников уголовного судопроизводства, вызванных в судебное заседание.
Кроме того, согласно части четвертой проектной статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается возможность проведения судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, предусмотренном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса.
Решение об участии в судебном заседании суда первой инстанции подсудимого посредством систем видео-конференц-связи принимается судом по ходатайству подсудимого; либо ходатайству стороны или по собственной инициативе в случае, если имеются обстоятельства, исключающие возможность участия подсудимого в судебном заседании непосредственно; либо по ходатайству стороны при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях обеспечения безопасности других участников уголовного судопроизводства.
При этом участие защитника обязательно. В то же время не допускается участие подсудимого в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.
Решение об участии иных участников уголовного судопроизводства в судебном заседании суда первой инстанции с использованием систем видео-конференц-связи может быть принято судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
В соответствии с новой проектной статьей 241.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации удостоверение личности лица, участвующего в судебном заседании посредством систем видео-конференц-связи, а также направление в суд, рассматривающий уголовное дело, подписки о разъяснении лицу прав, обязанности и ответственности, иных документов осуществляется судьей (по поручению судьи помощником судьи или секретарем судебного заседания) суда по месту нахождения лица, участвующего в судебном заседании, либо администрацией места содержания под стражей, администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание.
Законопроектом также вносятся в статью 474.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменения, уточняющие порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве.
Так, ходатайство, заявление, жалоба, представление, не содержащие сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, а также приложенные к ним материалы могут быть поданы в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом такого рода электронные документы подписываются (заверяются) лицами, направившими такие документы, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, устанавливается возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, в суд посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Также посредством Единого портала или единой системы межведомственного электронного взаимодействия будет осуществляться направление копий судебных решений, повесток и уведомлений участникам уголовного судопроизводства при наличии их согласия.
Важным обстоятельством является норма, содержащаяся в статье 2 законопроекта, и заключающаяся в том, что положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при наличии технической возможности в суде, органах прокуратуры, учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, расширение использования систем видео-конференц-связи обеспечит право на участие в судебном заседании лиц, которые не могут лично принять в нем участие, в частности, в связи с невозможностью выехать по месту нахождения суда, а электронный юридически значимый документооборот позволит ускорить доставку уведомлений участникам уголовного судопроизводства, упростит порядок подачи ходатайств, заявлений и других документов в суд, снизит процессуальные издержки сторон.
Концепция законопроекта поддерживается.
Комитет обращает также внимание, что законопроект соответствует главе 1 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов в редакции 23 марта 2021 года.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 232773-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.