Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 08 декабря 2022 г. N 924-п
Паспорт
государственной программы Тюменской области
Наименование программы |
Реализация государственной национальной политики |
Сроки реализации программы |
2019 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Комитет по делам национальностей Тюменской области (КДН ТО) |
Соисполнители программы |
Департамент социального развития Тюменской области (ДСР ТО) |
Связь с документом стратегического планирования Тюменской области |
Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утверждена Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года"). Стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Приоритет 1 - "Человек. Высокое качество жизни населения и человеческий капитал". Цель 1.2 - "Развитие человеческого капитала. Развитие человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность Тюменской области и создание новых форматов качества и образа жизни". Задача 1.2.5 - "Культура, творчество, гражданственность. Развитие единого культурного пространства и условий для творческой и гражданской самореализации жителей". |
Цели программы |
Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение межконфессионального согласия; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации). |
Приложение N 1
к паспорту
Показатели
государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики"
N |
Наименование показателя, единица измерения, направленность |
Базовое значение |
Значения в период реализации программы |
||||||
2018 год (Факт) |
2019 год (Факт) |
2020 год (Факт) |
2021 год (Факт) |
2022 год (Оценка) |
2023 год (План) |
2024 год (План) |
2025 год (План) |
||
Цели программы. Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение межконфессионального согласия; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) | |||||||||
Целевые показатели | |||||||||
1. |
Количество протестных акций на национальной и религиозной основе, ед., О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Количество конфликтных ситуаций на межнациональной и межрелигиозной почве, ед., О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в общей численности граждан, проживающих в Тюменской области <*>,%, П |
85,2 |
84,4 |
84,8 |
86,0 |
85,0 |
не менее 85,0 |
не менее 85,1 |
не менее 85,2 |
4. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области <*>,%, П |
85,8 |
84,3 |
86,2 |
87,3 |
85,8 |
не менее 85,8 |
не менее 85,8 |
не менее 85,8 |
5. |
Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе <*>, %, П |
81,0 |
81,0 |
81,0 |
80,0 |
81,0 |
не менее 81,0 |
не менее 81,0 |
не менее 81,0 |
6. |
Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, чел., П |
21 255 |
23 950 |
33 130 |
35 200 |
35 300 |
35 400 |
35 500 |
35 600 |
7. |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, чел., П |
29 550 |
34 580 |
43 450 |
47 300 |
47 400 |
47 500 |
47 600 |
47 700 |
Дополнительные показатели | |||||||||
8. |
Количество участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие русской культуры и русского языка, чел., П, |
1 200 |
1 450 |
1 550 |
3 800 |
5 500 |
5 600 |
5 700 |
5 800 |
9. |
Количество участников мероприятий, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, чел., П |
650 |
800 |
950 |
2 870 |
3 820 |
3 900 |
4 000 |
4 100 |
10. |
Количество участников мероприятий по развитию государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики, чел., П |
8 500 |
8 800 |
9 000 |
16 500 |
17 000 |
17 600 |
18 300 |
19 200 |
<*> Плановые значения на период 2023 - 2025 годы определены исходя из фактически достигнутых значений в среднем за 2017 - 2021 годы
Приложение N 2
к паспорту
Финансовое
обеспечение государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики"
N |
Наименование мероприятия/проекта/мероприятия проекта |
Объем финансового обеспечения в период реализации программы, тыс. рублей |
Главный распорядитель средств областного бюджета |
|||||||||||
2019 год (факт) |
2020 год (факт) |
2021 год (факт) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
||||||||
Всего по программе, из них |
403 251,0 |
215 468,3 |
165 288,2 |
1 109 118,4 |
130 042,5 |
131 599,5 |
132 818,2 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
средства федерального бюджета |
1 402,0 |
1 276,6 |
1 055,6 |
613,5 |
613,5 |
613,5 |
600,2 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
в т.ч. расходы на управление |
не предусмотрены |
|
||||||||||||
средства областного бюджета |
401 849,0 |
214 191,7 |
164 232,6 |
1 108 504,9 |
129 429,0 |
130 986,0 |
132 218,0 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
в т.ч. расходы на управление |
20 990,0 |
20 294,8 |
21 639,3 |
21 325,0 |
21 774,0 |
22 950,0 |
23 843,0 |
КДН ТО |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Справочно: внебюджетные средства |
не предусмотрены |
|
||||||||||||
Справочно: объем налоговых расходов Тюменской области в рамках реализации программы (по годам с учетом периода действия соответствующей налоговой льготы, установленной действующим региональным законодательством) |
не предусмотрены |
|
||||||||||||
Цели программы. Укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение межконфессионального согласия; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) | ||||||||||||||
Всего расходы по целям программы |
382 261,0 |
195 173,5 |
143 648,9 |
1 087 793,4 |
108 268,5 |
108 649,5 |
108 975,2 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
в т.ч. из средств федерального бюджета |
1 402,1 |
1 276,6 |
1 055,6 |
613,5 |
613,5 |
613,5 |
600,2 |
|||||||
1. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, в том числе по сохранению и развитию языков народов, проживающих в Тюменской области. Профилактика проявлений национального экстремизма |
26 714,0 |
19 006,0 |
12 964,1 |
11 685,9 |
10 185,0 |
10 185,0 |
10 185,0 |
КДН ТО |
|||||
в т.ч. из средств федерального бюджета |
970,1 |
834,2 |
613,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
||||||
2. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий по сохранению и развитию русской культуры и русского языка. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 100,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
КДН ТО |
|||||
3. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий по социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 415,3 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
КДН ТО |
|||||
4. |
Мероприятие. Информирование населения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений |
1 830,0 |
2 950,0 |
250,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
КДН ТО |
|||||
5. |
Мероприятие. Обеспечение прав коренных малочисленных народов, содействие развитию народных промыслов и ремесел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (субвенции Уватскому муниципальному району) |
8 288,0 |
8 323,4 |
9 326,4 |
9 455,5 |
10 403,5 |
10 784,5 |
11 110,2 |
КДН ТО |
|||||
в т.ч. из средств федерального бюджета |
432,0 |
442,4 |
442,4 |
613,5 |
613,5 |
613,5 |
600,2 |
|
||||||
6. |
Мероприятие. Сохранение культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 435,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
КДН ТО |
|||||
7. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий по развитию российского казачества в Тюменской области |
4 378,0 |
4 502,7 |
3 705,0 |
4 637,9 |
3 440,0 |
3 440,0 |
3 440,0 |
КДН ТО |
|||||
8. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий по возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России, культурно-просветительских и иных мероприятий религиозных организаций. Профилактика проявлений религиозного экстремизма |
306 048,0 |
128 006,1 |
80 140,2 |
80 890,6 |
73 065,0 |
73 065,0 |
73 065,0 |
КДН ТО |
|||||
9. |
Мероприятие. Поддержка программ и мероприятий некоммерческих организаций в сфере общественно-государственных отношений, развитие институтов гражданского общества. Профилактика проявлений экстремизма |
35 003,0 |
32 385,3 |
34 875,8 |
974 173,2 |
6 175,0 |
6 175,0 |
6 175,0 |
КДН ТО |
|||||
10. |
Мероприятие. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Губернатора Тюменской области на развитие гражданского общества |
0,0 |
0,0 |
2 387,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ДСР ТО |
|||||
Распределение средств по главным распорядителям средств областного бюджета | ||||||||||||||
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
403 251,0 |
215 468,3 |
162 900,8 |
1 109 118,4 |
130 042,5 |
131 599,5 |
132 818,2 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Департамент социального развития Тюменской области |
0,0 |
0,0 |
2 387,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к паспорту
Характеристика
национальных, межнациональных (межэтнических), государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений Тюменской области
Ситуация в сфере национальных, межнациональных (межэтнических), государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области.
Протестных акций, публичных конфликтов на национальной и религиозной почве в области нет. В регионе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности иностранных граждан.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных и общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и Тюменской области. Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, их важной ролью в системе нравственных координат.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений в соответствии с федеральным законодательством в сфере государственной национальной политики.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационную и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
Реализация комплекса мероприятий в сферах национальных, межнациональных (межэтнических), государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" (далее - Программа).
Цели Программы: укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение межконфессионального согласия; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Основными задачами Программы являются:
обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации;
сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;
обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
обеспечение межнационального и межконфессионального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
профилактика проявлений национального, религиозного и политического экстремизма;
развитие государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики;
привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Вышеуказанные цели и задачи соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4% (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, иных общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность 146 региональных и местных национальных общественных объединений.
Важнейшими элементом в системе работы по реализации государственной национальной политики является Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Направление деятельности "Сохранение и развитие русского языка, языков народов, проживающих в Тюменской области"
Вопросам изучения, сохранения и развития русского языка, как государственного, и как средства межнационального и международного общения, посвящена многоплановая деятельность ряда общественных объединений и некоммерческих организаций Тюменской области.
С 1976 года в Тюменской области проводится Международная конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры, на которой ежегодно выступают свыше 100 российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением русской словесности и ее духовных основ в широком контексте поликультурного пространства. В ходе конференции рассматриваются вопросы состояния русского языка как языка государствообразующего народа, хранителя национальной ментальности и российского культурного кода, русской словесности в поликультурном пространстве, а также когнитивные аспекты изучения языка и культуры и преподавания русского языка как родного и как иностранного.
В Тюменской области ежегодно проводятся Дни русской культуры, День Пушкина, Кирилло-Мефодиевские чтения. В рамках Рождественских, а затем Филофеевских образовательных чтений, которые проводятся на протяжении 25 лет в Тюменской области, работают круглые столы и секции, на которых рассматриваются такие вопросы, как сохранение и изучение языков и культур, русский язык как инструмент межкультурного диалога, актуальные проблемы филологии в XXI веке и другие.
N п.п. |
Наименование мероприятий |
1. |
Дни русской культуры в Тюменской области |
2. |
Проведение образовательных мероприятий, посвященных дню русского языка и дню рождения А.С. Пушкина |
3. |
Кирилло-Мефодиевские чтения |
4. |
Дни славянской письменности и культуры |
5. |
Филофеевские образовательные чтения |
6. |
Международная научно-практическая конференция, посвященная Дням славянской письменности и культуры |
7. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации" |
8. |
Фольклорная экспедиция "Русская сибирская деревня" |
9. |
Фестиваль-конкурс "От белой ромашки до красной рябины" |
10. |
Дополнительная образовательная программа "Русский язык как иностранный: практикум по межкультурной коммуникации (для иностранных преподавателей высших учебных заведений)" |
11. |
Программа повышения квалификации "Преподавание русского языка как иностранного: методы и технологии" |
12. |
Курсы повышения квалификации "Русский язык в образовательных учреждениях стран-участников СНГ: инновационные методы и технологии обучения русскому языку как иностранному" |
13. |
Курсы повышения квалификации "Русский язык за рубежом: многообразие методик и практик" |
Важным показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия является неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
В Тюменской области на базе муниципальных и общественных этнокультурных центров организованы курсы татарского, чувашского, чеченского, казахского, армянского, корейского и других языков.
С 2020 года при поддержке Комитета региональными национальными общественными объединениями в рамках проекта "Я изучаю родной язык" организована работа факультативов по изучению украинского, азербайджанского, казахского, немецкого, чеченского и других языков. Оборудованы и обеспечены литературой классы, приглашены преподаватели, ведется набор желающих обучаться.
В 77 общеобразовательных учреждениях области учащиеся изучают родной язык и традиции народов. В 51 школе более 4 тысяч школьников изучают родной язык и литературу как отдельный учебный предмет. Доля школ с этнокультурным компонентом составляет 16%.
Реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.
На постоянной основе обеспечено издание печатных и электронных СМИ национальных общественных объединений и религиозных организаций: газета "Янарыш"/Возрождение" (язык издания - русский, татарский), газета "Хикмет" (язык издания - русский, татарский), газета "Таван" (язык издания - русский, чувашский), радиоканал "Татар РАДИОСЫ Тюмень" (язык вещания - татарский, русский).
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
С целью сохранения и развития культур и языков народов, населяющих Тюменскую область, в соответствии с запросом родителей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях созданы условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.
В регионе сформировалась система организации и проведения во всех школах области Международного дня родного языка (более 60 тыс. участников ежегодно), региональной Декады межнационального согласия и единства. В связи с этим в общеобразовательных учреждениях области проходят: музейные уроки, экскурсии, уроки-презентации, уроки-диспуты, встречи людей разных поколений, викторины, литературно-музыкальные композиции, фестивали национальных культур.
Направление деятельности "Социально-культурная адаптация и интеграция иностранных граждан. Противодействие социальной исключенности иностранных граждан и пространственной сегрегации"
Миграционные процессы в Тюменской области отличаются существенной интенсификацией. Движение населения через границы оказывает влияние на социальную, экономическую, культурную и политическую ситуацию в обществе, принимающем иностранных граждан.
Работа по социально-культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в тюменское сообщество ведется на основе взаимодействия органов власти и руководителей некоммерческих организаций, национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, мероприятий национально-культурного развития. При этом в приоритетном порядке к решению вопросов социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан привлекаются работодатели, использующие иностранную рабочую силу.
Мониторинг и контроль миграционных процессов в Тюменской области осуществляется с учетом полномочий коллегиальных совещательных органов Тюменской области, таких как: межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Тюменской области, межведомственная комиссия по оказанию содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом, межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, антитеррористическая комиссия Тюменской области, Координационный совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, Координационный совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, рабочая группа по вопросам социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Тюменской области, Общественная палата Тюменской области.
Миграционный центр (ФГУП "Паспортно-визовый сервис" МВД России) совместно с представителями национально-культурных центров (НКА казахов Тюменской области, Таджикский культурный центр "Пайванд", "Кыргызский конгресс" по Тюменской области, "Узбекская общественная организация "Ватан", "Ассоциация молдаван Тюменской области", Союз армян Тюменской области) проводит работу по оказанию правовой помощи и поддержки иностранным гражданам в оформлении иммиграционных документов, решении вопросов трудовых отношений, социально-культурной и общественной адаптации, а также в решении вопросов оформления правого статуса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования, в котором с сентября 2012 года осуществляется языковая и общекультурная подготовка иностранных граждан, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений.
Проводится тестирование по русскому языку как иностранному и выдаются сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка, а также дающие, в том числе, право на получение гражданства РФ.
В рамках государственной системы тестирования продолжается сотрудничество с Российским университетом дружбы народов. С 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования осуществляет прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек. В Тюменском индустриальном университете (далее - ТИУ) вопросами проведения тестирования иностранных граждан по русскому языку как иностранному занимается Региональный Центр тестирования ТИУ.
В высших и средних специальных учебных заведениях региона с целью адаптации студентов - иностранных граждан и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:
- профилактику экстремизма с учетом особенностей поликультурной среды;
- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, в ходе учебного и внеучебного процессов;
- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде учебных заведений на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;
- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.
Важной составной частью этой работы является проведение профилактических встреч конкретных этнических групп студентов с руководством вузов и ссузов, представителями и активом национальных общественных объединений, лидерами диаспор.
Используются возможности национальных общественных объединений по распространению среди соотечественников норм и правил бытового и общественного поведения, принятых в регионе, стране, ведется совместная профилактическая работа по недопущению проявлений национализма и религиозной нетерпимости, противодействию социальной исключенности иностранных граждан и пространственной сегрегации. Данные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.
Социально-культурной адаптации иностранных граждан, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития, проводимые национальными общественными объединениями, такие как: Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, молдавской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и других культур), национальные праздники, областные фестивали национальных культур "Мост дружбы", "Радуга", "Тан йолдызы" - "Утренняя звезда", татарского фольклора "Тугарэк уен", культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи и историко-мемориальные мероприятия, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской идентичности и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.
Комплекс проводимых мероприятий по социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан:
N п/п |
Наименование мероприятия |
1. |
Обучающие семинары для сотрудников органов местного самоуправления и работодателей по вопросам адаптации и интеграции трудовых иностранных граждан в российское сообщество |
2. |
Предупредительно-профилактическая работа путем осуществления рабочих встреч, бесед с иностранными гражданами при участии должностных лиц, ответственных в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, представителей национальных общественных объединений, институтов гражданского общества, работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу |
3. |
Обеспечение иностранных граждан информационно-методическими материалами |
4. |
Рассмотрение миграционных вопросов в ходе заседаний региональных и местных коллегиальных совещательных органов в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма |
5. |
Участие иностранных граждан в организации и проведении: - областных национальных фестивалей "Мост Дружбы", "Радуга"; - Дней национальных культур в Тюменской области; - мероприятий в этнической среде |
6. |
Курсы для иностранных граждан "Языковая и культурная адаптация в русскоязычной среде" |
7. |
Курсы по подготовке к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации |
8. |
Курсы повышения квалификации "Технологии межкультурной коммуникации в полиэтнической образовательной среде" |
9. |
Региональная межвузовская студенческая олимпиада по русскому языку как иностранному |
10. |
Олимпиада по русскому языку для детей иностранных граждан |
11. |
Курсы для родителей иностранных граждан "Механизмы адаптации детей в российской школе" |
Направление деятельности "Развитие российского казачества в Тюменской области"
В Тюменской области по состоянию на 01.10.2022 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области зарегистрировано 18 казачьих обществ с общей численностью 1673 казака (в том числе с членами семей).
17 казачьих обществ входят в состав Отдельского казачьего общества Тюменской области Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего общества (ранее - Южно-Тобольское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества) (далее - ОКОТО СВКО). Все 17 казачьих обществ (включая ОКОТО СВКО) внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Кроме того, в Тюменской области продолжают свою деятельность 12 общественных организаций казаков: Тюменская областная общественная организация казаков, Тюменское региональное отделение "Союз казаков России", общественная организация "Казачья дружина г. Тюмени", общественная организация "Добровольная казачья пожарная дружина "Заслон", общественная организация "Казачья дружина г. Тобольска" и другие.
В целях содействия развитию российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных задач приняты следующие нормативные правовые документы:
на федеральном уровне:
- Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества";
- Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 августа 2020 N 505);
- План мероприятий на 2021 - 2023 по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 09.11.2020 N 2920-р);
- Перечень целевых показателей реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 09.11.2020 N 2919-р).
на региональном уровне:
- План мероприятий на 2021 - 2023 годы по реализации в Тюменской области Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы (утвержден распоряжением Правительства Тюменской области от 16.04.2021 N 272-рп);
- Порядок согласования и утверждения уставов казачьих обществ, создаваемых (действующих) в Тюменской области (утвержден постановлением Губернатора Тюменской области от 24.05.2021 N 141).
Правоотношения, связанные с привлечением казачьих обществ для оказания содействия в осуществлении задач и функций исполнительных органов государственной власти Тюменской области, несением российским казачеством государственной гражданской службы, оказанием поддержки казачьим обществам регулируются Законом Тюменской области от 08.07.2011 N 41 "О развитии российского казачества в Тюменской области".
На основании постановления Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 597-п "Об утверждении положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы в Тюменской области и порядке заключения исполнительными органами государственной власти Тюменской области договоров (соглашений) с казачьими обществами и об утверждении формы договора (соглашения), заключаемого исполнительным органом государственной власти Тюменской области с казачьим обществом" осуществляется привлечение членов казачьих обществ для оказания содействия исполнительным органам государственной власти Тюменской области в реализации их задач и функций.
Во всех муниципальных образованиях Тюменской области, на территории которых осуществляют свою деятельность казачьи общества, функционируют муниципальные рабочие группы по делам казачества. На областном уровне координирует данную деятельность рабочая группа по делам казачества при Губернаторе Тюменской области.
В регионе последовательно осуществляется государственная поддержка деятельности, направленной на сохранение казачьей художественной культуры. Созданы условия для развития казачьего самодеятельного творчества, оказывается господдержка в приобретении сценических костюмов и инструментария для казачьих коллективов, обмундирования и казачьей амуниции.
На базе Тюменского государственного университета на общественных началах функционирует Межрегиональный научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона, который организует и проводит в регионе всероссийские научно-практические конференции, межрегиональные круглые столы, по результатам которых издаются сборники научных материалов.
Исполнительными органами государственной власти Тюменской области на системной основе проводится работа по организации военно-патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания казачьей молодежи.
В 2021 - 2022 учебном году в Тюменской области действуют 20 казачьих специализированных групп добровольной подготовки к военной службе (г. Ялуторовск, г. Ишим, г. Тобольск, Ялуторовск, Ярковский, Нижнетавдинский, Вагайский, Уватский, Омутинский районы), общая численность обучающихся - 340 человек.
Обучение молодежи осуществляется в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Добровольная подготовка казачьей молодежи к военной службе". В рамках программы предусматриваются теоретические и практические курсы по огневой, тактической, инженерной, строевой подготовке, военной истории Отечества, учебно-тренировочные выходы. В учебные планы указанных казачьих групп вводятся дополнительные учебные дисциплины: история российского казачества, владение традиционным холодным казачьим оружием, конно-верховая подготовка.
В летний период обучающиеся казачьих групп принимают участие в профильной казачьей смене оборонно-спортивного палаточного лагеря "Ратники", в программу смены были включены специализированные дисциплины по конной подготовке, рубке шашкой и стрельбе из лука.
Продолжает свою работу Православный казачий учебный центр ОКОТО СВКО. Классы центра размещаются в храме Святого Архангела Михаила г. Тюмени и в воскресных школах приходов Русской Православной церкви (г. Тюмени, г. Ялуторовска, с. Нижняя Тавда, д. Мальково). Общая численность казачьей молодежи 150 человек.
В 2022 г. в Ишиме открылся первый казачий молодежный центр. Центр стал местом притяжения молодых казаков, в его стенах подрастающее поколение получает воспитание в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности служения Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества.
В Тюменской области члены ОКОТО СВКО приняли на себя обязательства в установленном порядке по участию:
1) в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, входящих в состав Всероссийского казачьего общества, организации военно-патриотического воспитания призывников и их подготовки к военной службе, а также вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) в охране общественного порядка, охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
3) в защите государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) в работе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий стихийных бедствий, в гражданской и территориальной обороне, обеспечении экологической и пожарной безопасности;
5) в охране объектов культурного наследия;
6) в осуществлении природоохранных мероприятий, охране лесов и объектов животного мира.
На постоянной основе осуществляется совместное несение службы представителей казачьих отрядов с сотрудниками ППС.
Перечень мероприятий, реализуемых казачьими обществами и общественными организациями казаков Тюменской области при поддержке Правительства Тюменской области
N п/п |
Наименование мероприятий |
1. |
Областной фестиваль казачьей культуры "Благовест" |
2. |
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: "Современное казачество России: опыт, традиции в подготовке молодежи к службе Отечеству" |
3. |
Проект "Дорогами памяти атамана Ермака Тимофеевича" |
4. |
Интеллектуальные викторины, посвященные Дням воинской славы России и государственным праздникам Российской Федерации |
5. |
Участие в смотре-конкурсе на звание "Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа" |
6. |
Советы атаманов и Круги Сибирского войскового казачьего общества |
7. |
Отчетно-выборный круг и Совет атаманов Общероссийской общественной организации "Союз казаков" |
8. |
Конноспортивный праздник "Кубок Ермака" |
9. |
День образования Сибирского казачьего войска |
10. |
Полевые сборы казачьих кадетских классов и личного состава казачьих обществ ОКОТО |
Направление деятельности "Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Тюменской области"
Обеспечение традиционного образа жизни, сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Тюменской области осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, а также на основании:
- государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики";
- муниципальной программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Уватского муниципального района";
- соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- соглашения о сотрудничестве между Правительством Тюменской области и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 29.04.2014;
- плана мероприятий по реализации в Тюменской области Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 06.02.2017 N 70-рп);
- соглашения о сотрудничестве между Правительством Тюменской области и ОАО НК "Роснефть" на развитие материально-ресурсной базы и реализацию социально-значимых проектов;
- соглашения о взаимодействии между Федеральным агентством по делам национальностей и ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области".
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 11.06.2021 N 337-п при Комитете по делам национальностей Тюменской области создан Совет представителей коренных малочисленных народов Севера в Тюменской области - совещательный орган общественных объединений и представителей коренных малочисленных народов для защиты их прав и законных интересов, взаимодействия органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления с организациями всех форм собственности, осуществляющими свою деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Основные функции Совета - экспертиза проектов нормативных правовых актов Тюменской области в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в области их социально-экономического развития, использования и охраны земель для традиционного природопользования, а также заключение соглашений о возмещении убытков, причиненных коренным малочисленным народам, объединениям коренных малочисленных народов и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, в результате нанесения ущерба их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1488 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами".
К коренным малочисленным народам Российской Федерации в Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены 141 человек, проживающие в Уватском муниципальном районе (согласно Списку лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающим в Уватском муниципальном районе, а также лиц, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, но проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территории Уватского муниципального района и ведущих традиционный образ жизни). Школьники обучаются в общеобразовательных учреждениях: МАОУ "Демьянская СОШ им. А. Копотилова" и МАОУ "Уватская СОШ". В период обучения воспитанники размещаются в пришкольном интернате, в котором созданы все условия для полноценного проживания и обучения. Все работоспособное коренное население традиционных национальных поселков, как мужчины, так и женщины, являются штатными работниками муниципального унитарного предприятия "Промыслово-охотничье хозяйство "Кедровый". С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром. Важной формой социальной поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.
В регионе полномасштабно реализуются приоритетные национальные проекты, повышается уровень доступности и качества услуг здравоохранения для коренных малочисленных народов Севера, в связи с чем наблюдается устойчивая тенденция улучшения важнейших целевых показателей медико-социального и социально-демографического характера, включая рост численности коренных малочисленных народов, увеличение продолжительности жизни. Уровень выделяемых средств на поддержку устойчивого развития коренных малочисленных народов в Тюменской области остается стабильным.
Предоставляется организационная, методическая и финансовая поддержка в целях проведения мероприятий по сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов: "Вурнга хатл" ("Вороний день"), День коренных народов мира, Дни культуры коренных малочисленных народов Севера Тюменской области, Дни финно-угорской культуры, спортивные мероприятия по национальным видам спорта. В последнее десятилетие в местах компактного проживания финно-угорских и коренных малочисленных народов возродились национальные праздники: "Рат хар" ("Очаг семьи"), "Лунг хот" ("Летний чум"), День рыбака.
В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Тюменской области и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации во взаимодействии с Фондом поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с 2018 года в Тюменской области действует этностойбище коренных малочисленных народов Севера, способствующее развитию этнографического туризма в Тюменской области, а также сохранению и популяризации культуры, обычаев и традиций народов Севера.
В целях содействия изучению коренными малочисленными народами родного языка и традиционной культуры в Тюменской области реализуется программа "Живая нить времен", в рамках которой проводятся занятия на родном языке ханты, изучается фольклор народов Севера, легенды и сказания переводятся на родной язык с последующим изданием комиксов на языке ханты. В целях сохранения национальных языков коренных малочисленных народов приобретается художественная литература на языках коренных малочисленных народов, представители коренных малочисленных народов преподаватели родных языков участвуют во Всероссийских съездах учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В целях обеспечения взаимодействия уполномоченных представителей коренных малочисленных народов с органами государственной власти Тюменской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Тюменской области, а также с хозяйствующими субъектами, на региональном и муниципальном уровнях действуют рабочие группы по вопросам экономического и социального развития КМНС.
Направление деятельности "Содействие этнокультурному развитию цыганского населения, социокультурной интеграции цыган в общественную жизнь. Преодоление негативных общественных стереотипов в отношении цыганского населения"
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.
Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания способствует проведение профилактической работы с представителями цыганских таборов, а также участие самодеятельных цыганских коллективов в областном фестивале национальных культур "Мост дружбы", областном фестивале детского национального художественного творчества "Радуга", проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
В рамках празднования Международного дня цыган ежегодно в СМИ выходит ряд публикаций о жизни и быте тюменских таборов. В День России на телеканале "Тюменское время" традиционно стартует телемарафон "Мост дружбы", во время которого жители и гости Тюменской области знакомятся с аутентичными национальными культурами народов, проживающими в Тюменской области, в том числе с традициями и культурой тюменских цыган.
В школах Тюменской области обучается более 200 школьников из цыганских семей. Местом компактного проживания цыган является г. Тюмень. Остальные дети обучаются в школах, расположенных на территории 8 муниципальных образований. Все дети владеют русским языком. Школы осуществляют подвоз детей на занятия из таборов. Педагогические коллективы особое внимание уделяют работе по адаптации детей цыган (выстраивание образовательных маршрутов, усвоение норм и ценностей школьного поведения) и социализации цыганских семей. Социально-культурная адаптация цыган строится на взаимодействии педагога - ребенка - барона (табора) - семьи, поэтому педагоги выезжают в места проживания цыган, организуя там праздники, родительские собрания. Кроме того, педагоги активно проводят с обучающимися и их родителями работу, направленную на повышение учебной мотивации, профилактику асоциальных проявлений, понимание всеми родителями необходимости дальнейшего обучения и получения детьми профессии в будущем. Для учащихся начальной школы созданы этнические классы, обеспечивающие последующую интеграцию в смешанные классы.
Во внеурочной деятельности обучающиеся занимаются в театральной студии "Народная сказка", танцевальном кружке, ансамбле цыганской песни "Бахталэ" / "Счастье". Реализуется комплекс мер, направленный на создание условий для проведения профилактических мероприятий с цыганским населением в местах их компактного проживания.
Направление деятельности "Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом"
В Тюменской области ведется системная работа по реализации комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, на период до 2030 года (далее - План), утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 397-рп от 08.05.2020.
В целях продвижения объективной исторической и актуальной информации о Российской Федерации, укрепления дружественных и добрососедских отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом:
- поддерживаются рабочие контакты между Общественной палатой Тюменской области и Общественным Советом Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, Координационным Советом национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области и Ассамблеей народов Казахстана Северо-Казахстанской области в целях развития двусторонних отношений в сфере гуманитарных связей;
- осуществляется взаимодействие с общественными объединениями в целях оказания содействия сохранению этнокультурной самобытности соотечественников, проживающих за рубежом, упрочению их связей с Российской Федерацией;
- осуществляется методическая и материально-техническая поддержка русской общины и казачьих структур регионов Республики Казахстан;
- реализуются образовательные программы по оказанию содействия обучению соотечественников, проживающих за рубежом, в учебных заведениях Тобольской Митрополии Русской Православной Церкви.
Правительство Тюменской области активно сотрудничает с некоммерческими организациями, привлекая их к организации мероприятий, направленных на развитие международного сотрудничества экономического и социально-гуманитарного характера, укрепление межрегиональных и культурных связей.
Лидеры общественных организаций способствуют налаживанию диалога не только в гуманитарной, но и торгово-экономической сфере, оказывают содействие в организации визитов представителей соответствующих иностранных государств в Тюменскую область, бизнес-миссий, В2В встреч, привлечения инвесторов в регион.
Для сохранения и укрепления межнациональных связей с рядом стран СНГ в Тюменской области осуществляют свою деятельность общественные организации таджикской, узбекской, киргизской, казахской, армянской, азербайджанской, украинской и молдавской диаспор. Ежегодно они участвуют в организации Дней национальных культур, национальных и общегражданских праздников в целях популяризации тюменского края в качестве надежного и влиятельного партнера.
В рамках государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики" оказывается государственная поддержка на пошив сценических костюмов для творческих коллективов соотечественников, проживающих за рубежом.
Направление деятельности "Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений религиозного экстремизма"
Ситуация в религиозной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития. Ее особенностью является:
- отсутствие протестных акций на религиозной основе;
- активное участие религиозных организаций в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
- усиление социальной направленности в деятельности религиозных организаций;
- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного просвещения и воспитания;
- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.
В то же время имеются факторы (явления), негативно влияющие на развитие межрелигиозных, общественно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области, способствующие снижению гражданской лояльности отдельных представителей религиозных объединений, действующих в Тюменской области, а также распространению радикальных религиозных воззрений.
Внешние факторы влияния:
- деструктивная деятельность международных фундаменталистских и экстремистских центров;
- распространение идей радикализма и экстремизма, литературы и агитационных материалов, проповедующих ксенофобию в отношении инаковерующих и нерелигиозных граждан;
- активные миграционные процессы.
Внутренние факторы влияния:
- недостаточный образовательный уровень священнослужителей;
- наличие межконфессиональных предубеждений;
- попытки использования религиозного фактора в политических и иных целях;
- попытки придания религиозной окраски конфликтам на бытовой почве.
В целях предупреждения и предотвращения указанных негативных явлений, а также обеспечения межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе, в рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:
- укоренение в общественном сознании принципов свободы совести и свободы вероисповедания;
- противодействие распространению религиозной ксенофобии;
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации и Тюменской области;
- повышение правовой и социальной компетентности руководителей и актива религиозных организаций, действующих в Тюменской области;
- поощрение религиозных организаций в осуществлении социального служения.
Предупреждение проявлений религиозного экстремизма в Тюменской области осуществляется путем системной реализации программных мероприятий, направленных на возрождение и сохранение историко-культурного наследия и духовных ценностей народов и обеспечение межконфессионального согласия. Мероприятия реализуются органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области совместно с религиозными объединениями, институтами гражданского общества, представителями науки, образования и бизнеса, а также территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Религиозные организации активно реализуют практику социального служения в форме непосредственной и адресной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям-сиротам, бездомным, нарко и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.
В рамках проводимой просветительской работы в целях профилактики проявлений экстремизма в религиозной сфере с 2016 г. в регионе организована система непрерывного многоступенчатого обучения и повышения уровня правовой, общекультурной и социальной компетентности мусульманских священнослужителей (имамов мечетей) и руководителей местных мусульманских религиозных организаций с привлечением ведущих преподавателей Российских исламских вузов страны (г. Москва, г. Казань, г. Уфа, г. Санкт-Петербург, г. Булгары), Тюменского государственного университета, сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти Тюменской области.
Руководители мусульманских религиозных организаций Духовных управлений мусульман, действующих в Тюменской области, представители Тобольской митрополии Русской Православной Церкви по приглашению администраций образовательных организаций принимают участие в профилактических встречах с учащейся в вузах и ссузах молодежью. При необходимости к участию в данных встречах привлекаются преподаватели Российских исламских вузов, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области и учёные Тюменского государственного университета.
Значительна роль религиозных организаций традиционных для России конфессий в духовно-нравственном воспитании молодежи в результате их активного участия в реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях Тюменской области, деятельности многочисленных воскресных школ и групп по обучению основам религии и религиозному воспитанию своих последователей, а также реализации иных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Основная форма взаимодействия - это, прежде всего, индивидуальная работа и постоянный диалог с руководителями централизованных и местных религиозных организаций. Результатом работы являются конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание, информированность о проблемных вопросах, возникающих у религиозных организаций, и принимаемых мерах.
Важным инструментом данного взаимодействия является деятельность Координационного Совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений Тюменской области, Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области, Совета христианских церквей Тюменской области, рабочей группы по вопросам религиозных объединений при Комитете по делам национальностей Тюменской области.
Руководители религиозных организаций традиционных для России конфессий принимают активное участие в работе Общественной палаты Тюменской области и межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Тюменской области.
По состоянию на 01.10.2022 в Тюменской области действует 246 религиозных организаций 19 конфессий, в том числе: православных - 94; мусульманских - 94; протестантских - 47; католических - 5, прочих - 6, функционирует более 220 объектов религиозного назначения.
Наибольшим числом культовых зданий располагает Тобольская Митрополия Русской Православной Церкви - 107 церквей (в т.ч. молельные дома) и мусульманские общины - 106 мечетей (в т.ч. молельные дома).
В Тюменской области сформирована и действует система религиозного образования и просвещения, способствующая удовлетворению граждан в свободе совести и вероисповедания, а также обеспечению религиозных организаций подготовленными кадрами.
Сложившейся сетью учреждений духовного образования располагает православие, в том числе:
- Тобольская духовная семинария, образованная в 1743 году. В настоящее время, данное учебное учреждение является крупнейшим духовным образовательным центром от Урала до Дальнего Востока. С 2014 года в семинарии открыта магистратура;
- Тюменское духовное училище - образовано в 1761 году. Учебное учреждение возрождено в 1997 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре;
- Тобольская православная гимназия, образованная в 1994 году;
- Тюменская православная гимназия, образованная в 1999 году;
- Ялуторовская православная гимназия, образованная в 2007 году;
- Ишимская православная гимназия - образована в 2003 году.
Духовное воспитание и просвещение осуществляется православными религиозными организациями в форме воскресных школ. При православных храмах в 72 воскресных школах обучаются 2190 человек.
При мечетях действует 24 группы по обучению основам ислама, которые посещают более 260 человек.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 N 1165 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций" Комитет по делам национальностей Тюменской области определен уполномоченным органом по формированию Перечня объектов (территорий), расположенных в пределах Тюменской области и подлежащих антитеррористической защите.
В настоящее время в Тюменской области поэтапно проводится работа по обследованию и категорированию объектов (территорий) религиозных организаций и составлению на них паспортов безопасности.
Направление деятельности "Обеспечение общественно-политической стабильности"
Ситуация в сфере общественно-политических отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая в последние годы позитивную динамику. Общественная жизнь в населенных пунктах Тюменской области носит конструктивный характер.
По состоянию на 01.10.2022 в Тюменской области зарегистрировано 2206 некоммерческих организации, в том числе: 715 - общественных организаций, 119 - профессиональных союзов, 554 - автономных некоммерческих организаций, 818 - иных некоммерческих организаций и общественных объединений.
По состоянию на 01.10.2022 в Тюменской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесено 22 региональных отделения федеральных политических партий. При этом реально себя проявляют 4 региональных отделения парламентских партий: "Единая Россия", ЛДПР-Либерально-демократическая партия России, "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду", Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ).
В целях обеспечения общественно-политической стабильности в Тюменской области последовательно реализуется ряд специальных комплексных целевых проектов, направленных на поддержку институтов гражданского общества, в том числе:
- Общественная палата Тюменской области образована в соответствии с Законом Тюменской области N 29 от 10.06.2010 "Об Общественной палате Тюменской области" в целях содействия согласованию общественно значимых интересов граждан, государственных органов Тюменской области и органов местного самоуправления при рассмотрении наиболее важных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Тюменской области, защиты прав и свобод граждан.
В состав Общественной палаты входят 102 представителя некоммерческих организаций, иных общественных объединений, религиозных организаций, общественных советов, общественных палат муниципальных образований Тюменской области, которые представляют интересы и объединяют инициативы десятков тысяч жителей региона (многочисленные ветеранские, профсоюзные, патриотические, спортивные, инвалидные организации, землячества и др.).
Общественная палата Тюменской области является дискуссионной площадкой и формой прямого диалога власти, бизнеса и общественности с целью построения конструктивных общественных отношений. Органами Общественной палаты Тюменской области являются Совет и 12 комиссий Общественной палаты. Для изучения, подготовки к рассмотрению вопросов и выработки рекомендаций по основным направлениям деятельности могут создаваться рабочий группы Общественной палаты (в настоящее время осуществляют свою деятельность 9 рабочих групп).
Сегодня региональная Общественная палата стала системообразующим элементом общественного контроля в регионе, авторитетнейшим институтом гражданского общества. При Общественной палате действуют 3 группы общественного контроля в сферах строительства, жилья, жилищно-коммунального хозяйства, экологического контроля, по вопросам садоводства, огородничества и гаражных кооперативов.
Организована работа Общественной приемной Общественной палаты Тюменской области, ежедневно ведется прием граждан и их обращений по социально - бытовым вопросам, правовому просвещению, еженедельно проводятся гражданские слушания, также осуществляется прием заявлений от граждан в электронном виде (https://www.op72.ru/obraschen.html).
Результаты мониторингов, гражданских слушаний, актуальные вопросы общественно-политической жизни, деятельности Общественной палаты Тюменской области размещаются на официальном сайте: www.op72.ru, а также в газете "Гражданская трибуна Тюменской области" (издается с 2004 года, периодичность - 1 раз в месяц, тираж - 3000 экз.).
- Координационный совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей (действует с 2003 г.) является формой консолидации ветеранских движений, общественных объединений, органов исполнительной власти, составной частью государственной и общественной системы гражданского и патриотического воспитания, способствует распространению инновационных форм и направлений работы, созданию условий для их практической реализации, повышению эффективности и качества реализуемых программ и проектов. Координационный совет объединяет более 35 общественных организаций, представляющих свыше 300 тыс. жителей Тюменской области, содействует увековечению памяти погибших военнослужащих, оказанию помощи и поддержки членам их семей, военно-патриотическому воспитанию молодежи.
В соответствии с основными направлениями, определенными Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Комитетом обеспечена государственная поддержка проведения экспертиз и экспертных исследований материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского характера.
В целях реализации задач, определенных Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, в рамках Программы осуществляется комплекс мероприятий по развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации, стабилизацию общественно-политической ситуации в регионе, формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности, а также воспитание молодежи на основе традиционных для российской культуры нравственных и патриотических ценностей и пропаганда здорового образа жизни.
Это и ставший уже традиционным ежегодный сбор старшеклассников "Школа поликультурного общения", просветительские лекции-беседы в вузах и ссузах по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, проект "Осторожно-экстремизм!", в рамках которого разработана настольная социальная игра "Мой выбор", которая наглядно демонстрирует негативные последствия девиантного и экстремистского поведения для личности и общества, программа "Противодействие экстремизму в сфере массовых коммуникаций" и другие.
В Тюменской области созданы благоприятные институциональные условия для налаживания конструктивного диалога различных социальных и политических сил, общества и органов государственной власти региона, для реализации гражданских инициатив, участия населения в реализации социально полезных программ и мероприятий.
В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах.
Направление деятельности "Информирование населения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений"
В рамках организации информационной кампании, направленной на обеспечение гражданского единства народов Российской Федерации и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в Тюменской области, всестороннего просвещения населения в части культурного и конфессионального многообразия и единства народов, истории и последствий национальной, религиозной, этнической, расовой нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом на национальной и религиозной почве, а также в соответствии с планом по реализации в Тюменской области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на постоянной основе:
- обеспечен выход специализированных программ:
- телепрограмма "Родина" - цикл телепередач филиала ВГТРК ГТРК "Регион-Тюмень" о традициях и национальных культурах;
- тележурнал на татарском языке "Яна сулыш" ("Новое дыхание"), выходящий на телеканале "Тюменское время";
- информационно-публицистический проект на телеканалах "Тюменское время", ТНТ "Себер йолдызлары" ("Звезды Сибири");
- информационно-просветительская радиопрограмма "Жизнь национальностей" на канале "Вести FM. Тюмень";
- радиопрограмма на татарском языке "Дусларга сукмак" / "Дорога к друзьям" на радио "Вести FM. Тюмень";
- производство и вещание в эфире "Радио-Вера" духовно-просветительских передач ("Воскресная школа", "Светлый час", "Красота божьего мира", "Открытый урок в Тюменском духовном училище");
- в сфере периодической печати поддержку Правительства Тюменской области получают проекты: "Таван" / "Родня", "Янарыш" / "Возрождение", журнал "Мир национальностей", журнал "Православный просветитель", мусульманская газета "Хикмет" / "Суть".
- оказывается государственная поддержка информационно-просветительскому порталу "Аль-Хакк" ("Истина"), порталу общественных объединений "Диалог";
- обеспечивается размещение информации в сообществах в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники", Telegram.
В 23 районных (городских) средствах массовой информации организован выход ежемесячных целевых полос "Единство".
В 2020 году "Ассамблея народов России" поддержала Комитет по делам национальностей области на Всероссийском конкурсе лучших практик в сфере национальных отношений и присудила 1 место проекту "Тюменский областной конкурс национальных видеороликов "Мы".
С 2021 года конкурс национальных видеороликов "МЫ" проходит на всероссийском уровне. Целью конкурса является формирование общегражданской идентичности, укрепление межнационального согласия народов России.
СМИ освещают деятельность общественных объединений граждан различных национальностей и вероисповеданий, их вклад в духовный, культурный потенциал региона, в формирование принципов уважительного отношения к религиозным и культурным традициям народов, проживающих на территории Тюменской области; рассказывают об областных национальных фестивалях, праздниках, мероприятиях с участием национальных творческих коллективов.
Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении единства гражданского согласия во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 8 декабря 2022 г. N 924-п "О внесении изменения в постановление от 14.12.2018... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.