Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок
организации и осуществления внутреннего контроля
1. Общие положения
1.1. Внутренний контроль направлен на:
- установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики;
- повышение уровня ведения учета, составления отчетности;
- исключение ошибок и нарушений норм законодательства Российской Федерации в части ведения учета и составления отчетности;
- повышение результативности использования финансовых средств и имущества.
1.2. Целями внутреннего контроля являются:
- подтверждение достоверности данных учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность.
1.3. Основными задачами внутреннего контроля являются:
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений норм законодательства Российской Федерации, регулирующего ведение учета, составление отчетности;
- оперативное выявление и пресечение действий должностных лиц, негативно влияющих на эффективность использования финансовых средств и имущества;
- повышение экономности и результативности использования финансовых средств и имущества путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.4. Объектами внутреннего контроля являются:
- плановые (прогнозные) документы;
- договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
- распоряжения администрации города Мурманска;
- первичные учетные документы и регистры учета;
- хозяйственные операции, отраженные в учете;
- отчетность;
- муниципальные задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные сметы подведомственных учреждений.
2. Организация внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль осуществляется непрерывно муниципальными служащими (в том числе руководителями структурных подразделений, их заместителями), организующими, выполняющими, обеспечивающими соблюдение внутренних процедур по ведению учета, составлению отчетности.
2.2. Внутренний контроль осуществляется в следующих видах:
- предварительный контроль - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возможных ошибочных и (или) незаконных действий до совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово хозяйственных операций);
- текущий контроль - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение ошибочных и (или) незаконных действий в процессе совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово хозяйственных операций);
- последующий контроль - комплекс мероприятий, направленных на выявление ошибочных и (или) незаконных действий и недостатков после совершения финансово-хозяйственной операции (ряда финансово хозяйственных операций) и предотвращение, ликвидацию последствий таких действий.
2.3. Предварительный контроль осуществляют муниципальные служащие (в том числе руководители структурных подразделений, их заместители) в соответствии с должностными обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
К мероприятиям предварительного контроля относятся:
- проверка документов (счетов, актов выполненных работ (оказанных услуг), актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), накладных, универсальных передаточных документов) до совершения хозяйственных операций в соответствии с распоряжением администрации города Мурманска от 12.04.2016 N 26-р "Об утверждении Регламента взаимодействия контрактного управляющего администрации города Мурманска со структурными подразделениями администрации города Мурманска" и графиком документооборота;
- контроль за принятием обязательств;
- проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров), муниципальных заданий подведомственных учреждений;
- проверка проектов распоряжений и постановлений администрации города Мурманска;
- проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.
2.4. Текущий контроль на постоянной основе осуществляется муниципальными служащими, осуществляющими ведение учета и составление отчетности.
К мероприятиям текущего контроля относятся:
- проверка расходных денежных документов (расчетных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов, актов выполненных работ (оказанных услуг), актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), накладных, универсальных передаточных документов) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение (санкционирование) принять документы к оплате;
- проверка полноты оприходования полученных наличных денежных средств;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
- сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.
2.5. Последующий контроль осуществляется муниципальными служащими в соответствии с должностными обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
К мероприятиям последующего контроля относятся:
- проверка первичных документов после совершения финансово-хозяйственных операций на соблюдение правил и графика документооборота;
- проверка достоверности отражения финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности;
- проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- проверка участков бухгалтерского учета на предмет соблюдения муниципальными служащими требований законодательства Российской Федерации в области учета в отношении завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности;
- документальные проверки завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности.
2.6. В рамках внутреннего контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
Периодичность проведения проверок:
- плановые проверки - в соответствии с утвержденным планом (графиком) проведения проверок в рамках внутреннего контроля;
- внеплановые проверки - по распоряжению администрации города Мурманска (если стало известно о возможных нарушениях).
2.7. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде отчета о выявленных нарушениях по результатам внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации по предотвращению возможных ошибок.
2.8. Результаты проведения последующего контроля оформляются актом. В акте проверки должны быть отражены:
- предмет проверки;
- период проверки;
- дата утверждения акта;
- лица, проводившие проверку;
- методы и приемы, применяемые в процессе проведения проверки;
- соответствие предмета проверки нормам законодательства Российской Федерации, действующим на дату совершения факта хозяйственной жизни;
- выводы, сделанные по результатам проведения проверки;
- принятые меры и осуществленные мероприятия по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по предотвращению возможных ошибок.
Муниципальные служащие, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения внутреннего контроля.
По итогам проверок разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. План утверждается распоряжением администрации города Мурманска.
2.9. Итоги внутреннего контроля фиксируются в журнале учета результатов внутреннего контроля, составленном по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку.
Корректность занесенных в журнал данных обеспечивают муниципальные служащие, назначаемые главой администрации города Мурманска.
2.10. Ответственность за организацию внутреннего контроля возлагается на главу администрации города Мурманска.
3. Оценка состояния системы внутреннего контроля
3.1. Адекватность, достаточность и эффективность системы внутреннего контроля оценивает глава администрации города Мурманска. Он же осуществляет наблюдение за корректным проведением связанных с контролем мероприятий.
3.2. В целях обеспечения эффективности системы внутреннего контроля структурные подразделения администрации города Мурманска, ответственные за выполнение контрольных мероприятий, составляют годовую отчетность о результатах работы.
3.3. Данные о выявленных в ходе внутреннего контроля недостатках и (или) нарушениях, сведения об источниках рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:
- в журнале учета результатов внутреннего контроля;
- в отчетах о результатах внутреннего контроля.
3.4. Отчеты о результатах внутреннего контроля подписываются начальником структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренних мероприятий, и до 25-го числа месяца, следующего за отчетным годом, представляются на утверждение главе администрации города Мурманска.
3.5. К отчету прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:
- описание нарушений, причин их возникновения, принятых по их устранению мер. Если на дату составления отчета не все нарушения были устранены, указываются принимаемые меры по их устранению. Отражаются сроки и ответственные лица;
- сведения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях (если такие меры были приняты);
- сведения о количестве муниципальных служащих, которые осуществляют внутренний контроль;
- сведения о ходе реализации материалов, направленных в органы внутреннего муниципального финансового контроля, правоохранительные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.