Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Саратовской области
от 7 декабря 2022 г. N 686
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2023 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2023 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
II. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора):
а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378-382, 385, 386, 401, 406-413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)
Региональный государственный экологический контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области осуществляется Министерством в соответствии с Положением о порядке осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора).
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые проверки в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) в 2023 года не проводятся.
В целях дифференциации обязательных требований для хозяйствующих субъектов, при постановке на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделены на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
По состоянию на 1 сентября 2022 года на учете в региональном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду стоит 6670 объектов.
Распределение объектов по категориям негативного воздействия следующее:
140 объектов II категории;
2906 объектов III категории;
3624 объектов IV категории.
Министерством применяется риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического контроля (надзора) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) для производственных объектов установлены следующие категории риска:
высокий риск
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск.
В настоящее время Министерством продолжается работа по отнесению объектов к определенной категории риска по мере постановки их хозяйствующими субъектами в "Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 9 месяцев 2022 года проведены одна документарная проверка в отношении юридического лица по проверке выполнения предписания. По результатам проверки по факту неисполнения в срок обязательного предписания составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен мировому судье для рассмотрения и наложения административного наказания и одна выездная проверка в отношении гражданина по проверке выполнения предписания. Предписание выполнено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области о фактах нарушения природоохранного законодательства, в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 9 месяцев 2022 года проведено 85 контрольных (надзорных) мероприятия в виде выездных обследований.
По результатам выездных обследований было выдано 69 предостережений, в том числе:
- 23 юридическому лицу;
- 6 индивидуальным предпринимателям;
- 40 гражданам.
На основании поступающих в Министерство материалов из правоохранительных органов, государственными инспекторами за январь-сентябрь 2022 года было рассмотрено 1108 административных дел, в том числе поступивших из:
органов прокуратуры Саратовской области - 68;
районных отделов по Саратовской области ГУ МВД России -1040.
По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:
- 13 юридическое лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения и 3 административное наказание в виде штрафа на общую сумму 130,0 тыс. рублей;
- 710 индивидуальных предпринимателя, которым назначены административные наказания в виде предупреждения и 46 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 1446,0 тыс. рублей;
- 91 должностных лиц, которым назначены административные наказания в виде предупреждения и 65 административное наказание в виде штрафа на общую сумму 759,0 тыс. рублей;
- 71 граждан, которым назначены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 84,0 тыс. рублей.
Министерством выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления 95%, в области водного законодательства 0,5%, в области охраны атмосферного воздуха 0,5%, за невыполнение обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, 2,5%, непредоставление экологической информации 0,7%, несоблюдение прочих требований законодательства 0,8%.
Описание текущего развития профилактической деятельности министерства
Министерство регулярно проводится профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательств по региональному государственному экологическому контролю (надзору), обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений.
В 2022 году профилактическая деятельность Министерства осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2022 год.
В рамках этой программы проведены следующие профилактические мероприятия (данные приведены в сравнении 2021/2022 гг.):
- размещено информационных публикаций в средствах массовой информации 213/240 ед.;
- проведено выездных обследований 127/90 ед.;
- выдано предостережений 21/69 ед.;
- дано консультаций 57/213 ед.
По результатам профилактических мероприятий проведенных по программе профилактики за январь - сентябрь 2022 год определились следующие показатели результативности и эффективности программы:
- увеличение количества профилактических мероприятий по отношению к 2021 году составило 146%;
- охват контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) в 2022 составил более 5%;
- улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами в 2022 году обеспечено посредством разъяснительных бесед и посредством размещения публикаций в средствах массовой информации.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом государственного экологического надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе перечень обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность оставить замечания и предложения по перечню правовых актов.
Ежегодно проводится мероприятие по обобщению правоприменительной практики, результаты которого, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства, размещены в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и на новостной ленте сайта Министерства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
Создан и функционирует раздел "интернет-обращений" для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, выдано 69 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проводится профилактическая работа межведомственного характера путем проведения мероприятий совместно с Роспотребнадзором, МЧС России, Россельхознадзором, Росприроднадзором и иными органами государственной власти.
Необходимо отметить, что проведение профилактических мероприятий мотивирует подконтрольных субъектов к добросовестному поведению, тем самым способствует недопущению нарушений обязательных требований в области природоохранного законодательства.
На основании вышеизложенного, полагаем, что Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства РФ в области природоохранного законодательства на 2022 год была эффективной.
В 2023 году Министерством будут проводиться профилактические мероприятия, предусмотренные разделом III настоящей Программы.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников контролируемых лиц могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.
Основным направлением, на решение которого направлена настоящая Программа, является уменьшение количества правонарушений в сфере природоохранного законодательства и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Основными проблемами являются:
образование несанкционированных свалок (обусловлено низкой ответственностью населения);
загрязнение водных объектов и неправомерное использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (обусловлено незнанием и неисполнением обязательных требований водного законодательства);
загрязнение атмосферного воздуха населенных пунктов.
Выявлению наиболее проблемных вопросов в природоохранной сфере региона способствуют поступающие в Министерство сведения из различных источников, таких как средства массовой информации, органы государственной власти, общественные организации, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и инициативные группы граждан.
Чрезвычайные ситуации природного характера могут привести к причинению ущерба окружающей среде.
Для решения этих проблем необходим соответствующий уровень экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания населения.
Основным видом профилактических мероприятий является непосредственная работа с хозяйствующими субъектами и гражданами (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований).
При реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи, обеспечивающие эффективность и результативность государственного экологического контроля (надзора):
обеспечено сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований контролируемыми лицами с учетом внедрения риск-ориентированного подхода;
обеспечение конструктивного взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
внедрение эффективных инструментов общественного контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды;
раскрытие механизмов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и профилактической работы;
разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды;
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории Саратовской области.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере охраны недр у всех участников контрольной (надзорной) деятельности (контрольного (надзорного) органа и контролируемых лиц);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством природных ресурсов и экологии области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Срок реализации программы - 2023 год.
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору), предусмотренным приложением к настоящей Программе.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки результативности и эффективности программы профилактики являются: увеличение количества профилактических мероприятий на 10% по отношению к 2022 году;
увеличение охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями по отношению к 2022 году не менее чем на 5%;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.