Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 23 декабря 2022 г. N 68/4
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 221966-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 221966-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части разработки внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан) (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на минимизацию рисков совершения мошеннических действий в отношении средств обязательного пенсионного страхования. В частности, определяется категория споров в рамках обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС), рассмотрение которых возлагается на уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный). Таким образом, предполагается использование механизма внесудебной защиты прав и законных интересов граждан, застрахованных по системе ОПС.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" с целью обеспечения досудебного урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями была учреждена должность финансового уполномоченного. Первоначально в зону его ответственности входили страховые компании, с 2020 года к ним прибавились микрофинансовые организации (пункт 2 статьи 32), а с 2021 года финансовый уполномоченный вправе рассматривать споры граждан с банками, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами и кредитными потребительскими кооперативами (пункт 3 статьи 32). При этом урегулирование споров с негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ), связанных с неправомерными переводами пенсионных накоплений граждан между фондами, не входит в компетенцию финансового уполномоченного, поскольку в досудебном порядке рассмотрению подлежат только имущественные заявления. В случае неправомерного перевода пенсионных накоплений из одного фонда в другой речь может идти о мошеннических действиях, что не входит в юрисдикцию финансового уполномоченного.
Положениями законопроекта предусматриваются следующие новеллы:
- финансовый уполномоченный сможет рассматривать споры, касающиеся незаконного перевода пенсионных накоплений, в случае требования гражданином возврата средств предыдущему страховщику, поскольку заявление о переходе из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ и (или) договор об ОПС не были подписаны застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) (далее - возврат средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику);
- обращение с требованием возврата средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику будет рассматриваться финансовым уполномоченным только в случае, если оно направлено ему до установления заявителю накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;
- суды будут рассматривать обращения о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику только при условии соблюдения досудебного порядка рассмотрения их финансовым уполномоченным. В тоже время требования о признании договора об ОПС, незаключенным по иным основаниям или недействительным, суды смогут рассматривать без обязательного предварительного рассмотрения их финансовым уполномоченным;
- возврат средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику будет осуществляться непосредственно при принятии решения о таком возврате (механизм "прекращения" договора в этом случае не применяется);
- обеспечивается возможность доступа граждан к досудебному механизму защиты пенсионных прав вне зависимости от суммы их пенсионных накоплений или пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством финансовый уполномоченный рассматривает обращения по имущественным требованиям к финансовой организации на сумму, не превышающую 500 тыс. рублей;
- финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение обращения, если заключено соглашение об урегулировании спора между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, подтверждающее заключение договора об ОПС. Комитет отмечает, что заключение соглашения может быть выгодно как потребителю финансовых услуг, так и НПФ, так как позволит сократить расходы НПФ, связанные с оплатой взносов в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного. Сумма взноса дифференцирована и зависит от решения финансового уполномоченного: минимальный взнос организация платит, если исполнила требования потребителя добровольно или уполномоченный встал на сторону компании, максимальный - если финансовый уполномоченный принял решение в пользу застрахованного;
- предусматривается обязанность НПФ и финансового уполномоченного информировать Фонд о рассмотрении споров по требованиям о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику;
- устанавливается соответствующая компетенция Совета Службы финансового уполномоченного при отборе образцов подписей потребителей финансовых услуг для проведения независимой почерковедческой экспертизы, которая необходима при рассмотрении споров о возврате предыдущему страховщику средств пенсионных накоплений;
- закрепляется возможность рассмотрения финансовым уполномоченным требования потребителя финансовых услуг о назначении негосударственной пенсии.
Комитет отмечает, что неправомерный перевод пенсионных накоплений граждан остается многолетней проблемой российской пенсионной системы. С 2015 года большинство клиентов при таких переходах лишались части накопленных средств. В соответствии с действующим законодательством вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику возможно только через суд, однако такая процедура обременительна и трудозатратна. По оценкам Счётной палаты, от неправомерных переводов накоплений могли пострадать сотни тысяч человек. При этом за период 2018 - 2020 годов перевод пенсионных накоплений без разрешения смогли оспорить только 334 человека.
В соответствии с положениями законопроекта компетенции финансового уполномоченного и судебных органов разграничены, тем не менее, Комитет обращает внимание, что мошенническая составляющая присутствует в спорах о возврате пенсионных накоплений предыдущему страховщику, и при рассмотрении таких споров может понадобиться проведение оперативно-следственных мероприятий, а не только независимой экспертизы (оценки), которую вправе организовать финансовый уполномоченный по предмету рассматриваемого спора (подпункт б пункта 7 статьи 1 законопроекта).
По мнению Комитета, введение досудебного порядка урегулирования финансовым уполномоченным споров по вопросам защиты пенсионных накоплений граждан - логичный шаг. Подобное расширение полномочий будет способствовать сокращению количества судебных споров, что снимет часть нагрузки с органов судопроизводства. Кроме того, досудебный порядок разрешения споров имеет ряд преимуществ для потребителей: простота, короткие сроки рассмотрения жалобы и абсолютная бесплатность, что повышает эффективность защиты прав граждан.
Однако, Комитет обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" финансовая организация может оспорить решение финансового уполномоченного в судебном порядке (статья 26), при этом исполнение вынесенного решения приостанавливается. Таким образом, потребителям финансовых услуг приходится участвовать в судебном разбирательстве, при этом сроки рассмотрения спора увеличиваются.
Положениями законопроекта предусмотрено рассмотрение финансовым уполномоченным обращений потребителей финансовых услуг в отношении заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) из Фонда в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ в течение трех лет с момента обнаружения факта нарушения прав застрахованного. При этом обязанности страховщика по ОПС до 1 января 2023 года исполнял Пенсионный фонд Российской Федерации. Комитет полагает, что необходимо дополнить законопроект уточнением, что указанные заявления могут быть и о переходе застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации. Это позволит исключить правовые и процедурные противоречия.
Законопроектом устанавливается срок вступления в силу Федерального закона с 1 июля 2023 года, чтобы предоставить возможность Службе финансового уполномоченного провести соответствующие организационные и подготовительные мероприятия.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает несомненную актуальность и своевременность его положений.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.