В соответствии с письмом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан от 2 ноября 2021 г. N А26-03-143440531-CО1 Департамент корпоративного регулирования Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства в указанной сфере, в связи с чем Департамент вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.
Поставленные в обращении вопросы могут быть осложнены спецификой и обстоятельствами, в том числе не указанными в обращении, но при этом характеризующими ситуацию, сложившуюся в конкретных условиях. Выработка позиции по таким вопросам требует детального изучения особенностей сложившейся ситуации и характеризующих ее обстоятельств, анализа необходимых документов по конкретному спору и возникающим вследствие этого неурегулированным вопросам. Полагаем необходимым обратить внимание, что выработка правовой позиции без учета всех имеющих значение факторов, на основании ограниченного объема изложенной в обращении информации может приводить к формированию ошибочных выводов и введению лица в заблуждение в части соблюдения в результате совершения действий (бездействия) прав и законных интересов тех или иных лиц.
С учетом изложенного полагаем возможным отметить следующее.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) содержит положения, направленные на создание механизмов разрешения гражданами финансовых проблем и освобождения от невозможных к исполнению обязательств граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Необходимо отметить, что положения статьи 213.4 Закона о банкротстве устанавливают случаи, предусматривающие как право, так и обязанность гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Размер неисполненных обязательств в этом случае значения не имеет.
Обращаем внимание, что Минэкономразвития России не уполномочено оказывать содействие в вопросах, касающихся обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также предоставлять финансовую помощь в связи с отсутствием у Минэкономразвития России таких полномочий. При этом отмечаем, что в соответствии с Законом о банкротстве гражданин вправе самостоятельно без привлечения юриста обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании гражданина банкротом, установлен пунктом 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве.
По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражным судом может быть введена реструктуризация долгов гражданина. Гражданин вправе представить план реструктуризации долгов, который рассматривается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года.
При отсутствии оснований для введения реструктуризации долгов гражданина арбитражным судом может быть принято решение о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества гражданина.
При этом все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований физических лиц, как заявленных, так и не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, за исключением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
Законом о банкротстве предусмотрено, что судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для финансового управляющего - двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
При этом по ходатайству должника суд вправе предоставить ему отсрочку внесения средств в депозит на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до дня судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании его банкротом. При неисполнении должником в установленный срок названной обязанности арбитражный суд в зависимости от наличия либо отсутствия иных заявлений о признании должника банкротом выносит определение об оставлении заявления должника без рассмотрения или о прекращении производства по делу.
Согласно абзацу второму подпункта 5 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины для физических лиц при подаче заявления о признании должника банкротом составляет триста рублей.
В целях повышения доступности института банкротства для граждан, находящихся в действительно затруднительном положении, с 1 сентября 2020 г. вступили в силу нормы Закона о банкротстве, предусматривающие возможность проведения бесплатной процедуры внесудебного банкротства, направленной на урегулирование долгов малообеспеченных граждан.
Процедуры банкротства носят публично-правовой характер, при этом, принимая во внимание, что они обусловлены конфликтом различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодательством предусмотрены специальные механизмы учета воли сторон в целях выработки необходимых для проведения процедур банкротства решений. Законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223.2 Закона о банкротстве гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.
Согласно пункту 2 статьи 223.2 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В части исполнительного производства отмечаем, что согласно пункту 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
При этом пунктом 4 статьи 4 Закона об исполнительном производстве предусматривается, что исполнительное производство осуществляется с учетом принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Кроме того, обращаем внимание на правовую позицию, неоднократно выражавшуюся Конституционным Судом Российской Федерации, в соответствии с которой по смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О и др.).
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, они позволяют судебному приставу-исполнителю устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника, а потому не могут быть признаны нарушающими конституционные права граждан.
В порядке информирования сообщаем, что 1 февраля 2022 г. вступит в силу Федеральный закон от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", предусматривающий сохранение за гражданином при взыскании долгов в рамках исполнительного производства ежемесячного дохода в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Заместитель директора |
А.В. Ермошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2021 г. N ОГ-Д20-8411 "О процедуре банкротства граждан"
Опубликование:
-