Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 03-05-04-01/120350
В Департаменте налоговой политики рассмотрено письмо по вопросу об установлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В узком значении налоговая льгота является элементом налогообложения, который не относится к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса. Согласно пункту 2 статьи 17 Налогового кодекса налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых случаях. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (пункт 3 статьи 56 Налогового кодекса).
В отличие от налоговой льготы налоговая ставка (в том числе дифференцированная или пониженная) является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2007 N 372-О-П).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Определения следует читать как "15.05.2007"
Учитывая различную правовую природу налоговых ставок и налоговых льгот, Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) указанных элементов налогообложения, в том числе по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 380 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.
Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок Налоговым кодексом не предусмотрено.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения. Налоговые льготы и основания для их использования могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых случаях. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговая ставка (в т. ч. дифференцированная или пониженная) - это обязательный элемент налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения. По налогу на имущество организаций дифференцированные (пониженные) налоговые ставки вправе устанавливать регионы в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.
Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок НК РФ не предусмотрено.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 03-05-04-01/120350
Опубликование:
-