Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 06.12.2022 N 611-П
Подпрограмма 4
"Научно-технологическое развитие Астраханской области"
Паспорт
подпрограммы 4 "Научно-технологическое развитие Астраханской области"
Наименование подпрограммы 4 государственной программы |
Научно-технологическое развитие Астраханской области (далее - подпрограмма 4) |
Государственный заказчик подпрограммы 4 государственной программы |
Министерство образования и науки Астраханской области |
Исполнители подпрограммы 4 государственной программы |
Министерство образования и науки Астраханской области, министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области, организации высшего образования Астраханской области и научные организации, зарегистрированные на территории Астраханской области (по согласованию), Российский научный фонд (по согласованию) |
Цели подпрограммы 4 государственной программы |
Совершенствование условий для научной, научно-технической деятельности, повышение востребованности научного потенциала в социально-экономическом развитии Астраханской области |
Задачи подпрограммы 4 государственной программы |
Поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований; привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации |
Сроки и этапы реализации подпрограммы 4 государственной программы |
2023-2025 годы, в том числе: I этап - 2023-2024 годы; II этап - 2024-2025 годы и на перспективу до 2029 года |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 4 государственной программы |
Общий объем финансирования программных мероприятий подпрограммы 4 на 2023-2025 годы и на перспективу до 2029 года составит 20000,0 тыс. руб.<**>, в том числе по годам: 2023 год - 20000,0 тыс. руб. <**>; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; 2025-2029 годы (прогнозно) - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 4 государственной программы |
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей увеличится с 41,7% в 2023 году до 42% в 2024 году. Количество проектов, поддержанных Правительством Астраханской области и фондами поддержки научной деятельности, с 2023 года составит 5 ед. и будет поддерживаться на том же уровне в последующие годы. Количество фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами (нарастающим итогом) в 2023 году составит 4 ед., в 2024 году - 4 ед. Количество фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами" (нарастающим итогом) в 2023 году составит 2 ед., в 2024 году - 2 ед. Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, задействованной в мероприятиях по вовлечению в научную деятельность, увеличится с 50 чел. в 2023 году до 90 чел. в 2024 году. Количество проектов, представленных в мероприятиях, увеличится с 42 ед. в 2023 году до 47 ед. в 2029 году. Число посетителей объектов популяризации науки, технологий, включая объекты технического и иного творчества, увеличится с 80 чел. в 2023 году до 150 чел. в 2024 году. Повышение доступности информации о научных достижениях составит 100% в 2023 году и будет поддерживаться на том же уровне в последующие годы. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Научно-техническую сферу Астраханской области представляют 10 крупных организаций, в которых наука является одним из видов деятельности. Также функционируют малые инновационные предприятия, бизнес-инкубаторы, технопарки, учрежденные вузами и научно-исследовательскими институтами.
Система высшего образования Астраханской области представлена 13 организациями высшего образования (10 государственными и 3 частными), в том числе 7 филиалами.
В Астраханской области функции основных центров подготовки научных и научно-технических кадров в различных сферах деятельности выполняют 5 государственных организаций высшего образования (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования "Астраханский государственный архитектурно-строительный университет", Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волжский государственный университет водного транспорта") и 5 федеральных организаций научно-технической сферы (Волжско-Каспийский филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО)" ("Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИРХ)", федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Каспийский морской научно-исследовательский центр", федеральное государственное бюджетное учреждение "Астраханский ордена Трудового Красного Знамени государственный природный биосферный заповедник", Каспийский филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН).
Ежегодно организациями высшего образования и научными организациями региона выполняется более 500 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как прикладного, так и фундаментального характера.
Численность персонала, занятого научными исследованиями, в 2021 году составила 702 человека.
В регионе работает 170 исследователей, имеющих ученую степень, в том числе 32 доктора наук и 138 кандидатов наук.
В сравнении с 2020 годом доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей увеличилась на 1,47% и в 2021 году составил 41,67%.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 10.06.2022 N 216-Пр "О приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Астраханской области" утвержден перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Астраханской области, способных внести наибольший вклад в ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности региона за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств:
- анализ, прогнозирование и разработка эффективных механизмов управления социально-экономическим развитием Астраханской области;
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- разработка и применение новых материалов для отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос;
- разработка технологий и устройств для производства, передачи и сбережения различных видов энергии;
- структурная, технологическая и техническая модернизация промышленности;
- цифровые, интеллектуальные производственные технологии, роботизированные системы, новые материалы и способы конструирования, системы обработки больших объемов данных машинного обучения и искусственного интеллекта;
- системы и технологии противодействия природным, техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
- формирование и развитие комфортной и безопасной биосферносовместимой среды жизнедеятельности человека;
- совершенствование транспортного комплекса Астраханской области, объединяющего все виды транспорта и их инфраструктуру, применительно к социально-экономическим потребностям Астраханской области;
- технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Изучение, сохранение и использование генофонда растений, животных, микроорганизмов и рыб;
- развитие региональной программы селекции и семеноводства овощебахчевых культур;
- изучение технологий предотвращения процессов опустынивания посредством комплексной фитомелиорации;
- фундаментальная и прикладная медицина, фармацевтика;
- рациональное природопользование, экология и охрана окружающей среды;
- общественно-научные и гуманитарные исследования;
- новые образовательные технологии;
- историко-культурное наследие Астраханской области;
- инновационные технологии реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, направленные на социальную адаптацию и интеграцию их в общество;
- разработка технологий, направленных на увеличение продолжительности жизни путем создания безопасной окружающей среды и ранней диагностики когнитивных нарушений у лиц старшего возраста, в том числе с использованием цифровых технологий.
В современных условиях переориентации российской экономики на внутренние ресурсы резко возросла необходимость взаимодействия науки и бизнеса.
Программа импортозамещения стала актуальной для всех предприятий и организаций в связи с необходимостью перехода на российские технологии, комплектующие и т.д.
В связи с этим Правительство Астраханской области, рассмотрев возможность участия Астраханской области в объявленных Российским научным фондом конкурсах на получение грантов по приоритетным направлениям деятельности Российского научного фонда "Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами" (региональный конкурс) и "Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами" (региональный конкурс), планирует в 2023 году в паритетном порядке с Российским научным фондом финансирование научных, научно-технических программ и проектов, предусматривающих проведение фундаментальных научных и поисковых научных исследований, отобранных по результатам конкурсов.
В указанных конкурсах могут принимать участие проекты, реализуемые на базе находящихся либо имеющих филиалы на территории Астраханской области российских некоммерческих научных организаций, российских образовательных организаций высшего образования, за исключением казенных учреждений, учредительными документами которых предусмотрена возможность выполнения фундаментальных научных и поисковых научных исследований.
В рамках данной подпрограммы с 2023 года предполагается предоставление из бюджета Астраханской области российским некоммерческим научным организациям, российским образовательным организациям высшего образования, за исключением казенных учреждений, находящимся на территории Астраханской области, грантов в форме субсидий на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами, в том числе малыми отдельными научными группами.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать стимулированию проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и внедрению новых технологий.
Необходимо повысить интерес школьников и молодежи к естественно-научным направлениям и увлечь самых талантливых исследованиями и разработками, тем самым увеличив престиж научно-исследовательской деятельности среди данной категории населения.
Активность молодых людей в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, аспирантов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются.
Повышению заинтересованности молодежи в проведении исследований может способствовать проведение практических занятий непосредственно в условиях, близких к реальным, привлечение к участию в различных конкурсах, выставках фестивалях, научных конференциях для возможности транслировать и совершенствовать свои достижения.
Необходимо популяризировать и пропагандировать науку среди всех категорий граждан.
Задачи подпрограммы 4 соответствуют основным задачам проведения Десятилетия науки и технологий: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок; содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для россиян.
Использование программно-целевого метода при подготовке подпрограммы 4 и ее включение в государственную программу вызвано необходимостью интегрированных изменений и комплексности решения проблемы, требующей межотраслевой координации программных мероприятий в соответствии с целями и задачами и скоординированного использования организационно-финансовых механизмов.
2. Цели и задачи подпрограммы 4
Для достижения результатов по приоритетным направлениям региональной образовательной политики в подпрограмме 4 определена цель - усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития Астраханской области.
Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
- поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
- привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
- повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
В рамках реализации подпрограммы 4 будут проводиться конкурсы проектов фундаментальных научных исследований и (или) поисковых научных исследований, проводимых Российским научным фондом совместно с Правительством Астраханской области; демонстрация научных достижений на конкурсах, выставках, фестивалях, форумах студентов и молодых ученых организаций профессионального образования, образовательных организаций высшего образования и привлечение талантливой молодежи и обучающихся общеобразовательных организаций к активному участию в социальном и экономическом развитии Астраханской области; популяризация научных достижений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы 4
В рамках подпрограммы 4 предусмотрена ежегодная реализация не менее 5 проектов фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований за счет оказания дополнительной финансовой поддержки со стороны Правительства Астраханской области на паритетных условиях с Российским научным фондом, увеличение численности проектов, научных достижений школьников и студентов на конкурсах, выставках, фестивалях, демонстрация научно-инновационного потенциала организаций профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, привлечение талантливой молодежи и обучающихся общеобразовательных организаций к активному участию в социальном и экономическом развитии Астраханской области, повышение научной грамотности граждан.
В ходе реализации мероприятий подпрограммы не предусмотрено оказание государственными учреждениями государственных услуг (выполнение работ).
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 4
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы из средств бюджетов всех уровней на период 2023-2025 годов и перспективу до 2029 года составляет 20 000,0 тыс. руб.
На реализацию в 2023 году конкурсов на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований предусматривается паритетное финансирование: Правительство Астраханской области - 10000,0 тыс. рублей, Российский научный фонд - 10000,0 тыс. рублей.
Финансирование грантов предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией проектов, по следующим направлениям расходов:
- расходы на вознаграждение (включая НДФЛ, страховые взносы во внебюджетные фонды и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации) за выполнение работ по проекту руководителя научного коллектива и членов научного коллектива;
- расходы на вознаграждение (включая НДФЛ, страховые взносы во внебюджетные фонды и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации) за выполнение работ по проекту лиц категории "вспомогательный персонал", то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях с получателем гранта и выполняющих вспомогательные работы по проекту, в том числе слесарей, сантехников, операторов копировальных и множительных машин, плотников, подсобных рабочих, рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту оборудования и других лиц, не задействованных в процессе научно-исследовательских работ по проекту (далее - вспомогательный персонал);
- расходы на оплату научно-исследовательских работ, направленных на реализацию проекта, выполненных привлеченными организациями;
- расходы, связанные с поездками руководителя научного коллектива и (или) членов научного коллектива в целях реализации проекта за пределы населенного пункта, в котором проживает руководитель научного коллектива и (или) члены научного коллектива, и обратно, в том числе в экспедиции и (или) на полевые исследования, а также расходы, связанные с подготовкой и (или) участием в мероприятиях по представлению результатов реализации проекта;
- расходы на приобретение оборудования и иного имущества, которые необходимы для проведения научного исследования в рамках реализации проекта (включая обучение руководителя научного коллектива, и (или) членов научного коллектива, и (или) вспомогательного персонала, монтажные, пусконаладочные и ремонтные работы);
- расходы на приобретение материалов и комплектующих для проведения научного исследования в рамках реализации проекта;
- расходы на опубликование результатов реализации проекта, оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках реализации проекта;
- накладные расходы получателя гранта, производимые получателем гранта за счет средств гранта на цели, непосредственно связанные с созданием необходимых условий для выполнения проекта научным коллективом (расходы на оказание услуг по бухгалтерскому, юридическому сопровождению реализации проекта, по подготовке и оформлению отчетной документации по реализации проекта, расходы на командирование члена научного коллектива в Российский научный фонд для обсуждения вопросов, связанных с реализацией проекта, расходы на приобретение офисной мебели, канцелярских товаров и принадлежностей, необходимых членам научного коллектива для реализации проекта, иные расходы, направленные на создание организационных условий выполнения проекта).
Главным распорядителем средств бюджета Астраханской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год, является министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство).
Гранты предоставляются за счет средств бюджета Астраханской области.
Гранты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Астраханской области на текущий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству в установленном порядке, с учетом принятых и неисполненных обязательств на предоставление грантов в отчетном финансовом году и годах, предшествующих отчетному финансовому году, в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет средств бюджета Астраханской области подлежат уточнению исходя из возможностей бюджета Астраханской области с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 6 декабря 2022 г. N 611-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.