Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства природных
ресурсов и экологии
Саратовской области
от 7 декабря 2022 г. N 687
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2023 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2023 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
II. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях регионального значения, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории регионального значения;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в 2023 году не проводятся.
Министерством в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 9 месяцев 2022 года проведено 11 контрольно-надзорных мероприятий в виде выездных обследований.
По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий выдано одно предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Министерством выявляются следующие нарушения обязательных требований: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, а именно движение и стоянка автотранспорта вне дорог общего пользования и специально оборудованных парковок 1, разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест 1, захламление растительными отходами и отходами ТКО территории природного парка 3, незаконное выкапывание деревьев с целью реализации 1, незаконный захват территории 1, производство земляных работ при прокладке водопроводной трубы без извещения держателя охранного обязательства 1.
Описание текущего развития профилактической деятельности
Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В 2022 году профилактическая деятельность Министерства осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год.
В рамках этой программы проведены следующие профилактические мероприятия (данные приведены в сравнении 2021/2022 гг.):
- размещено информационных публикаций в средствах массовой информации 35/46 ед.;
- роздано информационных листовок 1500/2200 ед.;
- проведено выездных обследований 11/11 ед.;
- выдано предостережений 1/1 ед.;
- проведено разъяснительных бесед 1500/2200 ед.;
- дано консультаций 10/45 ед.
По результатам профилактических мероприятий проведенных по программе профилактики за январь - сентябрь 2022 год определились следующие показатели результативности и эффективности программы:
- увеличение количества профилактических мероприятий по отношению к 2021 году составило 150%;
- охват контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) в 2022 составил более 5%.;
- улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами в 2022 году обеспечено посредством раздачи информационных листовок разъяснительных бесед и посредством размещения публикаций в средствах массовой информации.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом государственного надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе перечень обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность представить замечания и предложения по перечню правовых актов.
Ежегодно проводится мероприятие по обобщению правоприменительной практики, результаты которого, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства, размещены в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и на новостной ленте сайта Министерства.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
Необходимо отметить, что проведение профилактических мероприятий мотивирует подконтрольных субъектов к добросовестному поведению, тем самым способствует недопущению нарушений обязательных требований в области охраны и использования недр.
На основании вышеизложенного, полагаем, что Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства РФ в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год была эффективной.
В 2023 году Министерством будут проводиться профилактические мероприятия, предусмотренные разделом IV настоящей Программы.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основным направлением, на решение которого направлена программа профилактики, является уменьшение количества правонарушений в сфере в охраны и использования особо охраняемых природных территорий и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на предотвращение совершения нарушений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. С учетом меняющихся приоритетов надзорной деятельности и повышения значимости разъяснительной функции приобретает особую актуальность профилактическая работа.
В ходе реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- обеспечение конструктивного взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение эффективных инструментов общественного контроля за соблюдением требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- раскрытие механизмов проведения контрольно-надзорных мероприятий и профилактической работы;
- разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Саратовской области.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий у всех участников контрольной (надзорной) деятельности (контрольного (надзорного) органа и контролируемых лиц);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц.
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством природных ресурсов и экологии области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Срок реализации программы - 2023 год.
В рамках контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий объект может быть отнесён к одной из категорий риска в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2023 год, предусмотренным приложением к настоящей Программе.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки результативности и эффективности программы профилактики являются:
увеличение количества профилактических мероприятий на 10% по отношению к 2022 году;
увеличение охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями по отношению к 2022 году не менее чем на 5%.;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.