Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства экономического развития
и торговли Республики Адыгея
от 22.11.2022 N 344-п
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
Общие положения
Настоящее руководство разработано в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях предупреждения нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - хозяйствующие субъекты).
Задачей настоящего руководства является оказание хозяйствующим субъектам информационно-разъяснительной поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
Основы законодательства в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (далее - Постановление Правительства РФ N 980).
Кроме Федерального закона N 99-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 980 указанная сфера регулируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея.
Состояние нормативно-правового регулирования
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 02.11.2022 N 323-п и размещен на Интернет-странице Министерства официального сайта исполнительных органов Республики Адыгея в подразделе "Лицензионный контроль за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов" раздела "Контрольные функции".
Деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов может осуществляться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Указанная деятельность подлежит лицензированию.
За осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов без соответствующей лицензии предусмотрена административная ответственность (часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ).
В целях исключения и недопущения совершения нарушений хозяйствующими субъектами для целей осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов необходимо в установленном порядке обратиться в лицензирующий орган для получения лицензии.
Лицензионные требования к осуществлению деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 980 (далее - Положение о лицензировании), лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;
- наличие у соискателя лицензии площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов, средств измерения, а также работников, заключивших с ним трудовые договоры, прошедших соответствующую подготовку и аттестацию, в соответствии с требованиями Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 980 (далее - Правила);
- наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил.
Грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов и ответственность за их совершения
Согласно п. 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ, нарушения:
- требований Правил в части приема лома черных и (или) цветных металлов без осуществления радиационного контроля, без осуществления контроля на взрывобезопасность;
- требований Правил в части хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов в пределах площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием.
При этом в соответствии с ч. 10 ст. 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ последствиями нарушения лицензионных требований являются:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
- привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении грубого нарушения лицензионных требований.
В этом случае лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований);
- назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.
В этом случае лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата;
- лицензиатом не было представлено в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, что повлекло за собой невозможность проведения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям до наступления срока прохождения указанной процедуры.
В этом случае действие лицензии приостанавливается по решению лицензирующего органа на срок от трех до пяти месяцев в течение суток со дня наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;
- лицензиатом в установленный срок не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;
- невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям после подачи в лицензирующий орган заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, а также невозможность проведения в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых проверяется соответствие лицензиата лицензионным требованиям.
В этом случае уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа составляет акт о невозможности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Действие лицензии приостанавливается на срок до трех месяцев со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии по результатам рассмотрения акта о невозможности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
- лицензиатом в установленный срок не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
В случае, если лицензиатом не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, или не были устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, действие лицензии приостанавливается на срок, не превышающий шестидесяти дней, в течение суток со дня установления факта неустранения грубых нарушений лицензионных требований. Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата на шестьдесят дней.
Прекращения действия лицензии
Действие лицензии прекращается в следующих случаях:
- представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, а также за исключением реорганизации юридического лица - лицензиата в форме его присоединения к другому юридическому лицу);
- наличие решения суда об аннулировании лицензии;
- установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий в случаях изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а также изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным;
- по истечении срока приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 Федерального закона N 99-ФЗ, в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 99-ФЗ"
- в случае исключения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации отдельных работ, услуг из состава конкретного лицензируемого вида деятельности, если лицензия предоставлена только в отношении указанных исключаемых работ, услуг;
- прекращение действия аккредитации филиала иностранного юридического лица.
Требования к организации приема лома и отходов черных и цветных металлов
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:
- для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;
- данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;
- распорядок работы;
- условия приема и цены на лом и отходы черных и (или) цветных металлов;
- перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае осуществления обращения с ломом и отходами цветных металлов);
- ссылка на запись в реестре лицензий, содержащую сведения о действующей лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании.
На объектах по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов также должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:
- инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;
- инструкция о порядке проверки лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;
- инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;
- инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица.
Порядок приема и учета лома и отходов черных и цветных металлов
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.
Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом и отходы черных и цветных металлов, документа, удостоверяющего личность.
Прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов.
Хозяйствующие субъекты, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить:
1) проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию;
2) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов:
- контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда;
- лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов;
- лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность;
- площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов;
- средств измерений для проведения радиационного контроля, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- весовых средств измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо.
Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на контролера лома и отходов металла.
Хозяйствующие субъекты, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить наличие на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для идентификации и сортировки лома и отходов цветных металлов, сведения о котором содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которое поверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Хозяйствующие субъекты, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
- пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов;
- пресс-ножницы;
- установка для дробления и сортировки легковесного лома;
- оборудование для сортировки или измельчения стружки.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку лома и отходов черных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома черных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
- пресс для пакетирования или брикетирования лома и отходов цветных металлов;
- пресс-ножницы;
- установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;
- установка для разделки кабеля.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов цветных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.
Прием лома и отходов черных или цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта, который составляется в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных или цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием) либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Указанный акт является документом строгой отчетности и должен иметь сквозную нумерацию.
Хозяйствующие субъекты, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, ведут реестр приемо-сдаточных актов (далее - реестр), в который при каждом случае приема лома и отходов черных или цветных металлов вносится следующая информация:
- регистрационный номер приемо-сдаточного акта;
- дата приема лома и отходов черных или цветных металлов;
- данные о лице, сдающем лом и отходы черных или цветных металлов:
при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер;
при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
- реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);
- класс, категория, вид принятых лома и отходов черных или цветных металлов согласно государственному стандарту;
- процент засоренности принятых лома и отходов черных или цветных металлов;
- вес принятых лома и отходов черных или цветных металлов.
Сведения в реестре и приемо-сдаточные акты на лом и отходы цветных металлов хранятся в течение 3 лет со дня составления приемосдаточного акта.
Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится хозяйствующими субъектами, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.
Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт.
Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится хозяйствующими субъектами, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.
Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.
Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных и цветных металлов
Хозяйствующие субъекты, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, организуют учет отчуждаемых лома и отходов.
Учет лома и отходов черных и (или) цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.
Каждая партия отчужденных лома и отходов черных или цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов, в котором указываются:
- наименование и реквизиты грузополучателя;
- номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;
- дата отгрузки;
- вид лома и отходов черных или цветных металлов;
- вес партии, перевозимой транспортным средством;
- реквизиты транспортной накладной;
- номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов, выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность.
Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.
Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных и цветных металлов
При транспортировке лома и отходов черных и (или) цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель обеспечивают водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:
- путевой лист;
- транспортная накладная;
- удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов.
В транспортной накладной указываются:
- номер;
- наименование и реквизиты грузоотправителя;
- наименование и реквизиты грузополучателя;
- номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;
- дата отгрузки;
- вид лома и отходов черных и (или) цветных металлов;
- вес партии, перевозимой транспортным средством.
Перечень видов лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и подлежащего приему от физических лиц
1. Лом отопительных и водонагревательных, водопроводных и газовых приборов.
2. Лом бытовой техники и предметов бытового назначения.
3. Лом транспортных средств и прицепных устройств.
4. Лом металлоконструкций и изделий из кровельного железа.
5. Лом предметов домашнего обихода и сельскохозяйственного инвентаря.
6. Лом кухонного и печного инвентаря.
7. Лом столярного, слесарного, строительного и прочего инструмента.
8. Лом спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей.
9. Лом художественных изделий (оклады картин, чеканки, барельефы и т.д.).
10. Прочий бытовой лом (часовые механизмы, скобяные изделия и т.д.).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 22 ноября 2022 г. N 344-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.