Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", Положением о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 19 апреля 2017 года N 260-п, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - Инспекция) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на 2022 год (далее - Программа) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
При осуществлении федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия применяется система оценки и управления рисками. В соответствии с пунктом 11 Положения "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1093, отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется руководителем территориального органа Министерства культуры Российской Федерации либо лицом, исполняющим его обязанности, по месту нахождения контролируемых лиц в соответствии с критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В настоящее время категорирование объектов контроля не проведено, т.е. объекты контроля, относящиеся к категории высокого и значительного риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, отсутствуют. В связи с отсутствием объектов контроля, отнесенных к категории высокого и значительного риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также сведений о наличии лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, план-график обязательных профилактических визитов не составляется.
За период с 1 января 2022 года по 28 сентября 2022 года проведено 6 инспекционных визитов, 1 выездное обследование и 1 наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Проведено обследование и фотофиксация 359 объектов археологического наследия и 6 зданий (сооружений). За истекший период составлено 2 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ, назначены наказания в виде административных штрафов на сумму 100000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ Инспекцией ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранные обязательства).
Охранное обязательство является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Закона N 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
За истекший период 2022 года утверждено 50 охранных обязательств.
В силу пункта 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
На официальном сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", в подразделе "Федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения", в рубрике "Информация о проверках" (https://nasledie.permkrai.ru/dokumenty/271681/) (далее - официальный интернет-сайт Инспекции) публикуется информация о проведении проверок соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края. В срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным здесь же в подразделе "Публичные обсуждения" размещается доклад об осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия и обзор правоприменительной практики, где помимо информации о состоявшихся проверках и их результатах приводятся сведения о типовых нарушениях обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия и возможные мероприятия по их устранению.
В рубрике "Профилактика нарушений обязательных требований" размещен перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия и позволяют указанным лицам пройти самообследование в автоматизированном режиме (https://nasledie.permkrai.ru/dokumenty/226443/?sphrase_id=489289).
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
2) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
3) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
4) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
5) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Ключевым риском при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Инспекцией проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 2021 год.
Инспекцией в рамках организованной профилактической работы в 2022 году проводились консультации по вопросам, касающимся объектов культурного наследия, по телефону, посредством электронной почты.
Профилактическая работа осуществлялась Инспекцией в течение всего 2022 года, проведены 3 профилактических визита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.