Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства природопользования
от 11.07.2022 г. N 270
Порядок
организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Белгородской области (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 июля 2017 года N 403 "Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" и в целях оказания помощи должностным лицам министерства природопользования Белгородской области (далее - Министерство) и областных казенных учреждений - лесничеств Белгородской области (далее - лесничества) в предупреждении, выявлении и пресечении правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, профилактической работы и правовой пропаганды среди населения Белгородской области.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности, основные задачи, права и обязанности общественных инспекторов по охране окружающей среды Белгородской области (далее - общественные инспекторы по охране окружающей среды).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.5. Общественные инспекторы по охране окружающей среды в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области в области охраны окружающей среды, природопользования, лесных отношений (далее - природоохранное законодательство), а также настоящим Положением.
2. Основные задачи деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды
2.1. Основными задачами деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории области являются:
2.1.1. Оказание содействия сотрудникам Министерства и лесничеств в осуществлении контроля за соблюдением природоохранного законодательства.
2.1.2. Пропаганда через средства массовой информации мероприятий по охране и сохранению лесов и природных ресурсов, а также воспитание у населения бережного отношения к окружающей природе.
2.1.3. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего природоохранного законодательства.
2.1.4. Проведение воспитательной и профилактической работы с гражданами в области природоохранного законодательства.
3. Организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды
3.1. Общественные инспекторы по охране окружающей среды осуществляют деятельность по охране природных ресурсов, охране лесов, в том числе на особо охраняемых природных территориях регионального значения, на добровольной безвозмездной основе в порядке общественного поручения без освобождения от основного места работы.
3.2. Руководство и организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды осуществляется директорами лесничеств.
3.3. Общественные инспекторы по охране окружающей среды сообщают о результатах своей деятельности директорам лесничеств ежемесячно.
3.4. За активное, добросовестное и образцовое осуществление деятельности общественные инспекторы по охране окружающей среды поощряются уполномоченными органами.
3.5. К общественным инспекторам по охране окружающей среды, допустившим недобросовестность и противоправные действия при осуществлении обязанностей, указанных в пункте 6.2 раздела 6 настоящего Положения, применяются меры ответственности в виде прекращения исполнения общественных обязанностей и исключения из числа общественных инспекторов по охране окружающей среды.
4. Зачисление гражданина в общественные инспекторы по охране окружающей среды
4.1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды (далее - гражданин), подает в Министерство заявление о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
4.2. В заявлении гражданина, изъявившего желание оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, указываются:
фамилия, имя и отчество (при наличии);
адрес места жительства;
сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения);
номер телефона и адрес электронной почты (при наличии);
согласие на обработку персональных данных.
4.3. К заявлению прилагаются:
копия документа, удостоверяющего личность;
две фотографии размером 3 x 4 сантиметра;
копия документа об образовании и (или) квалификации.
4.4. Поступившее в орган государственного надзора заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее - Комиссия).
4.5. Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды.
Решение о присвоении гражданину статуса общественного инспектора по охране окружающей среды принимается Комиссией в случае соблюдения требований, установленных пунктами 4.1 - 4.3, 4.15 раздела 4 настоящего Положения.
Решение о прекращении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды принимается Комиссией в порядке и случаях, предусмотренных пунктами 4.29 - 4.33 раздела 4 настоящего Положения.
4.6. Комиссия формируется в составе председателя Комиссии и ее членов. Количество членов Комиссии определяется Министерством.
Председателем Комиссии является руководитель или заместитель руководителя Министерства.
4.7. Решения Комиссии оформляются протоколами. Протокол заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии.
4.8. В заседаниях Комиссии могут принимать участие члены Общественных советов при Министерстве.
4.9. Комиссия в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления в орган государственного надзора рассматривает данное заявление и прилагаемые к нему документы и принимает одно из следующих решений:
а) о проведении заседания Комиссии с участием гражданина с целью оценки его знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора по охране окружающей среды;
б) об отказе в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды в случае несоответствия гражданина требованиям, указанным в пункте 4.1 раздела 4 настоящего Положения, либо представления неполного состава сведений и (или) документов, предусмотренных пунктами 4.2 и 4.3 раздела 4 настоящего Положения.
4.10. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом "б" пункта 4.9 раздела 4 настоящего Положения, гражданину в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия Комиссией данного решения направляется письмо с указанием причин отказа в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды с возвратом документов, указанных в пункте 4.3 раздела 4 настоящего Положения.
4.11. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, гражданин вправе повторно обратиться в Министерство с заявлением о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
4.12. В случае принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4.9 раздела 4 настоящего Положения, гражданин в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия Комиссией данного решения письмом информируется о дате и месте проведения заседания Комиссии.
4.13. В ходе заседания Комиссии члены Комиссии задают гражданину вопросы, направленные на оценку знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Всего Комиссией может быть задано не более 5 вопросов. К указанным вопросам относятся вопросы:
о правах общественных инспекторов по охране окружающей среды;
о видах и признаках административных правонарушений в области охраны окружающей среды;
о видах вещественных доказательств по административным правонарушениям и способах обеспечения их сохранности;
о содержании государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
об основах экологических знаний, необходимых для участия в работе по экологическому просвещению.
4.14. В ходе заседания Комиссии ведется протокол, в котором указывается информация:
о членах Комиссии;
о кандидатах на присвоение статуса общественного инспектора по охране окружающей среды;
о заданных гражданину членами Комиссии вопросах;
об оценке знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды;
о принятых Комиссией решениях.
4.15. В случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, Комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
4.16. О принятом Комиссией решении гражданин информируется письмом в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заседания Комиссии. В случае принятия Комиссией решения о присвоении гражданину статуса общественного инспектора по охране окружающей среды в письме указывается дата и место получения удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды (далее - удостоверение).
4.17. Срок действия удостоверения составляет 1 год.
4.18. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором по охране окружающей среды в Министерство заявления о продлении срока действия удостоверения (далее - заявление о продлении срока).
К заявлению о продлении срока прилагаются следующие документы:
удостоверение;
отчет о результатах осуществления общественным инспектором по охране окружающей среды общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), в том числе о содействии Министерству в природоохранной деятельности (далее - отчет);
документы, подтверждающие содержание отчета.
Заявление о продлении срока и отчет оформляются в произвольной форме.
4.19. В отчете указываются:
количество направленных общественным инспектором по охране окружающей среды в Министерство материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды;
информация о принятых общественным инспектором по охране окружающей среды мерах по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
информация об участии общественного инспектора по охране окружающей среды в работе по экологическому просвещению населения;
иная информация, которую общественный инспектор по охране окружающей среды считает необходимым сообщить.
4.20. Комиссия в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня представления общественным инспектором по охране окружающей среды заявления о продлении срока рассматривает данное заявление и предлагающиеся к нему документы и принимает одно из следующих решений:
о продлении срока действия удостоверения;
об отказе в продлении срока действия удостоверения.
4.21. Решение о продлении срока действия удостоверения принимается Комиссией по итогам рассмотрения отчета, содержащего информацию, предусмотренную пунктом 4.19 раздела 4 настоящего Положения и подтверждающую оказание общественным инспектором по охране окружающей среды содействия Министерству.
4.22. Решение об отказе в продлении срока действия удостоверения принимается Комиссией при отсутствии в отчете информации, указанной в пункте 4.19 раздела 4.
4.23. Министерство информирует общественного инспектора по охране окружающей среды по почте письмом о принятом Комиссией решении в течение 3 (трех) рабочих дней после его принятия.
4.24. Срок действия удостоверения продлевается на 1 год.
4.25. Общественный инспектор по охране окружающей среды должен обеспечивать сохранность удостоверения.
4.26. Статус общественного инспектора по охране окружающей среды прекращается в случае представления общественным инспектором по охране окружающей среды заявления о прекращении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
4.27. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления в Министерство информации, указанной в пункте 4.26 раздела 4 настоящего Положения, данная информация передается на рассмотрение в Комиссию.
4.28. В течение 5 (пяти) рабочих дней Комиссия принимает решение о прекращении действия статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
4.29. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения Комиссией о прекращении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды Министерство письмом с уведомлением о вручении с указанием причин прекращения статуса общественного инспектора по охране окружающей среды уведомляет гражданина о прекращении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды и сообщает ему о необходимости сдачи удостоверения (далее - уведомление о прекращении статуса общественного инспектора).
4.30. Удостоверение подлежит сдаче в случае прекращения статуса общественного инспектора в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения гражданином уведомления о прекращении статуса общественного инспектора.
5. Порядок выдачи удостоверения
5.1. Удостоверение подтверждает, что гражданин является общественным инспектором по охране окружающей среды и вправе осуществлять полномочия общественного инспектора по охране окружающей среды, предусмотренные частью 6 статьи 68 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в границах Белгородской области.
5.2. Удостоверение оформляется согласно приложению к настоящему Положению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "приложению к настоящему Положению" следует читать "приложению N 2 к настоящему приказу"
5.3. Номер удостоверения имеет следующую структуру:
АААА/БББ-ВВ, где:
а) "АААА" - порядковый номер удостоверения;
б) "БББ" - номер Белгородской области (в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований);
в) "ВВ" принимает буквенное обозначение - РЛ.
5.4. Удостоверение оформляется не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня заседания Комиссии, на котором было принято решение о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, подписывается Министром или заместителем министра и вручается гражданину лично.
5.5. В течение 5 (пяти) рабочих дней после принятия Комиссией решения о продлении срока действия удостоверения в удостоверении ставится об этом отметка, которая скрепляется печатью и подписью министра или заместителя министра.
Срок действия удостоверения может быть продлен не более 3 раз.
5.6. В случае порчи (утраты) удостоверения общественный инспектор по охране окружающей среды вправе обратиться в Министерство с заявлением о выдаче дубликата удостоверения. При порче удостоверения к заявлению прилагается испорченное удостоверение.
5.7. Дубликат удостоверения выдается общественному инспектору по охране окружающей среды в течение 7 (семи) рабочих дней после подачи заявления о выдаче дубликата удостоверения.
5.8. Дубликат оформляется в соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 настоящего Положения с пометкой "Дубликат".
5.9. Удостоверения подлежат регистрации, которая осуществляется Министерством путем ведения реестра удостоверений, в котором должны содержаться сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) общественного инспектора по охране окружающей среды, номере и дате выдачи удостоверения, о выдаче дубликата удостоверения с указанием оснований для его выдачи, о продлении срока действия удостоверения. При получении удостоверения и (или) дубликата удостоверения общественный инспектор по охране окружающей среды расписывается в реестре удостоверений.
5.10. Информация о прекращении статуса общественного инспектора и о сдаче удостоверения вносится Министерством в реестр удостоверений.
6. Основные права и обязанности общественных инспекторов по охране окружающей среды
6.1. Права общественного инспектора по охране окружающей среды.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды при предъявлении удостоверения установленного образца имеют право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения ими правонарушения в области охраны окружающей среды;
4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения;
7) оказывать содействие иным органам исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) в области охраны окружающей среды.
6.2. Обязанности общественного инспектора по охране окружающей среды.
Общественный инспектор по охране окружающей среды обязан:
1) при исполнении полномочий иметь при себе удостоверение установленного образца, предусмотренное настоящим Положением;
2) знать и правильно применять действующее законодательство Российской Федерации в пределах своих полномочий;
3) строго соблюдать закон, права и интересы граждан;
4) добросовестно выполнять поручения сотрудников Министерства и лесничеств при проведении рейдов по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства, а также при осуществлении контроля за соблюдением природоохранного законодательства и информировать директоров соответствующих лесничеств о результатах проверок и рейдов непосредственно по их окончании;
5) использовать и применять предоставленные законом права по обеспечению соблюдения природоохранного законодательства, быть вежливым и предупредительным в общении с гражданами;
6) проявлять инициативу в проведении профилактической работы и пропаганды с гражданами по соблюдению ими природоохранного законодательства;
7) проводить с гражданами, с хозяйствующими субъектами разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований природоохранного законодательства;
8) выявлять факты нарушения природоохранного и лесного законодательства;
9) незамедлительно информировать сотрудников Министерства и лесничеств о выявленных нарушениях, осуществлять оперативный сбор информации и материалов, указывающих на факты совершения правонарушений и виновных в этом лиц;
10) принимать меры по предотвращению нарушений природоохранного законодательства;
11) вносить предложения по повышению эффективности мер по охране и защите лесов, природных ресурсов, в том числе на особо охраняемых природных территориях регионального значения, а также снижению количества нарушений природоохранного законодательства;
12) представлять директорам лесничеств еженедельные и ежемесячные отчеты о проделанной работе и исполнении данных ими поручений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.