Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 9 декабря 2022 г. N 3107
Положение
о техническом комитете по стандартизации "Программно-аппаратные комплексы для критической информационной инфраструктуры и программное обеспечение для них" (ТК 167)
1. Общие вопросы
1.1. Технический комитет по стандартизации "Программно-аппаратные комплексы для критической информационной инфраструктуры и программное обеспечение для них" (далее - ТК 167) является формой сотрудничества заинтересованных организаций при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в установленной сфере деятельности.
1.2. Решение о создании ТК 167 принято Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
1.3. Методическое руководство работой ТК 167, мониторинг и контроль за его деятельностью осуществляют федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации и подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (далее - институт стандартизации).
1.4. Работой ТК 167 руководит председатель комитета, а организационно-технические функции выполняют ответственный секретарь и секретариат ТК 167.
1.5. Ведение секретариата ТК 167 поручено акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Критические информационные системы" (далее - АО "НПО "КИС"), которое осуществляет материальное и организационное обеспечение его работы в соответствии со своими обязательствами, взятыми при создании ТК 167.
1.6. Для переписки ТК 167 имеет свой бланк с набором необходимых реквизитов. Право подписи писем на бланке комитета имеют председатель ТК 167, его заместитель и ответственный секретарь ТК 167 с учетом права представления, установленного в пункте 4.4 настоящего положения.
1.7. В своей деятельности ТК 167 руководствуется законодательством Российской Федерации ГОСТ Р 1.1-2020 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" (далее - ГОСТ Р 1.1-2020) (разделы 3, 5 и 6), другими основополагающими национальными стандартами, правилами стандартизации, организационно-распорядительными документами федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, которые распространяются на деятельность ТК 167, и настоящим Положением, а также учитывает рекомендации по стандартизации и рекомендации, приведенные в ГОСТ Р 1.1-2020 (приложение Г).
1.8. ТК 167 принимает свои решения на заседании комитета в очном или заочном режиме с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.1-2020 (подраздел 6.5).
1.9. Предложения по изменению структуры и состава ТК 167, в том числе о приеме новых членов ТК 167 и исключении членов ТК 167 из состава комитета рассматривают на заседаниях ТК 167 на основании письменных заявлений заинтересованных организаций (органов власти). Решения по этим вопросам принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании письменного обращения председателя ТК 167.
1.10. Решение о реорганизации или ликвидации ТК 167 может быть принято в случаях, предусмотренных в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 6.6.10), федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, который может воспользоваться правом, указанным в пункте 4.2 настоящего положения, а также на основании соответствующего предложения, принятого на заседании комитета.
2. Задачи и функции
2.1. ТК 167 решает задачи, которые указаны в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 3.1.2):
участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля за реализацией этих программ;
проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в Российской Федерации документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам;
регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным комитетом национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации, а также межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;
мониторинг применения закрепленных за данным комитетом предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов;
рассмотрение предложений об обновлении или отмене документов национальной системы стандартизации и действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов или предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации;
проведение экспертизы проектов сводов правил и подготовка экспертных заключений на эти проекты;
проведение экспертизы проектов стандартов организаций и проектов технических условий в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации в случае соответствующего обращения заинтересованных организаций;
участие в работах аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) международных организаций по стандартизации;
участие в разработке международных и региональных стандартов в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;
участие в формировании перечней стандартов (документов в области стандартизации), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и перечней стандартов (документов в области стандартизации), которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни;
подготовка заключений о соблюдении (несоблюдении) условий применения международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, а также стандартов и сводов правил иностранных государств в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в случае соответствующего обращения заинтересованных организаций;
проведение экспертизы переводов на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств;
участие в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.
2.2. Кроме задач, описанных в пункте 2.1 настоящего положения, ТК 167 решает также следующие задачи:
согласовывает предложения к плану разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в соответствии с порядком разработки, утверждения, изменения и отмены сводов правил, актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства;
проводит экспертизы проектов сводов правил и подготовку экспертных заключений на эти проекты;
участвует в экспертизе проектов технических регламентов; участвует в формировании перечней национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной или на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов;
подготавливает заключения о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за ТК 167 области деятельности для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни;
проводит экспертизу официальных переводов на русский язык международных и региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в сфере деятельности ТК 167.
2.3. В процессе своей деятельности ТК 167 выполняет работы, которые указаны в ГОСТ Р 1.1-2020 (раздел 5).
3. Обязанности
3.1. Председатель ТК 167 обязан выполнять функции, установленные в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 6.2.1):
вырабатывает стратегию деятельности комитета;
утверждает перспективную программу работы ТК 167 и вносимые в нее изменения (после их рассмотрения на заседании комитета);
организует работу ТК 167 для выполнения задач, указанных в 3.1.2 и 3.1.3 ГОСТ Р 1.1-2020;
представляет ТК в федеральных и иных органах исполнительной власти (в том числе в федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации), других ТК 167, юридических лицах (в том числе в общественных объединениях), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, в международных и региональных организациях по стандартизации или иных занимающихся стандартизацией международных, региональных и национальных организациях;
проводит заседания ТК 167 (если иное не установлено в положении о данном комитете);
организует проведение в ТК 167 экспертизы проектов документов и проектов других документов и (или) определяет подкомитеты, к компетенции которых относятся данные проекты;
организует в ТК 167 процесс достижения консенсуса при разработке национальных стандартов в соответствии с нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;
организует работу по популяризации стандартизации в сфере, относящейся к компетенции ТК 167, в средствах массовой информации и обеспечивает при этом контроль достоверности и однозначности публикуемых сведений.
3.2. Заместитель председателя ТК 167 обязан выполнять функции председателя комитета в его отсутствие (или по согласованию с председателем) и помогать председателю ТК 167 в процессе исполнения им этих функций.
3.3. Ответственный секретарь и секретариат ТК 167 обязаны выполнять задачи:
подготовка предложений ТК 167 в Программу национальной стандартизации (далее - ПНС) и актуализация перспективной программы работы ТК 167 на основе предложений членов комитета и иных заинтересованных организаций и (или) органов власти;
размещение проектов национальных и межгосударственных стандартов, проектов изменений к ним в федеральной государственной информационной системе федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации (далее - ФГИС) и на сайте АО "НПО "КИС" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо их рассылка членам ТК 167 по электронной почте;
проведение проверки соответствия проектов национальных и межгосударственных стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных и межгосударственных стандартах, которая осуществляется по правилам, установленным в ГОСТ Р 1.6-2013 "Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы" (далее - ГОСТ Р 1.6-2013) (пункты 4.4, 6.5 и 6.6, подпункт 4.4.2);
организация голосования по проектам стандартов (изменений к стандартам) и оформление проектов экспертных заключений ТК 167 и мотивированных предложений об утверждении проектов национальных стандартов и проектов изменений к ним (представлении проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним на принятие) по ГОСТ Р 1.6-2013 (пункт 6.2 и приложение А) и ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены" (приложение Г);
организация и проведение заседаний ТК 167 (очных или заочных), а также оформление протоколов заседаний комитета;
контроль за реализацией ПНС по тематике ТК 167 и отчет о ее выполнении в соответствии с ГОСТ Р 1.14-2017 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией" (пункт 8.3);
контроль за реализацией перспективной программы работы ТК 167 и отчет о ее выполнении перед членами ТК 167 и федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;
ввод данных ТК 167 в ФГИС;
подготовка годового отчета о работе ТК 167;
информационное и консультационное обеспечение членов ТК 167 в части методологии стандартизации;
контроль выполнения членами ТК 167 своих обязанностей, установленных в положении о данном комитете, а в случае их невыполнения (более трех раз), секретариат ТК 167 направляет им предупреждение о необходимости соблюдения взятых на себя обязательств члена ТК;
размещение информации о деятельности ТК 167 на сайте АО "НПО "КИС" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
выполнение иных работ, указанных в разделах 5 и 6 ГОСТ Р 1.1-2020 в отношении секретариата ТК 167, в том числе связанных с работой смежных ТК (пункты 5.2.1.1-5.2.1.4 ГОСТ Р 1.1-2020);
взаимодействие с другими ТК, юридическими лицами (в том числе общественными объединениями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, международными и региональными организациями по стандартизации или иными занимающимися стандартизацией международными, региональными и национальными организациями.
При временном отсутствии ответственного секретаря исполнение его обязанностей по решению руководства организации, ведущей секретариат ТК 167, может быть возложено на иное должностное лицо этой организации на срок не более 6 месяцев с уведомлением об этом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
3.4. Члены ТК 167 обязаны:
участвовать во всех заседаниях ТК 167, направляя своих полномочных представителей;
рассматривать проекты национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и проекты изменений к ним, проводить их экспертизу, а также готовить аргументированные отзывы на указанные проекты или сообщать о незаинтересованности в их применении;
рассматривать предложения о целесообразности утверждения предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов и участвовать в голосовании по этим предложениям;
рассматривать предложения об отмене (одностороннем прекращении применения в Российской Федерации) действующих национальных и межгосударственных стандартов;
участвовать в голосовании по проектам национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил, а также по предложениям ТК 167 в программу национальной стандартизации перед их представлением в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации;
участвовать в голосовании по результатам рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, перед представлением экспертных заключений ТК 167 в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации;
при проведении указанных выше работ соблюдать правила и сроки, установленные в основополагающих национальных стандартах и нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;
оперативно сообщать в секретариат ТК 167 об изменении своих реквизитов или замене полномочного представителя.
3.5. Куратор ТК 167 обязан выполнять функции, установленные в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 6.4.3):
содействие соблюдению в курируемом ТК 167 требований настоящего стандарта, других основополагающих национальных стандартов и правил стандартизации;
рассмотрение предложений курируемого ТК 167 в ПНС и обеспечение координации планируемых работ комитета со смежными и другими ТК;
мониторинг реализации ПНС по тематике курируемого ТК 167;
содействие секретариату курируемого ТК 167 в организации и проведении заседаний комитета;
содействие достижению в курируемом ТК 167 консенсуса по проектам национальных и межгосударственных стандартов;
подготовку к утверждению (принятию) проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним, которые прошли экспертизу в курируемом ТК 167;
подготовку документов для введения межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции курируемого ТК 167, в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов;
рассмотрение годового отчета курируемого ТК 167;
подготовку предложений по принятию мер, направленных на улучшение работы курируемого ТК 167;
популяризацию деятельности курируемого ТК 167 путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации и на сайте института стандартизации в Интернет;
мониторинг иных публикуемых в средствах массовой информации сведений о деятельности курируемого ТК 167.
4 Права
4.1. Члены ТК 167 имеют право:
участвовать во всех работах, проводимых ТК 167;
получать для рассмотрения проекты стандартов и сводов правил, проекты изменений к ним, переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил и национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, проводить экспертизу этих проектов и переводов и давать по ним отзывы или высказывать экспертные мнения;
участвовать в обсуждении проектов стандартов и сводов правил, проектов изменений к ним переводов на русский язык, предложений об отмене действующих стандартов, предложений в программу национальной стандартизации, прочих предложений, которые рассматривает ТК 167, в соответствии с ГОСТ Р 1.1-2020 (раздел 5), организационных и иных вопросов на заседании ТК 167 (в очном или заочном режиме);
голосовать по проектам стандартов и сводов правил, проектам изменений к ним, по предложениям в программу национальной стандартизации и по иным рассматриваемым ТК 167 предложениям, а также по организационным и иным вопросам работы ТК 167;
воздерживаться при голосовании по указанным проектам или предложениям в случае незаинтересованности в их применении (реализации);
давать предложения по разработке и обновлению национальных и межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции ТК 167, а также предложения по отмене (одностороннем прекращении применения в Российской Федерации) действующих стандартов;
предложить секретариату ТК 167 провести голосование по созыву заседания ТК 167 для решения организационного вопроса, а в случае нарушения требований ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 6.6.9), обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с заявлением о проведении внеочередного заседания ТК 167 или с просьбой принять иные меры по обеспечению надлежащей работы комитета;
подать апелляцию на неправомочное решение ТК 167 или федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации;
на бесплатный доступ в ФГИС (с учетом ограничений, которые установлены администратором данной системы);
получать от секретариата ТК 167 информационные материалы и консультации по методологии стандартизации;
выйти из состава ТК 167, направив соответствующее уведомление;
определить лицо, имеющее право голосовать на очном заседании ТК 167, вместо своего полномочного представителя.
4.2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации (кроме прав члена ТК 167) имеет право:
осуществлять надзор за проведением заседаний ТК 167 и за достижением консенсуса по проектам национальных и межгосударственных стандартов;
принимать решения о проведении внеочередного заседания ТК 167, а в случае, предусмотренном в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункты 6.6.9 и 6.6.10), поручать ведение данного заседания своему полномочному представителю куратору ТК 167 или иному лицу;
принимать новых членов ТК 167;
исключать членов ТК 167, не выполняющих свои обязанности;
назначать нового председателя ТК 167, его заместителя и (или) ответственного секретаря ТК 167;
передавать ведение секретариата ТК 167 другой организации;
реорганизовывать структуру или ликвидировать ТК 167, передав тематику ТК 167 и перечни стандартов, относящихся к компетенции ТК 167, подведомственному федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институту стандартизации или другому комитету, в том случае, когда ТК 167 не выполняет свои задачи и функций, указанных в ГОСТ Р 1.1-2020 (пункт 3.1.2).
4.3. Подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (кроме прав члена ТК 167), действующий через куратора ТК 167, имеет право осуществлять:
мониторинг деятельности ТК 167;
содействие соблюдению в ТК 167 правил, установленных в ГОСТ Р 1.1-2020 и других основополагающих национальных стандартах и правилах по стандартизации;
мониторинг реализации программы национальной стандартизации по тематике ТК 167;
мониторинг публикуемых в средствах массовой информации сведений о деятельности ТК 167;
рассмотрение предложений курируемого ТК 167 в ПНС и координацию планируемых работ по смежными и другими ТК;
содействие достижению в курируемом ТК 167 консенсуса по проектам национальных и межгосударственных стандартов;
размещение информации о деятельности курируемого ТК 167 в средствах массовой информации и на сайте института стандартизации в Интернет.
4.4. Председатель ТК 167, заместитель председателя ТК 167 и ответственный секретарь ТК 167 имеют право:
представлять ТК 167 в других ТК, юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории (в том числе в общественных объединениях) международных региональных и национальных организациях по стандартизации или иных занимающихся стандартизацией международных, региональных и национальных организациях;
организовывать проведение очередного заседания ТК 167 (очного или заочного);
выдвигать предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп, принятию новых членов ТК 167 и (или) исключению членов ТК 167, не выполняющих свои обязанности;
отказываться от исполнения обязанностей председателя ТК 167, заместителя председателя или ответственного секретаря ТК 167.
Председатель ТК 167 также имеет право:
представлять ТК 167 в федеральных и иных органах исполнительной власти, в том числе в федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации;
созывать для решения срочных вопросов внеочередное заседание ТК 167 или проводить его заочно;
утверждать перспективную программу работы ТК 167 и вносимые в нее изменения;
утверждать состав, председателя, его заместителей и ответственного секретаря подкомитета ТК 167;
формировать рабочую группу для рассмотрения проекта национального или межгосударственного стандарта в процессе его экспертизы;
определять, имеются ли принципиальные разногласия членов ТК 167 по экспертному заключению и (или) рассматриваемому проекту;
принимать решение о достижении консенсуса по проекту национального или межгосударственного стандарта.
4.5. Право голоса от имени организации, которая ведет секретариат ТК 167, имеет генеральный директор АО "НПО "КИС".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.