Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 апреля 2002 г. N КА-А40/2560-02
Инспекция МНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Закрытого акционерного общества "НТВ-Плюс" налоговых санкций в сумме 799.263 руб.
До принятия судом решения ЗАО "НТВ-Плюс" обратилось с встречным иском о признании недействительными решений ИМНС РФ N 3 от 09.10.00 N 08-67-452-709 и от 04.12.00 N 498Д, а также требования об уплате налога от 08.11.01 N 939Д.
Решением от 26.04.01, оставленным без изменения постановлением от 09.07.01 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении иска ИМНС РФ N 3 отказал, встречный иск ЗАО "НТВ-Плюс" удовлетворил.
Постановлением от 19.09.01 Федерального арбитражного суда Московского округа решение и постановление арбитражного суда в части отказа ИМНС РФ N 3 в иске о взыскании налоговых санкций оставлены без изменения. В остальной части судебные акты отменены. Оспариваемые решения ответчика признаны недействительными в части взыскания налоговых санкций по налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы. В иске ЗАО "НТВ-Плюс" о признании недействительными решений ИМНС РФ N 3 о взыскании вышеуказанных налогов и пени отказано. В остальной части дело передано на новое рассмотрение.
Решением от 22.11.01, оставленным без изменения постановлением от 07.02.02 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы признал недействительными решения N 08-67-452-709 и N 498, а также требование N 939Д Инспекции МНС РФ N 3 в части взыскания НДС с оборотов по авторским договорам о передаче авторских прав на распространение телевизионного канала "Наше кино"; в части неправомерного освобождения от НДС выручки от рекламной деятельности в журнале "Караван"; в части неправомерного освобождения от НДС прав на использование спортивных телевизионных программ.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ N 3 просит решение от 22.11.01 и постановление от 07.02.02 Арбитражного суда г. Москвы отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, в иске ЗАО "НТВ-Плюс" - отказать.
В заседании суда кассационной инстанции представители ИМНС РФ N 3 поддержали доводы жалобы и указали, что судом необоснованно применен подп. "г" п. 5 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в отношении услуг, реализованных налогоплательщиком хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ; обороты по реализации работ и услуг по размещению рекламы в журнале не относятся к оборотам по реализации самого журнала, а потому подлежат налогообложению; ЗАО "НТВ-Плюс" передавало ОАО "Телекомпания НТВ" право на передачу в эфир спортивных программ, полученного самим ЗАО "НТВ-Плюс" на основании лицензионных соглашений, которые судом не исследовались.
Представитель ЗАО "НТВ-Плюс" против доводов жалобы возражал, по мотивам изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу.
Согласно ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые услуги.
Пунктом 2 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству-участнику СНГ.
Порядок применения Закона об НДС в данной части содержится в подп. "а" пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", согласно которому от налога освобождаются услуги, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ.
Решением от 23.09.97 N ГКПИ 97-368 Верховного Суда Российской Федерации установлено, что данный пункт Инструкции действует с учетом п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Кроме того, пунктом 17 названной Инструкции ГНС РФ N 39 установлено, что расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что законодателем установлен особый порядок обложения НДС реализуемых в государства Содружества товаров (работ, услуг), кассационная инстанция приходит к выводу о том, что в целях Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" подпункт "г" п. 5 ст. 4 данного закона применяется в отношении услуг, оказываемых покупателю, находящемуся за пределами Российской Федерации и стран-участниц СНГ.
Поскольку в рассматриваемом случае продавец услуг находится в России, а покупатели - на Украине и в Белоруссии, то есть на территории государств-членов СНГ, у судов не было оснований признавать за ЗАО "НТВ-Плюс" право на льготное налогообложение.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что изложенный выше принцип взаимоотношений между государствами-участниками СНГ нашел свое подтверждение в Федеральном Законе от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", статья 13 которого устанавливает, что до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности исковых требований ЗАО "НТВ-Плюс" о признании недействительными решений и требования ИМНС РФ N 3 в части взыскания НДС с оборотов по авторским договорам о передаче авторских прав на распространение телевизионного канала "Наше кино".
В связи с этим судебные акты в этой части подлежат отмене с отказом в иске.
В части освобождения от НДС выручки от рекламной деятельности в журнале "Караван" судебные акты отмене и изменению не подлежат по следующим основаниям.
Кассационная инстанция находит правильным довод представителя ЗАО "НТВ-Плюс" о том, что операции по размещению на страницах журнала "Караван" рекламы и иных информационных сообщений, неразрывно связаны с реализацией продукции средств массовой информации, обороты по которой согласно подп. "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от обложения НДС.
Арбитражный суд правильно указал, что бесплатное распространение журнала не лишает права ЗАО "НТВ-Плюс" на применение данной льготы по НДС в отношении средств, получаемых от рекламодателей за размещение рекламы.
Налоговым законодательством предусмотрено, что льгота не предоставляется, когда реклама в отдельном номере периодического издания превышает 40 процентов объема отдельного номера, а также при налогообложении продукции средств массовой информации (изданий) рекламного и эротического характера.
В рассматриваемом случае судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что основное содержание журнала "Караван" составляют программы передач спутникового телевидения НТВ-Плюс на месяц; ЗАО "НТВ-Плюс" не является специализированной рекламной редакцией (издательством), а сам журнал не является изданием рекламного и эротического характера и реклама в отдельном его номере не превышает 40 процентов объема отдельного номера.
Вывод суда о том, что средства, полученные ЗАО "НТВ-Плюс" от рекламодателей, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, подтверждаются также как действующим в спорный период письмом Госналогслужбы РФ от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 08.04.96 N 1060), так и дальнейшим развитием налогового законодательства - ст. 2 Федерального закона от 28.12.01 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 144 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации".
Является необоснованным довод налоговой инспекции о том, что у ЗАО "НТВ-Плюс" возникла обязанность налогообложения средств полученных от рекламодателя, поскольку комиссионер - Издательство "Семь дней" облагал полученные от таких операций денежные средства. Судом установлено, доказывается материалами дела и не оспаривается представителями ИМНС РФ N 3, что объектом обложения НДС у комиссионера является комиссионное вознаграждение за оказанные услуги по сбору и размещению в журнале рекламы, а не средства, полученные от рекламодателей.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов в данной части на имеется.
В отношении оборотов, возникающих от передачи ЗАО "НТВ-Плюс" ОАО "Телекомпания НТВ" права на передачу в эфир спортивных программ (фрагментов), судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В нарушение статей 127, 159, 59 АПК РФ суд не назвал конкретные документы, на которых основаны его выводы о возникновении у ЗАО "НТВ-Плюс" авторского права на спортивные программы, в судебных актах отсутствует анализ и оценка собранных по делу доказательств по данной позиции, в частности лицензионных соглашений, не указаны мотивы, по которым отклонено Заключение N 1 от 09.10.00 ФИПС (т. 5, л.д. 44-46), на которые ссылается ИМНС РФ N 3.
Кроме того, судом не проверен довод ИМНС РФ N 3 о том, что по лицензионным соглашениям, заключенным ЗАО "НТВ-Плюс" (Лицензиат) и иностранными Компаниями (лицензиары), НТВ-Плюс получало от обладателя имущественных авторских прав (лицензиар) право на передачу в эфир пакета программ и отдельных телевизионных выпусков спортивных программ и это же право передавало иному лицу - ОАО "Телекомпания НТВ".
Таким образом, по мнению ИМНС РФ N 3, имеют место отношения лица (лицензиата), получившего имущественные авторские права от их обладателя (лицензиара), с иными лицами (ОАО "Телекомпания НТВ"), а потому, заключенный между ЗАО "НТВ-Плюс" и ОАО "Телекомпания НТВ" не является авторским, и обороты возникли в результате последующего использования произведения получателем, а именно совершения им действий, в результате которых к произведению получают доступ другие лица (воспроизведение произведения, его распространение, публичный показ и т.п.). Такие обороты в соответствии с действующим законодательством не подлежат освобождению от налога на добавленную стоимость.
Из этого исходил суд кассационной инстанции, указав в постановлении от 19.09.01 на то, что суду при новом рассмотрении дела необходимо установить факт принадлежности истцу авторских и смежных прав.
Между тем, судом данные обстоятельства выяснены не в полной мере, что позволяет сделать вывод о невыполнении судом требований ст. 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом не исследованы сами лицензионные соглашения, не установлено о передаче каких прав и на что (на трансляцию, на использование, на само произведение и др.) в них идет речь.
Вывод суда о том, что для оповещения о своих правах ЗАО "НТВ-Плюс" использует знак охраны авторского права, не основан на материалах дела.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" исключительные права на использование произведения принадлежат автору в отношении его произведения.
Следовательно, суду при новом рассмотрении дела в этой части, необходимо установить основания и обстоятельства возникновения у ЗАО "НТВ-Плюс" авторских прав, их вид (исключительные, неисключительные) и дать оценку лицензионным соглашениям, а также отношениям между ЗАО "НТВ-Плюс" и ОАО "Телекомпания НТВ" по дальнейшему использованию произведений с учетом доводов сторон, ссылкой на конкретные документы, достаточные для рассмотрения дела, и нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 171, 173-178 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд постановил:
решение от 22.11.2001 и постановление от 07.02.2002 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-45376/00-14-629 о признании недействительными Решения ИМНС РФ N 3 по ЦАО г. Москвы от 19.10.2000 г. N 08-67-452-709, Решения N 498Д от ноября 2000 г., Требования N 939Д от 04.11.2000 г. в части взыскания НДС с оборотов по авторским договорам о передаче авторских прав на распространение телевизионного канала "Наше кино"- отменить.
В иске в указанной части отказать.
В части неправомерного освобождения от НДС прав на использование спортивных телевизионных программ решение и постановление суда отменить и передать дело в этой части на новое рассмотрение.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля N КА-А40/2560-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании