Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации города
от 12.12.2022 N 454-р
Положение
о системе управления охраной труда в администрации города Нефтеюганска
1. Общие положения
1.1. Целью внедрения системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации города Нефтеюганска (далее - администрация) является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранения воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков).
1.2. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем с учетом специфики деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда, содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых практик по охране труда.
1.3. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления в администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учётные документы.
1.4. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и помещениях администрации.
1.5. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников администрации.
1.6. Требования СУОТ обязательны для всех муниципальных служащих, работающих в администрации, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и помещениях администрации.
2. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика в области охраны труда:
2.1.1. Политика (стратегия) в области охраны труда является:
- локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников;
- публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
2.1.2. Политика по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
2.1.3. Политика по охране труда доступна всем работникам администрации, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и помещениях администрации.
2.2. Цели в области охраны труда:
2.2.1. Основные цели в области охраны труда в администрации заключаются в следующих положениях:
- обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- проведение специальной оценки условий труда и осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением профилактических мероприятий;
- обеспечение подготовки работников в области охраны труда путём проведения качественного обучения;
- повышение уровня ответственности каждого работника за соблюдение требований законодательства в области охраны труда;
- обеспечение функционирования всех уровней контроля за соблюдением и выполнением на рабочих местах законодательных и иных требований в области охраны труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах в администрации;
- обеспечение управления профессиональными рисками;
- непрерывное совершенствование и повышение эффективности CУOT.
3. Планирование
3.1. Планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в администрации производится ежегодно до 31 декабря текущего года и утверждается распоряжением администрации города Нефтеюганска (далее - план).
3.2. План разрабатывается ведущим специалистом отдела реализации законодательства в сфере закупок и охраны труда департамента по делам администрации города Нефтеюганска (далее - ведущий специалист) руководствуясь Примерным перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 771н".
3.3. В плане отражаются:
- наименование мероприятий в администрации;
- сроки реализации по каждому мероприятию;
- ответственные лица за реализацию мероприятий.
4. Обеспечение функционирования CУOT
4.1. Структура СУОТ:
4.1.1. Организационная система управления охраной труда в администрации - трёхуровневая.
Управление охраной труда на первом уровне осуществляет представитель нанимателя (работодателя).
Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с должностной инструкцией осуществляет ведущий специалист.
Управление охраной труда на третьем уровне осуществляет комиссия по охране труда.
4.1.2. Порядок организации работы по охране труда в администрации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, требованиями настоящего положения о СУОТ.
4.2. Обязанности по охране труда должностных лиц, работников администрации.
4.2.1. Представитель нанимателя (работодателя) обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение за счёт средств бюджета города Нефтеюганска и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или связанных с загрязнением;
- обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счёт средств бюджета города Нефтеюганска обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учётом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
- расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учёт и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников на рабочем месте, обращение (доставка) в медицинскую организацию в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.2.2. Обязанности по охране труда заместителей главы города Нефтеюганска по направлениям деятельности:
- организуют работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда в контролируемых и координируемых ими органах, структурных подразделениях администрации города Нефтеюганска;
- получают информацию о состоянии условий и охраны труда от курируемых структурных подразделений администрации, принимают меры по устранению выявленных недостатков в области охраны труда;
- принимают участие (при необходимости) в расследовании групповых несчастных случаев, тяжёлых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом в курируемых структурных подразделениях, разработке мероприятий по их предупреждению, организуют контроль за их выполнением структурными подразделениями.
4.2.3. Обязанности по охране труда начальника отдела муниципальной службы и кадров департамента по делам администрации города Нефтеюганска:
- организует работу по осуществлению контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работниками администрации;
- организует работу по согласованию, хранению должностных инструкций работников администрации;
- организует работу по подготовке графика ежегодной диспансеризации работников администрации, формированию списков работников, подлежащих диспансеризации;
- организует работу по консультированию работников администрации по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в области трудового законодательства;
- участвует в работе комиссии, по специальной оценке условий труда при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;
- организует работу по оформлению трудовых договоров с лицами, поступающими на работу (муниципальную службу) в администрацию города Нефтеюганска при наличии у них соответствующего образования, заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или её прохождению, после прохождения ими вводного инструктажа по охране труда;
- направляет начальнику отдела реализации законодательства в сфере закупок и охраны труда департамента по делам администрации города Нефтеюганска уведомление о принятых на работу (муниципальную службу) в администрацию для прохождения вводного инструктажа по охране труда;
- направляет начальнику отдела реализации законодательства в сфере закупок и охраны труда департамента по делам администрации города Нефтеюганска уведомление о выходящих из отпуска по уходу за ребёнком для проведения внепланового инструктажа, для планирования мероприятий по охране труда в отношении данных работников, увольняемых работников администрации для исключения из списков работников, в отношении которых проводятся мероприятия по охране труда;
- направляет предложения для формирования раздела "Охрана труда" коллективного договора администрации.
4.2.4. Обязанности по охране труда руководителя структурного подразделения администрации города Нефтеюганска:
- обеспечивает организацию работы по охране труда в структурном подразделении в соответствии с настоящим положением о СУОТ, требованиями законодательства о труде и об охране труда, действующего в Российской Федерации;
- участвует в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечивает выполнение обоснованных предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, и рассмотрении представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами сроки;
- обеспечивает представление информации по охране труда в департамент по делам администрации города Нефтеюганск (по запросу и в установленные им сроки);
- подготавливает предложения в план работы по охране труда;
- вносит представителю нанимателя (работодателя) предложения о поощрении работников структурного подразделения за активную работу в области охраны труда, а также о привлечении к ответственности работников структурного подразделения, допустивших упущения в работе, приведшие к нарушению норм и правил безопасности, а также не выполняющих должностные обязанности по охране труда.
4.2.5. Обязанности по охране труда начальника отдела учета и отчетности - главного бухгалтера департамента по делам администрации города Нефтеюганска:
- осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на охрану труда;
- осуществляет бухгалтерский учёт расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет учёт расходов в связи с несчастными случаями, выплатами штрафов по решению государственных органов надзора и контроля.
4.2.6. Обязанности по охране труда ведущего специалиста:
- организует функционирование СУОТ в администрации;
- разрабатывает программы вводного инструктажа и проводит вводный инструктаж вновь принимаемым в администрацию работников;
- организует работу комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников администрации согласно плану обучения и участвует в работе этой комиссии (по специальному обучению по охране труда в объёме должностных обязанностей руководителей и специалистов структурного подразделения не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в структурном подразделении), оформляет протоколы установленной формы;
- организует работу уголка по охране труда и принимает меры по оснащению его необходимыми учебными и наглядными пособиями, нормативной правовой базой по охране труда и другими материалами;
- организует работу по специальной оценке условий труда в администрации, оформляет соответствующую документацию, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в администрации в установленном порядке;
- обеспечивает информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся компенсациях и льготах;
- обеспечивает хранение материалов по специальной оценке условий труда (45 лет);
- организует работу по подготовке отчётности по охране труда "Информация о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования" в администрации. Подготавливает соответствующую отчётность;
- осуществляет контроль за соблюдением норм и правил безопасности, стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам охраны труда;
- осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда в администрации, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- даёт предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда руководителям структурных подразделений, контролирует их выполнение;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведёт учёт и отчётность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
- участвует в управлении профессиональными рисками;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
- участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- участвует в разработке разделов коллективного договора администрации в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- организует обучение по охране труда руководителей и специалистов администрации и её структурных подразделений в объёме соответствующих программ по охране труда в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную длительность;
- организует работу по присвоению неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности. Составляет перечень должностей, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности по администрации и структурным подразделениям (группа I по электробезопасности должна присваиваться неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током);
- осуществляет взаимодействие с организацией обслуживающей электроустановки в администрации и её структурных подразделениях в части присвоения неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности.
4.2.7. Основные обязанности по охране труда работников администрации:
- соблюдать требования охраны труда, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также внутренними локальными актами администрации;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты;
- проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в ходе трудовой деятельности, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
- немедленно извещать в письменной форме своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной работнику ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями.
4.2.8. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза:
- осуществляет профессиональный контроль соблюдения требований охраны труда в структурных подразделениях администрации;
- осуществляет контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- подготавливает предложения работодателю по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
- представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
4.2.9. Комиссия по охране труда:
- разрабатывает программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
- участвует в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
- участвует в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты;
- участвует в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов;
- участвует в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- участвует в оценке профессиональных рисков;
- готовит предложения работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- участвует в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда;
- оказывает содействие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5. Функционирование СУОТ
5.1. Обучение работников администрации по охране труда, проведение проверки знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда предусматривает:
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте: внеплановый, целевой;
- обучение руководителей и специалистов.
5.1.1. Вводный инструктаж и порядок его проведения:
- программу вводного инструктажа по охране труда разрабатывает ведущий специалист с учётом требований Системы стандартов безопасности труда (далее - ССБТ), правил, норм по охране труда. Утверждается программа распоряжением администрации города Нефтеюганска;
- вводный инструктаж по охране труда проводится до приёма либо в день приёма со всеми вновь принимаемыми на работу в администрацию, независимо от их образования, стажа работы по данной должности, а также с сотрудниками сторонних организаций, проходящими в администрации производственную практику;
- вводный инструктаж по охране труда проводит ведущий специалист в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий;
- о проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
5.1.2. Внеплановый инструктаж:
- в особых случаях, вызванных служебной необходимостью, с работниками проводится внеплановый инструктаж;
- при регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.
О проведении внепланового инструктажа на рабочем месте делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
5.1.3. Целевой инструктаж:
- целевой инструктаж проводит руководитель работ непосредственно на рабочем месте исполнителям;
- целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями работника;
- проведение целевого инструктажа оформляется в журнале регистрации инструктажа.
5.1.4. Порядок организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и служащих:
- обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники администрации, в том числе глава администрации города, заместители главы администрации города и руководители структурных подразделений администрации;
- все принимаемые на работу в администрацию в течение первого месяца работы должны пройти соответствующее обучение по охране труда, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;
- обучение по охране труда руководителей и муниципальных служащих администрации проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно в администрации или в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях, и организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- программу проведения обучения по охране труда разрабатывает ведущий специалист. Утверждается программа распоряжением администрации города Нефтеюганска;
- в процессе обучения по охране труда руководителей, специалистов и служащих комиссией по обучению и проверке знаний требований охраны труда проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и так далее, могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
5.1.5. Присвоение I группы по электробезопасности:
- присвоение I группы производится после инструктажа, который должен завершиться проверкой знаний в форме устного опроса. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник организации, обслуживающей электроустановки администрации из числа электротехнического персонала, имеющий группу III по электробезопасности, назначенный приказом;
- персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящейся к его производственной (служебной) деятельности, присваивается I группа по электробезопасности с оформлением в журнале установленной формы;
- присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
5.2. Проведение специальной оценки условий труда.
5.2.1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - N 426-ФЗ), методикой проведения специальной оценки условий труда и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов.
5.2.2. Специальная оценка условий труда проводится представителями работодателя, в том числе ведущим специалистом совместно с организацией или организациями, привлекаемыми на основании заключенных муниципальных контрактов.
5.2.3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном N 426-ФЗ, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
5.2.4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
5.2.5. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе ведущий специалист, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются распоряжением администрации города Нефтеюганска.
5.2.6. Этапы специальной оценки условий труда:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
5.2.7. В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
5.2.8. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, подаётся декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
5.2.9. В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.
5.2.10. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.
5.2.11. Работников ознакамливают с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда. Ознакомление с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах проводит ведущий специалист.
5.2.12. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, передаются в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
5.3. Обеспечение управления профессиональными рисками.
5.3.1. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в администрации устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровней профессиональных рисков.
5.3.2. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением специалистов по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов, а также экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда в процессе проведения специальной оценки условий труда в администрации.
5.3.3. При выявлении опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными опасными ситуациями.
5.3.4. Профессиональные риски в администрации определяются с учётом характера деятельности и практически все подлежат управлению. Для обеспечения реализации мер по снижению или исключению профессиональных рисков необходимым требованием является соблюдение работниками требований охраны труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в рамках выполнения своих должностных обязанностей, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также других внутренних локальных актов администрации.
При описании процедуры управления профессиональными рисками должны учитываться следующее требования:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
- тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
5.4. Учёт микроповреждений (микротравм) работников.
5.4.1. В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний в администрации осуществляется учёт и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.
5.4.2. Порядок учёта микроповреждений (микротравм) работников структурных подразделений администрации города Нефтеюганска утверждается распоряжением администрации города Нефтеюганска.
5.5. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.5.1. Страхованию подлежат все работники администрации, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем.
5.6. Страхование жизни и здоровья муниципальных служащих администрации.
5.6.1. Страхованию подлежат лица, замещающие должности муниципальной службы в администрации города Нефтеюганска.
5.7. Организация расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.7.1. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно сообщает в письменной форме непосредственному руководителю работ, который обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, доставку его в ближайшее лечебное учреждение;
- сообщить в письменной форме главе города Нефтеюганска о происшедшем несчастном случае;
- принять все меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведёт к аварии). В случае невозможности её сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).
5.7.2. Глава города Нефтеюганска обеспечивает своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учёт, согласно срокам, в зависимости от тяжести несчастного случая.
5.7.3. Распоряжением администрации города Нефтеюганска создается комиссия по расследованию несчастного случая, которая обязана:
- в течение трёх суток провести расследование, выявить и опросить очевидцев, получить объяснения от пострадавшего;
- составить акт по форме "Н-1" в четырёх экземплярах, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.
5.7.4. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено администрации (работодателю) или, в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
5.7.5. При групповом несчастном случае на производстве, тяжёлом и со смертельным исходом, в течение суток направляются сообщения в:
- государственную инспекцию труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
- прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- Фонд социального страхования;
- отдел по труду департамента экономического развития администрации города Нефтеюганска;
- объединённую профсоюзную организацию работников города Нефтеюганска.
5.7.6. Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
5.7.7. Материалы расследования несчастного случая хранятся в течение 45 лет в отделе реализации законодательства в сфере закупок и охраны труда департамента по делам администрации города Нефтеюганска.
5.7.8. Расследование и учёт профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.8. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и помещений, систем инженерно-технического обеспечения.
5.8.1. Безопасность зданий и помещений в процессе эксплуатации обеспечивается директором департамента по делам администрации города Нефтеюганска посредством технического обслуживания, периодических осмотров и мониторинга состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов зданий и помещений.
5.9. Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
5.9.1. С целью обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников в администрации оборудованы санитарно-бытовые помещения: умывальные, уборные, гардероб. Ответственность за техническое состояние помещений, своевременным оснащением, специальным оборудованием, мебелью и бытовыми принадлежностями несёт директор департамента по делам администрации города Нефтеюганска.
5.9.2. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5.9.3. Ежегодно в соответствии с графиком проводится диспансеризация муниципальных служащих администрации.
6. Контроль за СУОТ и анализ эффективности СУОТ
6.1. В целях организации контроля функционирования CУOT и мониторинга реализации процедур в администрации осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в администрации.
Контроль за состоянием условий труда и охраны труда является одним из основных мероприятий по профилактике и предупреждению производственного травматизма, которое осуществляется посредством выявления отклонения условий труда от требований законодательства о труде, правил и норм безопасности, стандартов с принятием решений по их устранению.
6.2. Виды контроля:
- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
- постоянный контроль состояния производственной среды;
- трёхступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
- общественный контроль за состоянием охраны труда.
6.2.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий представляет непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда и профилактику производственного травматизма.
Текущий контроль включает в себя:
- контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;
- контроль организации труда;
- контроль состояния здоровья работников (путём проведения диспансеризации).
6.2.2. Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение и оценку опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Включает в себя контроль факторов рабочей среды и специальную оценку условий труда.
6.2.3. Трёхступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями нанимателя (работодателя) администрации за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах.
I ступень - непосредственный руководитель (начальник отдела или работник самостоятельно путём самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы);
II ступень - руководитель структурного подразделения, уполномоченный по охране труда профессионального союза, ведущий специалист;
III ступень - комиссия по охране труда изучает состояние охраны труда в структурных подразделениях.
6.2.4. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективного договора, соглашения в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы, которые избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
6.3. Основными видами оценок являются:
- статистическая отчётность по охране труда;
- сведения о состоянии условий и охраны труда;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
- анализ производственного травматизма.
6.4. В результате контроля, оценок и проверок определяется достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляются соответствующими протоколами, актами.
6.5. Анализ эффективности системы управления охраной труда.
6.5.1. При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством администрации, оценивают:
- СУОТ для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
- способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям администрации и её заинтересованных сторон, включая работников и органы контроля и надзора;
- необходимость изменения системы управления охранной труда, включая концепцию и цели по охране труда;
- необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда;
- выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
6.5.2. Анализ эффективности СУОТ учитывает:
- результаты расследования несчастных случаев и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
6.5.3. Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретный элемент системы управления охраной труда, для принятия соответствующих мер;
- комиссии по охране труда;
- работников, а также их представителей.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. С целью организации улучшения функционирования СУОТ в администрации устанавливается зависимость улучшения функционирования CУOT от результатов контроля функционирования CУOT и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учёта результатов расследования несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
7.2. При планировании улучшения функционирования CУOT ведущий специалист проводит анализ эффективности функционирования CУOT, предусматривающий оценку следующих показателей:
- степень достижения целей в области охраны труда;
- способность CУOT обеспечивать выполнение обязанностей участников всех уровней управления;
- эффективность действий на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования CУOT;
- необходимость изменения CУOT, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении CУOT;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
8.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в администрации разработаны инструкции по охране труда и пожарной безопасности, в которых указывается порядок действий в случае возникновения аварийной ситуации, а также порядок действий в случаях эвакуации.
8.2. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний администрация руководствуется нормативными документами, регламентирующими порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
8.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
9. Управление документами CУOT
9.1. Документация включает в себя муниципальные правовые акты администрации города Нефтеюганска, должностные инструкции руководителей и специалистов, инструкции по охране труда, инструкции о соблюдении противопожарного режима и действиях при возникновении пожара, а также:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней;
- программа вводного инструктажа по охране труда;
- инструкция вводного инструктажа по охране труда;
- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
- программа обучения по охране труда;
- протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;
- журнал учёта выдачи удостоверений по охране труда;
- перечень профессий, должностей, требующих присвоения I группы допуска по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учёта присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учёта инструкций по охране труда;
- журнал учёта выдачи инструкций по охране труда;
- материалы по проведению специальной оценке условий труда;
- материалы по расследованию несчастных случаев на производстве;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- и другие документы по охране труда.
10. Ответственность работников администрации за нарушение требований охраны труда
10.1. Работники, виновные в нарушении норм Трудового законодательства Российской Федерации, правил и норм охраны труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний органов государственного надзора, а также организационно-распорядительных документов администрации, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
10.2. Нарушение правил и норм охраны труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
10.3. Незнание работниками норм Трудового законодательства Российской Федерации, требований правил и норм охраны труда в пределах их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2022 г. N 454-р "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.