Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 249349-8 "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа), внесенный сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, депутатом Государственной Думы Г.И. Данчиковой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается сохранить стимулирующий характер налогообложения оловодобывающей промышленности.
В настоящее время при добыче кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) установлена в размере 0 процентов. С 1 января 2023 года действие нулевой ставки прекращается.
Вместе с тем, согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимость стимулирования оловодобывающей промышленности не потеряла свою актуальность.
Согласно представленным авторами законопроекта материалам, благодаря действующей нулевой ставке на НДПИ, зависимость Российской Федерации от импорта необработанного олова сокращается с 2016 года в среднем на 13% благодаря увеличению производства оловянного концентрата на 45% ежегодно, увеличивается производство необработанного олова на 39%. Значительно вырос внешний спрос на отечественный оловянный концентрат, рост экспортных поставок практически с нуля вырос до 2,3 тыс. тонн.
Однако, в связи с падением биржевых котировок на олово (более 50% с марта текущего года), усилением курса рубля, высокой степенью изношенности основных фондов и ограничением доступа к приобретению импортной горной техники и производственного оборудования, экономическая рентабельность проектов по производству оловянного концентрата находится на низком уровне.
В этой связи, законопроектом предлагается вместо нулевой ставки предоставить право на применение налогового вычета по НДПИ при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2032 года включительно в объеме сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, необходимых для разработки месторождений полезных ископаемых, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования.
Предложенный законопроектом механизм условно можно разделить на два этапа. До 1 января 2028 года инвесторы получат право на компенсацию за счет НДПИ, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, включая расходы на разработку проектной и сметной документации. После 1 января 2028 года размер налогового вычета начинает рассчитываться по иному, он не может превышать величину, определяемую для соответствующего налогового периода как разница между суммой налога, исчисленной с применением рентного коэффициента , равного 3,5, и суммой налога, исчисленной с применением рентного коэффициента
, равного 1.
Одновременно ставятся определенные условия применения такого вычета, в том числе:
- указанные расходы ранее не должны были учитываться при определении сумм налогового вычета;
- основные средства должны относиться к горнодобывающему оборудованию и горной технике, объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, используемым для осуществления деятельности по добыче кондиционных руд олова на участках недр;
- налоговый вычет будет применяться исключительно для проектов, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента;
- деятельность по добыче кондиционных руд олова должна осуществляться на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа.
Кроме того, установлено ограничение применения налогового вычета. В случае превышения средней за налоговый период цены на олово на мировых рынках, порога в 2 818 рублей в конкретном налоговом периоде, механизм налогового вычета прекращает свое действие.
Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта, отмечая в своем заключении, что его принятие не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта, направленную на стимулирование развития отрасли за счет повышения уровня инвестиций, Комитет, обращает внимание, что добыча кондиционных руд олова не ограничивается территорией Дальневосточного федерального округа, в связи с чем предлагается рассмотреть целесообразность распространения данного механизма на иные территории добычи кондиционных руд олова. Кроме того, дополнительному обоснованию подлежит также установление ограничения в степени выработанности запасов на уровне менее 1 процента.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 249349-8 "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.