Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Управления по охране и
использованию объектов культурного
наследия Республики Адыгея
от 5 декабря 2022 года N 223
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законном ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Адыгея, на 2023 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Адыгея, на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 декабря 2021 года N 292 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия".
2. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
За период с 1 января 2022 года по 20 сентября 2022 года Управлением по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея (далее - Управление) в соответствии с пунктом 7 статьи Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) проведено 55 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, с составлением актов осмотра.
В соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ Управлением ведется работа по оформлению охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее по тексту - охранное обязательство, реестр объектов культурного наследия). Охранное обязательство является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по сохранению, содержанию, использованию, популяризации и государственной охране объекта культурного наследия.
В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ в договор о передаче прав собственника (владения, пользования) на объект культурного наследия должно быть включено существенное условие возникновения у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна является неотъемлемой частью такого договора.
С учетом изложенного, работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении их обязательных требований.
Одним из главных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, является выдача заключений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия, включённых в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (далее - Заключение). В 2022 году Управлением выдано 535 Заключений.
Приказами Управления утверждены границы территории и режим использования территории в отношении 61 выявленного объекта культурного наследия (объектов археологии). Сведения об установленных границах территории выявленных объектов культурного наследия на постоянной основе направляются в органы местного самоуправления, Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству и Управление лесами Республики Адыгея. Установленные границы позволяют предотвратить повреждение объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности.
Следующим мероприятием по профилактике правонарушений является направление сведений об установленных границах территории и режимах использования территорий объектов культурного наследия в Росреестр для постановки на государственный кадастровый учет.
В целях обеспечения физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объектов культурного наследия Управлением в 2022 году выдано 4 разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В течение года на постоянной основе осуществлялось систематическое наблюдение за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (нарушения не выявлены).
Также в рамках федеральной целевой программы "Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" в 2022 году на 4 объектах культурного наследия, посвященных Великой Отечественной войне, проведены мероприятия по сохранению объектов культурного наследия.
В 2022 году работа по профилактике нарушений обязательных требований осуществлялась Управлением по следующим направлениям:
1) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований. Указанное мероприятие проводилось путем разъяснительной работы при личных встречах, рассылки информационных писем по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, и направления обзора правоприменительной практики и типичных нарушений в области охраны объектов культурного наследия, выявляемых при проведении государственного контроля (надзора);
2) на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в разделе Управление (далее - официальный сайт) размещен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. В актуальном состоянии поддерживается перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
3) разработка и размещение в открытом доступе на официальном сайте методических материалов и руководств по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;
4) проведение круглых столов "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" и "Вопросы сохранения объектов культурного наследия (градостроительства и архитектуры) и оценки их состояния" в рамках проведения мероприятий в Республике Адыгея Года культурного наследия народов России;
5) размещение на официальном сайте в открытом доступе перечней объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Адыгея и включенных в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, а также границах их территорий, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;
6) выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
- непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
- несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия о повреждениях, авариях и иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия и не принятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
- проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
- проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованной органами охраны объектов культурного наследия.
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что органы государственной власти Республики Адыгея, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия либо осуществляющие проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В результате реализации Программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Цели и задачи реализации Программы
Профилактическая работа в Управлении представляет собой системно организованную деятельность по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) либо угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в следствии нарушения обязательных требований;
- профилактика рисков причинения вреда (ущерба) объектам культурного наследия (информирование, консультирование, профилактический визит, объявление предостережения, обобщение правоприменительной практики);
- повышение уровня прозрачности деятельности Управления при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Для достижения поставленных целей настоящей Программы необходимо решение следующих задач:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований и возможному причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области регионального государственного контроля (надзора), в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
- оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
- проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
- сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
- повышение квалификации сотрудников Управления, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
- создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением, обеспечивающей наиболее полное информирование
- подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки и периодичность их проведения
N |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Информирование |
в течение 10 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
отдел учета и охраны объектов культурного наследия Управления |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
разрабатывается до 1 марта года, утверждается и размещается на официальном сайте до 1 апреля года, следующего за отчетным |
отдел учета и охраны объектов культурного наследия Управления |
3. |
Объявление предостережения |
выдается при получении сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ; возражение в отношении предостережения рассматривается в срок не позднее 30 дней со дня его получения |
отдел учета и охраны объектов культурного наследия Управления |
4. |
Консультирование предоставляют: - по телефону; - посредством видео-конференц-связи; - на личном приеме; - в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия Консультирование осуществляется по следующим вопросам: 1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля (надзора); 2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля (надзора); 3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц. По вопросам, предусмотренным подпунктами 1, 3, осуществляется письменное консультирование |
ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 09:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 13:48, время консультирования 15 минут |
отдел учета и охраны объектов культурного наследия Управления |
5. |
Профилактический визит |
профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, не позднее чем в течение 1 года с даты начала такой деятельности. Управление уведомляет контролируемое лицо о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения |
отдел учета и охраны объектов культурного наследия Управления |
5. Показатели результативности и эффективности Программы
Основными критериями оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются:
- результативность деятельности Управления;
- информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по региональному государственному контролю (надзору), правах контролируемых лиц в ходе контрольно-надзорных мероприятий;
- вовлечение контролируемых лиц во взаимодействие с Управлением, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы по следующим индикативным показателям:
- количество проведенных профилактических мероприятий, ед.;
- количество докладов по профилактике нарушений обязательных требований, размещенных на официальном сайте, ед.;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.;
- наличие на официальном сайте актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, ед.
- количество консультаций, оказанных контролируемым лицам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, ед.;
- количество обобщений практики осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещенных на официальном сайте, ед.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Управлением.
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий в 2023 году
N |
Наименование показателя |
Величина |
1. |
Понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и должностными лицами Управления |
не менее 80% |
2. |
Удовлетворенность доступностью на официальном сайте для контролируемых лиц информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований |
не менее 80% |
3. |
Проведение профилактических мероприятий, предусмотренных перечнем, в соответствии со сроками (периодичностью) их проведения |
100% |
4. |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 20 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея от 5 декабря 2022 г. N 223 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.